Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:30, шпаргалка

Описание работы

1. Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века
2. Понятие историко-литературного процесса. Периодизация русской литературы первой половины XIX века.
3. Литературное развитие начала XIX века: его факторы, основные художественные тенденции
4. Развитие русского романтизма. Сущность романтического метода в искусстве
....
42. Герцен «Кто виноват?»

Файлы: 1 файл

Экзамен по истории литературы.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Вскоре «козаки» напали на город Дубно, которым правили  польские феодалы, в котором, по слухам, «было много казны, богатых обывателей». Первый бой «козаки» выиграли, но в  город войти не смогли и готовились ко второму бою. Остапа избрали атаманом Уманского куреня. Казалось, что ему «был на роду написан битвенный путь». В бою он проявил мужество, храбрость, действовал смело и хладнокровно, был хорошим стратегом. Андрий дрался «с запальчивым увлечением», отваживался на такие действия, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный Остап. Отец гордился своими юными  войнами. Неожиданно Андрий предал отца, брата и всех «козаков». Из-за любви он перешёл на сторону противника.

Во втором бою Тарас, увидев, как его сын выезжает из ворот города вместе с польскими витязями, застрелил предателя. В этом бою «козаки» понесли много потерь. Остапа захватили в плен, и под пытками он умер. Тарас пытался пробиться к сыну, но не смог. Потеряв обоих сыновей, Тарас Бульба не сник, а продолжал сражаться за национальное освобождение Украины. Попав в плен к польским витязям, задыхаясь на костре, Тарас Бульба с гневом и презрением к врагам произнёс: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Когда смерть уже подступала к его глазам, Тарас всё равно был душой и сердцем со своими «козаками». Тарас  Бульба  -  сильный, мужественный и отважный «козак», отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Он не пожалел родного сына, собственноручно убив его за предательство.

Погиб Тарас  Бульба с верой в торжество  свободы, «товарищества» и национальной независимости Украины. Его вера и вся героическая жизнь есть ни что иное, как яркое выражение веры и борьбы всего украинского народа за своё освобождение. Тарас Бульба - это собирательный, художественный образ, тип «козацкого» героя.  Литературный критик В. Г. Белинский писал в своей статье о повести Гоголя «Тарас Бульба»: «Но зачем же забывают, что тот же Гоголь написал «Тараса Бульбу», поэтому, герой и второстепенные действующие лица которой  - характеры высоко трагические? В ней является та особенность, которая принадлежит только таланту Гоголя. В драмах Шекспира встречаются с великими личностями и пошлые, но комизм у него всегда на стороне только последних...

У Гоголя Тарас  Бульба тоже исполнен комизма, как и  трагического величия; оба эти противоположные  элементы слились в нём неразрывно и целостно, в единую, замкнутую в себе личность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеётесь над ним.»  Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на его путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.  

 

34. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Старосветские помещики»

Работая над  “Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области “скучного”. Она широка, эта область — от внешне идиллических форм бытия в пределах запущенного поместья Товстогубов до анекдотической ссоры и тяжбы двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна, рассказ о которых заканчивается знаменитыми словами: “Скучно на этом свете, господа!”

Открывается повесть  нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. И  чем больше “восторгается” писатель своим героем, тем большая никчемность  этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь “богомольного человека Ивана Ивановича”, который в церковь ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает “очень логично”:

— Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью...

Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет  гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря  своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека.

Таким же “хорошим”  является его сосед Иван Никифорович. Он не столько высок, сколько “распространяется  в толщину”. Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой  допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, “эстет”, только говорит в ответ: “Довольно, довольно, Иван Ни-кифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова”. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”.

Беспечная и  праздная жизнь сделала из этих помещиков  бездельников, занятых только тем, как  развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании  личности речь не идет. Эти герои  даже слов таких не знают. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и их исполнители.

С непревзойденным  мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из закадычных приятелей  Иван Иванович и Иван Никифорович  делаются заклятыми врагами. Между  ними разворачиваются “военные действия”, закончившиеся порчей гусиного хлева Ивана Никифоровича, с “рыцарским бесстрашием” совершенного Иваном Ивановичем.

С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь Миргород, в котором имели место данные события. Какой духовности и высоты помыслов можно ждать от жителей  города, главной примечательностью которого являлась “удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Дома и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее...”

Герои повести с возникновением ссоры оживились, воспряли духом.

У них появилась  цель в жизни. Каждый хочет выиграть тяжбу в суде. Они ездят в  город, подают бумаги во все инстанции, тратят свои доходы на подношения чиновникам всех рангов, но никаких видимых  результатов не достигают. Они стоят на одной ступени общественной лестницы. Поэтому “их дело” вряд ли завершится в обозримом будущем. Оно кончится только по смерти одного из судящихся. Но ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович этого не понимают. Иллюзию жизни они принимают за саму жизнь, потонув в тяжбах и кляузах, они утеряли тот первоначальный комфорт и благополучие, которые имели.

“Повесть о  том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” вошла в  сборник “Миргород” наряду с историко-героической  повестью “Тарас Бульба”. Такое соседство помогло писателю показать всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по сравнению с настоящими подвигами Тараса и его соратников. Скучно становится автору от созерцания своих героев. Неужели прошли времена великих поступков?! Эту тему автор продолжает в своем гениальном произведении “Мертвые души”.

 

35. «Петербургские  повести»

В 30-е годы XIX века Гоголь пишет ряд повестей из петербург­ской жизни, которые полностью  вошли в сборник под названием «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Основной для них является тема маленького человека, задавленного укладом окружающей действительности.

Повести петербургского цикла продолжают галерею так назы­ваемых мертвых душ, которая была начата автором еще в сбор­нике «Миргород». Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюб­ленность и различные искренние порывы встречают непонима­ние, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет, что видно из повести «Невский проспект». Здесь челове­ческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам. Также здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все самые лучшие качества (повесть «Портрет»). Ведьмы здесь лишены сво­ей сказочно-мифологической атрибутики — это просто продаж­ные женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством («Невский проспект»).

Показательно  то, что Гоголь увидел и очень  опасные черты в своих героях, причем не только в высокопоставленных чинов­никах, взяточниках и казнокрадах, но и в так называемом ма­леньком человеке. Униженный и забитый, лишенный всякого до­стоинства и божественной души, герой может превратиться в не­чистую силу, например в повести «Шинель», где Башмачкин пос­ле смерти в образе привидения пугает прохожих; или уйти в тот мир, где он представляет себя важным и значительным, как в «Записках сумасшедшего».

Главный герой  повести «Шинель» Акакий Акакиевич  Башмач­кин — титулярный советник, переписывающий бумаги в департа­менте. Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот, кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний. У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто не считает. Материал с сайта http://iEssay.ru

Шитье шинели для  него явилось не только спасением  тела от холода, но и возвышением  души, своеобразным утверждением человеческого достоинства.

«Маленький человек», по мнению Гоголя, страшен именно потому, что он настолько мал, что в  него не умещается ни одна божественная искра.

Автор пытался  в своих произведениях понять пути России, найти и показать ту дорогу, которая ведет к Богу, поэтому он и изображает «мертвые души», чтобы спасти души живые от поги­бели.

Таким образом, сатира Гоголя носит философско-эпический  характер.

 

36. «Невский  проспект»

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть  и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото - болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Н. В. Гоголь в  повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».

Петербург предстает  перед читателем не просто как  столица, грандиозный мегаполис  с великолепными дворцами, прекрасными  улицами и Невой, «одетой в  гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.

И люди, в течение  дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего  в любое время по проспекту, все  же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем  двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим.

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется  с охватившим его «гневом и  негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...».

А вот другой персонаж — герой в плаще и  фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Параллельно ведущийся  рассказ о двух героях, противоположных  по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...».

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"