Проблематика трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:14, реферат

Описание работы

При написании реферата мы поставили следующую цель: анализ проблематики трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Достижению этой цели способствовало решение ряда задач:
1) изучение истории создания трагедии;
2) анализ жанровых и художественных особенностей трагедии Шекспира;
3) выявление круга проблем, поднятых автором трагедии; наблюдение за тем, как они решаются в художественном тексте.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава I. История создания и художественные особенности трагедии «Ромео и Джульетта»
Глава II. Любовь и вражда
Глава III. Дружба и вера
Глава IV. Честь, закон и долг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

Основная  часть 

Глава I. История создания и художественные  особенности трагедии «Ромео  и Джульетта» 

Глава II. Любовь и вражда 

Глава III. Дружба и вера 

Глава IV. Честь, закон и долг 

Заключение 

Список  использованной литературы 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

           Тема данного реферата  «Проблематика  трагедии Уильяма Шекспира «Ромео  и Джульетта».  Данная тема  является актуальной, поскольку  созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль. Кроме того, многие проблемы и вопросы, поставленные Шекспиром в трагедии, относятся к «вечным».

         При написании реферата мы  поставили следующую цель: анализ  проблематики трагедии Шекспира  «Ромео и Джульетта». Достижению этой цели способствовало решение ряда задач:

       1)  изучение истории создания трагедии;

        2) анализ жанровых и художественных  особенностей трагедии Шекспира;

        3) выявление круга проблем, поднятых  автором трагедии; наблюдение за  тем, как они решаются в художественном  тексте.

        Исследованием жизни и творчества  великого поэта и драматурга занимались многие ученые и литературные критики. Наше внимание привлекли книга А. А. Аникста «Шекспир», статья «О трагедиях Шекспира», статьи М. М. Морозова «Жизнь и творчество Шекспира», братьев Урновых «Шекспир. Его герой и его время» и др. Все эти произведения посвящены не только литературному наследию Шекспира, но и жизни этого великого человека.

         На наш взгляд, трудно понять  мировоззрение писателя, если не  познакомиться с его биографией.

        О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни.

       Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.

     Оказавшись  в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как  утверждают распространенные предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера

      Прошло  несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие  роли  в  театре,  позднее  получившем  название "Глобус ",  спектакли  которого  пользовались успехом в Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказывания об актерском искусстве, а  главное,  великолепное мастерство в построении пьесы,  свидетельствуют о поразительном знании законов сцены.

     Впрочем, Шекспир писал не только пьесы. Его  стихотворения - сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Но главным делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромно мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.

        «Шекспир жил в знаменательное время, которое уже современниками было названо эпохой Возрождения. Название укрепилось, хотя выражает далеко не все содержание, характеризующее эпоху. Эта эпоха ознаменовалась замечательными достижениями практической деятельности и духовного творчества — географическими и научными открытиями, смелым взлетом философской мысли, освободившейся от шор религиозного догматизма, изумительным расцветом искусства»1.

     Ликующая  радость жизни, прославление здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - комедиях: "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не по платью, не по знанию, не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам.

     Но  благородным гуманистическим идеям  Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.

     После постановки "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие  свои трагедии: "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Отелло".

     В последние годы творчества Шекспира (1608-1612) его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка", "Буря" - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - может служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира.

        Шекспир - автор 37 пьес,  2 поэм, а также 154 сонетов,   отличающихся   горячим   чувством,  насыщенных мыслью.  Творчество Шекспира является одной  из  вершин художественной культуры эпохи Возрождения.

Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного Стратфорда.

   _______________________

              1 Аникст А. А. Шекспир. //http://www.litru.ru/?book=81638&page=10.

Основная  часть

Глава I. История создания и художественные особенности

трагедии  «Ромео и Джульетта» 

      Трагедия  «Ромео и Джульетта» при жизни Шекспира была издана три или четыре раза — в 1597, 1599, 1609 годах и еще один раз, неизвестно в каком году, прежде чем она была включена в фолио1 1623 года. Большинство критиков датируют пьесу 1595 годом или даже ранее. 
          Еще больше, нежели значительное число прижизненных изданий, о популярности пьесы в шекспировские времена свидетельствует то, что в фолио 1623 года, находившемся в читальном зале Оксфордского университета, наиболее замусолены уголки страниц, содержащих данную трагедию, и из них те, где напечатана ночная сцена свидания (III, 5). 
История юной любви двух отпрысков враждующих домов, кончающаяся трагически вследствие случайного рокового недоразумения, много раз обрабатывалась уже в древней литературе, и тема эта была хорошо известна Шекспиру хотя бы по истории Пирама и Фисбы, забавно использованной им в «Сне в летнюю ночь». Но в данном случае, как показывает итальянская оболочка трагедии, эта тема была взята им из новелл и драм итальянского Возрождения.
Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I Делла Скала (Эскала по Шекспиру), то есть к 1301-1304 годам. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» даже упоминает неких Каппелетти и Монтекки: «Приди, беспечный, кинуть только взгляд: Мональди, Филиппески, Каппелетти, Монтекки, те в слезах, а те дрожат!» Во всяком случае, известно, что в Вероне в XIII веке жили семьи с похожими фамилиями – Даль Капелло и Монтиколли. Но вот в каких они были отношениях, исследователям установить не удалось. Может быть, и во враждебных отношениях, что для того времени не было редкостью. Практически каждый итальянский город был расколот тогда на соперничающие группировки. И вполне возможно, что жертвами этой борьбы, текущей и в самой Вероне, могли стать несчастные влюбленные. Он обогащает повествование новыми деталями, усиливающими драматургию трагедии. Меркуцио из эпизодического персонажа превращается во второго по значению после главных лиц героя, смерть которого воспринимается столь же ярко, как и гибель несчастных влюбленных. Отличным от предыдущих версий выглядит финал в пьесе Шекспира. Для того чтобы показать перелом, совершившийся в душе возмужавшего Ромео, и усилить трагичность конечных событий, драматург «вынуждает» Ромео убить Париса.

            «Трагедия (букв. «песнь козлов») -  один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя»2.

       1 «Фолио. 1. Книга или журнал размером в пол-листа.2. Бухг. Правая и левая страницы в счетных книгах, имеющие один и тот же порядковый номер. //Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – Спб., Норинт, 2001. С. 1427.

          2 Литература. Справочные материалы. / Под ред. С. В. Тураева. – М., Просвещение, 1988. С. 196.

            Но, несмотря на трагическое завершение, «Ромео и Джульетта» носит весьма оптимистический характер. Ведь над могилой влюбленных примирились два враждующих семейства.

           Проблематика трагедии, несомненно, связана с ее конфликтом. Мы считаем, что в произведении Шекспира два конфликта – любовный (Ромео, Джульетта, Парис – «любовный треугольник») и социальный (вражда Монтекки и Капулетти). Эти два конфликта переплетаются. У них общая развязка – смерть Ромео и Джульетты.

           Трагедия открывается прологом, в котором участвует хор. Пролог – своего рода экспозиция произведения. Такая традиция идет еще с античных времен, когда хор был одним из действующих лиц трагедии. Расстановка действующих лиц классическая – по старшинству. Трагедия состоит из пяти актов.

          Поэтический язык, возвышенный и одновременно живой, ярко рисует всю полноту жизни, в которой забавные сцены соседствуют с высоким трагедийным пафосом, щедрое остроумие – с вдохновенным лиризмом. Действие сжимается по времени – все происходит необычайно быстро, в каких-нибудь четыре-пять дней. Шекспир делает Ромео и Джульетту очень юными: его Джульетте 14 лет, Ромео, вероятно, года на два старше (у Брука героине 16 лет, в новелле Луиджи Да Порто Джульетте 18 лет. Возраст Ромео у Маттео Банделло – 20 лет).

           Читая трагедию, мы чувствуем колорит, атмосферу Италии, гениально переданные Шекспиром. Пушкин писал: «В «Ромео и Джюльетте» отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска»1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________

        1 Пушкин А. С. «Ромео и Джюльетта» Шекспира. //Собрание сочинений в 10 томах. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/01criticism/0124_30/0917.htm.

Глава II. Любовь и вражда 

            «Ромео и Джульетта» — одна из наиболее известных трагедий Шекспира, потому что в ней затрагиваются проблемы, которые близки людям разных эпох. Одна из них – проблема любви. Нет человека, которому это чувство было бы незнакомо, но что это такое —  объяснить трудно. Ясно одно: это чувство никогда не спрашивает человека, прежде чем возникнуть.

           В начале трагедии перед зрители  и читатели видят, что Ромео  увлечен вовсе не Джульеттой, а некой Розалиной. 

          «В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте ещё не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроем — Джульетта, мать и кормилица, вырастившая девочку, — они живо обсуждают новость. Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле»1.           Но вскоре судьбу девушки должна изменить одна встреча  на балу, куда проникают Ромео, Бенволио и Меркуцио. С этого момента забыты Парис и Розалина, а новое чувство рождается и растет.

       Вместе с огромным счастьем любовь одарила Ромео и Джульетту сомнениями и страхом, потому что была связана с неразрешимыми противоречиями: влюбленные должны были быть кровными врагами. Так за них решила традиция, по которой две самых уважаемых семьи Вероны вели жестокую вражду. Таким образом, проблема любви в трагедии тесно связана с проблемой вражды. 
          Казалось, никто и ничто не в силах разрешить эту проблему: ни потери родных и близких, ни запреты и штрафы властей. И никто не предполагал, что примирить врагов сможет любовь самых младших членов семейств и, к сожалению, их смерть.

          Из-за чего началась вражда, уже  никто не помнит, да и никому  она не нужна. По законам  того времени, кровная месть  и кровопролитие  - преступления. Главы семейств уже не прочь помириться, но вражду то и дело разжигают слуги и Тибальт, двоюродный брат Джульетты.  

Информация о работе Проблематика трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»