Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:20, реферат
В своем труде «Развитие русской литературы. Эпохи и стили» Д.С. Лихачев дает некоторые обобщения для построения будущей теоретической истории русской литературы X-XVII веков. Он предполагает у читателя необходимый минимум знаний, сведений и начитанности в древнерусской литературе, так как в своей работе исследует характер процесса, его движущие силы и причины возникновения тех или иных явлений. Необходимость такого исследования автор видит в следующем. Семь веков древнерусской литературы долгое время представлялись в слабо расчлененном виде, потому сама древнерусская литература почти всегда рассматривалась по жанрам, а не в хронологической последовательности.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОТРОННЫХ АРХИВОВ И ДОКУМЕНТОВ
Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили.
Реферат работы Д.С. Лихачева, выполненный студентом
1-го курса очной формы обучения
Руководитель _______________________ (ученая степень, ученое звание) _______________________
|
Москва 2013
Введение
В своем труде «Развитие русской литературы. Эпохи и стили» Д.С. Лихачев дает некоторые обобщения для построения будущей теоретической истории русской литературы X-XVII веков. Он предполагает у читателя необходимый минимум знаний, сведений и начитанности в древнерусской литературе, так как в своей работе исследует характер процесса, его движущие силы и причины возникновения тех или иных явлений. Необходимость такого исследования автор видит в следующем. Семь веков древнерусской литературы долгое время представлялись в слабо расчлененном виде, потому сама древнерусская литература почти всегда рассматривалась по жанрам, а не в хронологической последовательности. Такой подход лишает понимания причинно-следственных связей в древнерусской литературе, и Д.С. Лихачев, рассматривающий русскую литературу как раз в хронологической последовательности, стремится исправить это введением в научный оборот хронологического подхода к древнерусской литературе.
Глава 1 – Сложение литературы
Исторические условия появления феодальной литературы на Руси
Начиная первую главу, Д.С. Лихачев с оглядкой на Б. Д. Грекова отмечает, что «Русь, как и некоторые другие народы Европы, миновала рабовладельческую формацию». Потому, по мнению автора, Русь и не знала античной стадии культуры.
Не вступая в уже довольно продолжительную дискуссию между сторонниками формационного и цивилизационного подхода к истории, стоит сказать несколько слов о применении формационного подхода по отношению к любой культуре. Нельзя оспорить то, что каждая культура имеет свое своеобразие и неповторимый облик. Это же касается и «трансплантированных» (по меткому выражению Лихачева, примененному дальше по тексту – этот вопрос еще будет рассмотрен) культур: к примеру, американская культура конца XIX века (изначально будучи трансплантированной с территории Англии, пусть и отличными по вере пуританами) имеет существенные отличия от культуры викторианской Англии. В связи с этим кажется недопустимым рассматривать культуру в связи с формационным подходом, что и было сделано Д.С. Лихачевым.
Продолжая
свою мысль, автор,
Именно оно, по мнению автора реферата (а не «необходимость культурной компенсации пропущенной формации») и являлось действительной причиной трансплантации византийской культуры на Русь.
Явления литературной трансплантации
Рассмотрев причину влияния на древнерусскую литературу, Лихачев переходит к определению самого феномена. Автор выделяет пять основных направлений культурных влияний на восточных славян: 1) византийское, 2) болгарское (+византийское через Болгарию), 3) влияние скандинавского севера 4) степных народов и 5) западных славян и германских народов. При этом он кратко останавливается на различиях византийского и скандинавского влияния.
Древнеславянская литература-посредница и славянская «рецензия» (редакция) византийской культуры
Наднациональные черты в древнеславянской литературе-посреднице
Два данных раздела являются развитием идеи литературной трансплантации и применением ее к конкретным историческим условиям (культурный обмен между Византией, Болгарией и Русью), поэтому автор реферата счел нужным объединить их в один. Здесь Лихачев останавливается на особом характере озвученного культурного обмена.
Для определения характера обмена автор использует термин «литература-посредница». Литература-посредница – это «национальная литература, которая передает другой национальной литературе в своих переводах и обработках памятники третьей национальной литературы». Д.С. Лихачев (в качестве демонстрации универсальности термина) предлагает распространить этот термин на те национальные литературы Средневековья, которые существовали на латинском, церковнославянском, санскрите, арабском и т.д. Причем в Средние века литература-посредница не просто пропускает через себя отдельные произведения других национальных литератур, а межнациональный фонд памятников, существующий и развивающийся на национальной территории стран как единое целое. Основу рассматриваемой автором литературы-посредницы составляла древнеболгарская литература. Это обусловлено высоким общественным развитием Болгарии в IX-X вв.
Говоря о составе этой литературы-посредницы, Д.С. Лихачев отмечает любопытную вещь: отбирая для перевода материал, древнерусские и болгарские книжники ориентировались не на современных им авторов, а на классику греческой церковной литературы, IV-VI вв.
Автор объясняет это следующим образом. Церковная жизнь не могла существовать без необходимой канонической литературы, основу которой составляют как раз ранние памятники. Потому книжники и обращались прежде всего к ним.
Положение наднациональной литературы-посредницы в отдельных славянских странах
В этом разделе автор
рассматривает положение
Д.С. Лихачев говорит о разделении культуры феодального1 общества на культуру верхов, которая обладает наднациональными чертами, и культуру народных масс. Ярким примером может послужить культура, связанная со средневековой латынью – языком учености того времени. Аналогичной ситуация была и в литературе, особенно если учесть неграмотность большей части населения Руси того времени.
