Песенный характер лирики Р.Рождественского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать песенно-поэтическое творчество Р.Рождественского.
Даная цель мотивирует ряд конкретных задач:
1) рассмотреть поэзию Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины XX века;
2) раскрыть характерные черты индивидуального стиля песенной лирики
Р. И. Рождественского;
3) изучить литературу по теме курсовой работы.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 2
Глава I. Творчество Р.Рождественского в контексте «эстрадной» поэзии второй половины XX века __________________________________________ 5
Глава II. Творчество Р. Рождественского в литературоведческом
освещении ______________________________________________________ 11
Глава III. Популярность песенной лирики Рождественского ____________ 19
Глава IV. Музыкальность лирики Р.Рождественского __________________ 25
Заключение _____________________________________________________ 28
Список использованной литературы ________________________________ 31

Файлы: 1 файл

курсовая песенный характер лирики Р..docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Популярность песенной лирики Рождественского

 

     Но всенародную известность Рождественский получил как поэт-песенник. Многие его песни были очень известны и популярны в 60-70-80-е гг. Помнят и любят их и сейчас. Песен, написанных Рождественским в соавторстве с талантливыми композиторами великое множество.

      Поэ́т-пе́сенник — поэт, специализирующийся на написании слов к песням.

      Поэты-песенники тесно сотрудничают с композиторами при написании песен, причём каждый из них делает свой вклад, как в слова, так и в музыку. Нередко поэты-песенники являются авторами текстов для уже написанных мелодий.

       В России наиболее известны в этом жанре Николай Добронравов, Юрий Энтин, Михаил Танич, Роберт Рождественский, Илья Резник, Леонид Дербенёв, Лариса Рубальская, Михаил Меерович, Евгений Муравьёв [13].

         Роберт Рождественский никогда не писал специальных текстов к песням. Он писал стихи, а уж композиторы воплощали их в песни. Поэзия Рождественского настолько музыкальна, что сама словно бы просится на музыку.

     Роберт Рождественский — явление в нашей поэзии уникальное. Он известнейший поэт-песенник, чьи строчки доносили до нас самые выдающиеся наши певцы.  Он написал стихи к песням  «Билет в детство», «От зари до зари», «От темна до темна…», «Сладку ягоду», «Пусть голова моя седа…», «Свадьбу», «Старые слова», «За всё тебя благодарю…», «Не надо печалиться», «Ноктюрн», «Балладу о красках», «За того парня», «Там, за облаками», «Огромное небо», «Песню о далёкой Родине», «Мгновения»...

        Самую первую песню поэт написал вместе с композитором Александром Флярковским в 1955 году. Песня, представленная на конкурс молодых композиторов, получила первую премию. Называлась она «Твоё окно». С тех пор в соавторстве с такими известными композиторами, как Никита Богословский, Георгий Мовсесян, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, Арно Бабаджанян, было написано много песен. Судьба их была неодинаковой. Одни из них смолкли, едва родившись, другие, а их большинство, стали известными, популярными. С композиторами у Роберта Рождественского в основном складывались дружеские отношения. Близко дружил он с Арно Бабаджаняном.

       Роберт Иванович приходил к нему, Бабаджанян садился за рояль и начинал играть. Он играл, а Рождественский набрасывал черновой вариант текста с грамотными ударениями, чтобы сохранить нотный рисунок. А потом дома работал уже над окончательным вариантом текста. Поэт всегда очень увлеченно работал над песнями Арно Бабаджаняна.

       Через несколько дней после прослушивания, на стол композитору ложилась уже готовая песня. В основном они писали песни для Муслима Магомаева. Одно время сложился триумвират: Магомаев, Бабаджанян, Рождественский. Певец часто повторял, что стихи Рождественского очень легко петь – они тут же запоминаются. Именно с песнями этих замечательно талантливых людей к Муслиму Магомаеву пришла слава. В 60-е годы песни «Чертово колесо», «Свадьба» звучали по радио, на танцплощадках, их полюбила и запела вся страна.

         Во многих случаях песни писались для кинофильмов. Рождественский, работая над такими песнями, вникал во все детали сценария, общался с режиссёром, актёрами, играющими в фильме, чтобы передать характер героя через песню.

