Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:36, курсовая работа
Актуальность данной темы в том, что практически единственный собственно римский, не заимствованный у греков жанр – это сатира.
В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Персий, Пукавий, Ювенал и Гораций, причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.
Введение……………………………………………………………………….....3
Раздел І. Возникновение сатиры как римского литературного жанра…........4
Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э……....4
Характеристика сатиры как литературного жанра…………….…........12
Вывод к Разделу І:………………………………………………………..……..14
Раздел ІІ. Тематика сатиры в творчестве римских поэтов……………….…..15
2.1. Общественная жизнь эпохи в творчестве Люцилия………………….….15
2.2. Страстный протест против власти денег в сатире Ювенала………….…17
2.3. Традиции римской сатиры в романе Петрония Арбитра «Сатирикон» ..24
Вывод к Разделу ІІ:………………………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы………………………………...….….…..35
Итак, первая особенность римской литературы – связь ее с литературой греческой, подражательность римской литературы, ее тесная зависимость от высоких греческих образцов. Вторая особенность, не менее важная, – римская литература тесно связана с одним местом – городом Римом. Вся римская литература имеет своим центром Рим; несмотря на то, что не все писатели были римлянами по происхождению, все они творили только в Риме. С этой стороны Рим можно сравнить в позднейшее время только с Парижем, который тоже, хотя и не в такой степени, являлся и является для всей Франции центром литературы и искусства. [4]
Хотя римляне считали начальным моментом своей литературы лишь 240 год, – момент первого подражания греческому образцу, – и совершенно не хотели знать римской литературы, не испытавшей на себе влияния греков, нельзя думать, что они совершенно были лишены потребности и способности слагать мерную речь. Мы знаем, что у римлян была своя богиня поэзии Касмена, или Камена, что у них существовали слова сarmen, стихотворение, vates, прорицатель, творец мерной речи. Наконец, был у римлян и свой собственный народный стих, который притом был общеиталийским – versussaturnius, сатурнов стих.
Римляне относились к этому народному стиху с пренебрежением; Гораций называет его horridus, то есть нечесаный, грубый; Энний говорит, что этим стихом писали и в ту пору, «когда никто еще не взбирался на утесы муз», то есть что этот стих очень далек от истинной поэзии; а все таки этот стих был, был к тому же общеиталийским и имел все черты размеренной речи. Схема этого сатурнова стиха такова:
∪ – ∪ – ∪ – ∪ | – ∪ – ∪ – ∪
Примером может служить известный стих, направленный против поэта Невия: DabúntmalúmMetélli / Naéviópoétae (Высекут МетеллыНевия поэта).
Сатурническая строка, таким образом, представляет из себя в своей первой части ямбическую триподию, притом каталиктическую, во второй своей части – трохаическуютриподию. Но по-настоящему это не два размера; такое объяснение вытекает из влияния греческой стихотворной теории; так объясняли этот стих грамматики. В современной ученой литературе о сатурновом стихе существуют две теории. По одной, versussaturnius – одинаковой природы с греческим стихом, то есть он основан на чередовании долгих и кратких слогов. По другой теории, здесь мы имеем чередование прозаических ударений, то есть это ритм, а не стих. [4]
Сатира – это практически единственный собственно римский, не заимствованный у греков жанр. Слово «satura» («сатира») первоначально означало просто «смесь». Такими и были первые опыты в этом жанре – сатиры римского поэта Квинта Энния (239 – 169 до н. э.). Энний, живший во II в. до н.э., издавая сборник своих разнообразных по содержанию и по размерам стихотворений, озаглавил их: "Saturarumlibri", то есть "поэтическою смесью", по аналогии с термином " satura", обозначающим блюдо, наполненное разными плодами первого сбора для принесения их в жертву богам. [6]
Пестроте содержания соответствовало и богатство форм: сатиры могли быть в виде диалога, послания, наставления, путевой зарисовки и т.д. Написанные смесью разных размеров стихотворения содержали смесь самых разнообразных тем – от философской аллегории (спор Жизни со Смертью), комических портретов и басен до описания пиров (эти мотивы сохранятся и у других авторов сатир). Единство пёстрой беседе придавал голос автора, который говорил от своего лица и о себе, не прикрываясь условной маской эпического или трагического поэта.
Примеру Энния последовал и его племянник Пакувий, давший такое название сборнику своих мелких стихотворений разного содержания. Вполне подходящим заглавие "Satura" оказалось и для разнообразных по метру и по содержанию полемическо – дидактических стихотворений Луцилия, в которых богатый и независимый кампанский всадник и сторонник аристократических стремлений Сципионов подвергал беспощадной и ожесточенной критике несимпатичные ему явления полтической и общественной жизни.
Гай Луцилий – первый знатный римлянин, целиком посвятившего жизнь литературе, более того, одному жанру – сатире (он написал 30 книг стихотворных «Сатур»). Термином " satura" пользовался Луцилий для своих полемических стихотворений и тогда, когда, отказавшись от других размеров, остановился на дактилическом гекзаметре. Таким образом, название " satura", позже " satire", получил созданный Луцилием род поэзии, принадлежащий всецело римлянам и игравший в Риме такую же обличительную роль, как в Афинах играла древне–аттическая комедия. Древние римляны различали два вида сатиры: одна – исключительно стихотворная – развивалась поэтами: Луцилием, Горацием, Персием и Ювеналом; другая, с характерным для нее смешением стихов и прозы, была введена в римскую литературу ученым и писателем Варроном. Блестящим развитием этого вида сатиры в римской литературе являются два произведения эпохи Нерона: "Апофеоз божественного Клавдия" и роман Петрония "Сатирикон". [7]
Как литературный жанр сатира окончательно оформилась в творчестве Квинта Горация Флакка (65 – 8 гг. до н.э.). С началом правления Августа слово перестало быть оружием междуусобных раздоров. Именно за отказ от персональной брани первые читатели критиковали сатиры Квинта Горация Флакка, заменившего нападки на людей (и тем более на представителей знати) нападками на пороки вообще. Поэтический путь Горация начался именно с опубликования "Сатир", первая книга которых вышла между 35 и 33 годами, а вторая – в 30 – ом году. Сатирам Гораций стремился придать более цельный характер, чем у его предшественников, причем не только в стихотворном метре, навсегда закрепив за ними дактилический гекзаметр, но также и в содержании.
Вывод к Разделу І: Основателем сатиры как жанра римляне считали Гая Луцилия. Задача сатирика формулируется как будто ясно — изображать пороки своего времени.
Раздел ІІ. Тематика сатиры в творчестве римских поэтов.
2.1. Общественная жизнь эпохи в творчестве Люцилия.
Луцилий (180–102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.
Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий. [8]
Считается, что Луцилий начал свою поэтическую карьеру, пародируя язык эпической и трагической поэзии. Он высмеивает слишком частое употребление греческих слов наряду с простонародным языком: по Луцилию нужно говорить на хорошем столичном (urbane) латинском языке. Луцилий не только создал новый жанр литературы, который, в отличие от уже существовавших, затрагивал повседневную жизнь, политику, войны, денежные расходы, правосудие, еду и выпивку, скандалы и пороки – словом всё, что касалось общественной и частной жизни Рима последней четверти второго века до н. э. Писал он в откровенной и независимой манере с искренним желанием разоблачить беззаконие и некомпетентность правителей, пороки среднего класса.
Неизвестно подвергались ли Сатиры Луцилия редакции при публикации. В любом случае, после его смерти осталось собрание из 30 книг, в которых содержится 1378 стихов. В книгах 26 – 30 содержатся самые ранние тексты, написанные в период с 131 по 126 года. Как и у Энния и Невия в них сочетаются разные размеры (трохаический септенарий, ямбический сенарий и др.) в соответствии со значением слова satura («смесь»). Книги с 22 по 25, написаны элегическим дистихом, но до наших дней они почти не сохранились. Книги с 1 по 21 – более поздние по времени; для их написания поэт выбирает гекзаметр, который после этого и становится окончательно размером сатуры и в критической манере описывают различные сюжеты. Задавая четкие рамки насмешке, которая ранее появлялась лишь в комедии, Луцилий создает единственный исконно римский жанр – римскую сатиру.
Иногда сатиры принимают форму диалога. Луцилий часто пишет от первого лица и повествует о своих путешествиях, приключениях и забавных сценах, которые он наблюдал либо сам становился их участником. Некоторые фрагменты явно показывают, что Гораций подражал Луцилию не только в способе выражения, но и в форме изложения, а также в темах затрагиваемых сюжетов и типах характеров и пороков, которые становились объектом насмешек. [15]
2.2. Страстный протест против власти денег в сатире Ювенала.
Ювенал – последний классик римской сатиры. Вряд ли слова "сатира" и "сатирический" имели бы то значение, которое мы в них вкладываем, если бы не было Ювенала. В европейскую культуру, в историю литературы Ювенал вошел как обобщенный образ поэта-обличителя политического деспотизма и нравственного разложения своего времени. О жизни Ювенала почти ничего не известно, хотя мы располагаем целой дюжиной его жизнеописаний. Самое древнее из них создано, вероятно, к концу IV века, то есть более чем через 250 лет после смерти поэта. Как правило, ни одно из этих жизнеописаний не заслуживает полного доверия. На основании косвенных свидетельств можно заключить, что сатирик родился между 50 и 60 гг. н.э. Место его рождения – Аквин, небольшой город близ Рима. О происхождении Ювенала в лучшем из дошедших до нас жизнеописаний говорится весьма неопределенно: он был сыном или воспитанником состоятельного вольноотпущенника, получившим тщательное грамматическое и риторическое образование. Среди его учителей, возможно, был крупный ритор того времени Марк Фабий Квинтилиан, автор 12 книг "Образования оратора. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану. Децим Юний Ювенал был немолодым человеком, когда начал писать сатиры. Во времена Домициана Ювенал был незначительным литератором, выступал с декламациями, занимался, может быть, мелкими адвокатскими делами и вынужден был оказывать клиентские услуги влиятельным лицам. Впоследствии он достиг некоторого благосостояния: сатиры он выпускал без «посвящений» каким-либо покровителям, т. е. как человек с независимым социальным положением. Литературное наследие Ювенала – 16 сатир (в 5 книгах); все они составлены в после домициансвское время, первые шесть при Траяне, прочие уже в правление Адриана. Сатир поэта разделяются на 5 книг (1–5; 6; 7–9; 10–12; 13–16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:
I–я книга – между 100–115 годами; II–я – между 116–117 годами; III–я –между 118–120 годами; IV–я – между 121–127 годами; V–я – после 128 г. но до 131–132 годами.
Ювенал с большим мастерством показывает жизнь мелкого трудящегося люда, принужденного жить впроголодь в шумной столице в то время, когда богачи не знают предела в удовлетворении своих извращенных вкусов и прихотей. Он рисует жизнь клиентов, принужденных пресмыкаться перед своими патронами. Основная идея этих сатир – страстный протест против власти денег. Ради богатства, по мнению Ювенала, творятся в Риме ужасные преступления, богатые угнетают бедных, даже талант без денег– ничто, и чтобы иметь возможность писать и выпускать в свет свои произведения, бедный поэт должен искать себе богатого покровителя. Ювенал выступил как сатирик–обличитель. Первая сатира сборника содержит обоснование выбора жанра и литературную программу. При тех впечатлениях, которые римская жизнь приносит на каждом шагу, «трудно сатир не писать»: Коль дарования нет, порождается стих возмущеньем. Подобно Марциалу, Ювенал противопоставляет свою сатиру мифологическим жанрам; тематика сатиры – действительные поступки и чувства людей: Все, что ни делают люди – желания, страх, наслажденья, радости, гнев и раздор.
