Поэзия Жуковского и переводы поэтов-романтиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Романтизм в литературе сложился на рубеже 18 - 19 вв. Он сохранял преемственную связь с сентиментализмом, а также с традициями английского «готического романа». Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.).

Содержание работы

Введение 3 - 4
1. В.А.Жуковский. Жизненный и творческий путь 4 - 5
1.1 Семья и воспитание 5 - 6
1.2 Начало литературной деятельности 7 - 8
2. Путь Жуковского к романтизму 9 - 16
2.1. Фольклор в поэзии В.А.Жуковского и его многочисленные перевод 16 -21
3. Романтизм в литературе других поэтов - романтиков 22 - 25
Заключение 26 - 27
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Литература(2 курс,летняя сессия).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Литература»

на тему:

«Поэзия В.Жуковского. Русский  фольклор и переводы поэтов - романтиков».

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                          3 - 4

1. В.А.Жуковский. Жизненный  и творческий путь                                    4 - 5

1.1 Семья и воспитание                                                                                 5 - 6

1.2 Начало литературной деятельности                                                       7 - 8

2. Путь Жуковского  к романтизму                                                               9 - 16

2.1. Фольклор в поэзии В.А.Жуковского  и его многочисленные переводы

                                                                                                                         16 - 22

3. Романтизм в литературе других  поэтов - романтиков                           22 - 25

Заключение                                                                                                     26 - 27

Список использованной литературы                                                            27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Романтизм в литературе сложился на рубеже 18 - 19 вв. Он сохранял преемственную связь с сентиментализмом, а также с традициями английского «готического романа». Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного искусства неприменимыми к изображению современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так в литературе появились, наряду с романтической драмой новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией, резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец, богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир человека.

Романтизм в России, развивавшийся  как литературное направление в  начале 19 в., был связан с подъёмом национального самосознания и началом  революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо  проявились два направления. В творчестве В. А. Жуковского (1783 - 1852) обнаружилось мастерство передачи внутреннего мира человека, его непосредственных чувств, поэтизация народной старины и фольклора; ему присуща музыкальность стиха. Однако консервативный характер романтизма Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных переживаний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-меланхолических настроениях. Революционное направление проявилось в творчестве декабристов - К. Ф. Рылеева (1795 - 1826), А. И. Одоевского (1802 - 39), В. К. Кюхельбекера (1797 - 1846) и др., в раннем творчестве А. С. Пушкина (1799 - 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные» поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы подготовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и политическую свободу.

 

1. В.А.Жуковский. Жизненный и творческий путь

Великий русский поэт, учитель Пушкина, учитель всех русских  лириков не только первой, но и второй половины 19 века, человек, действенная  доброта которого не имела границ, величайший труженик, Жуковский был и образцом гражданина, воспитавшим целое поколение своим примером. Бесстрашие Жуковского, говорившего властям правду, сродни бесстрашию декабристов, вышедших на Сенатскую площадь. Он один из замечательнейших людей своей эпохи. В нем соединилась мягкость и энергия, утонченность духа и несокрушимость бойца. Вместе с тем это был человек высоконравственной жизни, освещавший и облегчавший трудный жизненный путь многим людям, соприкасавшимся с ним, и столь же высоконравственного творчества, во всей красоте этого понятия, ставшего традицией для русской классики. Этот человек жизни в одно и то же время трагической и счастливой, так как он не бежал от трудностей и несчастий и неустанно, смолоду, воспитывал сам себя…

Жуковский утверждал  что жизнь и поэзия это одно и то же. Поэтому изучение творчества Жуковского необходимо начинать со знакомства с личностью поэта.

1.1 Семья и воспитание

Нет сомнения в том, что  личный жизненный опыт во многом определил  характер творчества В.А. Жуковского. Ребенок  с обостренной чувствительностью, с задатками поэта, родился от избалованного русского барина, владельца родового поместья в Тульской губернии, Афанасия Ивановича Бунина, и турчанки Сальхи, захваченной в 1770 году в плен при взятии крепости Бендеры. В поместье Бунина Сальху крестили и дали новое имя - Елизавета Дементьевна.

