Шпаргалка по "Зарубежная литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

1.Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.

Файлы: 1 файл

ШПОРА ЗАРУБЕЖКА.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

20. Новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции» непревзойденный образец реалистической манеры письма, обогащенной модернизмом. Именно она помогла художнику художественно постичь и воплотить проблему бездуховности тогдашнего искусства. В 1913 году, когда Томас Манн работал над этим небольшим произведением, в Западной Европе получили распространение пессимистические философские теории, которые основывались на иррационализме, мистике, волюнтаризме. Считалось, что земная цивилизация вступила в свою «сумеречную эпоху», что ее ждет всемирный хаос, что человеческая жизнь ничего не стоит, она подчинена слепым проявлениям какой-то свободы, полна страданий и мук. Под влиянием общего кризиса в обществе и этих теорий искусство разрывало связи с классической традицией, теряло свое гражданское звучание, становилось равнодушным к человеку. На рубеже веков великий немецкий писатель, чувствуя упадок искусства, как истинный гуманист предостерегает человечество беречь свою духовность, не поклоняться фальшивым богам.

Густав Ашенбах на старости изгнал из своей речи все пошлые слова. И вот тогда ведомство народного просвещения включило избранные страницы из него в школьные хрестоматии. Выслеживая Тадея, он испытывает унижение, теряет человеческое достоинство. Вот он, возвращаясь поздно вечером из Венеции, «остановился на втором этаже, возле комнаты, где жил Тадей, в блаженстве прислонился лбом к завесам на дверях и долго не мог оторваться от него, забыв, что его могут увидеть.

Узнав об эпидемии холеры, которая надвигается на город, он сначала хотел предупредить семью Тадея, а потом передумал, решил этого не делать, ведь он никогда больше не увидит своего демона. Эгоистический расчет возобладал. Густав скорее готов отдать парня холере, чем расстаться с ним. И все же семья Тадея собирается уезжать. А сам писатель заболел и через несколько дней скончался в пляжном кресле.

Смерть эта символическая. Ашенбах предал то, чем искренне восхищался, на кого молился и во что верил. Измена же, подлость не бывают безнаказанными. Томас Манн на протяжении всего произведения отмечает, что бездуховное искусство, которое потеряло интерес к нетленным общечеловеческим ценностям, свело к идеалу форму, не имеет будущего, оно обречено. Обречено и человечество, которое имеет такое искусство. Только то искусство, которое воспевает высокие идеалы любви, добра, справедливости, взаимопомощи имеет право на жизнь. Именно оно дает художнику настоящее удовольствие от своей работы. Такое искусство объединяет людей, помогает преодолевать жизненные препятствия. Поэтому и отстаивает его великий гуманист нашего века – Томас Манн.

21. Творчество норвежского драматурга Генрика Ибсена условно делят на три периода. Первый (1848-1864) исследователи называют национально-романтическим. Главная тема в произведениях этого периода — борьба Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого.  
Продолжая лучшие традиции выдающейся народно-исторической драмы первой половины XIX столетия, Ибсен ставит в центр произведений этих лет социально-исторический аспект и неразрывно связывает с ним судьбу и развитие характеров персонажей.   
В ибсеновской «новой драме» история души героев глубоко мотивирована как изнутри, так и снаружи. При этом особая роль отводится интеллектуально-аналитическим методам — постоянное выявление новых и новых сведений о предыстории героев, предыдущие события, определенные моменты душевной жизни персонажей. Ибсена интересует не только занимательный сюжет, он в первую очередь сосредоточивается на психологических изменениях, происходящих с персонажами.  
«Кукольный дом» — это рассказ о семье, о людях, проживших вместе много лет, но так и не сумевших стать счастливыми — классический образец социально-психологической драмы. Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.  
Не случайно пьесу «Кукольный дом» часто называют просто «Нора». Речь в ней в первую очередь идет о несправедливости, допущенной обществом по отношению к женщине.  
Действие в пьесе разворачивается в преддверии светлого праздника — Рождества Христова, и начинается оно изображением иллюзии счастья главной героини. Нора, молодая красивая женщина, возвращается из города с подарками для детей и мужа.  
В этой пьесе основной конфликт не разрешен. Разрешение его, то есть финал борьбы Норы с догмами общества, возможен, но только за рамками произведения. Нора ушла из семьи, но что ждет ее впереди? По-видимому, мы сами должны найти ответ на этот вопрос. Такая незавершенность развития конфликта оставляет открытый финал.  
Сам Ибсен так говорил о цели любой драмы: «Пьеса не заканчивается с падением занавеса после пятого действия — настоящий финал находится за его пределами; писатель обозначил направление, в котором приходится искать этот финал, потом — наше дело, дело каждого читателя или зрителя самостоятельно дойти до этого финала путем собственного творчества». 

