Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:08, доклад
История создания. Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Рисуя суд, Толстой
отмечает равнодушие судей к существу
дел, рассматриваемых в суде, а
ещё более к личностям
Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое.
Нравственному разложению людей содействует - показывает Толстой - и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремны» застенки (привод к присяге в суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вина в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.
Главный герой романа - Нехлюдов.
Князь Нехлюдов - исключительная личность среди землевладельческого дворянства. Он многим напоминает излюбленных героев Толстого: Оленина, Безухова, Левина. Общее у Нехлюдова с названными героями - его напряжённые идейные искания, попытки прийти к «согласию с самим собой».
В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла. а моралистом, который вычитывает из евангелия нормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства бо-жия на земле». Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложнённую проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.
В образе Масловой, как
и в образе Нехлюдова, Толстым
ставится и разрешается проблема
человеческого поведения в
Историей жизни Масловой
Толстой резко разоблачает «
Так - показывает Толстой - совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаякие, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова.
Тяжёлое положение
крестьянства Толстой описывал уже
в произведениях раннего
Описывая мрачными красками положение крестьян, Толстой не мог, конечно, обойти в романе вопроса о той общественной группе, которая ставила своей задачей борьбу за народное счастье. Естественно, что идейные позиции Толстого определяли и его отношение к этой революционной группе.
Толстой выводит на страницах романа две группы революционеров: народников и социал-демократов.
К первой группе относятся Симонсоч, Марья Павловна, Крыльцов и Набатов. Образы их Толстой рисует с явной симпатией, считая, что готовность этих людей к жертвенному служению народу и неприятие ими какого бы то ни было вида насилия делает их лучшими людьми своего времени.
Наоборот, с явным несочувствнем изображает Толстой последовательных революционеров. Представителем их в романе является Новодворов. Рисуя его образ, Толстой подчеркивает в нем прежде всего «отсутствие свойств нравственных», «безграничную самоуверенность», стремление «первенствовать перед людьми».
Так отрицание революционных
дел и теория непротивления злу
насилием привели Толстого к неправильному
изображению революционеров. Ошибочный
по своей идейной направленности,
выдвигающий в качестве средства
борьбы с самодержавно-буржуазным порядком
нравственное самоусовершенствование
человека, непротивление злу насилием,
моральную проповедь любви и
добра, роман «Воскресение» ценен,
однако, тем, что Б нём великий
писатель-реалист осветил
В. И. Ленин подчёркивал у Толстого особое искусство срывания «всех и всяческих масок». Блестящий пример этого срывания «всех и всяческих масок» мы имеем в романе «Воскресение» в описании богослужения в тюремной церкви. Здесь почти каждое слово художника - разоблачение религии.
Название романа «Война и мир»
Само название романа носит весьма двойственный характер. Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие. Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.
Также слово «мир» можно
рассматривать как синоним
Особенности романа «Война и мир»
С непревзойденным мастерством
автор не только описывает трагические
дни Отечественной войны, но и
смелость, патриотизм и непреодолимое
чувство долга русского народа. Роман
насыщен множеством сюжетных линий,
разнообразием героев, каждый из которых,
благодаря тонкому
В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе - эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву.
В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа.
Герои романа «Война и мир»
Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания.
Каждый герой романа путем
долгих исканий, находит свой смысл
жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов,
обретает свое истинное призвание только
во время участия в войне. Боевые
действия открыли ему систему
настоящих ценностей и
Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату, завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.
«ВОЙНА И МИР» АНАЛИЗ РОМАНА
Шестидесятые годы - время работы Толстого над романом «Война и мир» (1864-1869) были периодом напряженной классовой борьоы, развернувшейся вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 г. не разрешила по существу вопроса о крестьянине, о его взаимоотношениях с помещиком. Многочисленные восстания, которыми ответило крестьянство на реформу, наглядно показывали недовольство и возмущение, вызванные реформой в крестьянской массе. Проблема «мужика» по-прежнему стояла в центре общественного внимания. В публицистике и художественной литературе с особой остротой ставились и освещались проблемы крестьянства и дальнейшего развития страны. Появляется особый интерес к произведениям, ставящим острые политические, философские и исторические вопросы. В свете исторического прошлого рассматриваются важнейшие вопросы эпохи.
