Проблема искусства и человека искусства в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть эволюцию темы искусства и человека в нем в творческом наследии представителя немецкого романтизма Э.Т.А.Гофмана.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
ознакомиться с литературоведческими работами, посвященными теме искусства и человека искусства в художественной системе немецкого романтизма;
выявить общие и отличительные черты в видении проблемы искусства и человека в нем у немецких романтиков и Гофмана;
выделить особенности изложения данной темы в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана 4
1.1 Йенская школа ранних романтиков 5
1.2 Гейдельбергская и берлинская школы 6
1.3 Вопрос об искусстве и человеке искусства в художественной системе романтиков 7
Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана 10
2.1 Э.Т.А. Гофман и эстетика романтиков 10
2.2 Принцип Калло 11
2.3 Серапионов принцип 15
2.4 Эволюция темы искусства и энтузиаста в позднем литературном творчестве Э.Т.А. Гофмана 17
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

курсовая по Гофману.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение 2

Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана 4

1.1 Йенская школа ранних романтиков 5

1.2 Гейдельбергская и берлинская школы 6

1.3 Вопрос об искусстве и человеке искусства в художественной системе романтиков 7

Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана 10

2.1 Э.Т.А. Гофман и эстетика романтиков 10

2.2 Принцип Калло 11

2.3 Серапионов принцип 15

2.4 Эволюция темы искусства и энтузиаста в позднем литературном творчестве Э.Т.А. Гофмана 17

Заключение 21

Список использованных источников 23

 

 

 

 

 

Введение

 

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) образец персонифицированного синтеза искусств: писатель, поэт, композитор, живописец, график, музыкальный драматург, критик, оперный и симфонический дирижер, режиссер, певец, театральный декоратор и художник.

Исследование творчества Э. Гофмана началось еще при жизни писателя, разделив писателей, критиков, литературоведов на 2 лагеря – сторонников и противников творчества этого великого представителя эпохи романтизма. Необычность манеры его письма и актуальность проблем, затрагиваемых в его произведениях, и в дальнейшем вызывала то волну популярности и внимания к творчеству, то делало Гофмана запретным, как, например, в России в 40-ых годах ХХ века. Неиссякаемый интерес к творчеству Гофмана в современном мире доказывает существующий в немецком городе Бамберг Научно–исследовательский центр имени Э.Т.А. Гофмана, в 2000 году включавший в себя 371 гофмановеда из 18 стран мира, в том числе и из России.

Среди основных критических  работ  по творчеству писателя можно  выделить работы Н.Я. Берковского [2], И.Я. Миримского [26], А.Б. Ботниковой [3], С.В. Тураева [34], Ф.П. Федорова и других.

В нашем исследовании внимание направлено на магистральную тему –  тему искусства и человека искусства (художника), анализу которой посвящено  работ, однако все они сосредоточены  на анализе отношений между миром  искусства и действительностью.

Подобное пристальное  внимание к проблеме искусства и  человека в нем обусловлено тем, что в современном мире получают все большее распространение технические изобретения, которые стали причислять к искусству, поэтому проблема сущности искусства и границ, отделяющих его от неискусства, на данный момент продолжает оставаться очень актуальной. Обращение в данной курсовой работе к проблеме искусства и человека в нем в творчестве Э.Т.А. Гофмана обусловлено тем, что именно его мировосприятие, его видение роли и места искусства в дальнейшем нашло свое отражение во всех течениях, которые возникали на сломе времен, предвосхитило некоторые идеи модернизма и постмодернизма. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Цель исследования – рассмотреть эволюцию темы искусства и человека в нем в творческом наследии представителя немецкого романтизма Э.Т.А.Гофмана.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • ознакомиться с литературоведческими работами, посвященными теме искусства и человека искусства в художественной системе немецкого романтизма;
  • выявить общие и отличительные черты в видении проблемы искусства и человека в нем у немецких романтиков и Гофмана;
  • выделить особенности изложения данной темы в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана;
  • через анализируемую проблему показать художественное единство творчества писателя.

В качестве объекта исследования избраны новеллы писателя «Кавалер Глюк», «Золотой горшок», «Мастер Мартин–бочар и его подмастерья», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», роман «Житейские воззрения кота Мурра».

Предметом исследования является тема искусства и человека искусства (художника) в прозаическом творчестве писателя.