Литература и фольклор в X-XIII вв.
В данном разделе Д.С. Лихачев рассматривает взаимоотношения литературы и фольклора в X-XIII века.
Предваряя заявленное рассмотрение,
автор сначала описывает
В рассматриваемый (X-XIII в.) же период положение было иным. Фольклор не был ограничен социально – к нему обращались все слои населения. Д.С. Лихачев приводит примеры исполнения устных музыкальных и словесных произведений на пирах у князей и вельмож. В то же время автор замечает, что фольклор ни в коем случае не был христианским: оно не могло обслуживаться традиционным фольклором. Да и зачем, если вместе с приходом на Русь христианства можно было наблюдать явление грандиозной литературной трансплантации? Затем от обслуживания фольклором медленно отходит история (требующая точных фактов, а не эпического обобщения событий), затем – область публицистики, науки и т.д.
Литература, однако, не насыщала всех потребностей в художественном слове, а только те из них, какие не мог (или уже не мог) насытить фольклор. Отсюда автор делает вывод о причине слабого развития лирики в древнерусской литературе – потребность в ней восполнялась фольклором.
Обобщая сказанное, Д.С. Лихачев вполне логично утверждает следующее: если в Новое время литература и фольклор – две более или менее независимые друг от друга области, от в Средние века они несамостоятельны, так как обслуживают одну среду.
Жанры и виды древнерусской литературы
Очевидно, что в системе любой литературы главенствующее место занимает система жанров. Д.С. Лихачевым уже была написана работа2, посвященная этой стороне истории русской литературы, потому в данном разделе он обращается лишь к той стороне жанровой системы, которая особенно важна для характеристики древнеславянских литератур в принципе. Первой он отмечает довольно интересную особенность жанровой системы древнерусской литературы: трансплантация (или появление) новых жанров зависела от их практического применения. Занимательного чтения, лишенного каких-либо заранее поставленных автором задач, было мало – большая часть литературы была рассчитана на официальные церемонии.
Появляющиеся жанры тут же включались в строгую иерархию жанров – ее наличие является еще одной особенностью, выделяемой автором. Жанры существовали в т.н. «ансамблях» - группах произведений, удивительным образом гармонирующих между собой. В этом контексте Д.С. Лихачев даже приводит сравнение В.О. Ключевского литературы (конкретно – житий) с архитектурой. Очень точно подходит под это сравнение другая особенность жанровой системы – произведение могло состоять из частей, относящихся к разным жанрам, тем самым создавая подобие архитектурной композиции.
Несмотря на явление
трансплантации, древнерусская литература
была способна культивировать
и культивировала появление
Соотношение литературы и изобразительных искусств
В этом разделе автор
затрагивает явление размытости
границ между искусствами в
В качестве примера исследователь приводит яркий пример: вырезанный на престоле Ивана Грозного текст «Сказания о князьях владимирских». Даже то, что Иван Грозный не имеет отношения к Древней Руси, не отменяет того факта, что искусство развивалось в рамках единого контекста христианства.
«Стиль эпохи». «Стиль монументального историзма»
В связи с размытостью
границ между искусствами в Средние
века Д.С. Лихачев вводит удобное
понятие «стиля эпохи», в качестве
примера приводя романский
Итак, стилем эпохи X-XIII века выступает «стиль монументального историзма». Как отмечает автор, все виды искусства в нем связаны общим чувством величия, простоты и «весомости» мира, конструктивной четкостью и «правдивостью» делений всей композиции, чувством значительности и значимости каждой детали, каждой части произведения.
Во всех областях господствуют приемы «сокращения» огромного окружающего человека мира в четкий и лаконичный геральдический знак божественной воли и вместе с тем монументализм, стремление воздействовать на человека размерами, торжественностью, парадностью изображаемого.
Д.С. Лихачев отмечает такую особенность этого стиля, как большая интегрирующая способность. Этому способствовал ансамблевый характер стиля и умение вбирать в себя прямо противоположные элементы по признаку сочетания контрастных явлений.
В заключение автор указывает на факт сложности задачи выявления и определения этого стиля эпохи, подчеркивая то, что лишь хотел указать на наличие такового. Впрочем, это оправдано тематикой и рамками его исследования.
Завершая первую главу, Д.С. Лихачев о том, что сложность структуры древнерусской литературы объясняется слабой отграниченностью литературы от других искусств. В этих условиях особенно важным становится единство стиля, которому в X-XIII века подчинены все виды искусства. Следующий за этим вопрос автора кажется логичным: каким же образом произошло усвоение этого стиля – «монументального историзма»?
Почти здесь же исследователь отвечает на свой вопрос предположением: возможно, монументальный стиль прижился в литературе, изобразительном искусстве и зодчетсве именно потому, что был близок эпическому народному стилю.
Глава 2. Предвозрождение в литературе.
Черты предвозрождения
Секуляризация духовной жизни России началась в XVII веке. Это означает, что Возрождение как явление, секуляризировавшее духовную культуру части Европы в XVI-XVII веках, не занимало того же положения на Руси. Возможно говорить лишь о его элементах, проявляющихся в являениях гуманистического характера в литературе.
Информация о работе Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили