Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:20, реферат
В своем труде «Развитие русской литературы. Эпохи и стили» Д.С. Лихачев дает некоторые обобщения для построения будущей теоретической истории русской литературы X-XVII веков. Он предполагает у читателя необходимый минимум знаний, сведений и начитанности в древнерусской литературе, так как в своей работе исследует характер процесса, его движущие силы и причины возникновения тех или иных явлений. Необходимость такого исследования автор видит в следующем. Семь веков древнерусской литературы долгое время представлялись в слабо расчлененном виде, потому сама древнерусская литература почти всегда рассматривалась по жанрам, а не в хронологической последовательности.
Как невозможно отожествлять (опять же, кроме Возрождения) стиль с эпохой, так и было бы ошибкой причислять все культурные явления XVII века к барокко, в чем и состоит точка зрения Д.С. Лихачева по данному вопросу.
Социально-идеологическая обусловленность барокко
Исследователь дополняет существовавшую до него точку зрения, заключающуюся в том, что барокко было реакцией католичества на Возрождение и последовавшую вскоре после его условного начала Реформацию. Как известно, странами «классического барокко» являются Испания и Италия, барокко покровительствовали видные представители католической церкви. Однако Д.С. Лихачев утверждает, что полностью отожествлять барокко с католичеством нельзя – некоторые культурные памятники, относящиеся к стилю барокко, существуют и в протестантских странах. Итак, связь барокко с контрреформацией существует только на его начальной стадии.
Здесь же автор отрицает точку зрения, гласящую, что барокко является высшим этапом Ренессанса. Его аргументы очень логичны: на смену гуманизму и стремлению к индивидуальности (Возрождение) приходит выдвижение на первой план массы, толпы, появляется культ жестокости и силы. Следовательно, барокко не может являться высшим этапом развития Ренессанса.
Историческая роль русского барокко
Начиная рассказ о роли барокко в истории русской культуры, Д.С. Лихачев указывает на сходный с европейской ситуацией факт: нельзя отожествлять стиль русского барокко с целой эпохой. В это же время вместе с барокко существовали и другие явления. Однако именно на барокко автор заостряет свое внимание потому, что оно послужило «мостом» между русской средневековой культурой и культурой Нового времени.
Русское барокко, в отличие от западного, не следовало за Ренессансом, а возникало из средневековой культуры и украино-польских влияний. И в отсутствие Ренессанса взяло на себя многие из его функций – секуляризацию культуры, рост личностного начала в литературе и пр.
Главная мысль Д.С. Лихачева – русское барокко, как уже было сказано выше, соединило средневековую русскую культуру и культуру Нового времени, подготовило почву для петровских преобразований. Отсюда же следует вывод о том, что древняя и новая русская литературы существовали без временного и культурного разрыва, это была единая литература, и петровские реформы несущественно изменили существовавшие в ней идеи.
Заключение
Приведем главные выводы автора:
В заключение от себя автор реферата хотел бы отметить следующее. В ходе своего исследования Д.С. Лихачев серьезно и обстоятельно подходит к проблеме, приводит примеры и противоположные мнения, опровергая их или не вступая в спор там, где тема отличается от темы исследования. Его хронологическое деление истории русской литературы на «первый монументализм», Предвозрождение, «второй монументализм» и век перехода замечательно и универсально, а степень доказанности положений автора вызывает уважение.
Можно и нужно сказать
о том, что Д.С. Лихачев правился
с заявленной им задачей – создании
некоторых обобщений для
Но работа не лишена (если
автору реферата вообще позволительно
критиковать академика) недостатков.
Первый и главный из них заключается
в существовании труда в
Второй недостаток субъективен и кроется в авторском способе представления информации. Д.С. Лихачев часто уходит от темы, заостряя внимание читателя на фактах, того не требующих, и возвращается к основной мысли зачастую спустя долгое время. Это затрудняет возможность эффективного восприятия и понимания читателем той информации, которую автор хочет до него донести. Но вместе с тем основные акценты автора определяются сравнительно легко.
1 По отношению к Руси X-XII веков термин «феодальное общество» не совсем верен. Наиболее точным автору реферата кажется определение Руси той эпохи как «дружинного государства» (И.Г.Данилевский), однако нельзя упрекать великого советского литературоведа в четком следовании формационному пониманию истории – иначе идею его работы, изданной в 1973 году (напрямую к формационному подходу не относящуюся) попросту не восприняли бы.
2 Д.С. Лихачев. Система литературных жанров древней Руси – «Славянские литературы. V Международный съезд славистов. Доклады советской делегации», М., 1963
Информация о работе Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили