Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель работы: исследовать песенно-поэтическое творчество Р.Рождественского.
Даная цель мотивирует ряд конкретных задач:
1) рассмотреть поэзию Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины XX века;
2) раскрыть характерные черты индивидуального стиля песенной лирики
Р. И. Рождественского;
3) изучить литературу по теме курсовой работы.
Введение_________________________________________________________ 2
Глава I. Творчество Р.Рождественского в контексте «эстрадной» поэзии второй половины XX века __________________________________________ 5
Глава II. Творчество Р. Рождественского в литературоведческом
освещении ______________________________________________________ 11
Глава III. Популярность песенной лирики Рождественского ____________ 19
Глава IV. Музыкальность лирики Р.Рождественского __________________ 25
Заключение _____________________________________________________ 28
Список использованной литературы ________________________________ 31
Содержание
Введение______________________
Глава I. Творчество Р.Рождественского
в контексте «эстрадной» поэзии второй
половины XX века ______________________________
Глава II. Творчество Р. Рождественского в литературоведческом
освещении ______________________________
Глава III. Популярность песенной лирики Рождественского ____________ 19
Глава IV. Музыкальность лирики Р.Рождественского __________________ 25
Заключение ______________________________
Список использованной литературы
______________________________
Введение
Исследование русской литературы второй половины XX века связано с решением целого ряда актуальных проблем. Одна из них — малая степень изученности литературных течений, направлений, а также творчества ряда писателей второй половины XX века.
По мнению литературоведа Л. Я. Гинзбург, к середине XX века наша литература попала «в хвост» всего общественного движения. Прервался исторический художественный опыт, накапливаемый веками, произошёл распад писательского опыта. Ощущалось значительное влияние социальной атмосферы на нравственные принципы писателей [Гинзбург, 1989, с. 132], что являлось результатом массового словесного гипноза и той кратковременной, но невероятно сильной универсальности и воспринимаемости, которую приобретают выбрасываемые на языковую поверхность лозунговые слова.
Литература второй половины XX века была порождена идеологическими, эстетическими, моральными изменениями в стране и стала отличаться жанровым многообразием. По словам Д. С. Лихачева, литературные течения второй половины XX века носят быстротечный характер, появляются и исчезают в зависимости от той или иной ситуации (литературной, общественной, политической и др.) [Лихачёв, 1985, с. 200].
Данную тенденцию можно проследить на примере «эстрадной» поэзии второй половины XX века. «Эстрадная» поэзия в данном случае выступает определенным показателем эволюции литературы в жанровых изменениях и общественного интереса к подобному виду литературного искусства, возникшего стихийно и стихийно ушедшего после изменившихся общественных условий.
Ю. Н. Тынянов писал о традициях и влияниях поэзии, отмечая, что каждая эпоха выбирает из прошлой культуры то, что именно для неё ценно и насущно (в случае с «эстрадной» поэзией - громко огласить свои мысли, суждения, чувства после долгого молчания), при этом сфера преемственности со временем меняется; влияние может совершаться тогда и в таком направлении, в каком имеются для этого литературные условия [Тынянов, 1977, с. 280].
Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина и другие представители «эстрадной» поэзии данного периода своим творчеством формировали это явление, новый тип молодого человека. Отмечалась небывалая популярность поэзии: в десятки раз возросли тиражи книг стихов. Например, сборник стихов Р. И. Рождественского «Сын Веры» (1966), выпущенный тиражом 100 000 экземпляров, разошёлся мгновенно. Поэтические вечера проходили в огромных аудиториях, на площадях, стадионах.
Существует тенденция изучения «шестидесятничества» как сложного историко-литературного явления. Продвигается осмысление творчества ряда ярких его представителей. В меньшей степени изучены литературные труды
Р. И. Рождественского [Мальгин, 1990].
После издания очерка А. В. Мальгина «Роберт Рождественский» (1990), носящего, скорее всего, описательно-публицистический характер, серьёзного анализа творчества Р. И. Рождественского, который был известен и популярен в 1950-1980-е годы, не было проведено до сих пор. Поэтическое творчество Р. И. Рождественского представляет собой явление единственное в своём роде, ставшее частью литературного процесса середины XX века. В известной степени его стихи отразили новое видение окружающего мира, идейно-эстетические и нравственно-философские убеждения пришедшего в литературу поколения.
Таким образом, изучение литературного течения «шестидесятничества» и «эстрадной» поэзии как неотъемлемой её части не может быть полным без понимания песенного характера лирики одного из активных зачинателей этого течения - Р. И. Рождественского.
Цель работы: исследовать песенно-поэтическое творчество Р.Рождественского.
Даная цель мотивирует ряд конкретных задач:
1) рассмотреть поэзию Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины XX века;
2) раскрыть характерные черты индивидуального стиля песенной лирики
Р. И. Рождественского;
3) изучить литературу по теме курсовой работы.
Объект исследования: лирика Р. И. Рождественского
Предмет исследования: песенная лирика Р. И. Рождественского.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории русской литературы XX века, при чтении курсов по русской литературе, проведении спецкурсов по русской поэзии.
Глава I. Творчество Р.Рождественского в контексте «эстрадной» поэзии второй половины XX века
Поэт-«шестидесятник»,
поэт-песенник, представитель эстрадной
лирики Роберт Иванович Рождественский
(первое стихотворение появилось в «Омской
правде» 12 июля 1941 года за подписью Роберт
Петкевич) родился 20 июня 1932 года в Алтайском
крае, селе Косиха. Мать будущего поэта
Вера Павловна Рождественская (Фёдорова)
была до войны директором начальной школы
в Косихе, параллельно училась в Омском
медицинском институте, который окончила
за пять дней до начала войны. Отец Роберта
- Станислав Никодимович Петкевич - потомок
ссыльных поляков, работал в НКВД.
