Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью данного исследования является провести стилистический анализ просторечной лексики, на материале рассказов Шукшина, выявить особенности ее употребления, ее роль в художественном тексте. Данной целью определяются следующие задачи курсовой работы:
1.Определить роль просторечия в современном русском языке.
2.Охарактеризовать особенности функционирования просторечия в языке художественного произведения.
Объект исследования —просторечная лексика как подсистема лексического состава русского языка и её функционирование в тексте художественного произведения В.М.Шукшина. Предметом для анализа являются произведения Шукшина, в которых использованы элементы просторечной лексики.
Проза Шукшина представляет этап в развитии русской литературы, в связи, с чем возникает вопрос о влиянии языка писателя на язык художественной литературы. В развитии языка русской прозы язык Шукшина сыграл важную роль как продолжение традиций предшествующей и современному автору культуры, как расширение разговорного пласта живой устной речи, а также как обращенность к новым тенденциям в развитии литературы. Впитав достижения своих предшественников, Шукшин в своем творчестве создает поэтический стиль нового поколения.
Просторечие – термин русистики, обозначающий своеобразное явление, существующее в русскоязычной среде. Оно может быть определенно как язык повседневного общения «простого» человека. Просторечие практически не имеет параллелей в других национальных языках, на что в свое время обращали внимание многие исследователи.
В рассказах Шукшина элементы просторечной лексики занимают доминирующее положение, в авторской речи и в речи героев. В художественном произведении просторечие вступает как средство бытописания, средство характеристики героя обрисовки его внутреннего мира, взглядов, положения через создание речевого портрета героя, средство эмоционального воздействия.
Различна роль просторечия в речи персонажей и в авторской речи. В речи автора функционирует в основном просторечие, находящиеся в рамках литературного языка. Оно создает благоприятную почву для взаимопереходов, для сближения точек зрения автора и героя. Словоупотребление персонажей менее сковано нормативным рамками и подчиняются социально-характерологическим задачам.
Просторечия вплетаются в язык прозы Шукшина, создавая своеобразную, красочную разговорную речь. Они не кажутся избыточными, а естественно выполняют свою стилистическую функцию. Шукшин выбирает наиболее характерные, широко распространенные в народной речи элементы лексики, что способствует созданию колоритности образа, полному раскрытию замысла произведения.
Оглавление
1 Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. 2-е изд., дораб. М.: «Просвещение», 1989. 208 с.
2 Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 256
3 Тезисы докладов межвузовской конференции по стилистике художественной литературы. МГУ. 1961.
Информация о работе Просторечная лексика в произведениях Шукшина