Песенный характер лирики Р.Рождественского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать песенно-поэтическое творчество Р.Рождественского.
Даная цель мотивирует ряд конкретных задач:
1) рассмотреть поэзию Р. И. Рождественского в контексте литературного процесса второй половины XX века;
2) раскрыть характерные черты индивидуального стиля песенной лирики
Р. И. Рождественского;
3) изучить литературу по теме курсовой работы.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 2
Глава I. Творчество Р.Рождественского в контексте «эстрадной» поэзии второй половины XX века __________________________________________ 5
Глава II. Творчество Р. Рождественского в литературоведческом
освещении ______________________________________________________ 11
Глава III. Популярность песенной лирики Рождественского ____________ 19
Глава IV. Музыкальность лирики Р.Рождественского __________________ 25
Заключение _____________________________________________________ 28
Список использованной литературы ________________________________ 31

Файлы: 1 файл

курсовая песенный характер лирики Р..docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

     Вместе с тем термин получил широкое бытование в начале-середине 60-х годов, хотя для русской и советской поэзии эстрада - ее ровесница. Это неслучайное явление. Причины наполнения термина негативным содержанием и неисторичность подхода к «эстрадной» поэзии заключались в усиливавшемся «противостоянии» литературных сил 60-х годов.

      Уже в 1964 году за «круглым столом» «Дня поэзии» начинается обсуждение предварительных итогов развития эстрадной поэзии. В конце 60-х - начале 70-х годов в печати вновь возникает дискуссия, в ходе которой выявилось стремление к очерчиванию основного стиля поэтов-эстрадников, выявлению его содержательных черт. Мнения разделились. В. Огнев определял эстрадный стиль плодотворным явлением для поэзии минувших лет, приводя необходимые уточнения: «Эстрада» оказалась переполненной, скомпроментированной, а отвечать предлагают тем, кто не знал, да и знать был не обязан, какого джина выпустил из бутылки» [8]. Суть в том, что на эстраду на «ловлю счастья и чинов» в середине 60-х хлынула масса посредственных стихотворцев.

     А. Михайлов оценивал «эстрадную» поэзию более осторожно: «В поисках популярности на эстраду хлынула масса стихотворцев, далеко не всегда имеющих отношение к поэзии, но вряд ли из этого надо делать далеко идущие односторонне негативные выводы, подвергающие сомнению целесообразность и идейно-эстетическое, воспитательное значение эстрадных выступлений» [8].

     Каждый из  критиков вполне резонно высказывал  суждения, соответствующие его идейно-эстетическим  ориентациям, которые в равной  степени заслуживают внимания, ибо  отражают характер литературной  борьбы данного времени.

      Дискутирующие  стороны признавали: эстрадная поэзия появилась «на свет божий» как следствие произошедших в нашем обществе известных социально-политических изменений, то есть первопричины ее рождения носят «полулитературный» характер. Именно с этой точки зрения она и должна рассматриваться и оцениваться как историко-литературное явление. Ориентация на массового слушателя-зрителя порождала ее специфические стилевые приметы: многочисленнейшие фигуры (знаки восклицания и вопроса, призывы и обращения, клятвы перед слушающими в своей верности добытым идеалам, утверждение самих этих идеалов и отрицание «старых», обветшавших и сметаемых временем).

    

 

 

 

Глава II. Творчество Р. Рождественского в литературоведческом  освещении 

     Роберт Рождественский несколько отличался от своих сверстников, «из кожи не лез», чтобы понравиться, равнялся на классику. Он и внешне выделялся: высокого роста, чуть медлительный, не по годам серьёзный. Что-то от Маяковского было в его облике, особенно в минуты подъёма и вдохновения: ораторская размашистость, волевой жест. Небольшое заикание, которым он страдал с детства, как бы и не замечалось, даже придавало некоторый шарм, потому что он брал содержанием, высокими мыслями, будил в людских душах прекрасные порывы, заставлял любить и ненавидеть. Недаром же один критик заметил, что поэтическая строка у него разящая, как выстрел...

      Поэт много ездил по России, часто выступал, общался с самыми разными людьми. И весь этот жизненный опыт фиксировал стихотворными строками. Для Рождественского не существовало понятия «непоэтическая тема». Всё им увиденное и прочувствованное - в его поэзии.

