Оглавление
Язык и речь. Единицы языка и
речи.
УРОВЕНЬ ЯЗЫКА |
ЕДИНИЦА ЯЗЫКА |
ЕДИНИЦА РЕЧИ |
УРОВЕНЬ ТЕКСТА |
|
СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СТРУКТУРНАЯ
СХЕМА |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ/ВЫСКАЗЫВАНИЕ |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
ЛЕКСЕМА/СЛОВО |
ЛЕКС/СЛОВО |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
МОРФЕМА |
МОРФ |
ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
ФОНЕМА |
ФОН/ЗВУК |
ЯЗЫК - это:
1. Система фонетических, лексических
и грамматических средств, являющаяся
орудием выражения мыслей, чувств,
волеизъявлений и служащая
важнейшим средством общения людей. Будучи
неразрывно связан в своем
возникновении и развитии с данным человеческим
коллективом, язык представляет собой
явление социальное. Язык образует органическое
единство с
мышлением, так как одно без другого не
существует.
2. Разновидность речи, характеризующаяся
теми или иными стилистическими
признаками (книжный язык, разговорный
язык, поэтический язык, газетный
язык). Язык и речь тесно между
собою связаны и друг друга взаимно
предполагают: язык необходим, чтобы
речь была понята и производила свое
действие; речь же в свою очередь необходима
для того, чтобы установился
язык; исторически факт речи всегда предшествует
языку".
Как свидетельствует история языкознания,
понятия язык и речь часто не различались:
либо язык сводился к речевой деятельности
индивидуума, либо речь и ее влияние на
язык полностью игнорировалась. Между
тем язык и речь, образуя единый феномен
человеческого языка, не тождественны
друг другу.0 необходимости разграничивать
эти понятия говорил еще В. Гумбольдт («Язык
как совокупность его продуктов отличается
от отдельных актов речевой деятельности»1).
Однако теоретическое обоснование этого
положения дали Ф. де Соссюр и Л.В. Щерба.
Швейцарский ученый, в частности, предложил
различать язык (langue) и речь (parole). Хотя
в своем существовании они взаимосвязаны
(«Язык необходим, чтобы речь была понятна,
речь необходима, чтобы установился язык»2),
однако все же не сводимы друг к другу
и не могут рассматриваться в одной плоскости.
«Это две вещи совершенно различные»,
- говорит Ф. де Соссюр. Язык противостоит
речи как явление социальное явлению индивидуальному(«Речь
- это индивидуальный акт воли и понимания»).
Поэтому он призывал разграничивать лингвистику
языка (объектом которой является собственно
язык) и лингвистику речи (изучающую особенности
индивидуальной речи). Творческое развитие
основных положений теории Ф. де Соссюра
содержится в статье Л.В. Щербы «О трояком
аспекте языковых явлений и об эксперименте
в языкознании». Щерба предложил различать
не два, а три аспекта языка: речевую деятельность
(т.е. процесс говорения и понимания), языковую
систему (т.е. грамматику языка и его словарь)
и языковой материал (т.е. совокупность
всего говоримого и понимаемого в акте
общения, или, говоря языком современной
лингвистики, -тексты).
Несмотря на то, что язык и речь образуют
единый феномен человеческого языка, каждый
из них имеет свои характеристики:
1) язык - это средство общения, речь - это
производимый этим средством вид общения,
т.е. речь - это воплощение и реализация
языка, который через речь выполняет свою
коммуникативную функцию;
2) язык абстрактен, формален, тогда как
речь материальна, в ней конкретизируется
все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых
звуков, воспринимаемых слухом;
3) язык стабилен, пассивен и статичен,
речь же активна и динамична, для нее характерна
высокая вариативность;
4) язык является достоянием общества,
в нем отражается «картина мира» говорящего
на нем народа, тогда как речь индивидуальна,
она отражает лишь опыт индивидуума;
5) язык и речь имеют разную организацию:
для языка характерна уровневая организация,
для речи - линейная, речь представляет
собой последовательность слов, связанных
в потоке, язык же вносит в эту последовательность
иерархические отношения;
6) язык независим от ситуации и обстановки
общения, речь же контекстно и ситуативно
обусловлена, в речи (особенно поэтической)
единицы языка могут приобретать ситуативные
значения, которых в языке у них нет (ср.
есенинские стихи: «Отговорила роща золотая
березовым веселым языком»).
Понятия язык и речь соотносятся, таким
образом, как общее и частное: общее (язык)
выражается в частном (речи), частное же
(речь) есть форма воплощения и реализации
общего (языка). Если язык - это средство
общения «в покое», то речь - это то же средство
общения, но «в действии».
Грамматический строй языка имеет и свои
грамматические единицы, т.е. грамматически
оформленные языковые образования - морфему,
слово, словоформу, словосочетание и предложение,-
каждое из которых характеризуется своими
отличительными признаками.
