Особенности римской сатиры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы в том, что практически единственный собственно римский, не заимствованный у греков жанр – это сатира.
В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Персий, Пукавий, Ювенал и Гораций, причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
Раздел І. Возникновение сатиры как римского литературного жанра…........4
Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э……....4
Характеристика сатиры как литературного жанра…………….…........12
Вывод к Разделу І:………………………………………………………..……..14

Раздел ІІ. Тематика сатиры в творчестве римских поэтов……………….…..15
2.1. Общественная жизнь эпохи в творчестве Люцилия………………….….15
2.2. Страстный протест против власти денег в сатире Ювенала………….…17
2.3. Традиции римской сатиры в романе Петрония Арбитра «Сатирикон» ..24
Вывод к Разделу ІІ:………………………………………………………….…..31

Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы………………………………...….….…..35

Файлы: 1 файл

римская сатира.docx

— 75.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Тема: «Особенности римской сатиры»

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

Раздел І. Возникновение сатиры как римского литературного жанра…........4

    1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э……....4
    2. Характеристика сатиры как литературного жанра…………….…........12

Вывод к Разделу І:………………………………………………………..……..14

 

Раздел ІІ. Тематика сатиры в творчестве римских поэтов……………….…..15

2.1. Общественная жизнь эпохи в творчестве Люцилия………………….….15

2.2. Страстный протест против власти денег в сатире Ювенала………….…17

2.3. Традиции римской сатиры в  романе Петрония Арбитра «Сатирикон» ..24

Вывод к Разделу ІІ:………………………………………………………….…..31

 

Заключение……………………………………………………………………....32

Список использованной литературы………………………………...….….…..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы в том, что практически единственный собственно римский, не заимствованный у греков жанр – это сатира.

В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Персий, Пукавий, Ювенал и Гораций, причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.

Древние римляне различали два вида сатиры: одна – исключительно стихотворная –  развивалась поэтами: Луцилием, Горацием, Персием и Ювеналом; другая, с характерным для нее смешением стихов и прозы, была введена в римскую литературу ученым и писателем Варроном. Блестящим развитием этого вида сатиры в римской литературе являются два произведения эпохи Нерона: "Апофеоз божественного Клавдия" и роман Петрония "Сатирикон". Как литературный жанр сатира окончательно оформилась в творчестве Квинта Горация Флакка (65 – 8 гг. до н.э.). С началом правления Августа слово перестало быть оружием междуусобных раздоров. Именно за отказ от персональной брани первые читатели критиковали сатиры Квинта Горация Флакка, заменившего нападки на людей (и тем более на представителей знати) нападками на пороки вообще.

Децим Юний Ювенал, как последний великий сатирик сделал большой вклад в жанр сатиры. Без Ювенала было бы сложно представить сатиру, какой она есть сейчас. В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок.

Цель курсовой работы – определить особенность римской сатиры на материале творчества римских поэтов.

Объект курсовой работы –  римская сатира как литературный жанр.

Предмет курсовой работы – развитие  сатирического жанра в римской поэзии.

Задачи курсовой работы:

–Определить истоки римской литературы.

– Рассмотреть возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

–Дать характеристику сатиры как литературного жанра.

– Изучить тематику сатиры в творчестве римских поэтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел І. Возникновение сатиры как римського литературного жанра

    1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

 

Вопрос об истоках римской литературы решался в пользу греческой. Т. Бирт задолго до С. С. Аверинцева писал, что если отвлечься от чисто внешнего, римская литература есть только «фазис в развитии греческой» [1].

Это было и в русле исследований XIX в., восходивших к сочинениям конца   XVIII в., творчеству И. Г. Гёрдера, когда увлечение поисками архетипа рукописей привело к тому, что римскую культуру, как и ее литературу, стали считать вторичной по отношению к Греции, да и понятие «античность» было разделено на античность греческую и античность римскую. Принадлежность исследователей к разным направлениям позволяла им по–разному отвечать на вопрос о вторичности римской словесности: от простой констатации до теоретического обоснования и попытки представить собственную типологизацию мировой литературы, и в ее рамках рассмотреть литературу римскую. Но заимствования заимствованиями, корни – корнями, но собственно то римская литература чем характерна? Во – первых, пожалуй, означенным А. Ф. Лосевым драматическим и трагическим историзмом. Во–вторых, если у римлян не было своего Гомера, то им пришлось его «назначить»: римским Гомером стал Вергилий. В– третьих, во II веке, после Золотого века, баснописец Федр к «болтливым грекам» уже относился с пренебрежением, и басни сочинял для того, чтобы «Рим и в этой области поэзии мог соперничать с Грецией»: Ведь если стих мой Лацию понравится, Он в большем сможет с Грецией соперничать [2].

Но и ему, самому прозаическому из римских поэтов, была «едкой зависти милее аляповатая древность». Римская литература – парадокс постоянной самоидентификации римских авторов в контексте греческих авторов, парадокс эллинистической самоидентификации.

Во II веке, стало быть, греческая культура так называемого «эллинского

Возрождения» (М. Л. Гаспаров) становится культурой международной, хотя греческий мир как целое для Рима не существовал (будучи провинцией Ахайя), о поездках и посольствах римлян в материковую Грецию «мы почти ничего не слышим» [3].

Овладение греческим языком и греческой культурой было делом римского престижа… Так, чуть раньше Федра иронический испанец Марк Валерий Марциал принимал как должное строгости латинского языка, тем самым в который раз утверждаясь как собственно римский поэт:

Имя, полное славы, ласки, неги,

Я хотел бы воспеть стихом не грубым,

Но упрямые слоги мне мешают!

Правда, Ειαρινος в стихах бывает,

Но у греков, которым все возможно:

Ведь и Αρες, Αρες у них встречаешь.

Нам же извергнуться не позволят:

Музы наши гораздо непреклонней.

(Эп. IX 11, 10–17, пер. Ф. А. Петровского)

Таким образом, римляне, признавая и пользуясь наследием греков, пережив Золотой век, начали самосознаваться как оригинально римские писатели, близость грекам уже не подчеркивая, но отталкивание от них подчеркивая. Кулаковский остановился в изложении на литературе Золотого века, дальше не пошел. Почему? Во–первых, может быть, совершенно прагматически, – учебная «программа» обрывалась. Во-вторых, может, потому, что как раз эпоха заимствования римлян у греков, латинское питание греческой культурой интересовало его больше всего и, дав волю чувству любви к Византии, он остановился в преддверии эллинского Возрождения. Точного ответа мы дать, пожалуй, не сможем, но попробовать стоит.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов. [4]

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами. Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов. В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею». По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по–латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником. Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений. [4]

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274–204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм – тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulaepraetextae.

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния (239 –169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии. Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов–Ливия, Андроника, Невия и Энния – до настоящего времени дошли лишь отрывки.

Язык Рима не имеет даже своих слов для обозначения поэта, поэзии; слово vates означает скорее прорицатель, пророк; слова poeta, poesis взяты из греческого языка. В жизни этого воинственного народа как будто даже не было места для поэзии. Катон Старший сообщает, что поэтические занятия в Риме не пользовались почетом, и поэзия была делом людей, которые назывались грассаторами, то есть бродягами («Poeticaeartishonornonerat. Si quis ei rei studebat aut se ad convivia dabat, grassator vocabatur…»). [4]

Началом своей литературы римляне считали 240 год до Р. Х. (514 год от основания Рима), когда Ливий Андроник поставил на римской сцене первую драму, являвшуюся переводом греческого оригинала.

Римские поэты в своей литературной деятельности признают ценным и важным именно только то, что источником своим имеет Грецию, что является подражанием греческим образцам. Греческая литература была для римлян отлившимся, недвижным, но вечно живым образцом. О начале римской литературы Гораций говорит, что «поздно римлянин приблизил свои глаза к греческим хартиям, и после Пунических войн, уже успокоенный, начал спрашивать, что полезного дают Софокл, Эсхил, Феспис; попробовал, не сможет ли их перевести, и остался собою доволен, счастливо дерзает, и в своих собственных попытках имеет удачу».

Информация о работе Особенности римской сатиры