Романтический стиль в повести Куприна "Суламифь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является отметить элементы романтического метода в решении темы любви в повести А.И.Куприна «Суламифь». Задачами работы являются с следующие:
1. Рассмотреть эволюцию темы любви в творчестве Куприна и способы ее художественного решения.
2. Отметить место повести «Суламифь» в творчестве писателя.
3. Проанализировать элементы романтического стиля в решении темы любви в повести «Суламифь».

Содержание работы

Введение.
1.Характерные особенности творчества А.И. Куприна.
1.1.Тема любви в творчестве А.И.Куприна и способы ее художественного решения.
1.2.История создания повести «Суламифь» и ее место в творчестве А.И. Куприна.
2. Элементы романтического стиля в повести А.И. Куприна «Суламифь».
Заключение.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Е.М. Болдырева.docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

 им. К.Д. Ушинского»

 

Кафедра русского языка

Специальность (направление) 050300.62 «Филологическое образование» (сокр. срок)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

На тему: «Романтический стиль в повести Куприна картина Суламифь»

 

по дисциплине: типология русского реализма

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Работа выполнена студентом:

заочной формы обучения факультета русской филологии и культуры

направления «Филологическое образование» (сокр. срок)

 гр. 734

Коломенкиной Анны Андреевны

Проверил: Е.М. Болдырева

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль

2014г.

 

План:

Введение.

1.Характерные  особенности творчества А.И. Куприна.

1.1.Тема  любви в творчестве А.И.Куприна  и способы ее художественного  решения.

1.2.История  создания повести «Суламифь»  и ее место в творчестве  А.И. Куприна.

    1. Элементы романтического стиля в повести А.И. Куприна «Суламифь».

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

А. И. Куприн — классик русской литературы, его творчество изучалось и изучается литературоведами, как отечественными, так и зарубежными славистами; его произведения уже давно прочно занимают место в школьной программе: на его произведениях учатся, взрослеют, постигают тайны жизни. Характерно, что среди произведений, на которых педагоги предлагают юношеству учится мастерству слога и глубине и выверенности мысли, - это повесть «Гранатовый браслет» - знаменитая история о любви-трагедии, повесть, которой тесно примыкает и «Суламифь», предмет анализа в настоящей работе. Куприн тот писатель, кто как никто другой мог дать представление о великой силе любви.

Тема любви широко представлена в русской литературе, как классической литературе XIX века, так и в «неореализме» и модернизме литературы порубежья (конца XIX-XX веков). Тема любви во всей широте ее философского, нравственно-эстетического решения принимала у каждого автора свое звучание, преломляясь сквозь призму его художественны и идейных установок. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Тургенев, Фет, Тютчев, Некрасов и другие -каждый из них дал свою интерпретацию темы посредством разветвленной мотивной структуры, которая включала в себя мотивы ревности, страсти, страдания, рока, испытания и т.д.. В задачи данной работы не входит обзор всего разнообразия интерпретации темы в отечественной литературе нового времени, но стоит отметить, что уже в XIX веке она предстала в широчайшем диапазоне — от христианского философского образа Любви — мудрости (Софии — Премудрости Божией)  у Достоевского до плотского страстного влечения  - отчасти в романах Л.Толстого.

Литература рубежа XIX-XX веков несет на себя опечаток ситуации конца века. И быстрее всего и ярче всего культурно-социальный слом рубежа веков находит отражение посредством художественной рефлексии. Граница эпох всегда делает актуальными наиболее значимые для человека проблемы (проблемы экзистенции -существования), такие как человек, - бытие -жизнь -смерть-бессмертие. В их ряду одно из первых мест занимает проблема любви — ее сущности, смысла, роли в жизни человека. Поэтому закономерно, что в период порубежья практически ни один из литераторов (а также художников, музыкантов, философов), определяющих художественный контекст эпохи, не прошел мимо этой темы, а в творчестве многих из них тема любви занимает первое или одно из первых мест в их художественном мире. Это, например, писатели, Бунин,  Маяковский, Андреев, Ремизов и др., а также философы — Бердяев, Розанов и др..

Куприн — тот писатель, который обращался к тебе и образу любви на протяжении всего своего творчества. Хотя место этой темы в творчестве писателя было определено литературоведами не сразу. На это повлияла идеология диктата единственного художественного направления  - социалистического реализма, которая начала формироваться сразу после революционных событий  1917 года и приобрела законченный вид в период правления Сталина, начиная с 30-х годов. В литературе соцреализма, которая стремиться утвердить в сознании художника ценность общего и нивелирование частного, МЫ вместо Я (ср. антиутопию Замятина), не было места для изображения такого личного, субъективного чувства, как любовь.

В эту парадигму вписывался Куприн как «бытописатель», каким он долгое время и оставался даже для своих современников. Например, во вступительной статье к одному из первых в советский период переизданий собрания сочинений Куприна К. Г. Паустовский утверждал главной ценностью его произведений - «поток жизни», «множество точных и метких черт «быстротекущей жизни», схваченных острым глазом писателя и целиком перенесённых им из жизни на страницы книг», а о «малых» жанрах прозы заметил: «Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал талантом»[1]. В этом ключе изучалось его творчество советским литературоведением. Тема любви в творчестве Куприна или умалчивалась, или оценивалась скорее как малохудожественная, случайная. В своих произведениях о любви Куприн в интерпретации советских исследователей выступал как  «певец плотских побуждений», что говорит о том, насколько непонятой осталась глубокая философская концепция любви в творчестве писателя. Сегодня то время, когда творчество писателя должно быть рассмотрено не под одним ракурсом, но всеобъемлюще, в рамках авторской художественной концепции, а не навязанной  теоретиками соцреализма. Этим объясняется актуальность данной работы.

Подлинными ценителями  творчества Куприна стали представители русского Зарубежья. Например, М. Алданов в повести «Однорукий комендант» выделял яркое психологическое мастерство писателя. П. Пильский назвал ошибкой «общую уверенность, что Куприн уже определён, оценён, исчерпан», он называл творческий потенциал Куприна огромным, говорил, что «фигура Куприна должна невольно влечь к себе внимание, возбуждать большой интерес». А его истоки объяснил достижениями во многих направлениях: «Для Куприна важен только человек. Можно сказать ещё удачнее: «натура»...»; присущие художнику «скромность» и вместе с тем «таящаяся, внутренняя мощь, душевная укреплённость и стойкость»; «вечное очарование Куприна», проявившееся в «крылатости» и «лёгкости», коими обладали как сам писатель, так и многие его герои. Отметил Пильский и повествовательное мастерство Куприна, его «словесное богатство, меткость и четкость <...> речи»: «Часто у него вырываются слова, будто кто-то бросил старый червонец на стол, - так чист этот золотой звон»[1].

Как «писателя бодрого и бодрящего», «не знающего уныния и умеющего разгонять его в читателе самыми простыми средствами», воспринял Куприна А. Амфитеатров, почувствовавший в его творчестве притяжение к феномену Л. Толстого: «Из всех современных русских писателей Куприн наиболее родня Толстому-художнику...» .

В. Ходасевич, основываясь на достижениях Куприна в области крупных форм прозы эмигрантского периода, установил новаторство художника, который «как будто теряет власть над литературными законами - на самом деле позволяет себе большую смелость пренебречь ими. Из этого смелого предприятия выходит победителем».

Характерно, что уже перечисленные авторы отмечали такую особенность таланта Куприна, как отсутствие уныния, оптимизм, вера. И эти качества присутствую во многих произведениях Куприна, в том числе и пронизанных трагедией, болью, смертью. То же мы можем сказать и о повести «Суламифь», в которой, несмотря на трагический финал и наличие отталкивающих сцен мистерий, нет безысходной печали. т. к. любовь Суламифи и Соломона не пресеклась со смертью возлюбленной царя, но победила смерть. И это  -одно из важнейших жизненных и художественных «кредо» автора. Поэтому  данная повесть важна для понимания художественного виденияй Куприна.

Произведения Куприна, особенного в  период его зрелого творчества, - это примеры оригинального глубокого философского, а значит и целостного, осмысления явлений жизни, в котором бытописание становилось только одной из граней художественной концепции действительности. А.В. Карпенко отмечал, что «Нравственно-эстетические обобщения, к которым пришёл Куприн, обрели немалую ценность потому, что они были сделаны в результате осмысления внутреннего смысла «пёстрого», быстротекущего человеческого существования»[1]. В этом нас убеждают декларируемые писателем принципы отбора жизненного материала: «Я толкался всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет... . Среди грузчиков в одесском порту, воров, фокусников и уличных музыкантов встречались люди с самыми неожиданными биографиями - фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой»[1]. Но каждый человеческий тип, который встречал писатель уже в начале творческого пути, во время скитаний по дорогам России, был дорог ему как образец «простоты, ясности, мужественной красоты».

Свою писательскую позицию в 1905 году Куприн определил так: «Писатель должен изучать жизнь, не отворачиваясь ни от чего... скверно ли пахнет, грязно ли - иди, наблюдай. Не пристанет, а живых документов не огребёшь лопатой». «живые документы» всегда были важны для Куприна, за что его творчество и ценилось представителями реалистического направления, но, по словам Карпенко, подлинное назначение художественного творчества Куприн всегда видел в раскрытии человеческой способности к «неразрывной, настоящей близости к земле, к реке, к яблокам, к хлебам, к тихим весенним зорям», т.е. в раскрытии «всемогущей силы красоты»[1]. 