Морфема - это минимальная значимая часть
слова или словоформы. Морфемы являются
строительным материалом слова. Есть языки
(например, китайский или вьетнамский),
в которых морфема совпадает со слогом
и непосредственно доступна наблюдению,
но обычно морфемы выделяются путем специального
морфемного анализа. Слово является одной из основных грамматических
единиц. Оно представляет собой единство
формы (звуковая оболочка) и содержания
(лексическое и грамматическое значение). Словосочетание - это синтаксическая
конструкция, которая состоит из двух
или более знаменательных слов, связанных
между собой подчинительной связью - согласованием,
управлением, примыканием или в некоторых
языках – соположением. Предложение -
это синтаксическая конструкция, представляющая
грамматически организованное соединение
слов (или слово), обладающее известной
смысловой и интонационной законченностью.
Будучи единицей общения, предложение
служит для формирования и выражения мысли,
в чем проявляется единство языка и мышления.
В отличие от словосочетания - единицы
называющей, предложение является коммуникативной
единицей языка.
Язык и мышление
Проблема язык и мышление - одна из самых
сложных и дискуссионных в теории языкознания.
В разные периоды истории науки о языке
она решалась по-разному: представители
логического направления, например, отождествляли
эти понятия (логическим категориям как
вневременным и всеобщим должны соответствовать,
по их мнению, и универсальные языковые
категории); сторонники психологического
направления пытались решить этот вопрос
в иерархической плоскости, обосновывая
примат то мышления по отношению к языку,
то языка по отношению к мышлению; представители
американского структурализма полагали,
что структура языка определяет структуру
мышления и способ познания внешнего мира.
Несмотря на разное решение этой проблемы,
все исследователи сходились в том, что
связь между языком и мышлением существует,
расхождения начинались тогда, когда вставал
вопрос о природе и качестве этой связи.
Одни ученые полагают, что механизм мышления
не связан с вербальным кодом и осуществляется
независимо от языка на универсальном
предметном коде (коде смысла), другие
считают, что механизм мышления тесно
связан с языком, и без языка не может быть
мышления, наконец, третьи полагают, что
мышление может быть как вербальным, так
и невербальным (чувственно-образным).
Подлинно научное решение вопроса о соотношении
языка и мышления дает материалистическая
теория отражения, рассматривающая язык
и мышление в диалектическом единстве.
«Мышление - это высшая форма активного
отражения объективной реальности, состоящая
в целенаправленном, опосредствованном
и обобщенном познании существенных связей
и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется
в различных формах и структурах (понятиях,
категориях, теориях), в которых закреплен
и обобщен познавательный и социально-исторический
опыт человечества».1
Орудием мышления является язык, а также
другие знаковые системы (абстрактные,
как например, математические или химические,
где используется язык формул, или конкретно-образные
в искусстве). Язык как знаковая система
является материальной опорой мышления,
он материализует мысли и обеспечивает
обмен информацией. Если мышление отражает
действительность, то язык ее выражает.
Мышление идеально, а язык - материален
(все его единицы облечены в звуки). Мысль
же не имеет свойств материи (массы, протяженности,
плотности и т.д.). Связь языка с мышлением
позволяет осуществлять ему коммуникативную
и когнитивную функции: язык не только
передает суждения или сообщения о предметах
и явлениях внешнего мира, но и определенным
образом организует наши знания об этом
мире, расчленяя и закрепляя их в сознании.
Таким образом, язык, с одной стороны, является
средством выражения мысли, а с другой
- орудием ее формирования.
Последние работы в области психологии
и психолингвистики доказали, однако,
что мышление может осуществляться не
только с помощью языка, но и без слов,
с помощью лишь наглядно-чувственных образов
(ср. наглядно-образное мышление композитора,
скульптора, художника или мышление животных,
позволяющее им правильно ориентироваться
в пространстве). Но наличие этих несловесных
форм мышления не опровергает, как представляется,
языковую концепцию мышления, так как
предметно-чувственные образы мышления
выполняют по сути ту же функцию, что и
язык.
В ходе исторического развития языка
и мышления характер их взаимодействия
не оставался неизменным: развитие письменности,
например, усиливало воздействие языка
на мышление, увеличивались и сами возможности
языка как средства оформления мысли.
Однако и развитие мышления оказывало
воздействие на язык, расширяя значения
слов, способствуя увеличению лексического
и фрат зеологического состава языка.
Мышление тесно связано с познанием.
Согласно теории отражения, первой ступенью
познания является чувственное восприятие
действительности. Внешний мир, воздействуя
на органы чувств, вызывает в человеке
определенные ощущения. Эти ощущения от
предметов и явлений внешнего мира и являются
материалом для мышления: у человека возникает
представление о предмете и на его основе
образуется понятие. На второй ступени
познания в процессе отвлечения от чувственного
восприятия конкретного предмета, когда
во внимание принимаются наиболее существенные
и общие его свойства, понятие облекается
в форму, а именно в слово, поэтому «всякое
слово уже обобщает».1 А поскольку на разных
этапах развития человечества уровень
его знаний о мире был разным, то даже в
развитых языках можно найти немало слов,
которые иллюстрируют «примитивное» мышление
народа (ср., например, этнокультурную
мотивировку названий человека в индоевропейских
языках названием земли: большинство их
соотнесено с и-е корнем *ghem-/*ghom-, ср. лат.
homo 'человек', которое восходит к *ghem >
humus 'земля'), т.е. является выражением древних
мифологических представлений «земля
(люди) - небо (боги)»; или же выражение «Солнце
село», отражающее первоначальное представление
о том, что солнце вращается вокруг земли).
Теория отражения согласуется с учением
И.П. Павлова о двух сигнальных системах.
В соответствии с этой теорией, человек
в своем познании мира использует две
сигнальные системы. Первая сигнальная
система дает сознанию только ощущения,
она включается на первой ступени познания,
когда предметы и явления внешнего мира
оказывают воздействие на наши органы
чувств, вызывая у нас определенные ощущения
(зрительные, слуховые, вкусовые и др.),
этой сигнальной системой обладают и животные,
вторая сигнальная система включается
на второй ступени познания, она и становится
базой формирования понятий, суждений,
умозаключений, когда восприятие внешнего
мира происходит через воздействие слов,
т.е. «на основе впечатлений от действительности,
на основе этих первых сигналов ее,- писал
И. П.Павлов,- у человека развились вторые
сигналы в виде слов». Таким образом, именно
вторая сигнальная система лежит в основе
языкового общения. Вторая сигнальная
система развилась в процессе труда человека,
поэтому ею обладает только человек как
существо разумное, нуждающееся в средстве
общения, т.е. в языке. Именно вторая сигнальная
система обеспечивает переход от живого
созерцания к абстрактному мышлению и
от него к практике, т.е. к формированию
понятий, суждений, умозаключений, получающих
свое выражение в слове. Слово позволяет
обозначить не один только данный конкретный
предмет, а целый ряд однородных предметов,
т.е. оно объединяет предметы на основе
общего признака или функции в классы,
разряды, группы, что способствует формированию
у человека понятий о вещах и явлениях
внешнего мира.
25. Развитие общества и развитие
языка
Как явление социальное язык является
достоянием всех людей, принадлежащих
к одному коллективу. Язык создается и
развивается обществом. На эту связь языка
и общества обратил внимание Ф. Энгельс,
писавший в «Диалектике природы»: «Формировавшиеся
люди пришли к тому, что у них появилась
потребность что-то сказать друг другу».
Вопрос о связи языка и общества имеет
разные решения. Согласно одной точке
зрения, связь языка и общества отсутствует,
т.к. язык развивается и функционирует
по своим законам (польский ученый Е. Курилович),
согласно другой - эта связь является односторонней,
т.к. развитие и существование языка полностью
определяется уровнем развития общества
(французский ученый Ж. Марузо) или наоборот
- язык сам обусловливает специфику духовной
культуры общества (американские ученые
Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распространение
получила точка зрения, согласно ко¬торой
связь языка и общества является двусторонней.
0 влиянии языка на развитие общественных
отношений свидетельствует прежде всего
тот факт, что язык - один из консолидирующих
факторов образования нации. Он является,
с одной стороны, предпосылкой и условием
ее возникновения, а с другой - результатом
этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует
и роль языка в воспитательной и образовательной
деятельности общества, т.к. язык является
орудием и средством передачи от поколения
к поколению знаний, культурно-исторических
и иных традиций. Влияние общества на язык
является опосредованным (например, в
и-е языке имелось прилагательное *patrio-s
(лат. patrius) 'отцов¬ский', но не было прилагательного
со значением 'материнский', т.к. в древнем
патриархальном обществе владеть чем-либо
мог только отец). Одной из форм такого
влияния является социальная дифференциация
языка, обусловленная социальной неоднородностью
общества. Яркой иллюстрацией такой социальной
дифференциации языка являются изменения,
которые произошли в русском языке после
Октябрьской революции, когда в язык хлынуло
огромное количество новых, социально
окрашенных слов, произошло изменение
традиций усвоения литературного языка,
в частности, норм произношения. Известный
русский ученый Л.П. Якубинский писал после
Октябрьской революции в своих «Очерках
по языку»:
«Пролетариат как класс противопоставляет
себя буржуазии... в способе использования
общенационального языкового материала,
в обращении с этим материалом, в способе
отбора из него нужных для конкретной
цели фактов». Другой пример, из современной
действительности: изменение политической
обстановки в стране вызвало к жизни такое
слово, как перестройка, имевшее ранее
совершенно иное значение. Влияние общества
на язык проявляется и в дифференциации
многих языков на территориальные и социальные
диалекты (язык деревни противопоставляется
языку города, языку рабочих, а также литературному
языку). В языкознании различают следующие
основные социальные формы существования
языка: идиолект - совокупность особенностей,
характеризующих язык отдельного индивидуума;
говор - совокупность идиолектов, однородных
в языковом от-ношении, характерных для
небольшой территориально ограниченной
группы людей; диалект - совокупность говоров,
объединенных значительным внутриструктурным
языковым единством (признак территориальной
непрерывности не является обязательным);
язык (народности или нации) - совокупность
диалектов, языковые различия между которыми
могут определяться как собственно лингвистическими,
так и социальными факторами; литературный
язык - высшая (наддиалектная) форма существования
языка, характеризующаяся нормированностью,
а также наличием широкого диапазона функциональных
стилей.