Произведения Толстого Л.Н

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:08, доклад

Описание работы

История создания. Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Файлы: 1 файл

Анализ произведений Толстого.docx

— 67.62 Кб (Скачать файл)

Но эта война 1805-1807 гг. велась за пределами России, смысл  и цели её были непонятны и чужды  народу. Иное дело - война 1812 г. Её Толстой  и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны.

Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу  непобедимой, армия, предводительствуемая крупным полководцем Наполеоном, обрушилась всей своей грозной силой  на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против врага сплочённо  встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

ОБРАЗ КУТУЗОВА

Подлинным полководцем  народной войны, воплотившим дух  всего русского народа, Толстой выводит  Кутузова. Писатель показывает нам  его и как простого, хорошего человека, презирающего всё показное, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчёркивает его связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». «Только признание в нём этого чувства заставило народ... выбрать его, против воли царя, в предводителя народной войны. И только это чувство поставило его на... высшую человеческую высоту». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты и лучшие люди из дворян.

Андрей Болконский так объясняет Пьеру замену Барклая  де Толли Кутузовым: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как  только она в опасности, нужен  свой, родной человек».

В своей философии  истории Толстой стоял на неправильных позициях: исходя из стихийности исторического  процесса, он отрицал роль личное: и  в истории.

В романе Толстой высмеивает культ «великих личностей», созданный  буржуазными историками. Он правильно  считает, что ход истории решает народная масса. Но оценка роли народной массы принимает у него религиозную  окраску. Он приходит к признанию  фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.

Выразителем своих  взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова.

Основу его взгляда  составляет сознание, что творцом  истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически  построенные теории, как бы хороши они ни казались,- ничто перед  той силой, которой является настроение, дух массы.

«Долголетним военным  опытом,- пишет о Кутузове Толстой,- он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч  человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом  войска, и он следил за этою силою  и руководил ею, насколько это  было в его власти».

Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный фаталистический  взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее  предрешён. Андрей Болконский говорит  о Кутузове:

«Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли,- это неизбежный ход  событий,- и он умеет виде-.ъ их, умеет понимать их значение и ввиду  этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей  личной воли, направленной на другое...»

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился  сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным  созерцателем их. Это, конечно, было ошибкой  Толстого. Она неизбежно должна была привести к противоречивой оценке Кутузова. Так оно и получилось. В романе выступает полководец, чрезвычайно  точно оценивающий ход военных  событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного  плана контрнаступлений Кутузов  губит Наполеона и его армию.

Следовательно, в ряде существенных черт Кутузов в романе показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним  спокойствием скрывающим громадное  волевое напряжение. Так художник-реалист  преодолевал философию фатализма.

Носитель народного  духа и народной воли, Кутузов глубоко  и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал  им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так, он правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это -победа. Как полководец, Кутузов стоит выше Наполеона.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 г., и нужен  был, говорит Толстой, такой полководец. С изгнанием французов миссия Кутузова была выполнена. Перенесение  войны в Европу требовало другого  главнокомандующего.

«Представителю русского народа после того, как враг был  уничтожен, Россия освобождена и  поставлена на высшую ступень своей  славы, русскому человеку, как русскому, делать было больше нечего. Представителю  народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Изображая Кутузова как  народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства. Толстой  нигде не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление  создаётся у нас прежде всего  потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова - его  фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое  выражение.

Толстой даёт нам его  то в восприятии различных по характеру  и социальному положению лиц, то рисует от себя, углубляясь в психологический  анализ своего героя. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены  и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде  Болконского, Денисова, Багратиона, его  поведение на военных советах, в  битвах под Аустерлицем и Бородином.

Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и  синтаксическому строю. Он прекрасно  владеет великосветской речью, когда  говорит или пишет царю, генералам  и другим представителям аристократического общества. «Я говорю только одно, генерал,- говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо  сказанное слово.- Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно  была бы исполнена». Но он великолепно  владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось... Выпроводим гостей, отдохнём тогда»,- говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к  Доброму. А в письме к старику  Болконскому он обнаруживает архаические  черты канцелярского стиля этой эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном  случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне  подан через парламентёров, и  он бы поименован был».

Речь Кутузова (как  и других героев в эпопее) богата самыми разнообразными интонациями - от официально-торжественной до фамильярно-бытовой.

Кутузов выступает  в романе как живое лицо.

ВОЙНА И МИР ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ И МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ

В 50-х годах в романах  Тургенева «Рудин», «Дворянское  гнездо», «Накануне» мы встречаем  девушек с большими запросами к жизни, со стремлением выйти за пределы интересов только семейного быта. В 60-е годы Чернышевский в образе Веры Павловны («Что делать?») даёт особый тип новой женщины, ставит проблему женского равноправия, эмансипации женщины.

Толстой, полемически  заостряя свой роман против революционно-демократической  идеологии шестидесятников-разночинцев, противопоставляет образу новой  женщины Чернышевского образ  Наташи, воплощающей толстовский  идеал женщины.