      Всё творчество Роберта Ивановича Рождественского пронизано, пожалуй, одной важной темой: Родина, любовь, верность. Своими стихами он смог рассказать о своей стране, о героях и простых людях, о грандиозных свершениях и делах малых.

     Часто в его стихах встречается неожиданный поворот, когда после едва ли не вселенских обобщений, после космических далей, он вдруг обращается к глубоко личному, близкому, даже интимному. Стихотворение может начинаться так:

Непонятны голоса Галактик,

различимые едва-едва...

Смотрит в небо жерло телескопа,

от земных волнений отстранясь.

      А буквально двумя строчками ниже эти самые волнения предстают крупным планом:

А на кухне в крутобокой миске

тесто ждет, чтоб хлынуть  через верх...

Женщина хлопочет. Самый  близкий,

самый непонятный человек.

     И это принципиально важная особенность поэтического зрения Рождественского. Резким укрупнением плана, контрастным монтажом - приёмом кинематографическим - Рождественский владеет мастерски...

     Хороших метафор много как в ранних его стихах:

Спит стадион, в тугой  клубок свернув

трибунные натруженные кольца.

 так и в поздних: 

Дождь падал свысока, в землю входя

по трубам светлого березняка.

        Многие стихотворения целиком представляют собой развёрнутую метафору (например, в «Горении», в котором рассказывается, как люди «горят»). Кстати, в «Горении» и во многих других стихах Рождественский использует интересный ход - «переворачивает» фигуральное выражение, и метафорой является уже его прямое, «бывшее» значение:

Вслушайтесь! Убивают время.

Убивают время сообща и  в одиночку...

Убивают прямо перед окнами милиции!..

Он любит колоритные изобразительные  сравнения:

Вот небоскреб, как градусник, стеклянен.

И лифт внутри него - как ртутный столбик…

Прекрасно владеет метонимией:

Гражданин часовщик, почините мне время. Что-то часики мои барахлят;

Ему было в рамках тесно.

Во всех, даже в траурной рамке.

     Он был неравнодушен к сильным людям, не раз писал о них, и, когда пришел тяжкий час, оказалось, что ни в чём не уступает своим героям. Редкий пример, чтобы большой поэт и большой человек слились воедино. Вот и мать Роберта — фронтовой врач, повидавшая на своём долгом медицинском веку разных больных, — была поражена стойкостью сына. «…Это просто непостижимо… — читаем в её воспоминаниях. — Зная о своей скорой кончине, <…> вёл себя достойно, по возможности писал стихи, которые стали шедеврами. <…> Согласитесь, такое доступно не всем смертным людям. А для меня он всегда был светлым мальчиком, как его назвали в детском садике в Омске».

       Вера Павловна не преувеличивала. Кому повезло прочесть собранные после смерти женой и младшей дочерью Ксенией «Последние стихи Роберта Рождественского», подтвердят: это — великая книга. Даже коллеги по писательскому цеху, не больно жаловавшие поэта при жизни, прочитав её, резко изменили мнение о Рождественском.

      «Книга — о подступающей смерти, об ожидании смерти можно сказать, попытка итога, последний рывок души: найти в случившемся смысл, — так охарактеризовал «Последние стихи…» Лев Аннинский. И продолжил: — Но более всего, и глубже всего, и глуше — сама борьба души с подступающим небытием, попытка не согнуться:

Тихо летят паутинные  нити.

Солнце горит на оконном  стекле…

Что-то я делал не так?

Извините:

жил я впервые

на этой Земле.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь  целен, как и в других проявлениях  своего характера.

     Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

    «Все начинается с любви» — программное стихотворение поэта. Так назван один из лучших его сборников, вышедших в 1977 году.

Всё начинается с любви...

 

Твердят:

«В начале

было

слово...»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается

с любви!..

    Творчество Р. Рождественского отличается от других поэтов того времени тем, что он создает самые различные образы. Он рассказывает о строительстве новой жизни в стихотворении «БАМ», вспоминает родную землю и сравнивает ее с судьбой в стихотворении «Даль великая». Не обходит стороной поэт тему Великой Отечественной войны.

