Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:43, курсовая работа
Конец XIX - начало ХХ века - это бурный период в истории России. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившей всемирную славу русского реализма - приходила эпоха эстетического многообразия. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название поэтического Ренессанса или Серебряного века. Одной из самых характерных особенностей литературы исследуемого периода является множественность путей развития. Никогда в русской литературе не существовало одновременно столько разнородных направлений, течений, школ, как в это время.
Введение ………………………………………………………………….. с.6
Раздел 1 Серебряный век – феномен русской культуры на
рубеже ХIХ и ХХ веков ……………………………………….. с.9
Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века
Социально-политические особенности эпохи
Раздел 2. Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов.
Тема Города в лирике поэтов ……………………………….. с.15
2.1. Диалог «притяжения-отталкивания» в лирике
А.Блока и В.Я.Брюсова
2.2. Восприятие революции как проявление свойств жизни города
Выводы …………………………………………………………………….. с.28
Список использованной литературы ……………………………………. с.30
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Управление образования и науки Перевальской райгосадминистрации
Перевальское территориальное отделение МАН Украины
отделение и искусствоведение
Секция: Русская литература
Поэтический диалог:
А.А.Блок и В.Я.Брюсов.
Тема Города в лирике поэтов
Работу выполнила:
Козлова Анна Дмитриевна
ученица 9 класса Перевальской
общеобразовательной школы
I-III ступеней №3
Научный руководитель:
Климашевская Ольга Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Перевальской общеобразовательной
школы I-III ступеней №3
Перевальск – 2012
Девиз: Двухполюсность
Секция: Русская литература
Поэтический диалог:
А.А.Блок и В.Я.Брюсов.
Тема Города в лирике поэтов
2012
Тезисы
научно-исследовательской работы на тему:
«Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов.
Тема Города в лирике поэтов»
Конец XIX - начало ХХ века - это бурный период в истории России. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившей всемирную славу русского реализма - приходила эпоха эстетического многообразия. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название поэтического Ренессанса или Серебряного века.
Одной из самых характерных
особенностей литературы исследуемого
периода является множественность
путей развития. Никогда в русской
литературе не существовало одновременно
столько разнородных
Драматизм отношений в поэзии этого времени обусловлен не только драматизмом самого столетия, но и ощущением его итоговости, рубежности, убеждением в том, что переход в новое время должен быть переходом в качественно новое состояние человечества.
В настоящей работе
мы хотим показать развитие темы Города
в лирике двух поэтов Серебряного
века – В.Я.Брюсова и А.А.Блока,
взаимоотношения которых
Тема Города намечается уже в раннем поэтическом сборнике Брюсова «Шедевры» (1895). В стихотворении «Ночью» на Городе словно лежит проклятие: он обречен на гибель.
Исследователи творчества А.Блока К.Мочульский, З.Минц, П.Горомов и др. отмечали влияние главы русского символизма В.Брюсова на творчество А.Блока. «Как и для Брюсова, для Блока этой поры Город безмерно соблазнителен, прекрасен, как ландшафт сознания современного человека, и ужасен. Он – поприще трагедии одинокой души, переживающей свое уединение не в одиночестве, а в толпе. Двойной ряд символов, закрепивший эти соотношения, вырабатывался у Блока под явным воздействием брюсовского цикла «В стенах» (сборник «Tertia vigilia») и в особенности таких произведений, как «Париж», «Конь блед», «Прохожей» и проч.»¹
Обращаясь к самому известному стихотворению Блока, нельзя не заметить, что легкие шаги Незнакомки он как бы подслушал в стихах Брюсова, у которого есть своя «Незнакомка» - стихотворение «Прохожей» (1901).
Герои Брюсова и Блока, вначале утверждавшие индивидуализм (циклы «Me eum esse» (Вот – это я») и Стихи о Прекрасной Даме»), пришли к реальности. Это «нисхождение» на землю, к людям, для Блока - шаг, без которого не было бы гуманизма его последующего творчества.
Подводя итог развитию городской темы в поэзии, данных авторов следует отметить двойственное отношение поэтов к современному городу- продукту существующей цивилизации. Они, видя все ужасы, страхи, которые несет город, одновременно пытаются найти во всеобщем хаосе урбанистической жизни яркую индивидуальность, необыкновенную личность, которая приведет мир к обновлению.
______________________________
1 Гинзбург Л.Я. О лирике, - М., Л.; - 1964, - с.290
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. с.6
Раздел 1 Серебряный век – феномен русской культуры на
рубеже ХIХ и ХХ веков ……………………………………….. с.9
Раздел 2. Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов.
Тема Города в лирике поэтов ……………………………….. с.15
2.1. Диалог «притяжения-
А.Блока и В.Я.Брюсова
2.2. Восприятие революции как проявление свойств жизни города
Выводы …………………………………………………………………….. с.28
Список использованной литературы ……………………………………. с.30
ВВЕДЕНИЕ
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком» - веком Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века»: Бальмонт, Волошин, Брюсов, Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев – создавали новую концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что не все создаваемое человеком осознается и что есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.
Любой поэт в росте своем определим рядом перекрестных веяний, кующих его стих, сообщающих стиху структуру и ритм, а поэту также и выбор тем. Эти влияния, соединяясь в новое единство, определяют исходную точку развития любого творчества, как бы ни было оно самостоятельно» [1,с.204].