Сегодня признано, что А.И.Куприн занимает одно из первых мест в плеяде великих русских писателей XX  века. И несмотря на постоянно удлиняющийся отрезок времени, отделяющий современного читателя (в том числе и профессионального) от эпохи Куприна, его творчество не теряет своей актуальности. Скорее напротив: со временем Куприн открывается исследователям литературы и просто читателям со всем новых сторон, во всем многообразии его творческого дарования: помимо острого разоблачителя социальных  трагедий, художника живых типов российской действительности. Куприн предстает и как художник -философ в своем творчестве периода эмиграции, и как певец любви, которая «превыше смерти».

В пестром противоречивом течении повседневной жизни Куприн пытался предугадать грядущее преобразование мира, которое могло быть возможным только через возрождение и развитие духовной культуры человечества. Любовь как воплощение духовной и физической красоты — основа грядущей гармонии, которая должна воцариться в мире. Свою эстетическую концепцию Куприн   основывал на нравствено-эстетических идеалах, выработанных русской классической литературой: «Трёх русских классиков, обладавших единственно признаваемой писателем «властью творческого гения»..., почитал он своими кумирами. И значение каждого связывал с ярким выражением нравственно-эстетических идеалов. А. С. Пушкина воспринимал как «борца мысли», «пророка, обещающего нам близость тех времён, "Когда народы, распри позабыв, / В великую семью соединятся"».... В феномене Л. Н. Толстого выделял открытие «земли, неба, людей», «соединяющий миллионы душ» завет: «Смотрите, как лучезарно прекрасен, как велик человек!» ... . От А. П. Чехова воспринял веру «в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество»...»[1].

Повесть «Суламифь» - воплощение отчасти утопической, отчасти романтизированной, отчасти нравственно-эстетической идеалистической концепции Куприна.

Объект анализа в работе -повесть А.И.Куприна «Суламифь», предмет анализа — элементы романтического метода в повести.

Целью работы является отметить элементы романтического метода в решении темы любви в повести А.И.Куприна «Суламифь». Задачами работы являются с следующие:

    1. Рассмотреть эволюцию темы любви в творчестве Куприна и способы ее художественного решения.
    2. Отметить место повести «Суламифь» в творчестве писателя.
    3. Проанализировать элементы романтического стиля в решении  темы любви в повести «Суламифь».

 

    1. Характерные особенности творчества А.И. Куприна.

1.1.Тема любви в творчестве  А.И.Куприна и способы ее художественного  решения.

Литературная биография Александра Ивановича Куприна фактически началась в 1889 году, «когда стараниями старого поэта Л.И. Пальмина в «Русском сатирическом листке» был опубликован рассказ юного автора «Последний дебют». Однако публикация эта осталась лишь трогательным биографическим фактом, отраженным позднее в рассказе «Первенец» и повести «Юнкера». Писателем-профессионалом Куприн стал со времени, когда оставил военную службу (1894) и, скитаясь по Руси — от Москвы до Донбасса и от Волыни до Рязани, — так же размашисто менял на ходу род своих занятий, жадно впитывая разнообразные житейские впечатления»[1]. Раннее творчество Куприна чрезвычайно интенсивно и разнообразно по тематике и жанрово: «За десять лет бурной, эксцентричной, нередко полуголодной, но веселой молодости Куприн написал более ста произведений. То были фельетоны, статьи, очерки, рассказы, стихи, повесть»[1] . Уже в раннем творчестве Куприн заявил себя как верных живописец «российских типов», его прозу отличали «сочна бытопись» и гуманизм — все представленные им характеры прописаны автором с глубоким сочувствием.

Тема любви вошла в творчество Куприна также рано. Один из первых успехов его в этом направлении — повесть «Олеся» (1898 г.), в которой «автор сосредоточил свое внимание на «чистом золоте» человеческого естества»[1]. И это произведение, что стало очевидным для исследователей творчества Куприна, не случайность, но закономерное направление в развитии его творчества: «На протяжении всего своего творчества Куприн-художник тяготел к раскрытию ценности естественных чувств человека, не искаженных современным обществом, и любви как вечного светлого начала, которое способно возвысить душу любящего»[1]. И характерно, что тема любви уже в повести «Олеся» раскрывается Куприным с позиций романтического метода: герой попадает из мира цивилизации в мир природы, где царят «простые нравы...первобытные натуры», где много странных обычаев и «поэтических легенд». Образ главной героини Олеси поэтизирован в рамках романтического метода: «прошлое и будущее героини покрыто тенью неизвестности, а в настоящем она живет странной внеобщественной жизнью лесной дикарки. Чувство любви зарождается в лирических весенних пейзажах, с которыми связана неопределенная «сладкая и нежная» грусть в душе героя, а затем развивается неспешно, проходя поочередно все назначенные природой этапы»[1]. «Олеся» - это «волшебная чарующая сказка», романтическая мечта, воплощенная жизнелюбие автора, которую он противопоставляет миру социальной действительности.

Информация о работе Романтический стиль в повести Куприна "Суламифь"