Особенности римской сатиры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы в том, что практически единственный собственно римский, не заимствованный у греков жанр – это сатира.
В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Персий, Пукавий, Ювенал и Гораций, причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
Раздел І. Возникновение сатиры как римского литературного жанра…........4
Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э……....4
Характеристика сатиры как литературного жанра…………….…........12
Вывод к Разделу І:………………………………………………………..……..14

Раздел ІІ. Тематика сатиры в творчестве римских поэтов……………….…..15
2.1. Общественная жизнь эпохи в творчестве Люцилия………………….….15
2.2. Страстный протест против власти денег в сатире Ювенала………….…17
2.3. Традиции римской сатиры в романе Петрония Арбитра «Сатирикон» ..24
Вывод к Разделу ІІ:………………………………………………………….…..31

Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы………………………………...….….…..35

Файлы: 1 файл

римская сатира.docx

— 75.40 Кб (Скачать файл)

Главы, посвященные описанию «Пира Трималхиона» (лат. Cena Trimalchionis). «Пир Трималхиона» имеет самостоятельную ценность: сравнительно с другими частями «Сатирикона» он хорошо сохранился и отличается композиционной завершенностью, вследствие чего не раз издавался отдельно. Он занимает 51 главу из 141 сохранившейся. Тем не менее для развития сюжета весь этот эпизод не имеет значения: Энколпий и Аскилт являются только свидетелями происходящего там. Язык его являет собой единственный в римской литературе образец вульгарной латыни. «Пир» воспроизводит рамку и некоторые другие композиционные детали, типичные для «симпосия», сократическо–платоновского диалога. «Пир» близок также жанру мима: две из трех стихотворных вставок имитируют, а может быть, и прямо цитируют мимографа Публилия Сира, имя которого здесь упоминается.

В эту часть вставлен рассказ одного из гостей о волке-оборотне (LXI–LXII), первое в мировой литературе описание этого персонажа.

В третью часть вставлены две новеллы, получившие условные названия «Новелла об уступчивом мальчике» и «Эфесская матрона»; обе звучат из уст Эвмолпа. Первую он рассказывает в пинакотеке в утешение Энколпию, горюющему об измене Гитона. Вторую — матросам на корабле во время трапезы в честь заключённого перемирия. Впоследствии (начиная со Средних веков) она неоднократно перерабатывалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к Разделу ІІ: Ни один из римских сатириков, даже Гораций, не оказал на сатирическую литературу Европы такого влияния, как Ювенал. В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Римская сатира, как жанр возникла и развивалась в период творчества Энния, Пукавия, Луцилия, Горация, Персия, Варрона и Ювенала. Децим Юний Ювенал, как последний великий сатирик внес большой вклад в жанр сатиры. Без Ювенала было бы сложно представить сатиру, какой она есть сейчас. В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок.

Самым существенным новшеством, внесенным Горацием в его сатиры, является то, что их автор, изучая и показывая реальную жизнь и людей, всячески использует насмешку и шутку доброжелательно. Его художественный принцип, заявленный в начальной сатире, – "смеясь говорить правду", то есть через смех приводить к знанию. Сатиры свои Гораций называет "Беседами" и определяет впоследствии как "беседы в стиле Биона". Некоторые стихотворения имеют даже характер мимических сценок в повествовательной форме; такова, например, живая и динамичная встреча с болтуном, пронырой, желающим втереться в окружение Мецената. В годы написания первого сборника Гораций находился в состоянии антагонизма с окружающим его миром. Однако потом общественное положение поэта стабилизируется, он приобретает известность в литературных кругах. Учеником философа – стоика АннеяКорнута – был следующий великий сатирик Рима, Авл Персии Флакк. Он написал всего шесть сатир, которые и составили его посмертно вышедший сборник Персии обличает не людей, а пороки (и в этом следует Горацию), но возвращает в сатиру резкий, обличительный тон Луцилия. Согласно стоическому учению, порок – это смертельная болезнь, и больны ею все люди, кроме идеального стоического мудреца. Именно поэтому Персии рисует обычный, непросвещённый мир самыми чёрными красками, постоянно используя образы телесного уродства, отвратительной старости, распущенности и прибегая к самым грубым выражениям.