Образ Наташи дан в  динамике её духовного роста.

Вначале перед нами тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Она была «в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка».

Общая любимица семьи, Наташа и сама полна любви ко всем, ласки и радости. Она вполне уверена, что жизнь - это сплошной праздник, а окружающий мир - чудесная гармония.

Вот она с разбегу  влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и  в комнату словно врывается солнечный  луч.

Вот она в «цветочной»  комнате прячется между кадок  цветов и, случайно подсмотрев и подслушав  объяснение в любви Николая  и Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать её и спрашивает его: «Навсегда? до самой смерти?»

А вот она в день именин, на званом обеде, в присутствии  большого количества чинных гостей, звонко и капризно кричит через весь стол:

- Мама! какое пирожное  будет?.. Разговор гостей сразу  смолкает...

Наташа отстала только тогда, когда ей сообщили, что будет  ананасное мороженое.

- Вот и спросила,- прошептала Наташа.

«Порох», «зелье девка», «казак»-любовно характеризуют этого  живого подростка окружающие.

На наших глазах Наташа растёт, постепенно раскрывая  другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную  девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью  и непосредственностью. Секрет этого  обаяния кроется в богатстве  её натуры, в её «переполненности жизнью».

Мы видим Наташу в Отрадном до того взволнованную  прелестью родной природы и красотой весенней ночи, что, высунувшись из окна, она готова куда-то улететь.

Мы встречаем Наташу на первом в её жизни аристократическом  балу, замирающей от страха, что её никто  не пригласит на вальс. Неожиданно, по просьбе Пьера, приглашённая на тур  князе! Андреем, Наташа сияет от счастья. Как хорошо характеризуют её впечатлительность  переливы её различных чувств на этом балу, переходы от робости к надежде  и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и  успехом! Первый же выезд в «большой свет» принёс Наташе торжество.

Наташа - дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в дворянской среде, она всем существом евоим близка к народу и его поэзии. Народная музыка, песни и пляски захватывают  её. В Михайловке она замирает, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню «По улице мостовой». Страстное желание сплясать подхватывает Наташу.

«- Ну, ну, голубчик, дядюшка,- таким умоляющим голосом застонала  Наташа, как будто жизнь её зависела от этого...

- Ну, племянница! - крикнул  дядюшка, взмахнув к Наташе  рукой, оторвавшей аккорд.

Наташа сбросила с  себя платок, который был накинут  на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами  и стала.

% Где, как, когда  всосала в себя из того русского  воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она  эти приёмы?.. Но дух и приёмы  эти были те самые, неподражаемые,  не изучаемые, русские, которых  и ждал от неё дядюшка...»

В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему  народному, и её русская талантливость, артистичность её натуры.

Наташа живёт больше сердцем и чувствами, чем головой. Пьер говорит о ней, что она  «не удостаивает быть умной». Доверчивость, непривычка критически относиться к  людям, восхищение красотой привели  её к увлечению Анатолем Курагиным. Это была ошибка, стоившая ей дорого.

Однако в обстановке семейно-бытовой Наташа проявляет  и ум, и деловитость, и практичность. Во время сборов Ростовых к отъезду  из Москвы она обнаруживает удивительную хозяйственность сумев хорошо уложить  в ящики все дорогие вещи.

Во время этих сборов раскрываются и другие стороны натуры Наташи: её бесконечная доброта и  патриотизм. По настоянию Наташи все  подводы Ростовых были освобождены  от вещей и отданы для раненых. Все богатства Ростовых были брошены  в Москве. И что значили эти  богатства, на взгляд Наташи, когда  дело шло о спасении русских солдат и офицеров!

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий  Андрей Болконский. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за сознания страшной вины перед  любимым человеком, бессонные ночи, проведённые ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твёрдости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Время исцеляет страдания  Наташи. Это тем более естественно, что жизненные идеалы её несложны: они лежат не в социальной, а  в семейной сфере.

В эпилоге мы видим  Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит  Толстой, она нашла себя, своё место  в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой  своей жизни. «Черты лица её определились и имели выражение спокойной  мягкости и ясности», но в ней  не было уже огня того оживления, которое  составляло её прелесть. «Толки и рассуждения,- полемически заявляет Толстой,- о  правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и  не назывались ещё, как теперь, вопросами, были тогда точно такие Ьке, как  и теперь; но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их». Все её интересы сосредоточены  на своём доме, муже, детях. Вне этого  круга для неё нет жизни. Таков  идеал женщины, по мнению Л. Толстого.

Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живёт  преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит  размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна  и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, а княжна Марья  видит своё назначение в отречении  и жертве.

Наконец, насколько  Наташа внешне ярка и обаятельна, настолько  княжна Марья не отличается красотой; только когда её лучистые глаза загораются под влиянием какого-либо сильного чувства, она становится прекрасной.

Информация о работе Произведения Толстого Л.Н