Платонов "Котлован"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:21, реферат

Описание работы

Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Файлы: 1 файл

Семинар 13.docx

— 97.57 Кб (Скачать файл)

Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.

История

Впервые слово  «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» ( 1952).

Отличия антиутопии от утопии

Антиутопия  является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило — в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом  отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика.

Наиболее  последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский.

Известные антиутопии

     

Книги

  • Евгений Замятин — «Мы»
  • Олдос Хаксли — «О дивный новый мир»
  • Джордж Оруэлл — «1984», «Скотный двор»
  • Джером Клапка Джером — «Новая утопия»
  • Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»
  • Андрей Платонов — «Чевенгур», «Котлован»»

 
В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. 
Жанр антиутопии расцвел в 20 в., когда на волне революций, мировых войн и прочих исторических изломов утопические идеи начали воплощаться в жизнь. Первой страной «реализованной» утопии стала большевистская Россия. Опыт построения нового общества в СССР и в Германии безжалостно высмеян в классических англоязычных антиутопиях Прекрасный новый мир (1932) О.Хаксли, Звероферма (1945) и 1984 год (1949) Дж. Оруэлла. В этих произведениях, наряду с неприятием коммунистической – и всякой иной – тирании, выражено общее чувство смятения перед возможностями бездушной технократической цивилизации. Общество показывается как  тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении. Общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление. Строй, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью, где  обыватели не живут, а существуют под неусыпным наблюдением «Старшего брата» глядящего с тысячи портретов, Верховного Контролера или власть анонимной бюрократии. В  «новом  мире»,  существует  «министерство  правды»  — «руководящий мозг, чертивший политическую линию, в соответствии  с которой  одну  часть  прошлого   надо   было   сохранить,   другую фальсифицировать, а третью уничтожить без остатка».

Появлению классической антиутопии предшествовали романы-предупреждения, авторы которых стремились показать, какие плоды в ближайшем будущем  могут принести тревожные явления  современности: Грядущая раса (1871) Э.Булвер-Литтона, Колонна Цезаря (1890) И.Донелли, Железная пята (1907) Дж.Лондона. В 1930-е появляется целый ряд антиутопий и романов-предупреждений гротескно-сатирического характера, указывающих на фашистскую угрозу: Самодержавие мистера Паргема (1930) Г.Уэллса, У нас это невозможно (1935) С.Льюиса, Война с саламандрами (1936) К.Чапека и др.. 
АНТИУТОПИЯ как антижанр.  
Антиутопия представляет собой пародию на утопические художественные произведения либо на утопическую идею. Для этого пародийного жанра «все течет» и все истины ошибочны», как сформулировал Замятин. Для антиутопии не может быть понимания сути реальности, ни стремления постичь причины и скрытое движение вещей; и расширить границы Человека, что бы все стало возможно. Антиутопия сочувствует искателям немыслимого значения или восстановления золотого века – подобно Дон Кихотуно, подчеркивая силу в потребности в такой вере, показывает, что эти идеи пораждает не разум, а порождают желания, и что они столь же опасны, сколь и безумны. Антиутопия подчеркивает опасность смешения вымысла и реальности – или точнее социального «вымысла» с социальным фактом. Антиутопия подчеркивает границу между реальностью и фантазией, и соответсвенно границей между искусством и неискуством.  
В антиутопиях, основанных на раскрытии разных сторон жизни так называемого “идеального общества”, мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, чтобы проследить движение разума и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы этого общества. Именно в этом случае увиденное “изнутри” оказывается вовсе не столь совершенным, каким могло показаться пришельцу, человеку постороннему, оно являет рядовым членам общества свою неприглядную изнанку. Таким образом, антиутопия личностна, так как критерием “подлинности”, совершенства идеального мира становится субъективный взгляд одного человека.  
Антиутописты призывают читателя разобраться, как расплачивается простой обыватель за всеобщее счастье.  
Структурный стержень антиутопии – антикарнавал. Мир антиутопий – пародия на свободную стихию народной смеховой культуры, пародия на карнавал. Если в обычном карнавале отменяются любые социальные перегородки, рушится вся общественная иерархия, смех полностью уравнивает в правах «верхи» и «низы», то в псевдокарнавале дистанция между людьми на разных ступенях социальной лестницы – неотменяемая норма. В карнавале все над всеми смеются – в псевдокарнавале все за всеми следят.  
 Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии, своей рациональной выверенностью напоминает мир утопий. Антиутопия изображает «дивный, новый мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом-то Человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство - насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс - превращением человека в механизм. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. 
Антиутопия осмыслила многие социальные и духовные процессы в обществе, проанализировала его заблуждения и катастрофы не для того, чтобы всё только отрицать, а с целью указать тупики и возможные пути их преодоления.  
В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества. Так рассвет антиутопии как жанра в литературе и искусстве в Европе приходится на XX в, в период бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, когда менялась политическая карта Европы, возникали новые государства с совершенно новыми формами правления. Во время интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов.  В зеркале антиутопии мир столетия отразился самыми мрачными своими сторонами. Антиутопия в литературе ХХ века как жанр, выразивший тревоги и опасения людей «технического века» 
 Романы антиутопистов во многом  схожи:  каждый  автор  говорит  о  потере нравственности и о бездуховности  современного  поколения,  каждый мир  антиутопистов  это  лишь  голые  инстинкты  и  «эмоциональная инженерия». 
В большинстве произведений  «антиутопические» общества показаны в период своего расцвета  —  и,  тем  не  менее, дальнейшая селекция человеческого материала во имя высших целей  в этих обществах продолжается.   В  оруэлловском  антиутопическом мире социальная селекция осуществляется посредством  «распыления»: «...Чистки и распыления были  необходимой  частью  государственной механики. Даже арест человека не всегда означал смерть. Иногда его выпускали, и до казни он год или два гулял на свободе. А  случалось и так, что человек, которого  давно  считали  мертвым,  появлялся, словно призрак, на открытом  процессе  и  давал  показания  против сотни людей, прежде чем исчезнуть — на этот раз окончательно». Пожарные в антиутопическом обществе Р. Бредбери сжигают книги и  — при необходимости — людей: «Огонь разрешает  все!».  Верховный  Контролер  из  романа  «О  дивный  новый   мир»   более   гуманен. «Нарушителей спокойствия» он отправляет «на острова» —  в общество им подобных.   
Одна из  незыблемых  основ  антиутопического  произведения —  это  полная  подчиненность   Истины   конкретным утилитарным   нуждам   общества.   «Наука,   подобно    искусству, несовместима со счастьем. Наука опасна; ее нужно держать на цепи и в наморднике»— рассуждает Верховный  Контролер. Главный герой романа, Гай Монтег, работает «пожарником» (что в книге подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечеству». Капитан пожарных объясняет ему, что без книг не будет никаких противоречивых теорий и мыслей и никто не будет умней соседа. А с книгами — «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?» «Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести?  Главная  прелесть  огня  в  том,  что   он   уничтожает ответственность  и  последствия.  Если  проблема  стала   чересчур обременительной — в печку  ее». 
Показательно отношение «новых  миров»  к  истории.  У  Хаксли  историю  выдают   за   совершенно   бесполезную информацию,  и  действительно  это  проще  отбить   интерес,   чем постоянно все ликвидировать. ««История – сплошная чушь»… 
Во всех произведениях люди изображены потерявшими связь с природой, с интеллектуальным наследием человечества, друг с другом. Они спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом. Они обеспечены, и в безопасности; они никогда не болеют,  не боятся смерти, им не досаждают отцы и матери, дети или жены. Мысли, поступки и чувства у людей должны быть идентичны, даже  самые сокровенные желания одного должны совпадать с желаниями  миллионов других. Обитатели этого общества воспитываются на простых истинах, таких как  « Свобода — это  рабство.  Незнание  —  сила. Война — это мир». Правительство ведёт войну, но никто не задумывается, с кем и для какой цели. Война в этом мире нужна не для власти над другими  территориями,  а  для полного контроля внутри страны. Ежедневные «двухминутки   ненависти»,   новостные   сообщения,    исполненные жестокими и ужасающими  подробностями  –  все  делается  лишь  для поддержания присутствия  страха у населения.   
Реальное в антиутопии – пространство надличностное, государственное, принадлежащее социуму, власти, которое может быть замкнутым,  расположеным вертикально, создающим конфликт верха и низа. 
Однако, несмотря на строго регламентированное, упорядоченное сознание большинства, в “идеальных” государствах есть специальные лица и учреждения ( которые следят за соблюдением правил). Значит, правители опасаются, что кто-то может выйти из-под их контроля. Такие личности  являются неотъемлемой частью антиутопии, без них не было бы основного конфликта, а следовательно, и самого произведения. Это могут быть жители государства, пожарный» Гай Монтег , два  «альфа  плюса»  Бернард Маркс и Гельмгольц Ватсон  или «иноземцы», как Спящий . Важно, что все они выступают против формы существования в “идеальном” обществе. В мире тупого  конвейерного труда  и  столь  же  тупой  механической   физиологии   свободный, естественный человек – экзотическое развлечение для толпы. 
Сюжетный конфликт возникает там, где личность отказывается от своей роли в ритуале и предпочитает свой собственный путь. Без этого нет динамичного сюжетного развития. 
Люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона.   «Я  лучше буду  несчастным,  нежели  буду  обладать  тем  фальшивым,  лживым счастьем, которым вы здесь обладаете» -  говорит  Дикарь, волею  случая  вывезенный  из   резервации,  открывший для себя «Время, и Смерть, и  Бога». Стремление к самосознанию и к свободному  нравственному  выбору  в этом мире не может  стать  «эпидемией»  —  на  это  способны  лишь избранные,  и  эти  единицы  в  срочном  порядке  изолируются или уничтожаются. 
В романе «О дивный  новый  мир»  перед нами предстает общество, которое  возникло  по  воле  большинства, где царит строжайшая иерархия. Людей еще не родившихся сразу  делят  на  высших  и  низших путем химического воздействия на их зародыши. «Идеал распределения населения — это айсберг, 8/9  ниже  ватерлинии,  1/9  —  выше»

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)[1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название  жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427-347 гг. до н. э.).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в  мифологиях практически всех народов.


История

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что  связано с именем Томаса Мора, написавшего  «Утопию». После этого начался  расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.
  • социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних  утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»)..

Основной  отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального  мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно  определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. Любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки». 

Классические  утопии

Основные статьи: Список утопий, Список российских утопий

  • Платон, «Государство»
  • Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)
  • Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)
  • Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Олдос Хаксли, «Остров» (1962)

УТОПИЯ В  ЛИТЕРАТУРЕ (от греч. ou – не, нет и topos – место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu – благо и topos – место, т.е. благословенное место) – литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.

В современной  литературе утопия рассматривается  среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая  «вторая действительность», которая  противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен  в жизни общества. Своими корнями  утопическая литература уходит в  архаические мифы о посещении  подземного царства и в жанр народной сказки, в образно-композиционной системе  которой важное место зачастую занимают некие блаженные волшебные страны, где добро окончательно побеждает  зло, текут «молочные реки с кисельными берегами» и т.д. В процессе исторического  развития в литературе выработался  ряд устойчивых сюжетных ходов, обеспечивающих перемещение героя из обыденного мира в фантастическую реальность утопии: сны, видения, путешествия в неведомые  дальние страны либо на другие планеты  и т.п. Мир утопии располагается, как правило, вне привычных времени  и пространства. Он помещается либо в странах на другом конце Земли (порой за ее пределами), недоступных  простым смертным, и «случайно», «фантастическим образом» открывается  стороннему гостю, либо переносится  в «прекрасное будущее», воплотившее  в жизнь светлые чаяния современного человечества.

Принцип контраста  настоящего и будущего в утопиях  часто реализуется через диалог между сторонним визитером, которого все вокруг приводит в изумление, и его «чичероне», то есть проводником  по новому миру, объясняющим чужестранцу  устройство идеального общества.

«О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир», англ. Brave New World) — антиутопический, сатирический роман английского писателя Олдоса Хаксли (1932).

В заглавие вынесена строчка из трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря».

Сюжет

Действие  романа разворачивается в Лондоне  далёкого будущего (около 26 века христианской эры, а именно в 2541 году). Люди на всей Земле живут в едином государстве, общество которого — общество потребления. Отсчитывается новое летоисчисление — Эра Т — с появления Форда Т. Потребление возведено в культ, символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т».

Согласно  сюжету, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных  заводах — человекофабриках. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Для поддержания кастовой системы общества посредством гипнопедии людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передается людям лишь для того, чтобы занять их свободное время. Большинство психологических проблем люди решают с помощью безвредного наркотика — сомы. Также люди часто изъясняются рекламными слоганами и гипнопедическими установками, например: «Сомы грамм — и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое носить», «Чистота — залог благофордия», «А, бе, це, витамин Д — жир в тресковой печени, а треска в воде».

Института брака  в описанном в романе обществе не существует, и, более того, само наличие  постоянного полового партнера считается  неприличным, а слова «отец» и «мать» считаются грубыми ругательствами (причём если к слову «отец» примешан оттенок юмора и снисходительности, то «мать», в связи с искусственным выращиванием в колбах, едва ли не самое грязное ругательство). Книга описывает жизнь различных людей, которые не могут вписаться в это общество.

Героиня романа Ленайна Краун — медсестра, работающая на конвейере производства людей, скорее всего, член касты «бета минус». Она состоит в связи с психологом человекопитомника Бернардом Марксом. Он считается неблагонадёжным, но для борьбы за что-то у него не хватает смелости и силы воли, в отличие от его друга, журналиста Гельмгольца Уотсона.

Ленайна и Бернард летят на уик-энд в индейскую резервацию, где встречают Джона, носящего прозвище Дикарь — белого юношу, рождённого естественным путём; он сын директора воспитательного центра, где они оба работают, и Линды, теперь опустившейся алкоголички, всеми презираемой среди индейцев, а некогда — «беты» из воспитательного центра. Линду и Джона перевозят в Лондон, где Джон становится сенсацией среди высшего общества, а Линда становится наркоманкой и в результате умирает от передозировки.

Информация о работе Платонов "Котлован"