Методологическая основой  данной работы являются исследования российских и зарубежных ученых по следующим проблемам: формирование романтической эстетики (Э. Ауэрбах, А.В. Михайлов, В.М. Жирмунский, М.Ямпольский, М. Тальман, С. Вьетта, Р. Литтлджонс, Г. Ноймайер, Р.Богардс, Г. Остерле, Г. Нойман и др.), творчество ранних романтиков в контексте нового понимания  искусства (В. Кольшмидт, П. Фэзи, С.Хаусдерфер, Э.В. Шульц), значение искусства в  творчестве Э.Т.А.Гофмана (А.Б. Ботникова, Д.Л. Чавчанидзе, Ф. Киттлер, Г. Мюллер, М. Фрей, Д.Кремер, П. Матт и др.).

Структура и объем  курсового исследования. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Основная часть включает в себя две  главы: Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана; Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана. Основной материал исследования занимает 25 страниц, список использованной литературы составляет 40 источников.

 

 

Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа  Э.Т.А.Гофмана

 

Появление и развитие в  литературе различных стран направления, которое в литературоведении  получило название «романтизм», относится  к последнему десятилетию XVIII и первой трети XIX века. Это сложное и своеобразное направление, нашедшее свое выражение  в различных областях искусства, необходимо рассматривать и изучать  в прямой неразрывной связи с  теми социально–историческими и  политическими сдвигами, которые  происходили в то время. Среди  них можно выделить такие, как  Великая французская буржуазная революция 1789–1794 годов, прокатившиеся  по разным странам народные восстания, последовавшая за этим мучительная  смена феодального режима буржуазным, война с Наполеоном.

Классической страной  романтизма волею судеб оказалась  Германия, на тот момент представляющая собой сильно раздробленное государство. В Германии характерные для всего  движения тенденции получили своеобразное развитие, определившее национальную специфику романтизма в этой стране, эпоха которого явилась эпохой расцвета немецкой литературы, возрастания ее международной роли, когда возникли художественные произведения высочайшей пробы, и на сегодняшний день не утратившие своей актуальности.

Немецкий романтизм родился  в переломный момент, в момент столкновения двух социальных систем: феодальной аристократии, терявшей свою устойчивость, деградировавшей, и буржуазии, развивавшейся в  обстановке еще продолжавшего жить феодального режима. В отсталой, раздробленной на множество мелких частей стране очень тяжело и медленно осуществлялось становление буржуазии. Не только незрелость, бесформенность сознания народа, но и давящая власть феодальной традиции сказываются во всех областях жизни, от социума, политики до искусства. Эта неоднозначность  в стане рождает в умах мыслителей желание найти выход, найти идеал.

Романтизм в условиях этой общественно–политической ситуации, сложившейся в Германии, прошел длинный путь эволюции, который можно разделить на три этапа [16, c. 109]:

1) йенский (1797–1806);

2) гейдельбергский (1806–1816);

3) берлинский (1815–1830/48).

Каждый из этих этапов оказал определенное влияние на художественную манеру и мировосприятие Э.Т.А. Гофмана.

1.1 Йенская школа ранних романтиков

Йенская школа представлена такими известными именами, как Новалис, Л. Тик, братья А. и Ф. Шлегели, Ф.Э.Д. Шлейермахер  и др.

Молодые романтики выступили  как новаторы, искавшие новых эстетических принципов и художественных форм для воплощения нового содержания –  проблем современности.

В начале развития немецкого  романтизма в центре внимания молодых  писателей прежде всего стояли проблемы эстетические и этические и романтическое  движение было тесно связано с  немецкой идеалистической философией Фихте и Шеллинга.

Особенно много у романтиков соприкосновений с философией Шеллинга, который открывает важнейшее  свойство искусства – его многозначность, что впервые в полную силу проявилось в творчестве романтиков и стало законом для последующих эпох.

Жизнь человека искусства, художника, как ее себе мыслили представители  йенской школы, – это «жизнь в  искусстве» и только в искусстве. Искусство последовательно противопоставляется  реальной, повседневной жизни и оказывается  тем миром, где спасается человек  от окружающей действительности.

Искусство непосредственно  соотносится с «незримым» духовным, идеальным миром. Искусство (как  об этом говорил в своих лекциях  и Вильгельм Шлегель) является символическим  выражением чувств и познается сердцем. Сфера религиозного – как духовного  и идеального – оказывается нерасторжимо связанной для них с искусством.

Йенская школа способствовала «очеловечиванию» культурных ценностей, доведению их до человека и его  души, превращению их во внутренние ценности. Теоретики романтизма, защищая  такое понимание художественного  творчества, резко выступали против теорий классицистов, усматривавших  в художественных произведениях  лишь гармоническую форму, архитектоническую  согласованность отдельных частей художественных произведений, которая  сама своей гармонией должна была производить эстетическое впечатление  на читателя или зрителя.

А. и Ф. Шлегели дали первое систематизированное изложение  эстетической концепции романтизма, обосновав идею универсализма и  «высшую» роль художественного творчества [4, c. 21].

