Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть эволюцию темы искусства и человека в нем в творческом наследии представителя немецкого романтизма Э.Т.А.Гофмана.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
ознакомиться с литературоведческими работами, посвященными теме искусства и человека искусства в художественной системе немецкого романтизма;
выявить общие и отличительные черты в видении проблемы искусства и человека в нем у немецких романтиков и Гофмана;
выделить особенности изложения данной темы в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана;
Введение 2
Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана 4
1.1 Йенская школа ранних романтиков 5
1.2 Гейдельбергская и берлинская школы 6
1.3 Вопрос об искусстве и человеке искусства в художественной системе романтиков 7
Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана 10
2.1 Э.Т.А. Гофман и эстетика романтиков 10
2.2 Принцип Калло 11
2.3 Серапионов принцип 15
2.4 Эволюция темы искусства и энтузиаста в позднем литературном творчестве Э.Т.А. Гофмана 17
Заключение 21
Список использованных источников 23
Оглавление
Введение 2
Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана 4
1.1 Йенская школа ранних романтиков 5
1.2 Гейдельбергская и берлинская школы 6
1.3 Вопрос об искусстве и человеке искусства в художественной системе романтиков 7
Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана 10
2.1 Э.Т.А. Гофман и эстетика романтиков 10
2.2 Принцип Калло 11
2.3 Серапионов принцип 15
2.4 Эволюция темы искусства и энтузиаста в позднем литературном творчестве Э.Т.А. Гофмана 17
Заключение 21
Список использованных источников 23
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) образец персонифицированного синтеза искусств: писатель, поэт, композитор, живописец, график, музыкальный драматург, критик, оперный и симфонический дирижер, режиссер, певец, театральный декоратор и художник.
Исследование творчества Э. Гофмана началось еще при жизни писателя, разделив писателей, критиков, литературоведов на 2 лагеря – сторонников и противников творчества этого великого представителя эпохи романтизма. Необычность манеры его письма и актуальность проблем, затрагиваемых в его произведениях, и в дальнейшем вызывала то волну популярности и внимания к творчеству, то делало Гофмана запретным, как, например, в России в 40-ых годах ХХ века. Неиссякаемый интерес к творчеству Гофмана в современном мире доказывает существующий в немецком городе Бамберг Научно–исследовательский центр имени Э.Т.А. Гофмана, в 2000 году включавший в себя 371 гофмановеда из 18 стран мира, в том числе и из России.
Среди основных критических работ по творчеству писателя можно выделить работы Н.Я. Берковского [2], И.Я. Миримского [26], А.Б. Ботниковой [3], С.В. Тураева [34], Ф.П. Федорова и других.
В нашем исследовании внимание направлено на магистральную тему – тему искусства и человека искусства (художника), анализу которой посвящено работ, однако все они сосредоточены на анализе отношений между миром искусства и действительностью.
Подобное пристальное внимание к проблеме искусства и человека в нем обусловлено тем, что в современном мире получают все большее распространение технические изобретения, которые стали причислять к искусству, поэтому проблема сущности искусства и границ, отделяющих его от неискусства, на данный момент продолжает оставаться очень актуальной. Обращение в данной курсовой работе к проблеме искусства и человека в нем в творчестве Э.Т.А. Гофмана обусловлено тем, что именно его мировосприятие, его видение роли и места искусства в дальнейшем нашло свое отражение во всех течениях, которые возникали на сломе времен, предвосхитило некоторые идеи модернизма и постмодернизма. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель исследования – рассмотреть эволюцию темы искусства и человека в нем в творческом наследии представителя немецкого романтизма Э.Т.А.Гофмана.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
В качестве объекта исследования избраны новеллы писателя «Кавалер Глюк», «Золотой горшок», «Мастер Мартин–бочар и его подмастерья», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», роман «Житейские воззрения кота Мурра».
Предметом исследования является тема искусства и человека искусства (художника) в прозаическом творчестве писателя.
Методологическая основой данной работы являются исследования российских и зарубежных ученых по следующим проблемам: формирование романтической эстетики (Э. Ауэрбах, А.В. Михайлов, В.М. Жирмунский, М.Ямпольский, М. Тальман, С. Вьетта, Р. Литтлджонс, Г. Ноймайер, Р.Богардс, Г. Остерле, Г. Нойман и др.), творчество ранних романтиков в контексте нового понимания искусства (В. Кольшмидт, П. Фэзи, С.Хаусдерфер, Э.В. Шульц), значение искусства в творчестве Э.Т.А.Гофмана (А.Б. Ботникова, Д.Л. Чавчанидзе, Ф. Киттлер, Г. Мюллер, М. Фрей, Д.Кремер, П. Матт и др.).
Структура и объем курсового исследования. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Основная часть включает в себя две главы: Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана; Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана. Основной материал исследования занимает 25 страниц, список использованной литературы составляет 40 источников.
Появление и развитие в литературе различных стран направления, которое в литературоведении получило название «романтизм», относится к последнему десятилетию XVIII и первой трети XIX века. Это сложное и своеобразное направление, нашедшее свое выражение в различных областях искусства, необходимо рассматривать и изучать в прямой неразрывной связи с теми социально–историческими и политическими сдвигами, которые происходили в то время. Среди них можно выделить такие, как Великая французская буржуазная революция 1789–1794 годов, прокатившиеся по разным странам народные восстания, последовавшая за этим мучительная смена феодального режима буржуазным, война с Наполеоном.
Классической страной романтизма волею судеб оказалась Германия, на тот момент представляющая собой сильно раздробленное государство. В Германии характерные для всего движения тенденции получили своеобразное развитие, определившее национальную специфику романтизма в этой стране, эпоха которого явилась эпохой расцвета немецкой литературы, возрастания ее международной роли, когда возникли художественные произведения высочайшей пробы, и на сегодняшний день не утратившие своей актуальности.
Немецкий романтизм родился в переломный момент, в момент столкновения двух социальных систем: феодальной аристократии, терявшей свою устойчивость, деградировавшей, и буржуазии, развивавшейся в обстановке еще продолжавшего жить феодального режима. В отсталой, раздробленной на множество мелких частей стране очень тяжело и медленно осуществлялось становление буржуазии. Не только незрелость, бесформенность сознания народа, но и давящая власть феодальной традиции сказываются во всех областях жизни, от социума, политики до искусства. Эта неоднозначность в стане рождает в умах мыслителей желание найти выход, найти идеал.
Романтизм в условиях этой общественно–политической ситуации, сложившейся в Германии, прошел длинный путь эволюции, который можно разделить на три этапа [16, c. 109]:
1) йенский (1797–1806);
2) гейдельбергский (1806–1816);
3) берлинский (1815–1830/48).
Каждый из этих этапов оказал определенное влияние на художественную манеру и мировосприятие Э.Т.А. Гофмана.
Йенская школа представлена такими известными именами, как Новалис, Л. Тик, братья А. и Ф. Шлегели, Ф.Э.Д. Шлейермахер и др.
Молодые романтики выступили как новаторы, искавшие новых эстетических принципов и художественных форм для воплощения нового содержания – проблем современности.
В начале развития немецкого романтизма в центре внимания молодых писателей прежде всего стояли проблемы эстетические и этические и романтическое движение было тесно связано с немецкой идеалистической философией Фихте и Шеллинга.
Особенно много у романтиков
соприкосновений с философией Шеллинга,
который открывает важнейшее
свойство искусства – его многозначность
Жизнь человека искусства, художника,
как ее себе мыслили представители
йенской школы, – это «жизнь в
искусстве» и только в искусстве.
Искусство последовательно
Искусство непосредственно
соотносится с «незримым» духовным,
идеальным миром. Искусство (как
об этом говорил в своих лекциях
и Вильгельм Шлегель) является символическим
выражением чувств и познается сердцем.
Сфера религиозного – как духовного
и идеального – оказывается нерасторжимо
связанной для них с
Йенская школа способствовала
«очеловечиванию» культурных ценностей,
доведению их до человека и его
души, превращению их во внутренние
ценности. Теоретики романтизма, защищая
такое понимание
А. и Ф. Шлегели дали первое систематизированное изложение эстетической концепции романтизма, обосновав идею универсализма и «высшую» роль художественного творчества [4, c. 21].
Продуктивным для романтиков было и суждение Шеллинга о том, что искусство возвращает человека к природе. Это особенно ярко отразилось в творчестве Новалиса.
Как и у йенцев, в основе большинства произведений Э. Гофмана находится конфликт художника с обществом. Но в отличие от раннеромантической школы, превращающей поэта в мага, гофмановский энтузиаст (кавалер Глюк, Крейслер, Натанаэль, Бальтазар и др.) в своих фантазиях все же стремится к этому обществу, к реальности. Как и у йенцев, Э.Т.А. Гофман видит глубокую связь искусства и природы, объединяя их в единое целое, наполняя в своих произведениях природу силой музыки, считавшейся в романтиков йенской школы высшим проявлением искусства.
Первое десятилетие XIX в. приносит изменения в немецкий романтизм: умирают Новалис и Вакенродер, впадает в безумие Гельдерлин, отходят от прежних идей братья Шлегели и Л. Тик, происходят сдвиги в философских построениях Шеллинга.
Центром немецкого романтизма
становится Гейдельберг, в котором
известные филологи обратились к
собиранию и изданию
Таким образом, становление и развитие гейдельбергской школы, яркими представителями которой были К. Брентано, Л. фон Арним, братья Я. и В. Гримм, совпадает с моментом формирования национального самосознания немецкого народа.
Неразвитость классовой
борьбы в Германии начала XIX века, незрелость
народного движения давали романтикам
известное основание
Одна из характерных черт обновленного немецкого романтизма – гротеск как составляющая романтической сатиры. Романтическая ирония становится более жесткой. Гейдельбергские романтики не были философами, их интересы часто вступали в противоречие с идеями раннего этапа немецкого романтизма. Если романтики первого периода верили в исправление мира красотой и искусством, своим учителем называли Рафаэля, то пришедшее им на смену поколение видело в мире торжество безобразия, обращалось к уродливому, в области живописи воспринимало мир старости и распада, а своим учителем на этом этапе называло Рембрандта. Обилие двойников также свидетельствует о настроениях страха перед непостижимой реальностью, о торжестве безобразного [23, c. 115].
Гофман, следуя эстетике гейдельбергских романтиков, часто подчеркивал в своих текстах немецкое понимание тех или иных понятий, явлений, заботясь о сохранении национальных традиций. Писателю также свойственны тема двойничества, обращение к миру безобразия, однако Гофмана нельзя назвать представителем этой школы, так как он разрабатывал данные темы на свой, особенный лад, включая в свои произведения принцип зеркальности, а также во многом синтезируя нововведения гейдельбергской школы с принципами йенской. Гофман был одним из первых, кто исследовал темные стороны человеческой души и внешнего мира не с целью отобразить их полярность, а с целью их преобразования.
Третий этап можно лишь условно обозначить как романтический, так как он содержит в себе синтез романтизма и начинающего свой путь реализма (А.Шамиссо, ранний Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман). «Великое достижение романтического искусства, романтической эстетики, романтической мысли состоит в том, что они сумели пробить путь «диалектическому пониманию связи общего и специфического в мире искусств» (М.С. Каган) и сумели в этом процессе, преодолевая собственную противоречивость, превратиться в нечто иное (критический реализм, мистический реализм)» [23, c. 95].
Эстетические вопросы
были блестяще разработаны в трудах
многих немецких мыслителей и художников.
Начиная с Г.Э. Лессинга и И. Канта,
вопросы теории искусства стояли
в центре внимания писателей и
критиков. Качественно новые концепции
искусства появились как в
художественной практике, так и в
теоретических сочинениях романтиков,
а также в работах философов–
Важную роль в формировании мировоззрения Э.Т.А. Гофмана сыграли теории немецких классических философов, в частности дуалистическое учение И. Канта о «вещи в себе» и «вещи для себя», родственные гофмановскому двоемирию, а так же учение И. Фихте, которое являлось философской основой романтического индивидуализма, натурфилософия Ф. Шеллинга и его последователей.
Информация о работе Проблема искусства и человека искусства в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана