Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:21, реферат
Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Как писал сам Хаксли,
«О дивный новый мир» стал в значительной
степени полемическим ответом на
предложенную Уэллсом в романе
«Люди как боги» модель идеального «научного»
общества: «Я пишу роман о будущем «дивном
новом мире», об ужасе уэллсовской утопии
и о бунте против нее»[7]. И позднее в «вновь
посещенном «дивном новом мире» Хаксли
отмечает, что темой книги является не
сам по себе прогресс науки, а то, как этот
прогресс влияет на личность человека».
В сравнении с другими произведениями
антиутопистов роман Хаксли отличает
материальное благополучие мира, не ложное,
фальсифицированное богатство, как у Оруэлла
в «1984», где душевные страдания человека
тесно связаны с его благосостоянием,
а действительно абсолютное изобилие,
которое в конечном итоге приводит к деградации
личности. Человек как личность – вот
главный объект анализа Хаксли. И «О дивный
новый мир» более чем другие произведения
этого жанра актуален именно благодаря
такому упору
Хаксли на состояние человеческой души.
В мире тупого конвейерного труда и столь
же тупой механической физиологии свободный,
естественный человек – такое же экзотическое
развлечение для толпы запрограммированных
дикарей, как «стереовоющий фильм о свадьбе
горилл» или о «любовной жизни кашалота»[8].
Анализ произведения.
О. Хаксли при создании
модели будущего «дивного нового мира»
синтезировал наиболее обесчеловечивающие черты «казарменного
социализма» и современного Хаксли общества
массового потребления.
Однако Хаксли считал «усечение» личности
до размеров, подвластных познанию и программированию,
не просто принадлежностью какой-то отдельной
социальной системы — но закономерным
итогом всякой попытки научно детерминировать
мир. «Дивный новый мир» — вот то единственное,
до чего может дойти человечество на пути
«научного» переустройства собственного
бытия. Это мир, в котором все человеческие
желания предопределены заранее: те, которые
общество может удовлетворить, — удовлетворяются,
а невыполнимые «снимаются» еще до рождения
благодаря соответствующей «генетической
политике» в пробирках, из которых выводится
«население». «Не существует цивилизации
без стабильности. Не существует социальной
стабильности без индивидуальной... Отсюда
и главная цель: все формы индивидуальной
жизни... должны быть строго регламентированы.
Мысли, поступки и чувства людей должны
быть идентичны, даже самые сокровенные
желания одного должны совпадать с желаниями
миллионов других. Всякое нарушение идентичности
ведет к нарушению стабильности, угрожает
всему обществу»[9] — такова правда «дивного
нового мира». Эта правда обретает зримые
очертания в устах
Верховного Контролера: «Все счастливы.
Все получают то, чего хотят, и никто никогда
не хочет того, чего он не может получить.
Они обеспечены, они в безопасности; они
никогда не болеют; они не боятся смерти;
им не досаждают отцы и матери; у них нет
жен, детей и возлюбленных, могущих доставить
сильные переживания. Мы адаптируем их,
и после этого они не могут вести себя
иначе, чем так, как им следует»[10].
Одна из незыблемых основ
антиутопического «дивного нового мира»
Хаксли — это полная подчиненность
Истины конкретным утилитарным нуждам
общества. «Наука, подобно искусству,
несовместима со счастьем. Наука опасна;
ее нужно держать на цепи и в
наморднике»[11],— рассуждает Верховный
Контролер, вспоминая о том времени,
когда его справедливо, по его
теперешним представлениям, хотели покарать
за то, что он слишком далеко зашел
в своих исследованиях в
Мир в романе представляет
одно большое государство. Все люди
равны, но отделяет их друг от друга
принадлежность к какой-либо касте.
Людей еще не родившихся сразу
делят на высших и низших путем
химического воздействия на их зародыши.
«Идеал распределения населения
— это айсберг, 8/9 ниже ватерлинии,
1/9 — выше»[12]
(слова Верховного Контролера). Количество
таких категорий в
«дивном новом мире» очень большое — «альфа»,
«бета», «гамма»,
«дельта» и далее по алфавиту — вплоть
до «эпсилона». Примечательно здесь, что
если пролы из «1984» - это всего лишь безграмотные
люди, которым кроме простейшей работы
выполнять ничего не представляется возможным,
то эпсилоны в «дивном новом мире» специально
создаются умственно неполноценными для
самой грязной и рутинной работы. И следовательно
высшие касты осознано отказываются от
всяких контактов с низшими. Хотя, что
эпсилоны, что альфа-плюсовики, — все проходят
своеобразный процесс
«адаптации» сквозь 2040 – метровую конвейерную
ленту. А вот
Верховные Контролеры уже никак не могут
войти в разряд «счастливых младенцев»,
их пониманию доступно все, что доступно
обычному «неадаптированному» человеку,
в том числе и осознание той самой «лжи
во спасение», на которой построен «дивный
новый мир». Их пониманию доступен даже
запрещенный Шекспир:
«Видите ли, это запрещено. Но поскольку
законы издаю здесь я, я могу и нарушить
их»[13].