Вот в этой-то общественной
и литературной атмосфере и возникает
у Л. Толстого мысль об историческом
романе, но таком, который на материале
истории дал бы ответ на жгучие
вопросы современности. Толстой
задумал столкнуть две эпохи:
эпоху первого революционного движения
в России - эпоху декабристов, и 60-е
годы - эпоху революционных
К эпопее «Война и мир» Толстой подошёл от романа «Декабристы». В 1856 г. после смерти Николая I были амнистированы оставшиеся в живых декабристы. Возвращение их из Сибири возбудило естественный интерес к ним в русском обществе. В связи с этим у Толстого и зарождается тема романа «Декабристы». В нём Толстой предполагал описать семью декабриста, возвратившегося из Сибири. Но скоро он бросил начатое и перешёл к 1825 г., эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя, а затем «другой раз бросил начатое и стал писать со времени
1812 года», желая показать молодость декабриста, совпавшую по времени с Отечественной войной. Но ему, как он сам отмечает, было «совестно» писать о торжестве России в борьбе с Бонапартом, и он переходит к эпохе 1805-1806 гг., времени «неудач» и «срама» России. Так, отойдя от 1856 к 1805 г., Толстой намеревается «провести уже не одного, а многих... героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».
Этот грандиозный замысел Толстой не осуществил. Но в связи с введением в роман исторических событий рамки его значительно расширились. Появились исторические деятели эпохи - Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский и другие; более сложным стал жизненный путь основных персонажей романа - Андрея Болконского и Пьера Безухова; в роман вошёл - в качестве одного из основных героев - народ.
Так углубился в
процессе работы идейный замысел
писателя. Решив вначале показать
только помещичью Россию, дворянство,
Толстой в окончательной
Работая над эпопеей «Война и мир», Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года». «Я старался,- говорил он,- писать историю народа».
Показав решающую роль
народа в исторических событиях общенационального
значения, Толстой создал особый жанр
романа, грандиозную по охвату жизни
и масштабам повествования
В романе очень широко показан быт помещичьей Столичное России и мир аристократического барства. Здесь дворянство даны представители различных слоев дворянства: с одной стороны - высшая бюрократическая и придворная знать (Курагины, Шерер и др.), с другой - московское разоряющееся барство (Ростовы), наконец,- независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов). Особую группу составляет «гнездо штабных влиятельных людей».
Толстой рисует все эти слои дворянства в различном освещении, в зависимости от того, насколько они близки к народу - к его духу и мировоззрению.
Особенную неприязнь вызывают в Толстом люди типа Василия Курагина. Светский человек, карьерист и эгоист, князь Курагин стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи - графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника - Пьера - и женит его на своей дочери - бездушной кокетке Элен.
Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Болконской. Прочных убеждений, твёрдых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает это Толстой в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь шла о возможности назначения Кутузова главнокомандующим. Хищничество, бездушие, беспринципность, умственная ограниченность, вернее, скудоумие являются характерными чертами Курагиных - отца и детей.
Неотразимую силу обличения Толстым великосветских вельмож подчёркивал Щедрин: «А вот наше так называемое высшее общество граф (Толстой.- Ред.) лихо прохватил».
В сатирическом освещении
даны и завсегдатаи салона фрейлины
Шерер во главе с самой хозяйкой.
Интриги, придворные сплетни, карьера
и богатство - вот их интересы, вот
чем они все живут. Всё в
этом салоне противно Толстому, как
пропитанное насквозь ложью, фальшью,
лицемерием, бездушием, актёрством. В
этом кругу светских людей нет
ничего правдивого, простого, естественного,
непосредственного. Их речи, жесты, мимика
и поступки определяются условными
правилами светского поведения.
Это расчётливое позёрство