Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 00:25, реферат

Описание работы

В XIX век Российская империя вступает могущественной державой. Многочисленные военные победы возвысили Россию на внешнеполитическом уровне и придали самодержавию особый блеск.
Это время невероятного культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, который вызвал такое литературное течение как романтизм.

Содержание работы

1. Введение.

2. Балы.
2.1 «Энциклопедия» балов.
2.2 Правила и этикет на балах.
2.3 Бальные наряды.

3. Образ жизни столичного дворянина первой половины XIX века.

4. Разновидности балов.

5. Бал-маскарады.

6. Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века.

7. Вывод.

Файлы: 1 файл

реферат- балы и маскарады.docx

— 208.86 Кб (Скачать файл)

 

План.

 

1. Введение.

 

 2. Балы.

      2.1 «Энциклопедия» балов.

2.2 Правила и этикет  на балах.

2.3 Бальные наряды.

 

3. Образ жизни столичного  дворянина первой половины XIX века.

 

4.  Разновидности балов.

 

5. Бал-маскарады.

 

6. Проблемы нравственности  в обществе первой половины  XIX века.

 

7. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

В XIX век Российская империя вступает могущественной державой. Многочисленные военные победы возвысили Россию на внешнеполитическом уровне  и придали самодержавию особый блеск.

  Это время невероятного культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, который вызвал такое литературное течение как романтизм.

Первая  половина XIX века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции.

В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой».

Начало XIX века называют “золотым веком” русской культуры. А. С. Пушкин стал символом этой эпохи. Именно тогда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. Приемником А.С. Пушкина становится М. Ю. Лермонтов. « Золотой век» подарил нам такие « громкие» имена как А.С.Грибоедов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев. Это время  навсегда одарило нас бессмертными строками великих столпов русского романа: Тургенева, Достоевского и Толстого, подарил произведения Гончарова.

В начале XIX века у русского общества усиливается интерес к театру. На смену театру крепостному приходит «вольный театр» — государственный и частный. Государственные театры появляются  в столичных городах России. В одном только Петербурге начала века - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры, Александрийский драматический и Михайловский театры. Наряду с русскими оперной, балетной, драматической труппами там выступали иностранные — французская и итальянская. В Москве – Малый и Большой театры.

Обсуждение новых пьес и игры актеров становится не только постоянной темой бесед и дебатов в литературных салонах Москвы и Петербурга, но и проникает в печать. На содержание театров тратятся огромные средства. Для управления казенными театрами была создана дирекция императорских театров, ведавшая Московской и Петербургской конторами.

Первая половина XIX века ознаменована высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутого духом всестороннего отражения жизни народа и различных идеалов национального подъема. Искусство русских художников XIX века – О.А. Кипренского, А.О. Орловского, И. К. Айвазовского, С. Щедрина, В. А. Тропинина, А.Г.Венецианова, К.П.Брюллова - переоценить невозможно.

Победа в Отечественной войне 1812 года подняла интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусства. Среди этих организаций были такие, как Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников.

Начало XIX века - это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

На фоне стремительного культурного развития жизни России начала XIX века, огромное значение придается балам – как области общественного представительства, форме социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России коллективного быта. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела. Петербургский двор того времени задавал тон европейским дворам как самый пышный, блестящий и светский. На балах, по словам П.А.Вяземского «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правилами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости». Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. «Дней Александровых прекрасное начало» - так называл это время А.С. Пушкин. А исследователи истории танца называют это время « танцующей эпохой».

 

2. Балы

 

2.1. «Энциклопедия» балов.

 

Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала,

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят.

(Е. Боратынский. « Бал» 1828г.)

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Балами славилась столица - Санкт- Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

Само слово  бал пришло в русский язык из немецкого языка (нем. Ball — танцевать). В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

   На протяжении XVIII-XIX веков балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Для бала большое значение имели: архитектура зала, окружавшее его пространство, заключительный фейерверк, даже сервировка стола - словом все, что создает праздничное, искрометное настроение.

Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль, лотереи - аллегри, игра в фанты и шарады.

 

 

2.2. Бальный этикет.

 

Традиционно бальный сезон длился с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. На балу не появлялись в период глубокого траура, но допускалось бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

    Но вот толпа заколебалась,

                        По зале шепот пробежал...

                        К хозяйке дама приближалась,

                        За нею важный генерал.

                        Она была нетороплива,

                        Не холодна, не говорлива,

                        Без притязаний на успех,

                        Без этих маленьких ужимок,

                        Без подражательных затей...

                        Все тихо, просто было в ней,

                        Она казалась верный снимок

                        Du comme il faut…       (из « Евгения Онегина» гл.8, XIV)

Замужняя дама приезжала на бал с мужем. В отсутствие мужа допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость.

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то... не то, избави боже!

           (из « Евгения Онегина» гл.1, XXIX)

Для юных девушек, которых только начинали вывозить в «свет», бал был повод для волнений, ведь именно там ее увидят в красивом бальном платье, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная.  Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.

И что ей душу не смутило,

Как сильно ни была она

Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был также тих ее поклон.

………………………………….

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна...

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она.

(из « Евгения Онегина» гл.8, XVIII,XIX)

Согласно правилам, кавалер начинал  приглашения на танцы с хозяйки дома,  далее шли ее родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

Бал в начале XIX века обладал строгой композицией. Основным элементов бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.

Бал открывался полонезом, польским танцем. В 1858г. Теофиль Готье так описывал бал, посещенный им в Зимнем дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…» Полонез – танец истинно рыцарский, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, наполненное большим внутренним достоинством и тактом. Цель полонеза – привлечь внимание к кавалеру,        «выставить напоказ его красоту и щегольский вид. Его воинственную и вместе с тем учтивую осанку».

Протанцевав минут пять, знатнейшие пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса. Он  противопоставляется классическим танцам как романтический; страстный, безумный,  опасный и близкий к природе, он противостоит этикетным танцам старого времени. Вальс был допущен на балы как дань новому времени.  Это был танец модный и молодежный.

     …Однообразный и безумный,

         Как вихорь жизни молодой,

          Крутится вальса вихорь шумный

          Чета мелькает за четой…

(из « Евгения Онегина»)

Конечно "однообразный" - поскольку в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретения новых фигур, а вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что в то время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас. И конечно "безумный", ибо, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX века пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. А забота о репутации всегда являлась вопросом первостепенной важности для молодой девушки. При императоре Павле I было официально запрещено «употребление пляски, называемой вальсеном», и дорога вальсу к русскому императорскому двору была закрыта. Офицеров, замеченных на каком-либо частном балу при исполнении вальса, отправляли на гаупт-вахту. Правда, это нисколько не помешало одному из сыновей столь высоконравственных родителей, а именно венценосному Александру I, наслаждаться этим танцем заграницей во времена Венского конгресса 1814-15 годов, и, по мнению многих его современников, наслаждаться прямо-таки без меры. Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов.

Информация о работе Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века