Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 13:38, шпаргалка
1.Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.
Важно, что натурализм существовал
в Германии не только одновременно с другими
литературными движениями, но и в соединении
с ними, адаптируя и приспосабливая к себе
отдельные идеи и эстетические принципы
символизма, неоромантизма, импрессионизма.
13. Такие столкновения
высших духовных устремлений и прозы жизни
с ее косностью, вечной неизменностью
заданного ей хода, с ее законами, которые
пытались научно обосновать натуралисты,
характерны для Г.
Есть у Гауптмана и
такие драмы, где совсем почти ничего от
натурализма не осталось, например,«Потонувший
колокол» (1896) - философская драма в стихах,
пронизанная фольклорными мотивами, в
которой действительность предстает как
система символов, а конфликт двух миров
- земного и внеземного, тьмы и света, дизни
и смерти - вполне может быть понят как
символический. Главный герой драмы - литейщик
Генрих хочет создать колокол, который
был бы подобием творений природы и Вт
то же время идеальным художественным
произведением. Ради этого Генрих готов
порвать с семьей, с обществом, с обыденной
жизнью вообще и устремиться в идеальное
внеземное бытие. Герой терпит трагическое
поражение, в противостоянии двух миров
один не может победить. Человек не может
отказаться от земных корней, так же как
неистребимы его порывы к миру абсолютного
духа.
В драматической сказке «Потонувший колокол» Гауптман размышлял об идее «сверхчеловека», принадлежащей Ф. Ницше. Заявив своего героя, литейщика колоколов мастера Генриха, в начале пьесы ницшеанцем, бегущим от рода людского в «башню из слоновой кости», противопоставив художника-творца мещанской среде, драматург приходит к выводу: творить, отвернувшись от людских горестей, обрести счастье вдали от человечества невозможно. Драмы Гауптмана рубежа веков — наряду с драмами Ибсена — были основой репертуара нового европейского театра. День премьеры «Перед восходом солнца» (1889) в постановке режиссера-натуралиста О. Брама вошел в историю немецкого театра.
14. Пути преодоления натурализма во французской прозе. — «Наоборот » Гюисманса, эстетизм и импрессионизм этого романа. Апология «противоестественного» в нем. Отношение к природе в романтизме, натурализме и символизме. «Природа творчества» в интерпретации Гюисманса. Образ «нового средневековья» в «Наоборот». Значение романа для символистской культуры. — «Католическое возрождение» во французской литературе Преодоление натурализма во французской прозе шло по нескольким линиям. Во-первых, это — результат сложной трансформации самого натурализма. Во-вторых, сохранил свою жизнеспособность романтический роман, который на фоне натурализма, ставшего олицетворением отказа от литературной нормы, предстал воплощением чуть ли не традиционности. В-третьих, на рубеже 1880 — 1890-х годов заявило о себе новое поколение писателей. Литературным идеалом для них стал подчеркнуто личный характер лирической поэзии, «синтез искусств» вагнеровских опер, эстетизм английских прерафаэлитов. В свете подобных интересов натурализм, вопреки всей эффектности своих открытий, начал казаться поверхностным, лишенным радости творчества, «грезы». Эта слабость в натурализме собственно творческого измерения — позиции творца, не прикованного к среде и без остатка порабощенного ей, а формирующего, одухотворяющего ее, — невольно передана Э. Золя в романе «Творчество». Клод Лантье, несмотря на все свое подвижничество, так и не способен на самопознание, он и его живопись бессильны перед стихийным началом в природе... Таковы по- своему и другие натуралистические персонажи — они имеют четкий силуэт, но при этом не наделены внутренней самостоятельностью, душой, в результате чего являются пассивной стороной, подчинены сверхличным энергиям и силам.
Все сказанное не означает, что натурализм был «отброшен», хотя именно так ставился вопрос в начале 1890-х годов, когда на него создавались разнообразные пародии (одним из первых это сделал Вилье де Лиль-Адан в книге новелл «Жестокие рассказы», 1883). Точнее сказать, натурализм подошел к той черте, когда перестал довольствоваться внешними эффектами и сделался носителем не только феноменального образа мира, но и инструментом авторского «пути вовнутрь», постижения глубины вещей, символики бессознательного. Показателен в этом отношении роман «Наоборот» (A rebours, 1884) Жориса-Карла Гюисманса (Joris- Karl Huysmans, 1848-1907).
15. Франция во второй половине XIX - начале XX вв. определяла общее направление развития европейской культуры. Именно во французской литературе и живописи намечаются тенденции, которые скоро станут ведущими во всей европейской культуре.
Творчество Ги де Мопассана (1850-1893) является иллюстрацией эволюции французского натурализма от 1870-х к 1880-м гг. Эстетические принципы его изложены в предисловии к небольшому роману "Пьер и Жан".