Крупнейший исследователь творчества А.Блока З.Г.Минц о важности такого диалога писал: «… без изучения связей Блока с литературной традицией, исследование его поэзии неизбежно приобретает имманентный характер, в результате чего, требование не только говорить правду, но и всю правду, будет нарушено – утрата контекста неизбежно влечет утрату определенных пластов смысла… Внутренний поэтический мир Блока непонятен, вне разнообразных исторических и историко-литературных контекстов» [2, с.261-262].
Поэт также указывал на то, что настоящее произведение искусства может возникнуть только тогда, когда оно «роднится с чужим».
Конец XIX - начало ХХ века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, культура. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившей всемирную славу русского реализма - приходила эпоха эстетического многообразия. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название поэтического Ренессанса или Серебряного века.
С литературой Серебряного века достаточно полно мы смогли познакомиться сравнительно недавно из-за идеологических и эстетических расхождений ее с советской властью. За последнее время создана обширная литература об этом периоде русской поэзии. Изданы многочисленные воспоминания, например, З. Гиппиус ("Живые лица"), В. Ходасевича ("Некрополь"), Ю.Терапиано "Встречи", С. Маковского "На Парнасе серебряного века" и другие. Многие исследователи, в том числе, например, такие крупные ученые, как Р. Д. Тименчик, Вл. Орлов, Л. К. Долгополов, М. Л. Гаспаров и другие обращались к анализу культуры серебряного века. Смирнова Л.А., Ф.А. Степун, И. В. Кондаков, Н. Богомолов, В. Крейд и другие писали о единстве духовных устремлений в литературе того времени.
Оригинальный взгляд на историю Серебряного века с точки зрения психоанализа представлен в работах А. Эткинда, С. Венгерова, А. Климентова, В. Жирмунского, М. Гофмана, Г. Флоровского, Н. А. Бердяева и других характеризовали культуру Серебряного века как неоромантическую. В советское и постсоветское время об этом писали А. Л. Казин, М. Г. Неклюдова. Издано много работ, исследующих литературные течения и объединения, а также творчество отдельных поэтов того времени. Таким образом, литература о Серебряном веке достаточно обширна и продолжает пополняться. Но в то же время к проблеме влияния событий, происходящих в стране, на творчество поэтов Серебряного века исследователи обращаются не часто. Данный вопрос затронут в работах Соколовой А. Г., Смирнова Л. А., Неклюдовой М. Г., Кондакова И. В. и других, но продолжает оставаться недостаточно полно рассмотренным. Этим объясняется актуальность избранной темы.
Цель данной работы: показать развитие темы Города в лирике двух поэтов Серебряного века – В.Я.Брюсова и А.А.Блока, взаимоотношения которых характеризуются своеобразным «притяжением-отталкиванием»
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
- рассмотреть сущность и особенности поэзии Серебряного века;
- проанализировать влияние особенностей эпохи на литературный процесс и творчество поэтов;
- изучить литературные
- рассмотреть, как в поэзии А.Блока и В. Брюсова отразилась жизнь города;
- исследовать особенности влияния революции на изображение города в поэзии А.Блока и В.Брюсова.
Объект исследования – поэзия поэтов Серебряного века А.Блока и В.Брюсова.
Предметом исследования является положение о том, что настоящее произведение искусства может возникнуть только тогда, когда оно «роднится с чужим».
Методология исследования представляет собой комплекс литературоведческих подходов, обеспечивающих возможность полного раскрытия заявленной темы. Основным методом, принятым в работе, является анализ поэтического текста, то есть анализ приемов создания текста и связи структуры текста с содержанием.
Одним из методов, используемых в работе, является метод рефлексивного чтения текста. Поскольку многие стихотворения анализируемого периода имеют неклассический, нестандартный характер, применение к ним только классических методов анализа будет недостаточно эффективно. Метод рефлексивного чтения состоит в содержательно-формальном анализе текста с параллельным анализом собственно читательских реакций исследователя на текст.
Научной новизной работы является попытка вступить в диалог с художниками, диалог, дающий более полный и широкий взгляд на искусство слова.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ ХIХ и ХХ ВЕКОВ
Блистательный взлет русской
поэзии, открытие целого созвездия
талантливых и оригинальных
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл,
- писала в "Поэме
без героя" А.Ахматова о
Одной из самых характерных
особенностей литературы исследуемого
периода является множественность
путей развития. Никогда в русской
литературе не существовало одновременно
столько разнородных
Согласно теории символизма, поэзия должна подходить к действительности через намеки и полунамеки. "Никаких цветов, ничего кроме нюансов", - провозглашал П.Верлен [6,с.252]. Теоретики символизма утверждали, что поэт должен творить с помощью образов-символов, помогающих более утонченному выражению чувств автора. Кроме символизации, т.е. ассоциативного восприятия явлений внешнего мира, основными элементами нового искусства являлись мистическое содержание и расширение художественной впечатлительности. Признанным мэтром символизма был В. Брюсов. В России это течение было, пожалуй, самым мощным, делилось на младших символистов или неоромантиков (например, А. Блок, А. Белый) и старших или неоклассицистов (например, З. Гиппиус, К. Бальмонт).
Информация о работе Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов. Тема Города в лирике поэтов