Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:30, шпаргалка

Описание работы

1. Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века
2. Понятие историко-литературного процесса. Периодизация русской литературы первой половины XIX века.
3. Литературное развитие начала XIX века: его факторы, основные художественные тенденции
4. Развитие русского романтизма. Сущность романтического метода в искусстве
....
42. Герцен «Кто виноват?»

Файлы: 1 файл

Экзамен по истории литературы.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Романтикам присуще  страстное стремление к идеалу, ведь цель иск-ва согласно их теориям закл-ся в постижении абсол-х начал бытия  и в проникновении к ним.

Сиволы идеального мира в Р.: море, ветер – свобода; звезда – идеал.мир; солнце, луч зари – счастье; весна, утро – нравств.пробужд-е; огонь, розы – любовь. Романтич.система  принимала и старинные фольклорные  или лит.традиции символики цвета  и символики цветов и растений: белый цвет – невинность, нравств-ая чистота(береза, лилия); красный, розовый – цвет любви(розы); черный – печали.

Р.знает различные  стилевые течения: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный», «пантеистически-лирический», «медитативно-филос» идр. В тв-ве Жук, Рыл, Одоевс-го, Пушк, Лерм, Барат, Тютч можно найти образцы этих стилевых течений.

Р – выдающееся и своеобразное лит.напр-е, под обаянием кот-го оказ-сь чуть ли не все поэты 1-й пол. прошлого века. Рус.классич.лит-ра в целом и проза и поэзия прошлого столетия проникнуты романтич-м одухотворением.

 

5. Историко-культурное  значение Жуковского. Эволюция творческого  метода.

С 1797 по 1801 г., в  продолжение четырехлетней пансионской  жизни, Жуковским напечатаны: "Майское утро" (1797), "Добродетель (1798), "Мир" (1800), "К Тибуллу" (1800), "К человеку" (1801) и мн. др. Во всем этом преобладает меланхолическая нота. Юношу-поэта поражает непрочность жизни, быстротечность всего земного; жизнь кажется ему бездной слез и страданий. "Счастлив - говорит он - тот, кто достигнув мирного брега, вечным спит сном..." Меланхолическое настроение поэта зависело, прежде всего, от литературных вкусов времени. Первые произведения Жуковского явились в то время, когда русских читателей приводила в восторг Бедная Лиза (1792)

По окончании  курса в пансионе Жуковский начал  было служить, но вскоре бросил службу и поселился на житье в Мишенском, с целью продолжать свое образование.

За все время  своей деревенской жизни (1802 - 1808) он печатает очень мало. В 1806 г. Жуковский отозвался на. патриотич. настроение общества известной Песнью барда над гробом славян победителей. В 1808 г. появилась "Людмила", переделка "Леноры" Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм. Жуковского захватила та сторона романтизма, где он является стремлением в даль средних веков, в давно исчезнувший пир средневековых сказаний и преданий.

Успех "Людмилы" воодушевил Жуковского. Переводы и  переделки непрерывно следуют с этого времени одни за другими. Преимущественно он переводит немецких поэтов; лучшие переводы сделаны им из Шиллера.

В 1812 г. Жуковский уехал в Москву и поступил в ополчение. В лагере под Тарутиным, увлеченный всеобщим патриотическим воодушевлением, Жуковский написал своего знаменитого "Певца во стане русских воинов".

В 1812 г. появилась  и знаменитая баллада "Светлана", - несмотря на свое чисто русское  вступление, тоже разрабатывающая основные мотивы Бюргеровской "Леноры".

Общий характер поэзии Жуковского вполне выразился в первый период поэтической деятельности его, к 1815 - 16 гг.: позднее его оригинальное творчество почти иссякает и воздействие его на русскую литературу выражается почти исключительно в переводах, принадлежащих к крупнейшим фактам истории нашей литературы.

Годы 1817 - 41 обнимают собою период придворной жизни Жуковского, сначала в качестве преподавателя  русского языка вел. княгинь Александры Федоровны и Елены Павловны, а  с 1825 г. - в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича.

Так, отправившись осенью 1820 г. в Германию и Швейцарию, Жуковский в Берлине принимается  за перевод "Орлеанской Девы" Шиллера, который и оканчивает к концу 1821 г.; под живым впечатлением осмотра  Шильонского заика в Швейцарии  он переводит "Шильонского узника" (1822), Байрона. К тому же времени относятся переводы из Мура "Пери и Ангел" и некоторых других пьес.

Тяжелые утраты, понесенные поэтом в 1828 - 29 гг. - смерть императрицы Марии Федоровны  и близкого друга, А. О. Воейкова, - вызывают перевод баллад Шиллера: "Поликратов перстень" и "Жалоба Цереры". Под влиянием Пушкина Жуковский пишет "Спящую царевну", "Войну мышей и лягушек", и "Сказку о царе Берендее" (1831).

Зиму 1832 - 3 г. Жуковский  проводит на берегах Женевского озера. К этому времени относится целый ряд переводов из Уланда, Шиллера, Гердера, отрывков "Илиады", а также продолжение перевода "Ундины" Ламотт-Фуке, начатого еще в 1817 г. и вполне оконченного лишь в 1836 г. В 1837 г.

 

6. Примеры  воплощения двоемирия.

Сам термин русский. Романтическое двоемирие - это разделенность мира на две части - мир, одухотворенный, мир мечты, и мир материальный. Это специфическая для романтического искусства проблема двоемирия. Двоемирие -- т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров -- организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели

Ярким примером поэтического двоемирия является баллада  В. Жуковского «Светлана». Мы видим, что  главную героиню мучают вполне земные вопросы, в частности, отсутствие жениха. В первой части произведения автор описывает процесс гадания: обращаясь к старинному русскому гаданию, девушки пытаются узнать будущее.

