Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:08, доклад
История создания. Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
К этой же категории светских людей относятся и такие карьеристы, как Борис Друбецкой и Берг, цель жизни которых - быть на виду, суметь получить «тёпленькое местечко», богатую жену, создать себе видную карьеру, пробраться к «верхам».
Беспощаден Толстой к администраторам, вроде Растопчина, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом.
Касаясь представителей власти - и гражданской, и военной,- Толстой показывает антинародность этой власти, бюрократизм и карьеризм подавляющего большинства её носителей. Таков, например, Аракчеев - правая рука Александра I, этот «верный исполнитель и блюститель порядка и телохранитель государя... исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью».
Иначе рисует писатель
поместное дворянство, представленное
в романе Ростовым и Ахросимовой.
Не скрывая бесхозяйственности и
безалаберности Ильи Андреевича Ростова,
приведших семью к разорению,
Толстой с большой силой
Расточительность и бесхозяйственность старого графа исчезают у его детей. Сын его Николай, женившись на Марье Болконской, становится хозяйственным барином, любующимся трудолюбивыми крестьянами. Секрет успеха Николая Толстой хочет видеть во внимании его к мужику, в умении перенять хозяйственный опыт крестьянина. «Он всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт и потому только понял и усвоил себе тот единственный путь и приём хозяйства, которые приносили хорошие результаты». Он вёл хозяйство по-старому, не признавая никаких нововведений, особенно английских, и крестьяне, по словам Толстого, любили его: «...долго после его смерти в народе хранилась набожная память об его управлении. «Хозяин был... Наперёд мужицкое, а потом своё. Ну, и потачки не давал. Одно слово - хозяин».
Толстой затушёвывает
жестокую систему помещичьего
С несомненной симпатией
показана Толстым независимая и
гордая семья Болконских: упрямый
и властный старик, не склоняющий ни
перед кем головы, не лишённый черт
самодурства и тяжёлый в
Толстой любовно описывает
поместное дворянство. В семьях Ростовых
и Болконских да ещё в Пьере
Безухове и Ахросимовой, умной, прямой,
сердечной женщине, Толстой видит
русские народные начала, которые
он резко противопоставляет
В огромной эпопее Толстого есть несколько героев, судьбу которых он раскрывает особенно внимательно. К числу их принадлежат прежде всего Андрей Болконский и Пьер Безухов.
ПРОБЛЕМА МУЖИКА В РОМАНЕ. КАРАТАЕВ ЩЕРБАТЫЙ
В романе, насчитывающем
559 действующих лиц, большое место
уделено изображению
Но показано оно своеобразно. В годы Каратаева и Ти- создания романа крестьянская проблема стояла хона Щербатого особенно остро. Однако Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками. В романе нет ни жестоких бар, ни несчастных слуг. Бунт в Богучарове возникает как-то стихийно, случайно и объясняется особым характером богучаровских крестьян, живших долгое время без барина, и тем, что вообще было мало по мещиков в этой местности. Прокламации французов, призывавшие жителей остаться в своих деревнях, ходили среди крестьян этих мест. Но вспыхнувший на этой почве «бунт» принимает чисто пассивный характер и выражается лишь в отказе крестьян дать Марье Болконской лошадей для выезда её из имения. Подавляют «бунт» всего три человека. И тут же Толстой рассказывает о внезапном переломе в настроении крестьян. «Бунтари» не только выполняют всё требуемое от них, но весело, с улыбками и особой заботливостью укладывают на подводы барские вещи.
Выступая с таким антиисторическим изображением картин крепостного быта и предупреждая возможные упрёки критики, Толстой прямо заявляет: «Я знаю, в чём состоит этот характер времени, которого не находят в моём романе,- это ужасы крепостнического права, закладывание жён в стены, сечение взрослых сыновей, Салтычиха и т. п., и этот характер того времени, который живёт в нашем представлении, я не считаю верным и не желаю выразить».