Задача сатирика формулируется как будто ясно – изображать пороки своего времени. Но тут автор вводит собеседника, призывающего к осторожности: называть имена живущих небезопасно. Выход, однако, найден – Ювенал будет называть имена умерших. В отличие от «смеющейся» сатиры Горация и докторального тона Персия, стихотворения Ювенала будут принадлежать, таким образом, к типу негодующей сатиры. Классицистически настроенный поэт мыслит себе при этом сатиру традиционного типа, содержащую «ямбографический» элемент осмеяния конкретных лиц, т. е. тот элемент, который уже почти был устранен у Персия. Ему вспоминается «пылкий Луцилий». Но в условиях империи метод Луцилия уже был невозможен. Отсюда своеобразный прием Ювенала: он оперирует именами времен Домициана или даже Нерона, а из живущих называет только людей низкого социального положения или приговоренных по суду. Вместе с тем автор дает понять читателю, что его сатира, хотя и отнесенная к прошлому, в действительности направлена на настоящее. В творчестве Ювенала можно различить два периода. Наиболее сильные и яркие произведения относятся к первому периоду (примерно, до 120г.), в течение которого составлены были первые три книги собрания (сатиры 1 – 9). Поэт выбирает в это время острые темы, и сатира получает форму шумной декламационной инвективы против пороков и бедствий римской жизни, с иллюстрациями из хроники нескольких поколений. Ювенал показывает запустение италийских городов, тяготы скученной столичной жизни для бедного гражданина, конкуренцию приезжих иноземцев, греков и сирийцев, вытесняющих честного римского клиента (3–я сатира). В живых зарисовках проходит бедственное положение интеллигентных профессий, поэтов, адвокатов, преподавателей риторики и грамматики (7–я сатира). Унижения клиентов за трапезой у патрона изображаются в 5–й сатире: «если ты способен все это перенести, так тебе и надо», – мрачно заключает автор. К сравнительно редкому у нашего поэта повествовательному типу принадлежит 4–я сатира, обличающая деспотический режим Домициана: пародируя формы эпического изложения, Ювенал рассказывает, как рыбак принес императору камбалу небывалой величины и как по вопросу о ее приготовлении был созван императорский совет. Получившая большой резонанс в мировой литературе сатира о знатности (8–я) приближается к привычной в римской поэзии форме сатиры-рассуждения. На многочисленных примерах показывается, что длинные генеалогии теряют ценность, если их обладатель недостоин славы предков: Знатности нету нигде, как только в доблести духа. Выпады против вырождающейся знати, ее роскоши и беспутств мы находим во многих сатирах, и те имена, которыми сатирик иллюстрирует обличаемые пороки, принадлежат преимущественно к сенаторскому сословию. С чрезвычайным озлоблением подаются фигуры богатых вольноотпущенников. Большая сатира против женщин (6–я) вся построена на примерах из жизни представительниц высшего римского общества, вплоть до императриц. Жениться – безумие; сатира содержит длинный перечень женских недостагков, в число которых входит и отсутствие недостатков. В этих сатирах много преувеличений, сгущения красок, нарочитого подбора единичных случаев, особенно когда речь идет об изображении беспутства. Автор нередко сам охлаждает свой декламационный пыл ироническими концовками. Но вместе с тем Ювенал затрагивает ряд серьезных и существенных моментов римской жизни. Обезлюдение и пауперизация Италии были вполне актуальной проблемой, побудившей Нерву и Траяна провести ряд мероприятий кредитного и благотворительного характера. В произведениях Ювенала нередко звучит голос небогатых слоев свободного италийского населения; сатирик разделяет их недовольство современной жизнью, их моральные представления и их предрассудки. Отсюда его ненависть к чужеземцам, к богачам – вольноотпущенникам и горькие упреки по адресу эгоизма знати и скандального поведения ее отдельных представителей. В буржуазной литературе образ Ювенала много раз искажался. Пока буржуазия была революционным классом, она усматривала в Ювенале обличителя тирании и аристократии, проповедника строгой республиканской морали. Это было, конечно, неправильно. [11]