В антиутопическом мире
Хаксли в рабстве своем далеко
не равны и
«счастливые младенцы». Если «дивный новый
мир» не может предоставить всем работу
равной квалификации — то «гармония»
между человеком и обществом достигается
за счет преднамеренного уничтожения
в человеке всех тех интеллектуальных
или эмоциональных потенций, которые не
будут нужны для, в прямом смысле этого
слова, написанной на роду деятельности:
это и высушивание мозга будущих рабочих,
это и внушение им ненависти к цветам и
книгам посредством электрошока и т.д.
. В той или иной степени несвободны от
«адаптации» все обитатели «дивного нового
мира» — от «альфы» до
«эпсилона», и смысл этой иерархии заключен
в словах Верховного
Контролера: «Представьте себе фабрику,
весь штат которой состоит из альф, то
есть из индивидуализированных особей...
адаптированных так, что они обладают
полной свободой воли и умеют принимать
на себя полную ответственность. Человек,
раскупоренный и адаптированный как альфа,
сойдет с ума, если ему придется выполнять
работу умственно дефективного эпсилона.
Сойдет с ума или примется все разрушать...
Тех жертв, на которые должен идти эпсилон,
можно требовать только от эпсилона но
той простой причине, что для него они
не жертвы, а линия наименьшего сопротивления.
Его адаптируют так, что он не может жить
иначе. По существу... все мы живем в бутылях.
Но если мы альфы, наши бутыли относительно
очень велики»[14].
Хаксли говорит о
лишенном самосознания будущем как
о чем-то само собой разумеющемся
— и в романе «О дивный новый
мир» перед нами предстает общество,
которое возникло по воле большинства.
Правда, возникают на фоне большинства
отдельные личности, которые пытаются
противопоставить свой свободный выбор
всеобщему запрограммированному счастью
— это, например, два «альфа плюса»
Бернард Маркс и Гельмгольц Ватсон, которые
к тому же не могут полностью вписаться
в структуру «дивного нового мира» из-за
своих физических недостатков; «что они
оба разделяли, так это знание о том, что
они были личностями». А Бернард Маркс
доходит в своем внутреннем протесте и
до такой сентенции: «Я хочу быть собой...
Отвратительным собой. Но не кем-то другим,
пусть и замечательным»[15]. А волею случая
вывезенный из резервации
Дикарь, открывший для себя «Время, и Смерть,
и Бога», становится даже идеологическим
оппонентом Верховного Контролера: «Я
лучше буду несчастным, нежели буду обладать
тем фальшивым, лживым счастьем, которым
вы здесь обладаете»[16]. Одним словом, романе
Хаксли «О дивный новый мир» представлена
борьба сил, утверждающих антиутопический
мир, и сил, его отрицающих. Даже элемент
стихийного бунта присутствует — Дикарь
с криком «Я пришел дать вам свободу!»[17]
пытается сорвать раздачу государственного
наркотика
— сомы. Однако этот бунт основ антиутопического
общества не потрясает — чтобы ликвидировать
его последствия, достаточно было распылить
государственный наркотик сому в воздухе
с вертолета и пустить при этом в эфир
«Синтетическую речь «Антибунт-2».
Стремление к самосознанию и к свободному
нравственному выбору в этом мире не может
стать «эпидемией» — на это способны лишь
избранные, и эти единицы в срочном порядке
от «счастливых младенцев» изолируются.
Одним словом, Бернарду Марксу и
Гельмгольцу Ватсону предстоит отправка
«на острова» специально предназначенные
для прозревших интеллектуалов, а свободолюбивые
речи Дикаря стали всеобщим посмешищем
— осознав это, Дикарь повесился. «Медленно,
очень медленно, как две медленно движущиеся
стрелки компаса, ноги двигались слева
направо; север, северо- восток, восток,
юго-восток, юг, юго-запад, запад; потом
приостановились и через несколько секунд
медленно стали поворачиваться обратно,
справа налево. Юг, юго-запад, юг, юго- восток,
восток...»[18] — так заканчивается роман.
При этом происходит это на фоне радостных
восклицаний обитателей «дивного нового
мира», жаждущих необычного зрелища. Таким
образом, получается, что к уходу из жизни
Дикаря подталкивают не те, кто управляет
антиутопическим миром, — а его рядовые
обитатели, которые в этом мире счастливы,
— и потому мир этот, однажды построенный,
обречен в рамках созданной Хаксли модели
на устойчивость и процветание.