Впоследствии родные Жуковского замалчивали двусмысленность  положения, в котором будущий  поэт оказался с самого своего рождения. Эта двусмысленность была велика, и мальчик, несомненно, перенес травму, когда ему сообщили истину.

Мария Григорьевна, жена А.И.Бунина, потеряв несколько дочерей  и единственного сына, сочла своим  христианским долгом взять новорожденного под свое покровительство. Практически  он был усыновлен в семействе  Бунина, до какого-то времени рос  беззаботно и чувствовал себя всеобщим баловнем. Однако формально он был усыновлен крестным отцом - бедным дворянином Андреем Жуковским, жившим в поместье Бунина. Будущий поэт избежал сужденной столь многим побочным помещичьим детям участи крепостного. Полученная им чужая дворянская фамилия стала впоследствии столь прославленной…

В официальном завещании  отца (умер в 1791 году) мальчику не было оставлено ничего, но Мария Григорьевна  поклялась умирающему, что никогда  не расстанется с Елизаветой Дементьевной, а Василия будет воспитывать как сына. Она сдержала свое обещание.

С ребенком обходились всегда ласково, но он чувствовал необычайность  своего положения и страдал от этого. Позднее Жуковский написал  в дневнике многократно цитировавшиеся строки: «Я привыкал отделять себя ото всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому что всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Такова семейная предыстория, над которой, несомненно поэт начал  рано задумываться. Это первые впечатления  способствовали развитию в нем фатализма.

Учиться Жуковский начал  в Туле, в частном пансионе, а  затем в тульском народном училище. Будущий поэт был исключен из училища  «за неспособность» и гораздо  лучше успевал дома, с помощью  учителей, нанимавшихся для него и  его родственниц.

В 1797 году мальчика поместили  в Московский университетский благородный  пансион. Воспитанникам внушались  идеи нравственного самосовершенствования, филантропии, гражданского долга и  вместе с тем тщеты политических страстей.

Жуковский глубоко воспринял идеалы морального самосовершенствования и личной добродетели. Он трактовал их как идеалы не только личные, но и общественные и, в сущности, остался им верен до конца жизни.

В пансионе завязались отношения, которые Жуковский пронес через  всю жизнь. Дружба его с сыновьями директора пансиона И.П. Тургеневым воспринималась современниками как образец романтически-идеальной дружеской верности. Особенно тесно Жуковский сблизился со старшим на два года Андреем Тургеневым. Вместе с много обещавшим литератором Кайсаровым Андрей Тургенев организовал кружок образованной молодежи, много давший Жуковскому. Добродетель, поэзия, дружба, природа, чистая любовь провозглашались основами человеческого счастья.

Эмоциональная сторона  жизни Жуковского рано определилась его готовностью к моральным лишениям, страданиям, мыслью о закономерности утрат. Это окрашивало и его дружбу, и позднее его любовь.

 

 

1.2 Начало литературной деятельности

Первое печатное выступление  Жуковского относится к самому началу его обучения в Университетском благородном пансионе. Поэту было всего 14 лет, когда в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» появилась его прозаическая статья «Мысли при гробнице». Вслед за ней - стихотворение «Майское утро», «Добродетель», статьи «Мир и война» и др.

К 1802 году Жуковский полностью осознал свое литературное призвание. Первой серьезной пробой его сил был вольный перевод прославленной элегии английского поэта-сентименталиста Томаса Грэя «Сельское кладбище», предпринятый для лучшего тогда русского журнала - «Вестник Европы», издававшегося Н.М. Карамзиным.

