Особенности употребления колоративной лексики в произведениях В. Бианки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать представление об актуальных проблемах лингвистики цвета как научного направления в современном языкознании; выявить особенности употребления колоративной лексики в произведениях В. Бианки.
Объект исследования: колоративная лексика как самостоятельная научная парадигма в современном языкознании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические исследования использования колоративной лексики в языкознании……………………………………………………….……..6
1.1 Функциональный и исторический подходы к изучению цветообозначений в лингвистике………………………………………………………………………6
1.2 Лексико-семантический и грамматический подходы………………………13
Глава 2 Особенности употребления колоративной лексики в произведениях В. Бианки…………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список……………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Колоративная лексика....doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)
  1. Лексико-семантический подход к изучению цветообозначений в лингвистике позволяет акцентировать внимание на современном состоянии цветообозначений. Лингвистами рассматриваются процессы развития семантической структуры отдельных цветов, формирование дополнительных к основному образных, символических значений у цветообозначений, становление лексико-семантических групп цветовых слов и т.д.
  2. В рамках грамматического подхода изучаются способы словообразования, а также причины, влияющие на степень словообразовательной активности цветовых слов; грамматические особенности цветообозначений, проявляющиеся в образовании, употреблении тех или иных морфологических форм; синтаксические конструкции, выражающие значение цвета.

Колоративная лексика  в художественном произведении является выражением мысли автора; она указывает не только на смысловые значения, но и позволяет проникнуть в психологию писателя, понять его эмоциональное состояние в момент написания произведения. Слова-цветообозначения становятся символами, сравнениями, метафорами отношение автора к описываемому предмету или явлению. Каждый отдельно взятый колоризм занимает своё определённое место в цветовой картине художественного произведения.

Значимость цветовой лексики в текстах рассказов и сказок В. Бианки подтверждается тем, что колоративы присутствуют во многих названиях произведений: Красная горка. Золотое сердечко. Оранжевое Горлышко. Голубой зверёк. Чёрная лисица. А также в именах некоторых животных: Голубой Носик, Оранжевое Горлышко и др., причём, данные цвета, как правило, имеют в повествовании как прямое, так и переносное значение, отчего тексты становятся ещё более привлекательными и выразительными.

Лексика со значением цвета в произведениях В. Бианки «Лесные домишки», «Сказки-несказки» представлена достаточно широко. Она играет значительную роль в экспрессивности текста, участвует в создании красочных полотен при описании различных видов животных. Она достаточно колоритна и многозначна. С её помощью создаётся яркий, красочный тон повествования, который позволяет ясно и правдиво представить себе жизнь родной природы.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Алимпиева Р.В. Становление лексико-семантических групп цветовых прилагательных в русском языке в первой половине XIX века // Вопросы семантики [Текст] / Р.В. Алимпиева. – Калининград: КГУ, 1982. – С. 49-60.
  2. Бахилина Н.Б. История цветообозначения в русском языке [Текст] / Н.Б. Бахилина. – М.: Наука, 1975. – 288 с.
  3. Бианки В.В. Сказки-несказки. Серия «Золотая цепь» [Текст] / В.В. Бианки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 352 с.
  4. Бианки В.В. Лесные домишки  [Текст] / В.В. Бианки. – М.: «Астрель»: АСТ, 2008. – 173 с.
  5. Василевич А.П., Кузнецова С.Т., Мищенко С.С. Цвет и название цвета в русском языке [Текст] / Под общ. ред. А.П. Василевича. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 318 с.
  6. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 2001. – 379 с.
  7. Грановская Л.М. Наименование цвета в русском языке в XVIII-XIX вв. [Текст] / Л.М. Грановская // Русская речь. – 1969. - № 1. – С. 30-33.
  8. Даунене З.П., Судовичене Л.В. О некоторых грамматических особенностях имён прилагательных, обозначающих цвет [Текст] / З.П. Даунене, Л.В. Судовичене // Русский язык в школе. – 1971. - № 1.
  9. Качаева Л.Д. Может ли голубое быть зелёным и розовым? [Текст] / Л.Д. Качаева // Русская речь. – 1984. - № 6. – С. 21-25.
  10. Качанчук Т.Е. Особенности употребления колоративной лексики в произведениях В. Бианки [Текст] / Т.Е. Качанчук  //           
  11. Кезина С.В. История цветообозначений в русском языке [Текст] / С.В. Кезина. – Пенза: Изд-во Пензинского ун-та, 2000. – 50 с.
  12. Краснянский В.В. Сложные цветообразования русской речи: Традиционное и новое в русской грамматике [Текст] / В.В. Краснянский. – М.: «Слово», 2001. – С. 119-130.
  13. Краснянский В.В. Из истории сложных цветообозначений [Текст] / В.В. Краснянский // Русский язык в школе. – 2007. - № 2. – С. 62-68.
  14. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета [Текст] / В.Г. Кульпина. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 289 с.
  15. Кульпина В.Г.  Программа спецкурса «Актуальные проблемы лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания» [Текст] / В.Г. Кульпина // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. - № 2. – С. 197-205.
  16. Мартьянова Н.А. Полевые описания элокутивных колоративов (на материале печати А.И. Куприна) [Текст] / Н.А. Мартьянова. – Абакан: ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2011. – 148 с.
  17. Пятницкий В.Д. Выражение цвета словом и словосочетанием [Текст] / В.Д. Пятницкий // Русский язык в школе. – 1986. - № 1. – С. 74-78.
  18. Фразеологический словарь русского языка  [Текст] / Под ред. А.И. Молоткова. – М.: «Русский язык», 1986. – 543 с.
  19. Фысина У.Н.    Белые, красные, оранжевые. Из речевой практики современного политического лексикона [Текст] / У.Н. Фысина // Русская речь. – 2007. - № 2. – С. 52-54.

Информация о работе Особенности употребления колоративной лексики в произведениях В. Бианки