 Тема сатир Персия – противопоставление ложного, обыденного и подлинного, философского представления о свободе, религиозности или здоровье человека. Однако отвлечённое рассуждение сатирик разбивает на множество шагов, каждый из которых выражается конкретным образом, репликой, картинкой. Из – за этого его произведения на первый взгляд кажутся серией бессвязных ярких и резких фраз, образов, а объединяет их только внутренняя логика.

Последним великим сатириком Рима был Децим Юний Ювенал (между 50 и 60 – после 127). Он начал писать стихи поздно, после смерти ненавистного всем императора Домициана, когда в Рим вернулись относительная безопасность и свобода. Современником и другом Ювенала был Марк Валерий Марциал (около 40 – около 104). Выходец из Испании, в Риме он жил под покровительством разных богатых семей, например семьи своего земляка – римского писателя, философа и политического деятеля Сенеки. Начиная с 80г. он издал 15 сборников эпиграмм, имевших большой успех не только в Риме, но и в провинциях.

Марциал выбирает темы, как и его греческие предшественники, самые разнообразные, но на первый план окончательно выходят бранные и непристойные мотивы. Начиная с Марциала, эпиграммой стали называть направленное против кого-либо маленькое стихотворение. Марциал ввел в сатиру остроумную концовку, которая стала почти обязательной для жанра. Его эпиграммы строятся обычно так: сначала (как и положено) идёт краткое описание предмета, человека, ситуации, затем – неожиданное, часто парадоксальное заключение.

Некоторые фрагменты явно показывают, что Гораций подражал Луцилию не только в способе выражения, но и в форме изложения, а также в темах затрагиваемых сюжетов и типах характеров и пороков, которые становились объектом насмешек в его сатире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованнойлитературы

1. Т. Бирт. История римской литературы в пяти лекциях / Пер. с нем. И. Румер. М., 1913. С. 7.

2.  М. Л. Гаспаров. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971. С. 48–49, 75.

3. М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Т. 1. С. 53.

4. Кулаковский Ю. А. История  римской литературы от начала  Республики до начала Империи  в конспективном изложении / Издание  подготовил А. А. Пучков. — Киев: Издательский  дом А+С, 2005. — 326 с. [LXVI, 260 с.]: ил.

5. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо–Годи., М., 1980.

6. Д. И. Нагуевский. Римская сатира и Ювенал. Митава, 1879. 464 стр.

7. Н. А. Машкин. История Рима., М., 1967

8. Римская сатира. М., 1989. С. 241-340, с комм. А. И. Солопова на с. 501-542;

9.  И. А. Лециус. О значении слова satura в истории римской литературы // Филол. обозрение. 1892. Т. II. С. 3–10. – Ред.

10. Т. И. Кузнецова, И. П. Стрельникова. Ораторское искусство в древнем Риме. – Ред.

11.Тиандер К. Ф. Общий курс античных и западных литератур. Вып. 1. Эллада и Рим. Пг, 1915.

12. Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира / Отв. ред. П. А. Гринцер.М., 1971.

13. Чистякова Н. А., Вулих  Н. В. История античной литературы. 2 – е изд., перераб. и доп. М., 1971.

14. Шафф, Горрман. Очерк истории римской литературы / Пер. с нем. Н. Соколова. М., 1856.

15. Штоль Г. В. Великие римские писатели: очерк классической литературы

римлян с биографиями / Пер. с нем. СПб, 1889.

16. Петроний Арбитр. Сатирикон Режим доступа: –http://lib.ru/POEEAST/PETRONIJ/satirikon.txt


Информация о работе Особенности римской сатиры