Предыдущие литературные опыты молодого поэта потускнели перед этим шедевром. Жуковский всегда называл 1802 год началом своего творческого  пути. «Сельское кладбище» сразу  же получило известность как образцовая элегия, ее цитировали рядом со стихами лучших русских поэтов. Н.М. Карамзин, глава русской сентиментальной школы, приближает к себе молодого автора и предсказывает ему блестящее будущее. Он оказал решающее влияние на развитие взглядов и поэтической манеры Жуковского. Подобно тому как «Бедная Лиза» была программным произведением сентиментальной русской прозы, «Сельское кладбище» - программное произведение русской сентиментальной поэзии. В элегии прославляется скромная участь простых поселян, чьи безвестные имена скрыты под плитами деревенского кладбища. Простота языка, искреннее одушевление, эмоциональность, лиризм - все это поставило «Сельское кладбище» в самом центре зарождающейся новой поэзии.

Элегия, песня-романс и элегическое  послание - основные жанры поэзии Жуковского первого периода. Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закрепленной общеевропейской традицией: размышлениями о суетности земного существования. Погружением во внутренний мир, мечтательным восприятием природы.

Второй шедевр ранней лирики Жуковского - элегия «Вечер» (1806 г.), также как и «Сельское кладбище» относится к медитативной элегии. Размышления сосредоточены здесь вокруг личной темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа. Язык Жуковского в «Вечере» сочетает поэтичность с непринужденностью.

В 1807 году Жуковскому предложили заменить Карамзина на посту редактора  «Вестника Европы». Переселившись  в Москву, он с увлечением погружается  в издание лучшего из русских журналов.

Репутация ведущего поэта была окончательно закреплена за Жуковским опубликованием в «Вестнике Европы» баллады  «Людмила» (1808 г.).

В европейских литературах второй половины 18 - начала 19 века огромное распространение  приобретает этот жанр, восходящий к народно-поэтической традиции. Баллада отличалась пристрастием к «чудесам», «ужасному» - тому, что не подвластно логике и разуму, - преобладанием эмоционального начала над рациональным, сосредоточенностью на раскрытии чувств.

У Жуковского этот жанр становится одним из основных. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского. «Людмила» - свободное переложение «Леноры» немецкого поэта Г.-А. Бюргера. Жуковский превращает действующих лиц средневековой немецкой легенды в русских «девиц» и юношей, переносит действие в старую Русь, тем самым стремясь приблизить перевод к читателю.

Тогда же (1808 г.) начата баллада «Светлана», законченная в 1812 году. Один и тот  же сюжет в этих двух переложениях разрешается по-разному. Баллада перерабатывалась Жуковским в течении нескольких лет; окончательное ее завершение связано с глубокими интимными переживаниями поэта. «Светлана» - символический свадебный подарок ученице Жуковского, сестре любимой им девушки.

 

 

2. Путь Жуковского к романтизму

Конец XVIII - начало XIX в. - период чрезвычайно ускоренного по своему темпу развития русской литературы. Одно литературное направление в  эти годы приходит на смену другому, когда то еще не успело исчерпать  себя и сойти со сцены.

Путь Жуковского к  романтизму не был прямым: он вошел  в русскую литературу в самый  разгар борьбы между сентиментализмом и реализмом, кроме того, в это  время были сильны традиции классицизма. Классицизм и сентиментализм, предромантизм  и образцы зрелой романтической поэзии, нравоописательно-бытовая реалистическая поэзия и проза (продолжатели традиции иронической поэзии, комедии, комической оперы, повести и романа XVIII в.) и зарождающаяся в 1820-е годы новая классическая реалистическая поэзия и проза в литературе долгое время сосуществуют, борются, но в то же время и перекрещиваются, вступают в сложное взаимодействие, а нередко и оплодотворяют друг друга.

Жуковский - первый русский  поэт, для которого внутренний мир  человека явился главным содержанием  поэзии. Рассудочность, дидактизм, риторика классицизма - все то, от чего не свободен был даже Державин, - после Жуковского становятся решительно невозможными у сколько-нибудь значительного поэта. «Заслуга Жуковского собственно перед искусством состояла в том, что он дал возможность содержания для русской поэзии», - писал Белинский.

Информация о работе Поэзия Жуковского и переводы поэтов-романтиков