Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов. Тема Города в лирике поэтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Конец XIX - начало ХХ века - это бурный период в истории России. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившей всемирную славу русского реализма - приходила эпоха эстетического многообразия. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название поэтического Ренессанса или Серебряного века. Одной из самых характерных особенностей литературы исследуемого периода является множественность путей развития. Никогда в русской литературе не существовало одновременно столько разнородных направлений, течений, школ, как в это время.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. с.6

Раздел 1 Серебряный век – феномен русской культуры на
рубеже ХIХ и ХХ веков ……………………………………….. с.9
Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века
Социально-политические особенности эпохи
Раздел 2. Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов.
Тема Города в лирике поэтов ……………………………….. с.15
2.1. Диалог «притяжения-отталкивания» в лирике
А.Блока и В.Я.Брюсова
2.2. Восприятие революции как проявление свойств жизни города

Выводы …………………………………………………………………….. с.28

Список использованной литературы ……………………………………. с.30

Файлы: 1 файл

Диалог поэтов Козлова А..docx

— 71.13 Кб (Скачать файл)

 

…И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный  смех чужих знамен! –

 

«мольбы», «смех» - не тот ли это «гул», «шум» от крушения старого мира, который Блок услышит и позже, в  1917 году, во время работы над поэмой «Двенадцать»…

         Позицию Блока можно охарактеризовать  как «одновременно заносчивую  и смиренную» [19, с.266]. Блок не призывает разрушить этот мир, он только отрекается от его пошлого уклада:

 

Пусть доживут  сой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь  чистым детям – неприлично

Их старой скуке подражать.

 

«Гуманизм Блока  предполагает неразрывность добра  и красоты» [17,с.147].

От «ненависти к любимому городу» Блок излечивается спасительными окраинами Петербурга, где легко и свободно дышится:

 

Там поют среди серых камней,

В отголосках причудливых пен –

Переплески  далеких морей,

Голоса  корабельных сирен.

               «Взморье», 26 мая 1904

 

Так Блок готовит  явление «Незнакомки»; стихотворение  это в центре цикла «Город».

Обращаясь к самому известному стихотворению Блока, нельзя не заметить, что легкие шаги Незнакомки он как бы подслушал в стихах Брюсова, у которого есть своя «Незнакомка» - стихотворение «Прохожей» (1901).

Брюсовский город опять предстает в грохоте и сиянии огней, а встреча «прохожей» сопровождается «жадным хохотом», разрушающим романтическое настроение лирического героя

 

В моих глазах еще синела

Небес вечерних полумгла…

 

Мир «незнакомки» также  «дик», «»глух», «скучен».  «Уже первая строка дает два полустишия, первое из которых вполне созвучно по лексике  «Стихам о Прекрасной Даме», а  второе имеет резко сниженный  смысл: «По вечерам» - «над ресторанами».  «Вечера»… - время встречи поэта с «Девой, Зарей, Купиной» - оказываются «вечерами над ресторанами». Временам дачного флирта и скуки. Для «первого тома» «вечера» и «рестораны» были бы образами антонимичными. Теперь они объединены  единством строки, интонации, аллитерационно-ассонансного созвучия… На таких столкновениях построена вся первая часть стихотворения («весенний» - «тлетворный»; «чуть золотится» - «крендель булочной», «а в небе» - «бессмысленно кривится диск»)»[15,с.56-57].

Несомненно, сходство отдельных словесных образов  стихотворений:

 

          А.  Блок                                                В.Брюсов

Дыша  духами и туманами                …очи синие бездонные

 

…очи  синие бездонные                      в моих глазах еще синела…

 

Местами встречи  лирических героев с «незнакомкой»  стали: в первом случае – улица, во втором – ресторан. Лирическая героиня в стихотворении Брюсова – обычная «прохожая», в стихотворении Блока – одна из посетительниц ресторана. Но такая ли обычная?

В «Незнакомке» о  ней сказано:

 

И веют древними поверьями

Ее упругие  шелка…

 

Она – тайна, она  недосягаема! Она, может быть, всего  лишь видение!

В стихотворении  Брюсова все проще и обыденней:

 

И быстрым  взором оттенила

Возможность невозможных снов…

Я был  окутан влагой черной

Ее распущенных  волос.

 

Никакой тайны в  этой встрече нет. И это главное  отличие «Незнакомки» Блока от «Прохожей» Брюсова.

Обращение к цветовой символике стихотворения Блока  помогает понять различия в образах  «незнакомки» и «прохожей», укажем на присутствие «серого»: «над пылью переулочной» и одновременно противопоставление его «черному»  («траурные перья» Незнакомки, «темная вуаль») и «синему» («очи синие бездонные»). «Синий» и «черный» в этом случае являются «знаком иных миров», о чем пишет один из знатоков символизма: «синий» - признак некой беспредельности, сакральности [20,с.448]. Символический «синий», в частности, является напоминанием о Прекрасной Даме.

«Изображение героя  принципиально двойственно. Он, с  одной стороны, романтически противопоставлен окружающей пошлости

 

Он «смирен  и оглушен», а

мажорные  «пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат

 

И не случайно, что Незнакомка является ему, вместе с тем он (сын земли!) нерасторжимо слит с окружающим, он часть его, а явление Незнакомки герою само может быть осмыслено и в плане иронии…» несмотря на ироническое замечание лирического героя, звучащее в конце стихотворения

«…истина  в вине», «…дело не в вине, а  в могучей силе  вдохновения, творившего сказку из серой обыденщины» [21,с.122].

В «Незнакомке» отчетливо  чувствуется тоска по земному, но высокому идеалу. Отсутствующая в  стихотворении Брюсова.

В письме Брюсову  от 17 октября 1906 года есть строчки «  Вероятно. Революция дохнула  меня и что-то раздробила внутри души, так  что разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, случайные…», подчеркивающие, что именно революция  обострила блоковское восприятие общественного строя, и объясняющие появление стихов цикла «Мещанское житье» [13,с.164], 

Оголенная проза  жизни предстает перед нами в  стихотворениях «Хожу, брожу понурый…», «В октябре», «Окна во двор». В них  обыденны все детали пейзажа и  обстановки. Настроение отчаяния и  безысходности сближает лирического  героя этих стихотворений не с  героями произведений Брюсова, а  с реалистическими героями и  сценами, изображенными в стихотворениях Некрасова (циклы «О погоде», «На  улице») и романами Достоевского. Исследователи  творчества  Блока отмечают, что  в стихотворениях «чердачного цикла» (первоначальное название «Мещанское житье») исчезает тот мистический  налет, который был характерен для  многих стихотворений «Города».

«…Забитая лошадка  бурая…»  («В октябре») напоминает некрасовское «О погоде»:

 

Под жестокой рукой человека

Чуть  жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача…

 

Трагическая судьба героя этого стихотворения –  напоминание о судьбе некрасовского  героя:

 

Кто он был? Да чиновник. Известно;

В департаментах  разных служил.

Петербург ему солон достался…

…Как  ни дорого бедному жить,

Умирать ему вдвое дороже.

 

«Мещанская» тема была для Блока не фольклорным изыском, не средством расширении состава  своей поэзии (как для Брюсова  «фабричные» песни), а одним из этапов собственного «очеловечения», приобщения ко всесветному людскому горю. Через тему «маленького», нетитулованного человека Блок приобщался и к традициям русской классики… «Мещанские стихи» Блока приблизили поэта к темам «страшного мира», в которых «с такой гражданской силой зазвучал его голос» [17,с.159,161].

Эти «знаки великой  человеческой трагедии» [12] вызывают в  поэте злобу на Город, на неправильно  устроенную жизнь, но злобу во имя  любви к человеку.

Стихотворения Брюсова  и Блока подчеркивают то, что  Н.В.Торопов [21] назвал «двухполюсность» Петербурга: «Петербург – центр зла и преступления, где страдание превысило меру… но Петербург и то место, где национальное самосознание и самопознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни…»[21,с.8].

Городские  стихи  Брюсова помогли Блоку понять Город как страшную судьбу человечества, как предвестие гибели мира. Но вместе с тем в стихи Блока входила  иная традиция – Некрасова, Достоевского, Гоголя, с которой он уже никогда  не расставался.