Этот эпизод частично пересекается с фантастическим сюжетом, однако в целом остается реалистичным. Далее мы видим сновидение девушки. Используя метод сна, Жуковский вносит в произведение двоемирие: в другой реальности Светлане дают ответы на ее вопросы. Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» — это антитеза (проти­вопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэ­тическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

В данном стихотворении  картины состояния моря связаны  с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»). Таким образом, образ моря символизирует чело­века, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь». Образ неба, соответ­ственно, воплощает желанное «там». Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с фило­софскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

 

7. Сюжетно-тематическое  своеобразие баллады Жуковского

Первые стихи  и элегии Жуковского сразу же приобрели огромную популярность. Молодые поэты охотно перенимали манеру Жуковского. А когда в 1808 году появилась его первая баллада — "Людмила", первенство Жуковского в поэзии еще более упрочилось.

Эта баллада  — замечательный пример того, как  можно представить известный сюжет, оставляя тем не менее произведение самостоятельным. В нем мотив мертвого жениха является основным, но несет обширную смысловую нагрузку. На такой вывод наталкивает уже сама форма произведения, место этого сюжета в общей композиции: в "Людмиле" мертвый жених, уводящий девушку за собой в могилу, — реальность, которая одновременно является романтической выдумкой. То есть композиционно рассматриваемый сюжет в "Людмиле" — основной и единственный

Людмила практически  по доброй воле отдается во власть Дьяволу. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю — в прямом смысле тому, кто создал мир, людей и, естественно, распоряжается судьбами живущих, ведь только при таком раскладе абсолютно ясна бессмысленность требований. Бог в этой балладе не появляется, но его присутствие ощущается настолько, что можно даже обрисовать этот образ: во-первых, он, согласно христианской религии, "правосуден", а во вторых, "зла не творит". Он в любом случае на стороне человека. Людмила сама выбирает себе путь. "Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить", обосновывая свой выбор тем, что "с милым вместе — всюду рай", и Бог идет ей навстречу — он милосерден и верит в людей.

Перед нами переосмысление понятий Рая, Ада, Бога человеком в сиюминутном страстном порыве: "Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе — всюду рай; с милым розно — райский край безотрадная обитель. Нет, забыл меня Спаситель!" — налицо разница между человеческим и божественным понятием о счастье. Если божественное счастье — категория абсолютная, то требуемое Людмилой — сиюминутное. Это осознает мать Людмилы, не ослепленная страстью; "Дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; Рай — смиренным воздаянье, Ад — бушующим сердцам". Она и дает дочери разумный совет: '"Будь послушна небесам". Людмила, уже сделав выбор (хотя, по-видимому, не совсем понимая, чего требует: судя по дальнейшим событиям, она хотела видеть живого жениха рядом с собой в мире живых, а не себя умершей рядом с мертвым), не слушает мать и в итоге остается с любимым. Трудно сказать однозначно, раскаялась ли Людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу, хотя вид его был ей страшен, но что Бог сожалеет о ней, можно заключить с уверенностью: когда Людмила, каменея, "пала мертвая на прах", в небесах раздаются "стон и вопли". Печаль о попавшей в Ад по своему безрассудству душе — так мне представляется этот "стон", а что душа Людмилы попадает в Ад, где обрекается на вечные муки, с известной долей истины можно заключить из "визга и скрежета под землею". Финальный Хор "усопших из могил", исходя из сказанного, можно интерпретировать как свидетельство о том, что Бог идет навстречу человеку/"Твой услышал стон Творец".

Смерть Людмилы ("час твой бил, настал конец") не божественное наказание за ропот на Создателя, но результат исполнения ее желания и, следовательно, аргумент в пользу тезиса "смертных ропот безрассуден". Итак, человек вправе решать, но его решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная Богом, ведет к абсолютному счастью.

Жуковский стремился  жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые  он исповедовал и которыми проникнута его поэзия, не было расхождения. Гуманность отличала общественное и частное поведение поэта..

 

8. Батюшков  в русской литературе

К.Н.Батюшков.Личность. Эпикурейско-гедонический хар-р лирики Б. до 1812г.

Большое место  в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну  отриц.опытом для поэзии:

1).Поход в  Пруссию(1807) // 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) // 3)Европейский поход(1813-1814).

Б.не сделал военной  карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии. Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный хар-р. Но он писал и рисовал.

Б.-ч-к не очень  счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной. У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года , двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути. Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА  ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический. В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выр-ю, философию. Парадоксальным образом именно жестокий истор-ий опыт породил жизненную и поэтиче философию Б— гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Программное стих-е  данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для  Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта спос-на дать утешение. Счастье мечты поэт противоп-ет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного  периода явл-ся Послание.(«к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира чел.личн-ти и несоверш.действит-ти.

Любовь для  Батюшкова, как и красота, — «олицетворение»  жизни, образ, символ земной жизни.

Возлюбленная  батюшковского героя всегда идеально прекрасна.

Лирический герой  Батюшкова зачастую дан как некий  античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и  т. п.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Лирика  Б второго периода. Нарастание трагических противоречий.Поэтика зрелого Б. Роль Б.в развитии рус.лит-ры.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным  патриот чувством, Б в 1813 году добровольно  вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом  и вместе с рус.войсками вступил  в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию. Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"