Проблема искусства и человека искусства в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть эволюцию темы искусства и человека в нем в творческом наследии представителя немецкого романтизма Э.Т.А.Гофмана.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
ознакомиться с литературоведческими работами, посвященными теме искусства и человека искусства в художественной системе немецкого романтизма;
выявить общие и отличительные черты в видении проблемы искусства и человека в нем у немецких романтиков и Гофмана;
выделить особенности изложения данной темы в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Немецкий романтизм как эстетическая платформа Э.Т.А.Гофмана 4
1.1 Йенская школа ранних романтиков 5
1.2 Гейдельбергская и берлинская школы 6
1.3 Вопрос об искусстве и человеке искусства в художественной системе романтиков 7
Глава 2 Проблема искусства и человека искусства как магистральная тема в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана 10
2.1 Э.Т.А. Гофман и эстетика романтиков 10
2.2 Принцип Калло 11
2.3 Серапионов принцип 15
2.4 Эволюция темы искусства и энтузиаста в позднем литературном творчестве Э.Т.А. Гофмана 17
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

курсовая по Гофману.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

2. На примере истории  создания новеллы «Золотой горшок»  становится очевидным, что Гофман  создавал мир фантастического,  мир поэзии, искусства не только  внутри своих произведений, но  и в собственной жизни. Писатель  сам переживал эмоции, подобные  эмоциям его энтузиастов, что  позволило ему – человеку, занимающемуся  и театральным искусством, и литературным, и живописным, и музыкальным –  ближе всех в своих произведениях  подойти к настоящему синтезу  различных видов искусств, к которому  стремились все романтики.

3. Фантазия художника трактуется  не как способность творческого  обобщения, а как способность  по своим собственным законам  преображать реальный мир.

4. Эволюцию  темы искусства и человека  искусства в литературном творчестве  Э.Т.А. Гофмана можно проследить  посредством галереи образов  энтузиастов, расположенных последовательно:

  • художники, убегающие от реальности в мир фантазии (Крейслер),
  • люди искусства, пытающиеся бороться с действительностью посредством своей способности видеть внутреннее содержание, а не только поверхстное, обывательское (Ансельм),
  • творцы–ремесленники, которые смогли соединить природу, искусство и жизнь (Мастер Мартин–бочар и его подмастерья),
  • художники, проявляющие зачатки борьбы в пошлостью обыденного мира (Лисков).

В немецком романтизме не было художника более сложного и противоречивого, вместе с тем более своеобразного  и самобытного, чем Эрнст Теодор Амадей Гофман. Возможно, именно поэтому его произведения будут актуальны всегда.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бент, М.И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология / М.И. Бент. – Иркутск, 1987. –  118 с.
  2. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – СПб, 2001.– 512 с.
  3. Ботникова, А.Б. Гофман и русская литература XX века / А.Б.Ботникова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. – 322 с.
  4. Ботникова, А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А.Б. Ботникова. – М., 2005. –38 с.
  5. Бэлза, И.Ф. Э.Т.А. Гофман и романтический синтез искусств / И.Ф.Бэлза // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана: Сб. ст. / Под ред. И.Ф.Бэлза. – М., 1982. – С. 11–34.
  6. Ванслое, В.В. Эстетика романтизма / В.В. Ванслое. – М., 1966. – 404с.
  7. Виткоп–Менардо, Г. Э.Т.А. Гофман сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Г. Виткоп–Менардо. – Урал, 1999. – С. 108.
  8. Гофман, Э.Т.А. Крейслериана; Новеллы / Э.Т.А. Гофман – М.: Музыка, 1990. – 400 с.
  9. Гофман, Э.Т.А. Серапионовы братья. Серапионовы братья в Петрограде: Антология / Сост., предисл. и коммент. А.А. Гугнина. – М.: Высш. шк., 1994. – 736 с.
  10. Гофман, Э.Т.А. Золотой горшок; Крошка Цахес по прозванию Циннобер: Сказки: Пер. с нем. / Вступ. ст. А. Гугнина; Худож. Н.Гольц. – М.: Дет. лит., 2002. – 239 с.
  11. Гофман, Э.Т.А. Песочный человек: Повести, новеллы / Предисл. А.Карельского. – СПб.: Кристалл, 2000. – 912 с.
  12. Гофман, Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. / Вступ. ст. И.В.Миримского. – М.: Гослитиздат, 1962.
  13. Гофман, Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории / Пер. с нем., послесл. Д. Чавчанидзе; Рис. Н. Гольц. – М.: Дет. лит., 1983. – 366 с.
  14. Гофман, Э.Т.А. Эликсиры сатаны: пер. с нем. / Э.Т.А. Гофман. – СПб: Химия, 1993. – 384 с.
  15. Дмитриев, А.С. Теория западноевропейского романтизма / А.С.Дмитриев // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.,: Изд. Моск. ун–та, 1980.– С. 5–43.
  16. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика / В.М. Жирмунский. – СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. – 232 с.
  17. Житомирская, З.В. Э.Т.А. Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы / З.В. Житомирская. – М.: Книга, 1964. – 132 с.
  18. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. М.Е.Елизарова и др. – М.: Просвещение, 1972. – 623 с.
  19. Ковалев, Ю.  Э.Т.А. Гофман / Ю. Ковалев // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: Переводы / Сост. И.С.Ковалева. – Л.: ЛГУ, 1985. – 493 с.
  20. Кокорин, О. О художественном мастерстве Э.Т.А. Гофмана: Роман «Записки кота Мурра» / О. Кокорин // Из истории западноевропейской литературы XVII–XX вв. – М., 1957. – С. 157 – 181.
  21. Лаптева, И.В. Эстетическая концепция Э.Т.А. Гофмана в современном культурфилософском пространстве / И.В. Лаптева. – Саранск, 2006. – 92 с.
  22. Лаптева, И.В. Онтологизм фантастического Э.Т.А. Гофмана на рубеже XX–XXI вв. (философско–культурологический анализ) / И.В. Лаптева. – Саранск, 2007. – 162 с.
  23. Литературная теория немецкого романтизма / Под ред. Н.Я.Берковского. – Л.: Наука, 1934. – 333 с.
  24. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 750 с.
  25. Менардо, Г.В. Э.Т.А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Г.В. Менардо. – Челябинск, 1999. – С. 94.
  26. Миримский, И.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман / И.В. Миримский// Статьи о классиках / Под ред. И.В. Миримского. – М., 1966. – С. 79–132
  27. Михайлов, А.В. Эстетические идеи немецкого романтизма / А.В.Михайлов. // Эстетика немецких романтиков  / Сост. А.В. Михайлов. – М.: Искусство, 1987. – С. 7–43.
  28. Пронин, В.А. Немецкий романтизм / В.А. Пронин // История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Высш. школа, 1991. – Ч. 1. С. 104–120.
  29. Сафрански, Р. Гофман /  Р. Сафрански. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 383 с.
  30. Скородумова, Л.Э. «Фантазии в манере Калло» Э.Т.А. Гофмана: своеобразие композиции: дисс. … канд. филол. наук: 10.02.94 / Л.Э.Скородумова; МПГУ. – М., 1996. – 234 с.
  31. Славгородская, Л.В. Стилевое оформление темы музыки в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» / Л.В. Славгородская // Литература и музыка. – Л.: Музыка, 1975. – С. 106–110.
  32. Такварелия, Л.А. Проблема художника в творчестве Э.Т.А. Гофмана (на примере Крейслера): дисс. … канд. филол. наук: 10.04.79 / Л.А.Такварелия. – Тбилиси, 1981. – 152 с.
  33. Творчество в искусстве, искусство в творчестве / Под ред. Л.Я.Дорфман. – М.: Наука, 2000. – 549 с.
  34. Тураев, С.В. Гофман и романтическая концепция личности / С.В.Тураев // Худож. мир Э. Т. А. Гофмана: Сб. ст. / Под ред. И.Ф. Бэлза. – М., 1982. – С. 35–44.
  35. Федоров, Ф.П. Эстетические взгляды Э. Т. А. Гофмана / Ф.П.Федоров. – Рига: Звайгзне, 1972. – 64 с.
  36. Художественный мир Гофмана: Сб. статей / Под ред. И.Ф. Бэлза. – М.: Искусство, 1982. – 295 с.
  37. Чавчанидзе, Д.Л. Романтический роман Гофмана / Д.Л.Чавчанидзе// Художественный мир Э.Т.А. Гофмана: Сб. ст. / Под ред. И. Бэлза. – М., 1982. – С. 45–80.
  38. Чавчанидзе, Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение / Д.Л. Чавчанидзе. – М., 1997. – 294 с.
  39. Шамрай, А.Ф. Эстетические суждения Гофмана / А.Ф. Шамрай // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана: Сб. ст. / Под ред. И.Ф. Бэлза. – М., 1982.– С. 266–281.
  40. Эстетика немецких романтиков / Сост. А.В. Михайлов. – М.: Искусство, 1987. – 733 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема искусства и человека искусства в литературном наследии Э.Т.А. Гофмана