Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:14, реферат
При написании реферата мы поставили следующую цель: анализ проблематики трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Достижению этой цели способствовало решение ряда задач:
1) изучение истории создания трагедии;
2) анализ жанровых и художественных особенностей трагедии Шекспира;
3) выявление круга проблем, поднятых автором трагедии; наблюдение за тем, как они решаются в художественном тексте.
Введение
Основная часть
Глава I. История создания и художественные особенности трагедии «Ромео и Джульетта»
Глава II. Любовь и вражда
Глава III. Дружба и вера
Глава IV. Честь, закон и долг
Заключение
Список использованной литературы
Что может
быть их участи грустней?2
Этими словами князя заканчивается трагедия.
Смерть героев спасла, на наш взгляд, еще много жизней их сестер и братьев, замешанных в «междоусобных боях». В этой смерти мы видим трагедию и торжество любви героев.
Стремление быть вместе в радости и беде
сделало Ромео и Джульетту неразлучными,
хоть и после смерти. Так печально разрешились
«вечные вопросы», терзавшие Монтекки
и Капулетти на протяжении долгих лет.
___________________
¹ В. Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет: перевод Б Л. Пастернака. - Калининградское книжное издательство, 1984 г. С. .
2 Там же. С.
Глава
III. Дружба и вера
Дружба в шекспировской трагедии тесно связана семейными узами. Представители враждующих семейств даже не общаются друг с другом, а могли бы.
Капулетти
Монтекки и меня оштрафовали.
А разве
трудно было б жить в ладу?
Парис
Да, это странно. Два почтенных старца -
И почему-то
вечно на ножах1.
У Ромео есть друзья Бенволио
и Меркуцио, они всегда вместе,
помогают ему, дают советы:
Бенволио
Советую,
брось помыслы о ней.
Ромео
Так посоветуй,
как мне бросить думать.
Бенволио
Дай волю и простор своим глазам –
Другими
полюбуйся. 2
Когда погибает Меркуцио, Ромео мстит Тибальту за это. Возможно, что Ромео мстит Тибальту не потому, что тот Капулетти, а потому, что Тибальт убил Меркуцио, который, кстати, заступался за Ромео.
У самого Тибальта, скорее, не друзья, а
слуги. Но, по меркам того времени, разве
ровня прислуга дворянам? Конечно,
нет. Да и с таким характером как у Тибальта,
вряд ли с ним можно найти друзей. На
наш взгляд, он вызывает жалость. Ведь
он одинок, ему не с кем поговорить, поэтому
он озлоблен и постоянно провоцирует драки.
Виной этому, на наш взгляд, воспитание,
полученное Тибальтом. У него есть жизненные
принципы – истребление Монтекки. Ссоры
Тибальт часто начинает сам.
______________________________
¹ В. Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет: перевод Б Л. Пастернака. - Калининградское книжное издательство, 1984 г. С.
2 Там же. С.
Тибальт
Ромео, сущность чувств моих к тебе
Вся
выразима в слове: ты мерзавец.
Ромео
Тибальт, природа чувств моих к тебе
Велит простить твою слепую злобу.
Я вовсе не мерзавец. Будь здоров.
Я
вижу, ты меня совсем не знаешь.
Тибальт
Словами раздраженья не унять,
Которое
всегда ты возбуждаешь.¹
Достаточно одного слова или присутствия Монтекки, чтобы вызвать у Тибальта дрожь, и он сразу хватается за шпагу.
Тибальт плохо относится к людям, его многие не любят, но зато его любят родители, сестра. Вряд ли он способен стать кому-то настоящим другом.
Настоящими друзьями можно назвать Ромео, Бенволио и Меркуцио. Они почти всегда вместе, дают друг другу советы, шутят и развлекаются. Ромео рассказывает друзьям о своих чувствах. Бенволио оправдывает Ромео перед князем, когда убили Тибальта:
Виной Тибальт, который здесь простерт.
Он оскорбил Ромео. Оскорбленный
Стерпел обиду и, наоборот,
Как мог, старался охладить Тибальта.
Но все Тибальту было нипочем,
Он продолжал буянить. Тут вмешался
Меркуцио, сцепились, и пошло.
Они сражались долго с равной силой.
Вертясь почти все время между шпаг,
Ромео их просил остановиться,
Но сам приблизил роковой исход:
Из под его руки был ранен насмерть
Храбрец Меркуцио. Тибальт бежал
И думал скрыться, но потом вернулся.
Тогда Ромео вышел из себя,
И, прежде чем успел я разобраться,
Лежал Тибальт без жизни на земле
И от поединка достоверный ход.
Я жизнью отвечаю за отчет.2
______________________________
¹В. Шекспир «Ромео и Джульетта» «Гамлет»: перевод Б Л. Пастернака. - Калининградское книжное издательство 1984 г. С. 225.
2
Там же. С.
Гибель Меркуцио и Тибальта еще раз доказывает то, что оба семейства постепенно теряют своих любимых из-за глупой вражды.
Мы уже убедились, что все проблемы, поднятые
в трагедии «Ромео и Джульетта», тесно
связаны. Джульетта долгое время считала
кормилицу своим другом, но разочаровалась
в ней, когда кормилица вновь встала на
сторону Париса и Капулетти. Ромео и Джульетта
не просто влюбленные, а верные друзья.
Еще одна тема, которая раскрывается в трагедии, – это тема веры. Следует вспомнить, что в эпоху Шекспира религиозные убеждения все еще были сильны. Строго соблюдались обычаи и церковные обряды. Но Шекспир был великим гуманистом, а о его отношении к религии есть противоречивые мнения. Мы согласны с английским писателем и литературным критиком Олдосом Хаксли, который в эссе «Шекспир и религия» писал: «Во что верил Шекспир? Вопрос этот не из простых, потому что Шекспир был, в первую очередь, драматургом, вложившим в уста своих персонажей мнения, соответствовавшие их характерам, но не принадлежавшие ему самому»1.
Герои трагедии прямо не заявляют о своих религиозных убеждениях. На наш взгляд, многие из героев достаточно вольно воспринимают церковные законы. Ромео нарядился на маскарад монахом. Он и Джульетта ведут беседу, играя понятиями «грех», «поцелуй», «паломник», «молитва». Заповедь «не убий» нарушается Тибальтом и Ромео, а главы семейств, возможно, в молодости тоже через нее переступали. Зато Капулетти соблюдают обычай родительского благословения, Ромео и Джульетта не могут быть вместе, не обвенчавшись.
Герцог Эскал олицетворяет в Вероне власть светскую, а носителями власти церковной выступают брат Лоренцо и брат Джованни. Если роль брата Джованни не так важна для сюжета, то Лоренцо играет важную роль в разрешении любовного конфликта. И здесь брат выступает как гуманист, нарушая религиозные обычаи.
Если бы отец Лоренсо не помолвил влюбленных,
у них не было бы того, к чему нужно стремиться.
А он мог этого и не делать. Ведь брак без
согласия родителей - это большой грех.
Но Лоренсо видит, как Ромео и Джульетта
любят друг друга, и готов им помочь:
Лоренсо
Стой, дочка. Я обдумываю шаг,
Такой же, впрочем, страшный, как опасность,
Которую хотим мы отвратить.
Ты говоришь, что вместо свадьба с графом
В себе нашла бы силу умереть?
Что ж, если так, есть средство вроде смерти
От этого позора и беды.
Я дам его, но тут нужна решимость.2
______________________________
1 Хаксли О. Шекпир и религия. //http://www.gumer.info/
2 В. Шекспир «Ромео и Джульетта» «Гамлет»: перевод Б Л. Пастернака.- Калининградское книжное издательство, 1984 г. С.255-256.
Лоренсо
успокаивал Ромео, когда тому было плохо,
приютил его, когда Ромео был
в изгнании.
Лоренсо
Сдержи, безумец, руку! Отвечай:
Мужчина ль ты? Слезливостью ты баба,
А слепотой поступков – дикий зверь.
Женоподобье в образе мужчины!
Звереныш с человеческим лицом!
Ты удивил меня. Священным саном
Клянусь, я думал лучше о тебе.
Убил ли ты Тибальта? Что же, надо
Убить себя и заодно убить
Свою жену, живущую тобою?
Чем плох твой род и небо и земля,
Которые ты предаешь хуленьям?
Они соединились все в тебе
Не для распада. Этим ты позоришь
Свою
природу и любовь и ум.1
Эти слова полны гнева, но они необходимы, чтобы заставить Ромео быть мужественным и нести ответственность за ту, которую он любит.
Лоренсо, по нашему мнению, - один из немногих, кто понимает, в чем беда веронцев. И поэтому он грешит, но только для того, чтобы помочь влюбленным и примирить два враждующих семейства. В этом его мудрость и гуманизм.
Таким образом, немаловажную
__________________________
1 В. Шекспир «Ромео и Джульетта» «Гамлет»: перевод Б Л. Пастернака. - Калининградское книжное издательство 1984 г. С.240.
Глава
IV. Честь, закон и долг
«Честь – это следование человека всем правилам морального и профессионального долга. Это соединение моральных и этических качеств личности. Понятие чести идет обычно в связке с понятием «достоинство»1.
«Долг - категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы, лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях»2.
Однозначно оценивать поступки главных героев с точки зрения чести и долга нельзя. Каждый поступает, как считает нужным. Например, Тибальт уверен, что честь и долг – защита семейства от Монтекки. «.. Это срам», - говорит он о незваных гостях на балу и хочет немедленно расправиться с ними.
Главы семей Монтекки и Капулетти считают своим долгом сделать детей счастливыми. Правда, родители и дети понимают счастье по-разному.
Ромео и Джульетта считают своим долгом быть вместе и любить друг друга (поэтому и венчаются тайно, хоть и без родительского благословения). Честь и репутация дороги влюбленным. Кроме того, для Ромео дело чести - месть Тибальту за смерть Меркуцио.
Возникает вопрос: что для героев является истинной ценностью? Заблуждаются Тибальт, Бенволио, Меркуцио, слуги обоих домов, прикрывая желание скрасить скуку, поразвлечься, подраться защитой семейной чести. Тибальт, кроме всего прочего, еще и озлоблен на всех Монтекки.
На наш взгляд, нельзя оправдать и поступок Ромео – убийство Тибальта. Ведь убийство, вражда, кровная месть незаконны. А убийство Париса также нельзя оправдать: он – невинная жертва «безумия» Ромео.
«Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения»3.
Воплощением
власти светской, государственной в Вероне
выступает Эскал, князь веронский, появление
которого в трагедии всякий раз связано
с двумя враждующими семьями.
Князь
Изменники, убийцы тишины,
Информация о работе Проблематика трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»