Толстой чрезвычайно
высоко ставит земледельческий труд,
считая, что он морально очищает
человека. В крестьянстве он видел
особый мир, сближение с которым
может оздоровить человека из привилегированных
классов. И в романе Толстой освещает
крестьян с морально-психологической,
а не с классовой стороны. Образ
Каратаева должен был наиболее полно
воплотить все лучшие черты русского
крестьянства, как его понимал
Толстой. Пьер Безухой встречается
с Каратаевым в исключительно
тяжёлых условиях, в бараке для
военнопленных, куда его привели
после расстрела французами ни в
чём не повинных русских людей. Пьер
сам только что, благодаря счастливой
случайности, избежал смерти. Бессмысленность
и жестокость происшедшего разрушили
в душе Пьера убеждение в
У Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым», слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложности классовых противоречий. Непротивленство подчёркнуто и характером пословиц и поговорок, которыми полна речь Каратаева: «Не нашим умом, а божьим судом»; «Рок головы ищет»; «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету».
В образе Каратаева
Толстой пытался воплотить
Каратаев олицетворяет
в романе только некоторую часть
русского крестьянства. Следует подчеркнуть,
что простой народ, солдаты не
склонны восхищаться
Победой над Наполеоном русская армия обязана была не Каратаевым, а таким народным героям, как Тихон Щ е р б а-т ы й. Тихон Щербатый - крестьянин из отряда Денисова, предстаёт перед нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он «одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором брёвна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки».
Обладающий живой народной смёткой, расторопный и изворотливый, он отличается той достаточной хитрой чудаковатостью, которая служит объектом постоянных шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он днём и ночью выслеживал французов, уничтожал и забирал их в плен. «Тихон, сначала исправлявший чёрную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных». Умело используя приёмы и формы партизанской борьбы, Щербатый проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу.
В образе Щербатого ярко отражены та народно-патриотическая устремлённость, тот героизм, которые противостоят кара-таеЕСКому смирению и покорности. Именно в образе этого бесстрашного, находчивого партизана, страстно ненавидящего врага и всю свою богатырскую силу, удаль, находчивость, выносливость отдающего делу защиты родины, воплощены в романе лучшие типические черты характера русского крестьянина-воина.
ВОЙНА И МИР НАРОД И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Чувство патриотизма, охватившее
русских при и Отечественная
встУплении врага в пределы России,
объеди-война нило, показывает Толстой,
лучшие слои общества в единое целое.
Страна знала, за что она сражается,
и сознание правоты своей борьбы
придало русским громадную
Но Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступлением французов в Москву «всё население, как один человек, бросая своё имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». И такое явление наблюдалось не только в Москве. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли... происходило то же самое, что происходило в Москве...»
Народ проявлял, однако, свой патриотизм не только таким отрицательным путём. Он восстал против дерзких завоевателей и прямо, активно. Сильной, могучей волной поднималось партизанское движение. «Дубина народной войны поднялась со всею своей грозною величественной силой». Патриотический подъём в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят».
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Доло-хова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево». Враг был разгромлен и изгнан.
Так закончилась война - агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины,- со стороны русских. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из, села Покровского, который в партизанском отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком». Войско и народ, сплочённые в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над её полководцем, признанным миром гениальным.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ
Вторая тема романа - война. зображая военные события, Толстой не только войны даёт широкие полотна, рисующие такие батальные картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и психологию отдельной человеческой личности, вовлечённой в поток военных действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны- все эти разнообразные участники войны, носители самой различной психологии, показаны Толстым с поразительным мастерством, в самых разнообразных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, карьеризма, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров-дворян, особенно аристократов.
В «Войне и мире» дано изображение двух войн: за границей в 1805-1807 гг. и в России - в 1812 г.
Изображая войну 1805-1807 гг., Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы её участников. Читатель видит героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штаб-
ных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба «не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону».
Но наряду с людьми типа Жеркова Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твёрдых в исполнении своего воинского долга. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает ротного командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке» и, вдохновлённая примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
А вот другой незаметный
герой - капитан Тушин. Это «небольшой,
сутуловатый человек». В его фигуре
«было что-то особенное, совершенно
не военное, несколько комическое, но
чрезвычайно привлекательное». У
него «большие, умные и добрые глаза».
Тушин - это простой и скромный
человек, живущий одной жизнью с
солдатами. Во время сражения он не
знает ни малейшего страха, весело
и оживлённо командует, в решительные
моменты советуясь с
Рисуя сражение, Толстой показывает и моменты героических этак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.