    Стихотворение «БАМ» начинается такими строками:

 
Солнце в небе светит мудро, 
Молодеет древний край.

 
      Мудрое солнце и древний, но молодой край являются символами будущего. Все строят БАМ, который будет продолжением старого и началом нового. Да, будет порою трудно, но БАМ будет даром любимой земле. 
     В стихотворении «Даль великая» прославляется Родина и проявляется готовность постоять за неё. Поэт отдаёт дань уважения родной земле и предкам, показывает, что каждый человек является только маленьким зерном, которое может принести большие плоды. У земли и у человека все общее, они не могут существовать друг без друга. «Друг без друга нам не прожить никак».

 
Мой родимый край, место отчее, 
Ты и праздник мой, и броня. 
Память общая и песня общая, 
Счастье общее и горе общее, 
Солнце общее и сердце общее, 
У земли моей и у меня.

 
      «Песня о далекой Родине» раскрывает всю душу поэта, «сизое облако», которое приносит весточку к родному дому. Тонкая линия ласкового берега, грибные дожди, река, спелые вишни в маленьком саду – все это мечты солдата, который может никогда не вернется домой, и, глядя куда-то в небо, он в последний раз хочет передать весточку домой.

Где-то далеко, очень далеко

Идут грибные дожди.

Прямо у реки, в маленьком  саду

Созрели вишни, наклонясь до земли.

Где-то далеко в памяти моей

Сейчас, как в детстве, тепло,

Хоть память укрыта

Такими большими снегами.

       Константин Симонов говорил: «Я особенно ценю в Роберте Рождественском завидную способность ставить трудные вопросы и размышлять над ними на глазах читателя и публично, не робея гласности, искать и находить на них ответы, пусть не для всякого из нас обязательные, но неизменно вызывающие уважение чистотою, честностью, убежденностью поисков. Конечно, не единою проблемностью жива поэзия, я это хорошо понимаю; но и поэзия без проблем - мертва, в этом я тоже глубоко уверен»[15].

      Особое место в   творчестве     Роберта     Рождественского   занимает «Реквием», посвященный павшим в годы войны с гитлеровским фашизмом.

    «Он оставил нам свою поэзию на века. И я не боюсь пафосности: именно на века, - говорит певец Иосиф Кобзон. - У Роберта Рождественского есть бессмертное творение: «Реквием». В нем он проклинает войны. Уже одним только этим произведением поэт увековечил себя в памяти потомков!»[15]:

…К мерцающим звездам

ведя корабли,—

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

        Поэзия Роберта Рождественского слишком яркое явление, чтобы не находилось желающих так или иначе бросить тень на его творчество. В советский период ему нередко доставалось за так называемое «мелкотемье»: власти не устраивало, что такой талантливый человек вдруг перестает писать о великих стройках пятилеток и переключается, к примеру, на любовную лирику. А после распада Советского Союза Рождественского много ругали именно за советские темы…[15].

      Поэт и педагог Литературного института Александр Коваленков верно назвал однажды Роберта Рождественского поэтом-романтиком, обладающим «редкой способностью писать стихи для взрослых, но так, словно он рассказывает своим читателям об их детстве». И далее: «Рождественский умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом, он знает, что иной раз важней, правильней акцентировать показывающее особенность человеческого характера слово, нежели поражать множеством поэтических изобретений» [15].

    Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы, как правило, касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то легко можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

       Поэт ушёл, но остались его замечательные стихи, песни. Вспоминаются строки, посвящённые памяти Арно Бабаджаняна, которые можно отнести и к самому поэту:

Я люблю эту жизнь.

И все песни свои

Я писал ради этой любви…

Вы не верьте в мою немоту.

Даже если я вдруг упаду,

даже если уйду

То не в землю уйду.

Я не в землю,

а в песню уйду.

         Есть поэты, которых забывают ещё при жизни. Есть поэты, со смертью которых уходит в небытие их творчество. Но есть и такие, стихи которых продолжают жить и звучать после их ухода. Таким поэтом является Роберт Иванович Рождественский. Его стихи замечательны тем, что каждый может найти в них то, что его волнует, что близко и понятно, что созвучно его душе.

Информация о работе Песенный характер лирики Р.Рождественского