Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 00:25, реферат
В XIX век Российская империя вступает могущественной державой. Многочисленные военные победы возвысили Россию на внешнеполитическом уровне и придали самодержавию особый блеск.
Это время невероятного культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, который вызвал такое литературное течение как романтизм.
1. Введение.
2. Балы.
2.1 «Энциклопедия» балов.
2.2 Правила и этикет на балах.
2.3 Бальные наряды.
3. Образ жизни столичного дворянина первой половины XIX века.
4. Разновидности балов.
5. Бал-маскарады.
6. Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века.
7. Вывод.
Яркое отражение дворянской жизни нашло в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Жизнь Евгения Онегина – это жизнь, с утра до ночи наполненная развлечениями.
Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание «мы все учились понемногу – чему-нибудь и как-нибудь» под руководством француза гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur L’Abbe француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
(из «Евгения Онегина глава 1, III)
Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: прогулки по Невскому проспекту, посещение балов и театров.
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
(из «Евгения Онегина глава 1,XV)
Показательно, что в « Евгении Онегине» главный герой входит в театр, когда все зрители уже собрались, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Это сделано, с целью привлечь всеобщее внимание к своему приходу.
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Все видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеяние взглянул,
Отворотился – и зевнул. (из «Евгения Онегина глава 1,XXI)
В романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин» главный герой Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной.
Многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
(из «Евгения Онегина глава 1,XXXV)
Бывало так, что за одну ночь нужно было побывать сразу на нескольких балах:
Бывало, он еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
(из «Евгения Онегина», гл.1,XV)
А.С. Пушкин подмечает, что молодежь настолько испорчена, что ничего их не радует. Молодые люди мечутся в поисках новых ощущений. Конец фразы А.С. Пушкина становится афоризмом на века. Этим выражением характеризуется неожиданная, резкая перемена положения человека, обстоятельств в его жизни.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
(из« Евгения Онегина» гл.8, XIII)
Напряжённая суетливая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах часто приводила к летальному исходу. Поэтому, никто не удивился, когда в драме М. Ю. Лермонтова « Маскарад»,
неожиданно после бала, где съев мороженного, молодая жена Арбенина, Нина, умирает.
Конечно, бал был не единственной возможностью весело провести ночь. Но холостые попойки в компании молодых гуляк, офицеров, прославленных « шалунов» и пьяниц, не приветствовались в обществе. Бал как приличное светское времяпровождение, противопоставлялся этому разгулу, который хотя и культивировался в определенных гвардейских кругах, в целом воспринимался как проявление « дурного тона», допустимое для молодого человека лишь в определенных, умеренных пределах. И молодые люди старались не пропускать ни одного бала, на «радость своим маменькам».
4. Разновидности балов.
Одной из разновидностей официальных балов были придворные балы, при этом довольно чопорные и скучные. Император Александр I охотно принимал участие в них. У императора было правило: на время подобных праздников забывать, что он государь, и делаться просто светским человеком высшего круга. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек.
Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семьянины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате, дворцовые залы, оказывались, битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, рассматривая императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными.
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.
Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум сестрицам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.
Тут был Протасов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Рriest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залетный,
Перекрахмаленный нахал,
В гостях улыбку возбуждал
Своей осанкою заботной,
И молча обмененный взор
Ему был общий приговор.
(из « Евгения Онегина», глава 8, XXIV, XXV, XXVI)
Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя.
Часто проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения и т.п.
Были еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки, фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Наконец, семейные праздники, на которые, как правило, приглашали родственников и близких друзей семьи. Поводом могли стать – чей-то день рождения, годовщина и т.п.
5. Бал-маскарады.
В начале XIX века большую популярность имели также маскарады. М.Ю. Лермонтов в драме «Маскарад» точно указывает модное времяпрепровождение дворянства Санкт-Петербурга в то время:
«Рассеяться б и вам и мне нехудо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскарад
У Энгельгардта…»
( М. Ю. Лермонтов « Маскарад»)
Дом Энгельгардта - 4-этажный особняк, принадлежавший О.М. Энгельгардт, где с начала XIX в. проходили концерты Петербургского филармонического общества. Известен как центр музыкальной жизни Петербурга, в нем располагался концертный зал с прекрасной акустикой. Муж хозяйки, полковник В.В. Энгельгардт продолжал по традиции устраивать музыкальные вечера и бал-маскарады. У Энгельгардта проходили вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний. В Филармоническом зале выступали Г.Берлиоз, Р.Вагнер, И.Штраус, Ф.Лист, К.Шуман, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн.
Именно из-за критики этих бал-маскарадов, драму «Маскарад» не пропускала цензура. Цензор Е. И. Ольдекоп не счел возможным допустить пьесу к постановке, главным образом из-за содержащихся в ней нападок на публичные маскарады в доме Энгельгардта: «Я не знаю, сможет ли пьеса пойти даже с изменениями; по крайней мере, сцена, где Арбенин бросает карты в лицо князю, должна быть совершенно изменена... Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов».
Как писал впоследствии сам Лермонтов, «драма «Маскарад», в стихах, отданная... в театр, не могла быть представлена по причине (как мне сказали) слишком резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена».
«Как женщине порядочной решиться
Отправиться туда, где всякий сброд,
Где всякий ветреник обидит, осмеет;
Рискнуть быть узнанной»...
( М. Ю. Лермонтов « Маскарад»)
6. Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века.
Общество в первой половине XIX века остается жестоким и аморальным. Несмотря на всю праздность и блеск; этикет, жесты, фразы – все имело тайный смысл, который знали лишь люди светского общества.
Информация о работе Проблемы нравственности в обществе первой половины XIX века