Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:30, шпаргалка

Описание работы

1. Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века
2. Понятие историко-литературного процесса. Периодизация русской литературы первой половины XIX века.
3. Литературное развитие начала XIX века: его факторы, основные художественные тенденции
4. Развитие русского романтизма. Сущность романтического метода в искусстве
....
42. Герцен «Кто виноват?»

Файлы: 1 файл

Экзамен по истории литературы.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

В концепции  любви видно, что рус. поэма сохр-ет романтич.сождерж-е. Любовь – вхождение в область высших идеальных ценностей. Именно поэтому гибель возлюбленной означает распадение «связи времен».У Рылеева любовь по-прежнему переживается со всей напряженностью и значением романтич-й страсти, но выше ее оказ-ся благородные цели борьбы за вольность. Возлюбл-я В.идет за мужем на каторгу, делит его горе. Этот образ был навеян Байроном, но влилась и гражд-я струя Рылеева.(черты жен декабристов)

В больш-ве случаев  рус.поэма заканчивает повеств-е  характерной для романтич-го конфликта смертью цент.перс-жа. Но конкретизация мотивировки появвл-ся и здесь: В. гибнет целиком, отдаваясьделу, к кот-му они причастны, не оставляя душе никакой тайны.

Итог: рус романтич.поэма  смягчает черты угрюмого демонизма  в портрете центр.перс-жа, ослабляет контраст с окружением, делает более сложным процесс отчуждения, конкретиз-т его мотивы до прктич.цели. С другой стороны, она сохр-т печать высокости и превосх-ва глав.героя над другими, поддерж-т идею контраста, насыщает систему мотивов пафосом, двояко констатирует неразрешимость ситуации – неосуществленной любовью и неизбеж.гибели центр.персонажа.

 

12. Грибоедов  «Горе от ума»

«Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико.

1. Прежде всего, комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов.

В комедии подняты  все остро стоявшие в то время  политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о  просвещении, о дворянском воспитании; нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Преддекабрьская эпоха освещена всесторонне.

2. Не менее  важно и воспитательное значение  комедии. Грибоедов подверг резкой  критике мир насилия, произвола,  невежества, подхалимства, лицемерия;  со всей отчётливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют фамусовы и молчалины, лучшие человеческие качества. В лице Чацкого дан возбуждающий любовь образ положительного героя, революционера-декабриста.

3. Особенно велико  и важно значение комедии «Горе  от ума» в развитии русской драмы. Это значение определяется, прежде всего, её реализмом.

В построении комедии  есть некоторые черты классицизма: соблюдение в основном трёх единств, наличие больших монологов, «говорящие»  фамилии некоторых действующих  лиц. По своему же содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского  дворянства 10—20-х годов XIX века и  воспроизвёл её как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода — борьбу декабристски настроенных людей с защитниками самодержавно-крепостнического строя.

Грибоедов полно, всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не воплощение какого-либо одного порока или добродетели, а  живой человек, наделённый ему свойственными качествами.

Грибоедов как  гениальный писатель-реалист показал  человека в одно и то же время  и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как лицо типичное, выросшее в определённых общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова представляют в то же время типическое обобщение огромной силы. Поэтому имена его героев стали нарицательными: синонимами бездушного чиновничества (фамусовщина), подхалимства (молчалинство), грубой и невежественной военщины (скалозубовщина), гоняющегося за модой пустословия (репетиловщина).

В комедии Грибоедова каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком, что было особенно трудно сделать, потому что комедия написана стихами. Но Грибоедов сумел придать стиху — разностопному ямбу — характер живой, непринуждённой беседы. И в нашу разговорную речь вошло много стихов из комедии Грибоедова, например:

Счастливые часов  не наблюдают.

Художественный  реализм и мастерство писателя-гражданина, смело выступившего на борьбу с социальными язвами своей эпохи, обусловили судьбу комедии «Горе от ума». Не пропущенная цензурой при жизни Грибоедова, комедия стала достоянием тысяч людей в рукописном виде и сыграла большую роль в развитии освободительного движения в нашей стране. Поставленная в первый раз на сцене театра в Петербурге 26 января 1831 года, комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни.