В 1951 году со второй попытки Рождественский становится студентом Литинститута, который успешно заканчивает в 1956 году.
Роберт Рождественский был секретарем Союза писателей СССР, членом президиума Литфонда СССР, вице-президентом Европейского общества деятелей культуры. Рождественский - лауреат премий Московского комсомола (1970), им. Ленинского комсомола (1972) и Государственной премии СССР (1979). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и «Знак Почета» (дважды).
В Карелии (поскольку Роберт Рождественский сначала был членом карельского Союза писателей) у него были изданы книги: «Флаги весны» (1955), поэмы «Моя любовь» (1956), «Двести десять шагов» (1982), сборник «Выбор» (1982).
Наиболее значимые сборники, вышедшие в Москве: «Радиус действия» (1965), «Сын Веры» (1966), «Радар сердца» (1971), «За двадцать лет» (1973), «Голос города» (1977), «Семидесятые» (1980), «Возраст» (1988).
В целом Роберт Рождественский - автор около 70 поэтических сборников, в том числе на восьми иностранных языках. Наиболее известные поэмы: «Моя любовь», «Реквием», «Посвящение», «Письмо в XXX век», «Двести десять шагов».
Наиболее известные песни на стихи Роберта Рождественского: «Воспоминание», «Огромное небо», «Погоня», «За того парня», «Там, за облаками», «Мгновения», «Песня о далекой Родине», «Эхо любви», «Стань таким», «Здравствуй, мама», «Сладка ягода», «Желаю вам».
Рождественский - автор сценариев двух документальных фильмов; на телевидении вёл цикл передач «Документальный экран».
Роберт Иванович Рождественский умер 20 августа 1994 года в Москве, похоронен в писательском поселке Переделкино, в ста шагах от могилы Бориса Пастернака.
В Москве ежегодно проводится Всероссийский конкурс на лучшую песню имени Роберта Рождественского[7].
Роберт Иванович Рождественский был ярким представителем «шестидесятников».
«Шестидесятники» — субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели» [13].
Первоначально термин «шестидесятники» возник по аналогии с одноименным термином, относящимся к известному течению, существовавшему в 60-е годы XIX века.
Вначале в этимологическую основу термина «шестидесятники XX в.» входил фактор временной: период перехода и творческого развития целой генерации поэтов, а затем художников, прозаиков, драматургов, публицистов, режиссёров в отечественную культуру, период «оттепели». Термин появляется к середине 60-х годов, когда отчетливо начинают проступать поколенческие черты ряда: Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина. Фактор временной предполагал и определённую мировоззренческую ориентацию, и отчасти «общую» стилевую направленность. Временем конфирмации (самоопределения) шестидесятников становится XX съезд партии, давший основу для оформления их миропонимания и художественных устремлений.
Вместе с тем термин «дети XX съезда» даёт суженное представление о шестидесятниках, ибо не вбирает всего объема этого понятия.
60-е
годы - момент подтверждения
Положенный в основу термина
единый историко-литературный
Шестидесятничество - самое представительное течение российской лирики второй половины XX века.
Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убежденными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы была для большинства «шестидесятников» самоочевидной, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь.
Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как именно эта среда больше всего пострадала от, так называемых, сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов — но заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
С другой стороны, важную роль в среде «шестидесятников» стала играть модернистская поэзия. Поэтические чтения впервые в отечественной истории стали собирать толпы молодёжи.
Увлечение поэзией стало знаменем времени. Стихами болели тогда люди, ни прежде, ни позже, поэзией и вообще литературой особенно не интересовавшиеся. По всей Москве, в учреждениях и конторах, машинки были загружены до предела: все, кто мог, перепечатывал для себя и для друзей — стихи, стихи, стихи.… Создалась молодёжная среда, паролем которой было знание стихов Пастернака, Мандельштама, Гумилёва [9].
По отношению к понятию «шестидесятники» термин «эстрадная» поэзия имеет отношение общего к части его, ибо, как правило, второе определение приложимо лишь к поэзии, причем к тому ее руслу конца 50-х - начала 60-х годов, которое было востребовано «оттепельным» временем.
«Содержательное» наполнение термина - поэзия традиционалистов (или «традиционных» шестидесятников), в то время как шестидесятничество - это представительное общекультурное течение, охватывающее творчество художников целого ряда искусств.
Едва возникнув, термин «эстрадная» поэзия (поэты-«эстрадники») приобрел негативную окраску, которая постепенно усиливалась. Ассоциативная трактовка его советскости предлагалась следующая: «поверхностная», бутафорная, сиюминутно-спекулятивная, ненастоящая[8].
Истинность такой интерпретации никем, кроме самих «виновников», не ревизировалась, была таковой как бы вне сомнения. Читатель знал, о ком и о чем идет речь, в то время как поэты, «заклейменные» эпитетом «эстрадники», входили в зрелую пору, укрепляя свои идейно-художественные позиции. Одни «отходили» от эстрадного «опыта» (А. Вознесенский), другие - отвергали его почти полностью, как пройденный этап своей творческой эволюции (Б. Ахмадулина, Ю. Мориц), для третьих эстрада, сцена становилась единственной формой самовыражения (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Н. Матвеева). Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Р. Казакова, прокляв эстраду как невыносимую долю, остались ей верны навсегда.
Информация о работе Песенный характер лирики Р.Рождественского