       Так, замечательная песня «Эхо любви» возникла после общения с актёром Евгением Матвеевым, много рассказавшем поэту о переживаниях своего героя. Анна Герман, получив в Варшаве ноты и текст этой песни, тут же отправила телеграмму композитору Евгению Птичкину: «Готова немедленно вылететь для записи». Песню эту она исполнила вместе с Львом Лещенко. Песня давно уже оторвалась от фильма и живёт своей жизнью более 30 лет.

Молодое поколение, выросшее на других фильмах, ничего не знает  о киноленте «Любовь земная», но эту удивительно трогательную, щемящую нежную песню помнят и любят. Звучала она и в проекте «Старые песни о главном». Песня живёт, потому что она трогает душу, близка и понятна каждому.

     Ещё в песнях Рождественского много неба. Листаешь сборники его песен, и какую ни откроешь – непременно либо фоном, либо в качестве главного – небо. У поэта есть такие замечательные песни: «Люди глядят на небо», «Синева», «Огромное небо».

        Интересна история создания песни «Притяжение Земли». Над ней Рождественский работал вместе с Давидом Тухмановым. Композитору не нравился текст. Ему казалось, что слова не совсем точно ложатся на мелодию. И Тухманов каждый день звонил Рождественскому в Юрмалу, требуя переделать то одну, то другую строчку. Это было очень тяжело. Рождественский не раз говорил: «Всё. Больше не могу, я брошу!» Но его уговорили друзья: «Песня такая хорошая. Ну, помучайся ещё немножко!» В результате эта песня в исполнении Льва Лещенко звучит вот уже 30 лет [9].

       С середины 60-х годов Роберт Рождественский начал активно сотрудничать с композиторами. Его песни стали настоящей классикой, начиная с песни «Погоня», которую Эдмонд Кеосаян включил в свой фильм «Неуловимые мстители». Тремя годами позже вышел фильм «Минута молчания» режиссёра Игоря Шатрова, где была песня, которую сразу начали заказывать в каждом концерте по заявкам радиослушатели и телезрители [9]:

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало,

Всё, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам  впалым,

Для Вселенной двадцать лет  мало.

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим – я вернусь, мама.

А степная трава

Пахнет горечью,

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы,

И грохочет над полночью

То ли гроза,

То ли эхо прошедшей  войны.

       Когда через несколько месяцев начались съёмки, пожалуй, самого культового сериала о советских разведчиках по роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», режиссёр Татьяна Лиознова обратилась к поэту с просьбой написать «душещипательную» песню, которая затмила бы знаменитый «Полонез» Огинского. Так родились сразу две песни: «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине». Вот первая из них:

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, –

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

       Но не только эти песни стали визитной карточкой поэта-песенника Роберта Рождественского. После выхода на экраны фильма «Любовь земная» в «народ» сразу же ушла песня «Сладка ягода».

Сладка ягода в лес поманит,

Щедрой спелостью удивит.

Сладка ягода одурманит,

Горька ягода отрезвит.

     А была ещё песня «Позвони мне, позвони», написанная на стихи «серьёзного» поэта Роберта Рождественского.

Позвони мне, позвони,

Позвони мне, ради бога.

Через время протяни

Голос тихий и глубокий.

Звезды тают над Москвой.

Может, я  забыла гордость.

Как хочу  я слышать  голос,

Долгожданный голос твой.

 И далеко не все  знают, что однажды «песочные  часы» перевернулись. По мотивам песни на слова Роберта Рождественского «Огромное небо» был снят мультипликационный фильм. 

Об этом, товарищ,

Не вспомнить нельзя,

В одной эскадрилье

Служили друзья,

И было на службе

И в сердце у них

Огромное небо, огромное небо,

Огромное небо – одно на двоих.

      Стихотворение написано в 1971 году, спустя пять лет после подвига Юрия Янова и Бориса Капустина, которые пожертвовали собой, но спасли жителей Берлина…

       Для песен поэта характерны два ведущих мотива: героическая патетика («За того парня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновение») и лирическая задушевность («Стань таким», «Благодарю тебя», «Песня о далекой родине», «Позови меня»). Рождественский обращается к жанру баллады и торжественной песни. На слова поэмы «Реквием» (1961) Д. Б. Кабалевским написана музыка.