 

13. Этапы  творческой биографии Пушкина.  Эволюция лирики поэта

Периодизация  творчества Пушкина.

Первый период творчества Пушкина (1813- лето 1817). принят в литературное общество «Арзамас», пишет эпиграммы на архаистов, интересуется сатирическими произведениями 18 века, подражает Жуковскому, Батюшкову, Державину. Центральное произведение этого периода — «Воспоминания в Царском Селе» (1814), в котором синтезируется опыт историч.элегий и классицистских од, своеобразие этого стихотворения — соединение гражданского пафоса и лирич.интонаций.

Второй период тв-ва поэта (осень 1817 — весна 1820) . Пушкин после окончания лицея живет в Петербурге, сближается с декабристами, испытывая влияние их идей, явл.членом многих лит.обществ, создает политическую лирику, выражающую идеи Союза Благоденствия «Ода «Вольность», «К Н.Я. Плюсковой», «К Чаадаеву», «Деревня»), работает над поэмой «Руслан и Людмила», в которой намечаются принципы пов-я, позже проявившиеся в романе «Евгений Онегин».

Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с  пребыванием поэта в южной  ссылке. Творчество этих лет шло  под знаком романтизма. Созданы поэмы  «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтич.герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы, начало работы над романом «Евгений Онегин».

Четвертый период творчества (1824-1826) связан с пребыванием  Пушкина в Михайловском, когда  произошла смена эстетических ориентиров. Осознав исчерпанность худ.системы  романтизма («Прощай, свободная стихия»), поэт ищет иные принципы изображения человека и действительности. И хотя в лирике еще много романтического («Желание славы», «Андрей Шенье», «Пророк»), появляются произведения реалистического масштаба (трагедия «Борис Годунов»), психологические признания (стихотворение «К***»), ироничная поэма «Граф Нулин», 4, 5, 6 главы «Евгения Онегина».

Пятый период творчества Пушкина (сентябрь 1826-сентябрь 1830) хронологически определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Это года переездов и странствий, трагедии декабристского движения и стремления обрести семейный очаг, влюбленности в Гончарову и своеобразного подведения итогов в законченном романе «Евгений Онегин». Работа над «Повестями Белкина», открывающими прозаический период творчества. Созданы «Маленькие трагедии», в которых отразился европейский мир и сознание европейского человека, т.е. наметился философский, расширительный подход к изображению мира.

Последний период творчества (1830-1836) — годы беспокойных  исканий, ощущения несвободы и попытки поэтического бегства. Начата работа над «Историей Петра», написаны «История Пугачева» и поэма «Медный всадник», повести «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», роман «Дубровский», сказки созданы шедевры философской лирики «Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Он явился создателем национального русского лит.языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами худ.отображения  действительности, Пушкин опирался на язык народа.

 

14. Руслан  и Людмила

Творчество П. петербургского периода завершается  выходом летом 1820 г. Поэмы «Руслан  и Людмила». П. работал над ней  в течение 3 лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних творческих исканий поэта. «Р.и Л,» - определённый рубеж в развитии русской литературы, русской поэзии начала века, введение в новый период развития русской литературы, ознаменованный торжеством романтизма. Поэма « Р. И Л.» создаётся П. в противоположность старой поэме как в её героическом, так и в ироикомическом духе. Своей поэмой П. вступал в творческое соревнование и с Жук. Как автором волшебно-романтической поэмы «12 спящих дев», написанной в мистическом духе. Интерес П. к древнерусской истории усилился в связи с выходом в 1816 г. Первых 8 томов «Истории Госуд Российского» Карамзина. П. с жадностью прочитал труд Карамзина. ВА поэме «Р и Л» чувствуются отголоски этого чтения, в частности, в изображении борьбы Киева с осаждающими его печенегами. Материалом для поэмы П. послужил сборник «Дрвние российские стихотворения» Кирши Данилова и сборники сказок. Современникам казалось, что в поэе «Р иЛ» воссозданы облик и дух старины. В изображении пира у Влад. Действительно воплощён русский дух – «там Русью пахнет». Все же исторического в поэме очень мало, хотя в ней ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии П.