Продуктивным для романтиков было и суждение Шеллинга о том, что  искусство возвращает человека к  природе. Это особенно ярко отразилось в творчестве Новалиса.

Как и у йенцев, в основе большинства произведений Э. Гофмана находится конфликт художника с обществом. Но в отличие от раннеромантической школы, превращающей поэта в мага, гофмановский энтузиаст (кавалер Глюк, Крейслер, Натанаэль, Бальтазар и др.) в своих фантазиях все же стремится к этому обществу, к реальности. Как и у йенцев, Э.Т.А. Гофман видит глубокую связь искусства и природы, объединяя их в единое целое, наполняя в своих произведениях природу силой музыки, считавшейся в романтиков йенской школы высшим проявлением искусства.

1.2 Гейдельбергская и берлинская  школы

Первое десятилетие XIX в. приносит изменения в немецкий романтизм: умирают Новалис и Вакенродер, впадает в безумие Гельдерлин, отходят от прежних идей братья Шлегели  и Л. Тик, происходят сдвиги в философских  построениях Шеллинга.

Центром немецкого романтизма становится Гейдельберг, в котором  известные филологи обратились к  собиранию и изданию произведений народного искусства. Обращение  к народному искусству на этом этапе было не бегством от действительности, а орудием пробуждения народного  сознания.

Таким образом, становление  и развитие гейдельбергской школы, яркими представителями которой  были К. Брентано, Л. фон Арним, братья Я. и В. Гримм, совпадает с моментом формирования национального самосознания немецкого народа.

Неразвитость классовой  борьбы в Германии начала XIX века, незрелость народного движения давали романтикам известное основание рассматривать  народ недифференцированно, как  нечто целое, и подчеркивать в  быте и духовной жизни народа черты  патриархальности, смирения и религиозности, т.е. подчеркивать консервативное и  отсталое в народе, а не индивиде.

Одна из характерных черт обновленного немецкого романтизма – гротеск как составляющая романтической  сатиры. Романтическая ирония становится более жесткой. Гейдельбергские  романтики не были философами, их интересы часто вступали в противоречие с  идеями раннего этапа немецкого  романтизма. Если романтики первого  периода верили в исправление  мира красотой и искусством, своим  учителем называли Рафаэля, то пришедшее  им на смену поколение видело в  мире торжество безобразия, обращалось к уродливому, в области живописи воспринимало мир старости и распада, а своим учителем на этом этапе  называло Рембрандта. Обилие двойников также свидетельствует о настроениях страха перед непостижимой реальностью, о торжестве безобразного [23, c. 115]. 

Гофман, следуя эстетике гейдельбергских  романтиков, часто подчеркивал в  своих текстах немецкое понимание  тех или иных понятий, явлений, заботясь о сохранении национальных традиций. Писателю также свойственны тема двойничества, обращение к миру безобразия, однако Гофмана нельзя назвать представителем этой школы, так как он разрабатывал данные темы на свой, особенный лад, включая в свои произведения принцип  зеркальности, а также во многом синтезируя нововведения гейдельбергской  школы с принципами йенской. Гофман был одним из первых, кто исследовал темные стороны человеческой души и  внешнего мира не с целью отобразить их полярность, а с целью их преобразования.

Третий этап можно лишь условно обозначить как романтический, так как он содержит в себе синтез романтизма и начинающего свой путь реализма (А.Шамиссо, ранний Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман). «Великое достижение романтического искусства, романтической эстетики, романтической мысли состоит в том, что они сумели пробить путь «диалектическому пониманию связи общего и специфического в мире искусств» (М.С. Каган) и сумели в этом процессе, преодолевая собственную противоречивость, превратиться в нечто иное (критический реализм, мистический реализм)» [23, c. 95].

1.3 Вопрос об искусстве и человеке  искусства в художественной системе  романтиков

Эстетические вопросы  были блестяще разработаны в трудах многих немецких мыслителей и художников. Начиная с Г.Э. Лессинга и И. Канта, вопросы теории искусства стояли в центре внимания писателей и  критиков. Качественно новые концепции  искусства появились как в  художественной практике, так и в  теоретических сочинениях романтиков, а также в работах философов–идеалистов. Их тонкие определения основных принципов  искусства и отдельных вопросов творчества не потеряли своего значения и в настоящее время.

Важную роль в формировании мировоззрения Э.Т.А. Гофмана сыграли теории немецких классических философов, в частности дуалистическое учение И. Канта о «вещи в себе» и «вещи для себя», родственные гофмановскому двоемирию, а так же учение И. Фихте, которое являлось философской основой романтического индивидуализма, натурфилософия Ф. Шеллинга и его последователей.

Информация о работе Проблема искусства и человека искусства в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана