Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:36, курсовая работа
Произведения Ф.М. Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".
Введение.................................................................................................3
Глава 1 Русский человек в осмыслении Ф.М.Достоевского………6
1.1 Особенности изображения русского национального характера в творчестве Ф.М.Достоевского …………………………………...……..6
1.2 Автобиографичность романа Ф.М.Достоевского «Игрок»…...19
Глава 2 Концепция русского национального характера в романе Ф.М.Достоевского «Игрок»……………………….……………26
2.1 Феноменология «русского самоотрицания» в произведении Ф.М.Достоевского «Игрок»......................................................….26
2.2 «Игрок» Достоевского и «Манон Леско» Прево – сравнительно-типологический анализ…………..…………...…………..……….32
Заключение………………………………………………………...…39
Библиография…………………………………………………........41
Введение......................
Глава 1 Русский человек в осмыслении Ф.М.Достоевского………6
Глава 2 Концепция русского национального характера в романе Ф.М.Достоевского «Игрок»……………………….……………26
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Актуальность исследования. Произведения Ф.М. Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".
Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.
Художественный мир
Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.
Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.
Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены - и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.
Эти вопросы, занимавшие центральное
место в кругу размышлений
Достоевского-художника и
Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.
Цель исследования: выявить проблемы русского национального характера в произведении Ф.М.Достоевского «Игрок». Особое внимание уделяется рассмотрению морально-нравственного аспекта проблемы русского национального характера.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать краткий обзор
критической литературы, посвященной
проблеме русского
2. Раскрыть особенности изображения русского национального характера в творчестве Ф.М.Достоевского, воздействовавших на формирование и изменение морально-нравственных норм в русском национальном характере;
3. Рассмотреть концепции русского национального характера в романе «Игрок», чтобы объяснить и прокомментировать формирование взглядов на русский национальный характер Ф.М.Достоевского;
4. Выявить своеобразие авторской трактовки черт национального характера путем сопоставления романа Ф.М.Достоевского «Игрок» и «Манон Леско» Прево, опираясь на анализ биографических материалов и литературных произведений Ф.М.Достоевского;
Предметом исследования является своеобразие русского национального характера в произведении Достоевского «Игрок».
Объектом исследования является произведение Достоевского «Игрок».
Методологический принцип исследования — литературоведческий анализ, а также сравнительно-типологический метод.
Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов и результатов для дальнейшего изучения данной и близких к ней проблем не только в творчестве Достоевского, но и в произведениях других писателей.
Методологическую базу курсовой работы составили труды Бердяева Н.А., Белополского В.Г., Данилова Н.К., Волгина И.К., Соловьева В.С., Селезнева Ю.В. и других мыслителей.
Структура исследования логически разбита на две главы, введение, заключение и библиография.
Глава 1 Русский человек в осмыслении Ф.М.Достоевского
1.1 Особенности
изображения русского
Сложно и неоднозначно относившийся к Достоевскому А.А.Белый писал: «Достоевский один из глубочайших писателей русских. Ему мы обязаны целым рядом вопросов, вошедших в плоть и кровь нашей жизни. Его вопросы — наши вопросы. Его болезни — наши болезни. Мы должны глубоко любить Достоевского, ни один писатель не возбуждает в нас столько ненависти, как он»[3, c.174]. Ненависть к Достоевскому — это ненависть «неразумных», колеблющих треножник гения в подсознательном раздражении на его всеохватность, практически не оставляющую никаких ниш, не освоенных, не «застолбленных» хотя бы одной строкой его вездесущего гения. За внешним антагонизмом В.Набокова, М.Горького, А.Платонова — та же глубинная миметическая связь с Достоевским. Категоричные в своем отталкивании от Достоевского, эти художники в той или иной мере наследуют у него и принципы изображения человеческого характера и сознания, и особый тип мироотношения, в котором идея является главной силой, управляющей судьбами человека, нации и государства. Задумываясь над вопросами о человеческой природе, о тайных пружинах мировой истории и трагическом опыте человечества в его многочисленных попытках построения «вавилонских башен», русские художники не могли избежать воздействия образов и идей романа «Бесы», «Легенды о великом Инквизиторе», с философией и этикой «Преступления и наказания». Проблемные ряды протагонистов Достоевского как в русской, так и в зарубежной литературе поистине неисчислимы, как неисчислимы мотивы, образы и идеи Достоевского-художника и мыслителя, повлиявшие на их сознание и творческий метод.
Универсализм выработанных Достоевским моделей бытия и человеческого характера во многом обусловлен тем, что гений его с наибольшей полнотой выразил всечеловеческое в национальном, вневременное во временном и сиюминутном, общенациональное в индивидуальном. Как сказал Н.К.Волгин: «Творчество Достоевского есть русское слово о всечеловеческом. И потому из всех русских писателей он наиболее интересен для западноевропейских людей. Они ищут в нем откровений о том всеобщем, что их мучит, но откровений иного, загадочного для них мира русского Востока. Понять до конца Достоевского — значит понять что-то очень существенное в строе русской души, значит приблизиться к разгадке России»[5, c.54].
Меняются времена,
меняются формации и названия
нашего государства.
В русской философской
мысли и литературе начала ХХ столетия
мы можем увидеть весь ряд разработанных
Достоевским идей и типов, универсальный
и непреходящий характер которых
сейчас, в XXI столетии, особенно очевиден
и не подлежит сомнению. Очевидно в
этой связи и то, что метод создания
образа героя в поэтике Достоевского
перерастает рамки
Русская литература
ХХ столетия освоила весь
Таким образом, типология
Достоевского охватывает все
ипостаси противоречивого,
Наибольшее внимание
исследователей привлекает
Достоевский сформулировал и обосновал мысль о существовании двух основных типологических разновидностей в национальной ментальности, выделив «народный» и «интеллигентский» типы сознания и культуры. Типология Достоевского практически полностью именует все разновидности проявлений национального характера и сознания, что обусловливает появление особого феномена начала ХХ века — феномена миметического начала в личностном самоопределении художников, многие из которых осознавали себя экстраполированными в историческую реальность ХХ столетия героями произведений Достоевского. Сами художники, а не их персонажи стали ярчайшими выразителями персонифицированных в героях Достоевского идей, систем миропонимания и мироотношения, воплотили в своей биографической жизни основные типологические разновидности созданной им характерологии. Этот феномен весьма интересен и с точки зрения литературоведческой проблематики, и как особого рода психологический феномен времени, требующий глубинной разработки и осмысления. Во всяком случае, в литературоведении этот феномен не исследован. Лишь Ю.И.Минералов не только обращает внимание на этот феномен, но и причисляет его к фактам, требующим литературоведческого осмысления. Исследователь отмечает любопытное наблюдение Н.А.Добролюбова над романами И.С.Тургенева: «Добролюбов заметил, что стоит в сюжете художественного произведения Тургенева появиться новому колоритному герою, как спустя небольшое время люди его типа появляются в реальной русской жизни. Критик пытался объяснить подмеченное им явление некоей обостренной социально-исторической «интуицией» Тургенева, т.е., по сути, несмотря на весь свой личный мировоззренческий материализм, невольно приписал писателю дар угадывания будущего, идеалистического «предвидения» в духе Нострадамуса и иных запомнившихся человечеству предсказателей». Исследователь замечает, что факт появления типа молодого нигилиста вскоре после публикации романа Тургенева «Отцы и дети» несомненен, но добролюбовская интерпретация этого факта отнюдь не бесспорна. «На протяжении истории культуры различных эпох накопилось множество примеров, когда сюжетные литературные тексты создавали основу для подобного мощного толчка. Тургеневские «Отцы и дети», вышедшие почти параллельно с «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, сыграли именно такую роль. Оба романа не «предвосхитили», а скорее сформировали в России реальные человеческие типы и оказали мощное формирующее воздействие на ряд впоследствии выплеснувшихся в жизнь событийных коллизий. Базарову, Рахметову, Вере Павловне Розальской, Лопухову и др. стала в массовом порядке подражать молодежь. Явление обрело и общее «имя» — «нигилизм», так что вся пестрота, разнородность и чересполосица конкретных попыток отдельных людей вести себя неким экстравагантным образом стали опознаваться и маркироваться общественным сознанием как нечто единообразное» [13, 78-80с.].
Информация о работе Проблема русского национального характера в романе "Игрок"