Художественно новаторскими достижениями поэмы явились  волшебные картины природы, вместо тяжеловесной риторики легкость и изящество  стиля, звучный и плавный, необычный для жанра поэмы стих четырёхстопного ямба, богатого и свобода рифмовки. В повествование о приключениях героев включены лирические размышления самого автора. Поэма «Р. иЛ.» заключала в себе все достижения пушк. Поэзии лицейской и петербургской поры – анакре6онтические и элегические мотивы, романтические настроения и раздумья по поводу жизни, интерес к русской народности, разговорному языку и просторечию. П. поэма означала разрушение старой, классицистической поэтики.

 

15. Своеобразие  «южных поэм»

Своеобразие романтизма в южных поэмах Пушкина А.С. «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Основной темой является – противоречие страстей. В них активно исследуется все то, что сковывает свободу людей, мешает раскрытию их духовных возможностей. Явлен неудовлетворенный герой. В основе каждого сюжета – реальный факт. Каждый герой наделен какой-либо доминирующей чертой: пленник – разочарованностью, братья-разбойники – стремлением к воли, Мария – духовностью. Важно соотнести европейский опыт с национальными началами русской жизни. «Кавказский пленник» - поэма байронического толка («Паломничество Чайльд-Гарольда»).

Пленник наследует разочарованность и изгнанничество. Свое: отсутствуют  лирические отступления. Байрон: Чайльд-Гарольд – жертва порочного общества, Пушкин – пленник равнодушен ко всему, кроме собственных страданий; ищет национальные обстоятельства эпического действия. «Братья-разбойники» - герои сугубо русские, поэма насыщена просторечными оборотами, словами, фольклорной образностью. Ищет повествовательный слог, мысль, чувства. Выражению мысли соответствует язык прозы, язык – мысли. «Бахчисарайский фонтан» - наиболее байроническое. Герой более всего похож на злодея с высокими чувствами. Очевидна отрывочность формы, намеренная разорванность рассказа, неясность, тайна, лиризм. «Цыганы» - разочарование в романтических идеалах: в возвышенном герое, в высоком предназначении поэзии, в романтической вечной любви. Содержание – критическое разоблачение романтического героя и идеала свободы. Алеко, герой в поисках свободы, бежит от культурного общества к свободно живущим простой жизнью цыганам. Пушкин намеренно создает обстановку, в которой герой мог бы полностью удовлетворить желание свободы, но свобода для себя – одно, а для других (Земфиры) – другое, если эта свобода затрагивает его интересы. Развенчивает романтический идеал неограниченной свободы, которая не дает вольным цыганам счастья. Однако, развенчав романтический идеал и романтического героя, Пушкин еще тогда (24 года) не знал чем заменить эти идеалы.

Пушкин первым в России стал писать художественную прозу, которая  осталась в веках, и был первым действительно оригинальным русским  романистом.

Литературная проза Пушкина  основывается на примере французской  литературы. Это рациональная, аналитическая, сознательно оголенная проза, лишенная всяких ненужных украшений. Болдинская осень 1830 года знаменита не только интенсивнейшей творческой вспышкой пушкинского гения она поражает: не только количеством написанного за столь краткий срок. Этой осенью с Пушкиным случилось нечто неожиданное для всей читающей России: это появление Пушкина как прозаика - автора повестей.

 

16. Реалистическая  концепция героя и мира в  поэме «Медный Всадник»

В 1833 г. П. ишет поэму  «Медный всадник», поэму философскую, социальную и историческую. Во введении возникает величественный образ  Петра – преобразователя, осуществляющего  великое национальное дело, о котором  мечтали многие поколения, - укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу». Петр выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которая до него веками царила «на берегу пустынных волн». П. сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"