Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 00:25, реферат

Описание работы

В XIX век Российская империя вступает могущественной державой. Многочисленные военные победы возвысили Россию на внешнеполитическом уровне и придали самодержавию особый блеск.
Это время невероятного культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, который вызвал такое литературное течение как романтизм.

Содержание работы

1. Введение.

2. Балы.
2.1 «Энциклопедия» балов.
2.2 Правила и этикет на балах.
2.3 Бальные наряды.

3. Образ жизни столичного дворянина первой половины XIX века.

4. Разновидности балов.

5. Бал-маскарады.

6. Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века.

7. Вывод.

Файлы: 1 файл

реферат- балы и маскарады.docx

— 208.86 Кб (Скачать файл)

Большинству дворянства импонирует подражать всему иностранному, забывая при этом об исконно русском. В этом обществе, нормой является клевета, распространение разнообразных сплетен, ложь, лицемерие, мелочность в делах. Будучи патриотом своей Родины, Пушкину было мучительно больно видеть происходящее  и он через описание церемонии бала, колких замечаний по поводу костюмов и диалогов, пытается обратить внимание читателей, общества на никчемность современного мира, на молодежь, которая целыми днями развлекается на балах и т.д. Есть среди представителей дворянства умные люди, которые способны к действию, способны изменить жизнь к лучшему, заниматься действительно полезными для общества делами, но большинство на стороне тех, кто мелочен, бездарен. Такие люди ограничены духовно. У них отсутствует свое мнение. Им не свойственна искренность, а простота человека вызывает у этих людей непонимание. Цель и смысл жизни этих людей — сплетни, интриги, пустые любовные увлечения.

 А.С.Пушкин любит северную столицу, но при этом отмечает, что влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобно английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

(из «Евгения Онегина»  глава 1,XXXVIII)

          Чтобы быть принятым в обществе того времени достаточно  было правильно притворяться; не быть, а именно казаться кем-то другим. Люди примеряли на себя чужую жизнь, чужые чувства, чужые маски. И чем лучше они притворялись другими людьми, чем больше масок умели носить,  тем больше уважения им выказывали.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставлять верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

(из «Евгения Онегина  глава 1,X)

Татьяне тоже пришлось измениться, чтобы быть принятой обществом: она надела на себя маску светской дамы. Но маска Татьяны, в отличие от Онегина, не становится частью ее самой, превращаясь в ее сущность. 

    Как изменилася Татьяна!

                        Как твердо в роль свою вошла!

                        Как утеснительного сана

                        Приемы скоро приняла!

(из « Евгения Онегина»  глава 8, XXVIII)

Конечно, дворянская жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов.

Но не один Пушкин в своем «Евгении Онегине» затрагивает проблемы нравственности. Также прекрасно изучил и отразил петербургский «свет» в своем произведении «Маскарад» Лермонтов.

Карточная игра, костюмированные балы с их обязательной интригой — наиболее распространенные увлечения современной Лермонтову дворянской молодежи — стали основными мотивами пьесы.

Лицо под маской - это жизнь под личиной, но в тоже время это естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Лермонтов критикует общество за вольные нравы, за интриги на балах, за безнаказанность  героев.

Маска скрывает положение человека в обществе, его сущность. Никто не сможет узнать, кто находится под маской, поэтому можно было не скрывать своих чувств, не жертвовать счастьем, пусть и мимолетным, ради репутации.

«Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, – есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело».

(М. Ю. Лермонтов « Маскарад»)

Это был для многих единственный шанс признаться в своих чувствах, не страшась последствий. Маскарадная маска - это антимаска. Баронесса только в маске может позволить себе открыться князю в своих чувствах.

Но ежели я здесь, нарочно с целью той -

       Чтоб видеться и говорить с тобой;

       Но если я скажу, что через час ты будешь

       Мне  клясться, что вовек меня не позабудешь,

       Что будешь рад отдать мне жизнь свою в тот миг,

       Когда я улечу, как призрак, без названья,

       Чтоб  услыхать из уст моих

       Одно лишь слово: до свиданья!..

( М. Ю. Лермонтов « Маскарад»)

Также в «Маскараде» идет отторжение человека от общества, что обрекает Арбенина на одиночество.

« Напрасно я ищу повсюду развлеченья.

       Пестреет и жужжит толпа передо мной...

       Но сердце холодно, и спит воображенье:

       Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

(М. Ю. Лермонтов « Маскарад») 

Лермонтов в словах Маски, баронессы Штраль, очень точно выражается о XIX веке и о характерных чертах характера человека того времени.

Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,

       Самолюбивый, злой, но слабый человек;

       В тебе одном весь отразился век,

       Век нынешний, блестящий, но ничтожный.

       Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.

       Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;

       Людей без гордости и сердца презираешь,

       А сам игрушка тех людей.

       О! знаю я тебя...    ( М. Ю. Лермонтов « Маскарад») В своем «Маскараде» Лермонтов подчеркивает  трагичность атмосферы, царящей в обществе его времени. В нем могут выжить лишь люди злые, коварные, безнравственные, знающие светское общество. Такие люди, как Нина, обречены на заговор и обман со стороны окружающих.

      Не верю, невозможно – нет, ты надо мною        (бросается к нему)        Смеешься… ты не изверг… нет! В душе твоей

Есть икра доброты… с холодностью такою

Меня ты не погубишь в цвете дней -

Не отворачивайся так, Евгений,

Не продолжай моих мучений,

Спаси меня, рассей мой страх…

Взгляни сюда…

(Смотрит ему прямо  в глаза и отскакивает)

О! смерть в твоих глазах!

(М.Ю. Лермонтов «Маскарад»)

Очевидно, Лермонтов хотел смертью Нины показать, что добродушным, честным и невиновным людям нет места в кругу светского общества. Они становятся жертвами стечения обстоятельств и чужих заговоров.

Печальна судьба Нины, но она, скорее всего, не была бы счастлива, даже если Арбенин не захотел ее отравить.

Казнит злодея проведенье!

Невинная погибла  - жаль! 

Но здесь ждала ее печаль,

А в небесах спасенье!

Ах, я ее видал – ее глаза

Всю чистоту души изображали ясно.

Кто б думать мог, что этот цвет прекрасный

Сомнет минутная гроза.

Что ты замолк, несчастный?

Рви волосы – терзайся –и кричи –

Ужасно!- о, ужасно!    

(М.Ю. Лермонтов «Маскарад»)

 

 

7. Вывод.

 

 Бал вначале XIX века – область непринужденного общения, светского отдыха, в противоположность службе, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего израненного полковника. Бал существенно снижал сословную дистанцию и делал минимальными внутрисословные различия.

Внутренняя организация бала делалась задачей  культурной важности, так как была призвана дать формы общению, определить тип социального поведения внутри дворянской культуры « кавалеров» и «дам».

Балы и бал-маскарады начала XIX века отличались богатством и шиком, помпезностью и пышностью, и  при этом именно они ярко отражали жизнь дворянства и других слоев общества, являясь зеркалом культурной, политической, социальной и нравственной сторон   жизни. Бал, несомненно, являлся структурообразующим элементом культуры начала XIX века. « Бал как особое пространство, где обнажается сущность жизни именно потому, что участники стараются ее спрятать».

Огромное значение балы имели в жизни женщин того времени. На Руси женщина не должна была появляться в публичном месте, бальный церемониал вывел ее из закрытых хором, сделал эпицентром театрализованного зрелища. Более того, бал оказался едва ли ни первой  в России демонстрацией  инициативного выбора женщиной мужчины.

 Бал был одним из единственных мест,  для знакомства молодых людей. Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой в 1828 году именно на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической прелестью». В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали поразила Пушкина своей царственной, одухотворенной красотой. И сам М.Ю. Лермонтов в 1834 году посещает бал, даваемый генерал-губернатором Петербурга, чтобы окончательно объясниться в  своих чувствах с Екатериной Александровной Сушковой.

Бал стал местом общения, легких амурных флиртов и глубоких личных драм. Поэтами он представляется как место роковых встреч, поле игровых страстей, господства фатума (судьбы, рока).

 Из всего сказанного, можно согласиться со словами Е. Оболенской

 « Жизнь - это танец по вертикали. И важно, чтобы каждый новый шаг каждого нового дня был исполнен смысла, правды и красоты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. А.С.Пушкин роман в  стихах « Евгений Онегин»,1983г.

2. М.Ю. Лермонтов драма  « Маскарад».

3. Ю.М. Лотман Комментарий  к роману А.С.Пушкина

«Евгений Онегин» ,1983г.

4.  Е.Н. Суслина « Повседневная жизнь русских щеголей и модниц»,2003г.

5. А.Колесникова «Бал в России. XVIII – начало XIX века», 2005г.

6. Е.М.Лаврентьева «Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет», 2007г.

7. Н.Марченко «Быт и нравы пушкинского времени», 2005г.

8. Журнал «Литература  в школе», статья Н.А. Марченко  «Литературный быт Пушкинской  эпохи», №2,1998г.

9. Журнал «Читаем, учимся, играем», №2,2007г.

10. Российский иллюстрированный журнал  «Родина»,№3,2003г.

11. Журнал «Подмосковье», приложение, статья Е. Оболенской  «Воспитание чувств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века