     О песнях, написанных Рождественским можно говорить и слушать их бесконечно. Все они такие разные и по настроению, и по тематике. Но всё же они узнаваемы. На них лежит неизгладимая печать индивидуальности поэта. И мы в состоянии узнать: вот эта песня Рождественского. И это замечательно. Песни, многие из которых написаны более 40 лет назад, продолжают звучать и сейчас. Их помнят и любят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Музыкальность  лирики Р.Рождественского

    Песенная поэзия Р. И. Рождественского - важная составляющая его творчества, характеризующаяся сплавом мелодик устной речи, разговорной интонации и высокой романтической патетики. Приём контрастного изображения, одическая воспевающая гипербола, как примета песенного стиля поэта, отражают традиции русских народных песен. Обрядовые, лирические и исторические народные песни, русский классический романс, авторская и советская массовая песня - основополагающая часть песенной поэзии Р. И. Рождественского.

     Ритмический рисунок стихотворений поэта разнообразен. Усвоив достижения предшественников (силлабо-тонические размеры, дольники, акцентный стих), поэт свободно ими пользуется. Р. И. Рождественский сочетает их в любых комбинациях и создаёт собственные размеры: силлабо-тонические стихи с неупорядоченными чередованиями 2-х и 3-сложного размеров, силлабо-тонические стихи 2-сложники, свободные стихи и др.

Ой, крута судьба,  словно горка.

Доняла меня, извела.

Сладкой ягоды —  только горстка,

Горькой ягоды  — два  ведра.

Таким образом, поэт продолжает разработку русского стиха, реализует  потенциальные возможности русского языка.

     Интонационный строй в стихах Р. И. Рождественского также разнообразен и одновременно контрастен: непринужденный тон бытового разговора не противоречит патетике ораторской речи, и лирическая приподнятость элегического раздумья не исключает язвительную речь сатиры, торжественное повествование и шутливый рассказ.

Усталость забыта,

Колышется чад,

И снова копыта,

Как сердце, стучат.

И нет нам  покоя,

Гори, но живи!

Погоня, погоня,

Погоня, погоня

в горячей крови.

     Внутренняя форма стихов Р. И. Рождественского всегда динамична: она имеет колеблющийся контур и составляет основу индивидуального стиля.

Здравствуй мама!  
Опять мне снится песня твоя.  
Здравствуй мама!  
Светла как память, нежность твоя.  
Этот мир не от солнца такой золотой,  
Он наполнен до края твоей добротой.

Творя «образ образа», художник и делает оригинальными «обычные идеи», «общераспространенные» формы  их выражения.

      Рифмы являются основными элементами образования внутренней формы стихов Р. И. Рождественского. Отличительными особенностями рифмы поэта являются: использование предударной рифмы, многочисленные нарушение точной классической рифмы, употребление тавтологической рифмы, как средства раскрытия образа и идеи стихотворения,

Позвони мне, позвони,

Позвони мне, ради бога.

Через время протяни

Голос тихий и глубокий.

Звезды тают над Москвой.

Может, я  забыла гордость.

Как хочу  я слышать  голос,

Долгожданный голос твой.

а также употребление начальной рифмы:

За шепот и за крик,

За вечность и за миг.

За отгоревшую звезду.

За смех и за печаль.

За тихое «прощай» —

За все тебя благодарю.

 внутренней рифмы и  многочисленных звуковых повторов, которые все вместе выражают  внутреннюю форму стихов.

А это свадьба, свадьба, свадьба

Пела и плясала,

И крылья эту свадьбу вдаль  несли.

Широкой этой свадьбе было места мало —

И неба было мало, и земли.

    Следуя традициям В. В. Маяковского, он широко использует «разговорные» ритмы стиха, ораторские приёмы, ассонансы.

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна.

Вместе — дружная семья,

В слове  «мы» — сто  тысяч «я»

Большеглазых,  озорных,

Чёрных, рыжих и  льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

     Рождественского часто сравнивают с Маяковским. Безусловно, некое сходство в слоге их стихов есть, но творчество Рождественского всё-таки сильно и индивидуально. Роберт Рождественский — яркий неординарный поэт, символ своей эпохи.

Информация о работе Песенный характер лирики Р.Рождественского