Произведения Толстого Л.Н

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:08, доклад

Описание работы

История создания. Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Файлы: 1 файл

Анализ произведений Толстого.docx

— 67.62 Кб (Скачать файл)

Рисуя суд, Толстой  отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых в суде, а  ещё более к личностям подсудимых, преступно-небрежное отношение к  судопроизводству, занятость каждого  судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные  работы. Он показывает карьеризм представителей прокуратуры, добивающихся повышения  по службе количеством обвинительных  приговоров, достигнутых хотя бы и  ценой явной лжи и передержек (поведение товарища прокурора в  процессе мальчика, обвиняемого в  краже половиков).

Столкнувшись с высшими  бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое.

Нравственному разложению людей содействует - показывает Толстой - и церковь, тесно связанная с  государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремны» застенки (привод к присяге в суде, церковь в  тюрьме, распятие Христа при входе  в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения  хлеба и вина в тело и кровь  бога, проповедуют нестяжательство  и в то же время наживают капиталы.

Главный герой романа - Нехлюдов.

Князь Нехлюдов - исключительная личность среди землевладельческого  дворянства. Он многим напоминает излюбленных  героев Толстого: Оленина, Безухова, Левина. Общее у Нехлюдова с названными героями - его напряжённые идейные  искания, попытки прийти к «согласию  с самим собой».

В заключительных строках  романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла. а моралистом, который вычитывает из евангелия  нормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства бо-жия на земле». Так Толстой утверждает идею о  непротивлении злу насилием, идею, осложнённую проповедью нравственного  самоусовершенствования человека как  единственного пути к радикальному изменению жизни людей.

В образе Масловой, как  и в образе Нехлюдова, Толстым  ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости  самоусовершенствования, морального «воскресения».

Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя  картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Трудный путь на каторгу  сближает Маслову с политическими  ссыльными (Симонсоном, Марьей Павловной), и благодаря их высоким моральным  качествам движение Катюши к «воскресению»  идёт уверенно и быстро. В конце  романа мы видим уже женщину, рассматривающую  своё будущее в духе отказа от эгоистических  стремлений.

Так - показывает Толстой - совершалась победа «духовного»  начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаякие, «воскресла»  к новой жизни Катюша Маслова.

Тяжёлое положение  крестьянства Толстой описывал уже  в произведениях раннего периода («Утро помещика»). Положение это  не улучшилось и через несколько  десятилетий. В романе «Воскресение»  Толстой открыто указывает на это.

Описывая мрачными красками положение крестьян, Толстой  не мог, конечно, обойти в романе вопроса  о той общественной группе, которая  ставила своей задачей борьбу за народное счастье. Естественно, что  идейные позиции Толстого определяли и его отношение к этой революционной  группе.

Толстой выводит на страницах романа две группы революционеров: народников и социал-демократов.

К первой группе относятся  Симонсоч, Марья Павловна, Крыльцов и Набатов. Образы их Толстой рисует с явной симпатией, считая, что  готовность этих людей к жертвенному  служению народу и неприятие ими  какого бы то ни было вида насилия делает их лучшими людьми своего времени.

Наоборот, с явным  несочувствнем изображает Толстой  последовательных революционеров. Представителем их в романе является Новодворов. Рисуя  его образ, Толстой подчеркивает в нем прежде всего «отсутствие  свойств нравственных», «безграничную  самоуверенность», стремление «первенствовать  перед людьми».

Так отрицание революционных  дел и теория непротивления злу  насилием привели Толстого к неправильному  изображению революционеров. Ошибочный  по своей идейной направленности, выдвигающий в качестве средства борьбы с самодержавно-буржуазным порядком нравственное самоусовершенствование человека, непротивление злу насилием, моральную проповедь любви и  добра, роман «Воскресение» ценен, однако, тем, что Б нём великий  писатель-реалист осветил важнейшие  стороны жизни России конца XIX в., притом осветил их с точки зрения стомиллионного угнетённого крестьянства. Он нарисовал поразительные по силе художественного мастерства картины  народных бедствий, дал беспощадную  по глубине и страстности убеждения  критику помещичье-капиталистического государства, господствовавшего класса и казённой церкви - этой верной служанки госудап-ства и воплощения лжи и  лицемерия.

В. И. Ленин подчёркивал  у Толстого особое искусство срывания «всех и всяческих масок». Блестящий  пример этого срывания «всех и  всяческих масок» мы имеем в романе «Воскресение» в описании богослужения в тюремной церкви. Здесь почти  каждое слово художника - разоблачение религии.

 

 

Название романа «Война и мир»

Само название романа носит  весьма двойственный характер. Сочетание  слов «война» и «мир» можно  воспринимать в значении войны и  мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной  войны, ее размеренность и спокойствие. Далее идет сравнение с военным  временем: отсутствие мира выбило с  колеи привычный ход жизни, заставило  людей изменить приоритеты.

Также слово «мир» можно  рассматривать как синоним слова  «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий. Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.

Особенности романа «Война и мир»

С непревзойденным мастерством  автор не только описывает трагические  дни Отечественной войны, но и  смелость, патриотизм и непреодолимое  чувство долга русского народа. Роман  насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как  абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что  так свойственно всем нам. Герои  переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают  все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром. 

В романе изображается жизнь  русского народа в период Отечественной  войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию  наполеоновской армии. В романе - эпопее мастерски совмещены картины  грандиозных исторических событий  и жизни русского дворянства, которое  так же самоотверженно боролось с  противниками, пытавшимися захватить  Москву. 