 

 

 

 

 

 

 

                   

ВЫВОДЫ

Русская литература Серебряного века подарила нам целое созвездие ярких индивидуальностей. Исследование произведений А.Блока и В.Брюсова дает основание предположить, что при всей несхожести идейных и творческих установок у поэтов наблюдается общая зависимость от событий, происходящих в стране. Несправедливое социальное устройство, жизнь простых людей до революции приковывали внимание поэтов, и раздумья о будущем страны находили отражение в творчестве.

Одной из главных  тем поэзии Серебряного века стала  тема города, прошедшая через все  творчество поэтов, таких как В.Брюсов и А. Блок. Продолжая и объединяя разнородные традиции Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера. Они  стали, по сути, первыми  русскими поэтами - урбанистами XX в., отразившими обобщенный образ новейшего капиталистического города.

Так В.Брюсов вначале  ищет в городских лабиринтах красоту, называет город "обдуманным чудом", любуется "буйством" людских скопищ и "священным сумраком" улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ города, а именно Петербурга, играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Петербург Блока - это “страшный мир”,  полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”. И вместе с тем, это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, “поднимающихся из тьмы погребов” на штурм старого мира. “Городские” стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве.

Подводя итог развитию городской темы в поэзии  данных авторов, нужно отметить двойственное отношение поэтов к современному городу — продукту существующей цивилизации. Они, видя все ужасы, страхи, которые несет город, одновременно пытаются найти во всеобщем хаосе урбанистической жизни яркую индивидуальность, необыкновенную личность, которая приведет мир к обновлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Белый А. Символизм как миропонимание.- М., 1994.
  2. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.
  3. Русская литература ХХ века: Хрестоматия /Сост. А.Г.Соколов. – М.: Дрофа, 2002. – 488 с.
  4. Гарин И. И. Серебряный век:В 3 т./И. И. Гарин.- М.: ТЕРРА, -.Т. 1.-1999. – 294 с.
  5. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век /Под ред.Ж.Нива и др. – М.: Высшая школа, 1995. – 346 с.
  6. Соколов А.Г. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 346 с.
  7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект, Пресс, 1997. - с. 515, 522.
  8. Колобаева Л.А. Концепции личности в литературе на рубеже ХIХ – ХХ веков. – М.: Астрель, 2002. – с.123-125.
  9. Смирнова Л.А. Единство духовных устремлений в литературе Серебряного века // Российский литературоведческий журнал. -1994. -№ 5 – 6. – С. 10.
  10. Гарин И. И. Серебряный век:В 3 т. И. И. Гарин.- М.:ТЕРРА, 1999-.Т. 1.-1999. – 294 с.
  11. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. -М., 2004.
  12. Мочульский К. Александр Блок.  Андрей Белый. Валерий Брюсов.- М.,1997.
  13. Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т.- М.,: Л., 1963. – Т.8 (письма)
  14. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М.; Л., 1964.
  15. Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.
  16. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.
  17. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. – Л., 1973.
  18. Орлов Вл. Поэт и город. – Л., 1980.
  19. Пайман А. История русского символизма. - М., 1998..
  20. Ханзен-Леве А. Мифо-поэтический символизм. СПб. 2003.
  21. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб, 2003.
  22. Блок А.А Б 70 Стихотворения и поэмы/ Сост., авт. вступ. Статьи и примеч. С. Кошечкин . – М.: Мол. гвардия, 1988. – 174 (2) с. – (XX век: поэт и время).
  23. Келдыш В. На рубеже художественных эпох (О русской литературе конца XIX – начала XX столетия) // Вопросы литературы. -1993. - Вып. 2. .
  24. Блок А. Народ и интеллигенция // Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции.
  25. Михайловский Б.В. Символизм // Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. 1901 – 1907. - М., 1971.- С.290-291.
  26. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX века. - М., 2001.
  27. Волков А.А., Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. - М., 1977.

 

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

 

http://philology.ruslibrary.ru/

 http://www.litera.ru/stixiya/vek/- поэзия Серебряного века

http://www.silverage.ru/- творческая биография поэтов Серебряного века. Стихи.

http://slova.org.ru/ - литературоведческие термины

http://silver-century.narod.ru/ - характеристика исторической эпохи

http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/Lomonos98/semigin.htm - литературно-критические статьи

www.allbest.ru

www.5ballov.ru

www.litra.ru

 

 

 

 


Информация о работе Поэтический диалог: А.А.Блок и В.Я.Брюсов. Тема Города в лирике поэтов