При анализе романов великого реалиста "Жизнь" (1883) и "Милый друг" (1885) необходимо подойти к ним с точки зрения традиций реализма XIX в. (описание обстановки, функция пейзажа, особенности портрета, функция детали, социально-психологическая мотивировка действий персонажей). Новаторство Мопассана в "фиксации разнообразнейших душевных движений и настроений, возникающих как ответная реакция на явления внешнего мира". Мопассан-новеллист - автор около 400 новелл, обогативших традиционный для французской литературы жанр. Они объединены в 16 сборников и исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла-шутка, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров). Новаторство Мопассана в романах проявляется в том, что прямым средством движения сюжета являются не внешние события, а многочисленные перипетии душевной жизни персонажей.
С. Малларме - ведущий теоретик первого
поколения французских символистов. Его
ранние стихи отмечены влиянием парнасцев
и Ш. Бодлера ("Полуденный отдых фавна",
1865-1866). Названному произведению свойственно сочетание символа
и аллегории. Характерны для его поэзии и
импрессионистические искания (сонет
"Кружево"), новозаветные эпизоды
("Иродиада"). В целом ряде стихотворений
вырисовывается образ Э. По, творчеством
которого поэт увлечен и который оказал
на него значительное влияние. А. Рембо считают основоположником французского
символизма. Его творчество генетически
восходит к поэтическим исканиям Ш. Бодлера.
Одним из ведущих творческих принципов
является требование от поэта "ясновидения".Своеобразн
В творчестве П. Верлена с наибольшей силой выразилось острое ощущение трагизма жизни, чувство одиночества, безысходности, столь свойственные рубежу веков. Начав поэтическую деятельность сборником "Сатурновы стихи" (1866), он по праву считался предтечей импрессионистический лирики ("Осенняя песня"). Субъективный психологизированный пейзаж, глубокое интуитивное "вчувствование" в действительность, пластичность и гармония - вот характерные особенности верленовского стиха. Эстетические принципы Верлена-импрессиониста (и всех поэтов-символистов) облечены в поэтическую форму: стихотворение "Поэтическое искусство" (1874), сборник "Песня без слов" (1874).
16. Гийом Аполлинер
(1880-1918) Французский литератор в своей лирике, рассказах и драматических произведениях открыл новые возможности художественного изображения действительности. Аполлинер был приверженцем "кубизма", ввел в искусство понятие "сюрреализм" и последовательно связывал в своих стихах форму и содержание, новаторски достигая их симбиоза.
В 1918 году появились Каллиграммы. Аполлинер организовал стихи визуально и, таким образом, впервые создал так называемые идеограммы, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино. В том же году тридцативосьмилетний поэт умер в Париже от гриппа. Вскоре после его смерти вышел том рассказов Ересиарх и К, 1920, в которых действительность и выдумка сплетались в новую фантастическую реальность
В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл "Vitam impendere amori" - "Жизнь посвятить любви", 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. "Разлагающийся чародей", 1908), кубизм ("Эстетические размышления. Художники-кубисты", 1913), футуризм ("футуристическая антитрадиция, манифест-синтез", 1913) или сюрреализм (драма "Сосцы Тиресия", пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл "Ересиарх и К°", 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы "Поэт убиенный", 1916), к "новому" реализму ("Новый смысл и поэты", речь А. 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет "время революций". В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные "прекрасной даме", в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник "Послания к Лу", 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны ("Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916", 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф "Цвет времени" (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество "зари над сумерками" восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
17. Цикл романов «В поисках утраченного времени» можно назвать главным произведением французского писателя. Цикл состоит из семи романов. Все семь книг объединены образом рассказчика Марселя, пробуждающегося среди ночи и предающегося воспоминаниям о прожитой жизни: о детстве, о своих родителях и знакомых, о любимых и светских друзьях, о путешествиях и светской жизни.
Следует отметить, что произведение М. Пруста с трудом поддается жанровой классификации: хотя оно прочно связано с романической традицией, это не совсем роман, не мемуары, несмотря на углубленную автобиографичность. Метод, использованный для его создания, не только реалистический, хотя реализм и составляет здесь ядро. Он вобрал в себя свойства и принципы самых различных течений: таких приближенных во времени, как символизм и импрессионизм, и таких отдаленных, как романтизм и классицизм. Интрига в «Поисках» практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества этой огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим. Благодаря идентичным ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни рассказчика, и еще чаще благодаря искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти в искусстве.
Следовательно, несмотря на то, что в романе М. Пруста своеобразно воссоздается его собственная жизнь с самого детства, однако его произведение ни мемуарами и ни автобиографическим романом назвать нельзя. Подлинный герой прустовского романа – глубинное «я». Основной сюжет книги – жизнь внутреннего «я», изображение внутренней жизни человека как «потока сознания».
Пруст последовательно доказывает, что бессознательное воскрешение прошлого происходит не от интеллектуального импульса, оно не зависит от желания или не желания человека в отдельный момент бытия. Именно поэтому воспоминания героя выстраиваются перед читателем не в хронологическом или логическом порядке, а достаточно хаотично. Мимолетные образы прошедшего визуализируются через ощущение, которое может неожиданно повториться в настоящем и которое разматывает цепь воспоминаний.
Итак, основной особенностью художественного метода М. Пруста (цикл романов «В поисках утраченного времени») является высокой степени психологизм, который достигается постановкой в центр внутреннего пространства произведений внутреннего «я» героя, его мыслей, воспоминаний, ощущений, сквозь призму которых изображается окружающая его действительность. Психологизм М. Пруста основан на методе «потока сознания» – воспоминаниях, размышлениях о природе времени и памяти. Не вещи, которые вспоминаются, но воспоминания о вещах – главная тема автора. Впервые память из поставщика материала, с помощью которого описывается другая вещь, сама становится вещью, которая описывается. Поэтому М. Пруст обычно не добавляет к вспоминаемому того, чего ему не хватает, он оставляет воспоминание таким, как оно есть, объективно неполным, – и тогда и возникают в призрачном отдалении изувеченные временем несчастные калеки.
18.Цикл романов М. Пруста, в число которых входят: "По направлению к Свану" (1913), "Под сенью девушек в цвету" (1918), "Германты" (1921), "Содом и Гоморра" (1921-22), "Пленница" (1923), "Исчезновение Альбертины" (тж. "Беглянка", 1925) и "Обретенное время" (1927). В основе этого грандиозного произведения лежит авторская концепция времени и памяти, сформировавшаяся под влиянием идей А. Бергсона. Она раскрывается через анализ жизни рассказчика Марселя (чей образ в значительной мере автобиографичен) и тех кругов общества, в которых автор вращался в юности. Члены семьи Германтов и их друзья как представители аристократии; Шарль Сван со товарищи как зажиточные буржуа; и, наконец, вульгарные, с точки зрения Германтов, нувориши Вердюрены и посещающие их салон художники и интеллектуалы как представители богемы - вот три общественные группы, фигурирующие в романах цикла. Помимо обстоятельных отчетов о бесконечных интригах, в которые вовлечены члены вышеназванных групп, в романах описаны взаимоотношения Марселя с его домочадцами и родственниками, история его любви к Альбертине Симоне и его любование недоступными мадам Германт и Жильбертой Сван, его пристрастия и вкусы в области живописи, музыки, литературы и театра. Романы изобилуют отступлениями интроспективного характера, когда герой разлагает на многочисленные составляющие свои мысли, эмоции, желания и воспоминания. В книгах цикла тж. дается весьма обстоятельное описание гомосексуальных отношений между героями как мужского, так и женского пола.
19. Роман «Верноподданный»,
несомненно, значительнейшее достижение
всего творчества Г. Манна. Это произведение
и поныне остается одним из крупнейших
в немецкой и мировой реалистической литературе
первой половины XX в. Открывая трилогию
«Империя», этот роман является в то же
время цельным, вполне самостоятельным
произведением с законченным замыслом.
По содержанию и художественной
структуре «Верноподданный» — замечательный
образец социально-сатирического романа.
Действие в этом произведении вытекает
из острых политических коллизий. Важная
черта романа, придающая произведению
глубоко национальный характер, состоит
в том, что Г. Манну удалось дать сатирическое
изображение немецкого буржуазного общества
во всем своеобразии исторически сложившихся
условий, при которых развивался германский
империализм.
Действие романа относится
к концу XIX в., но в нем обобщается немецкая
действительность вплоть до преддверия
первой мировой войны. Художник сумел
показать суть многих типичных сторон
настоящего, и это позволило ему заглянуть
в будущее.
и, таким образом,—
достиг зрелости. После ошеломившей город
женитьбы героя на обладательнице большого,
приобретенного весьма сомнительным путем
состояния — девице, которую Геслинг отбил
у другого при помощи клеветы и интриг,
пришло время расцвета всех его «творческих»
сил. Дидерих расширяет свое дело, спекулируя
и земельными участками, и своими. Буржуазная
семья, школа, корпорация и вся насыщенная
милитаристскими устремлениями атмосфера
в стране сделали Геслинга тем, кем он
был: верноподданным, шовинистом и принципиальным
врагом культуры. Автор обращает внимание
на то, что образ Геслинга (типичный и обычный
для своего времени) мог появиться только
при содействии всего общество. Это значит,
что его порождает сама система.
Геслинг показан крупным
планом. О нем рассказывается очень подробно.
Психология героя исследуется досконально,
кропотливо. Писателю важны мельчайшие
детали его поведения, ход его мыслей,
его устремления, вся гамма его чувств,
реакция на самые различные явления действительности.
Такое пристальное внимание к главному
герою неслучайно. Через призму его жизненной
философии, его логики, взглядов, вкусов
показывается духовный уклад буржуазного
общества эпохи империализма.
Геслинг — фигура масштабная.
На первый взгляд кажется, что в его жизнеописании
соблюдены естественность пропорций,
правдоподобие. Но потом мы замечаем, что
рассматриваем все изображенное писателем
через его особую сатирическую оптику,
увеличивающую объекты до таких размеров,
что мы, подобно свифтовскому Гулливеру,
попавшему в страну великанов, видим с
предельной рельефностью и четкостью
все изъяны, все пороки, все, что невооруженному
глазу не дано подметить.