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве  военного дела. В описании войны, Лев  Толстой не допускает ни одной  исторической неточности, что является очень важным в создании исторического  романа. 

Герои романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» в  первую очередь учит находить разницу  между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют  за это признания. 

Каждый герой романа путем  долгих исканий, находит свой смысл  жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему  настоящих ценностей и жизненных  идеалов – то, что он так долго  и бесполезно искал в масонских  ложах.

Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному  охвату,  завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.

«ВОЙНА И МИР» АНАЛИЗ РОМАНА

Шестидесятые годы - время работы Толстого над романом  «Война и мир» (1864-1869) были периодом напряженной классовой борьоы,  развернувшейся вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 г. не разрешила по существу вопроса о крестьянине, о его взаимоотношениях с помещиком. Многочисленные восстания, которыми ответило крестьянство на реформу, наглядно показывали недовольство и возмущение, вызванные реформой в крестьянской массе. Проблема «мужика» по-прежнему стояла в центре общественного внимания. В публицистике и художественной литературе с особой остротой ставились и освещались проблемы крестьянства и дальнейшего развития страны. Появляется особый интерес к произведениям, ставящим острые политические, философские и исторические вопросы. В свете исторического прошлого рассматриваются важнейшие вопросы эпохи.

Вот в этой-то общественной и литературной атмосфере и возникает  у Л. Толстого мысль об историческом романе, но таком, который на материале  истории дал бы ответ на жгучие вопросы современности. Толстой  задумал столкнуть две эпохи: эпоху первого революционного движения в России - эпоху декабристов, и 60-е  годы - эпоху революционных демократов.

К эпопее «Война и мир» Толстой подошёл от романа «Декабристы». В 1856 г. после смерти Николая I были амнистированы  оставшиеся в живых декабристы. Возвращение  их из Сибири возбудило естественный интерес к ним в русском  обществе. В связи с этим у Толстого и зарождается тема романа «Декабристы». В нём Толстой предполагал  описать семью декабриста, возвратившегося  из Сибири. Но скоро он бросил начатое  и перешёл к 1825 г., эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя, а затем  «другой раз бросил начатое и  стал писать со времени

1812 года», желая показать  молодость декабриста, совпавшую  по времени с Отечественной  войной. Но ему, как он сам  отмечает, было «совестно» писать  о торжестве России в борьбе  с Бонапартом, и он переходит  к эпохе 1805-1806 гг., времени «неудач»  и «срама» России. Так, отойдя от 1856 к 1805 г., Толстой намеревается «провести уже не одного, а многих... героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».

Этот грандиозный  замысел Толстой не осуществил. Но в связи с введением в роман  исторических событий рамки его  значительно расширились. Появились  исторические деятели эпохи - Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский и другие; более сложным стал жизненный  путь основных персонажей романа - Андрея Болконского и Пьера Безухова; в роман вошёл - в качестве одного из основных героев - народ.

Так углубился в  процессе работы идейный замысел  писателя. Решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство, Толстой в окончательной редакции романа нарисовал широчайшую картину  жизни помещичьей и крестьянской России, дал изображение борьбы народа за свободу в первую четверть XIX в.

Работая над эпопеей  «Война и мир», Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года». «Я старался,- говорил он,- писать историю народа».

Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального  значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни  и масштабам повествования реалистическую эпопею. 

 

В романе очень широко показан быт помещичьей Столичное  России и мир аристократического барства. Здесь дворянство даны представители  различных слоев дворянства: с  одной стороны - высшая бюрократическая  и придворная знать (Курагины, Шерер  и др.), с другой - московское разоряющееся барство (Ростовы), наконец,- независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов). Особую группу составляет «гнездо штабных влиятельных  людей».

Толстой рисует все  эти слои дворянства в различном  освещении, в зависимости от того, насколько они близки к народу - к его духу и мировоззрению.

Особенную неприязнь  вызывают в Толстом люди типа Василия  Курагина. Светский человек, карьерист  и эгоист, князь Курагин стремится  стать одним из наследников умирающего богатого вельможи - графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника - Пьера - и женит его на своей дочери - бездушной кокетке Элен.

Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля  на богатой княжне Болконской. Прочных  убеждений, твёрдых моральных принципов  Курагин не имеет. Удивительно метко  и ярко показывает это Толстой  в поведении и высказываниях  князя Василия в салоне Шерер, когда речь шла о возможности  назначения Кутузова главнокомандующим. Хищничество, бездушие, беспринципность, умственная ограниченность, вернее, скудоумие  являются характерными чертами Курагиных - отца и детей.

Неотразимую силу обличения  Толстым великосветских вельмож  подчёркивал Щедрин: «А вот наше так называемое высшее общество граф (Толстой.- Ред.) лихо прохватил».

В сатирическом освещении  даны и завсегдатаи салона фрейлины Шерер во главе с самой хозяйкой. Интриги, придворные сплетни, карьера  и богатство - вот их интересы, вот  чем они все живут. Всё в  этом салоне противно Толстому, как  пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В  этом кругу светских людей нет  ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного. Их речи, жесты, мимика и поступки определяются условными  правилами светского поведения. Это расчётливое позёрство людей  светской среды Толстой подчёркивает сравнением салона Шерер с прядильной мастерской, с машиной, механически  выполняющей свою работу: «Анна Павловна... одним словом или перемещением опять  заводила равномерную приличную  разговорную машину». Или ещё: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с  разных сторон равномерно и не умолкая  шумели».

Информация о работе Произведения Толстого Л.Н