 

22. В 1893 году Этель Лилиан Войнич начала произведение, которое стало романом "Овод". Религия показана в романе, чтобы быть одним из элементов умирающий мир, который должен быть заменен на новый мир. Роман Войнич были приняты как нападение на католическую церковь, изображались не просто как лицемерные, а как противник человеческой жизни, а также расширение как нападение на всех религий. Хотя Войнич впоследствии преподавал в католической школе, которую бы не наняли отъявленным атеистом, ее роман становится ясно, что вера Монтанелли, что Бог требует земным страданиям ради небесную награду мотивирует свой отказ от своего сына и его последующее собственное безумие. В параллельном четко и неоднократно обращал, Монтанелли принес в жертву своего сына "больше хорошего", и Овод осуждает системой верований, основанных на жертву Божьего сына Иисуса Христа. Эпиграф романа - "Что нам делать с тобой, Иисус из Назарета?" - Происходит от эпизод Евангелия Gergesene бесноватых и означает отказ от Христа. Овод осуждает Бога Отца через его нападение на жертву Христа, описывающих Монтанелли следующим шагам в смертельной Божьего. Овод критикует, слишком, поклонения Сыну. Он удивляется, почему христиане почитают страданиях Христа, игнорируя страдания тех, кто вокруг них, и осуждает Монтанелли как типичная христианская в его уклонения от личной ответственности 
Роман был хорошо принят, несмотря на шокирующие темы - нападение на церковь, изуродованное тело Овод, и его позорной карьере, в том числе слугу, публичный дом помощника, и карнавальных урода. Уильям Мортон Пейн в циферблат (1 июля 1897) известный как "Овод" одной из самых сильных в году, яркие по замыслу и в исполнении драматических, наполненный интенсивным человеческие чувства, и работал до огромной впечатляющей кульминации ".  
В России, где относительная абстрактность революционного настройки сделаны кажется, применимое к любому крестовый поход во имя лучшего мира, успех Овод пережила различные политические условия, и Овод стал героем для многих поколений молодых людей. Оно было переведено как Овод, опубликованные в первой части (январь-июнь 1898) в социалистической обучения журнала "Мир божий и в виде книги в 1900 году. Десять лет спустя был другой перевод и третьим два года спустя, каждый перевода прошли несколько изданий, а также последующие издания стоило сделать книгу доступной широкой публике. 

 

 

 

 

 

23. Своей вершины художественное воплощение имперских ценностей поздневикторианской Великобритании достигло в произведениях Роберта Льюиса Стивенсона (1850-94).Главный период творчества писателя начинается в 1880 году, когда он публикует «Дом на дюнах», с октября 1881 по январь 1882 года в детском журнале «Юношеские разговоры» печатается «Остров сокровищ», авантюрный роман, ставший классическим образцом жанра. Если герои романтиков начала ХІX века - Байрона, Кольриджа, Уордсворта - являются идеальными типами людей, полностью противопоставленными обществу, то Фрэнк Кессилис из «Дома на дюнах» и Джим Хоккинс из «Острова сокровищ» так же самостоятельны и независимы, но они связаны с обществом через борьбу за его преобразование, через стремление преодолеть его ханжество и лицемерие, внести в него свои возвышенные идеалы. Повесть «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», написанная Стивенсоном в 1886 году, построена как научно - фантастический детектив о двойниках с убийствами, различными тайнами и расследованиями, автор превратил ее в психологический этюд о границах добра и зла в человеческой природе. Тема душевного «подполья» и двойников связана у Стивенсона с его последовательными размышлениями над проблемой цельности сознания, развития содержательной и гармоничной личности, волевого и действенного характера, проблемой, которая в то время обсуждалась в английской литературе, в том числе весьма активно у неоромантиков. У Стивенсона эта тема была заимствована многими английскими литераторами той эпохи, а также последующих поколений. Сходная тема легла в основу одной из последних книг Стивенсона - романа «Владелец Баллантрэ» (1889). Стивенсон поставил в центре этого произведения даровитый характер, который изломан, испорчен, однако обаяние отпущенных ему сил еще велико. 
Е.С. Себежко считает, что Р.Л. Стивенсон как основатель неоромантизма в английской литературе закономерно возвращается к авантюрно-приключенческой тематике, которую впервые ввел в литературу Д. Дефо. Но если для Дефо море - это удобный торговый путь, острова - объекты колонизации, а авантюрный сюжет - перипетии судьбы, необходимые для испытания деятельного и предприимчивого буржуа, то для Стивенсона смысл творчества - это поиск «поэзии неведомого» в мире экзотики. Стивенсон ищет идеал человека в быстро меняющемся мире.  
Многое из написанного Стивенсоном сохранило свое значение и до наших дней: в его творчестве обнаруживаются сложнейшие узлы многих литературных проблем, возникших на английской почве.

 

 

 

 

24. Творчество Бернарда Шоу – выдающегося английского драматурга, одного из  основателей реалистической драмы XX в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста – пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В нашем литературоведении создалась целая наука о творчестве Бернарда Шоу. Ее основы были заложены А.В. Луначарским, проявлявшим глубокий и сочувственный интерес к поискам, противоречиям и творческому своеобразию писателя. За последнее время советскими учеными защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций о творчестве Б. Шоу и опубликован ряд книг, в том числе тщательно прокомментированный том писем драматурга (1971), его высказывания о драме и театре (1963), книга А.Г. Образцовой о его театральной и режиссерской деятельности (1974).

Велики заслуги писавших о творчестве Б. Шоу советских исследователей        А. Аникста, П. Балашова, И. Канторовича. Несколько книг посвятила Бернарду Шоу, его драматургическому методу и его влиянию на английский и европейский театр А.Г. Образцова.

В истории литературы Англии имя Бернарда Шоу стоит рядом с именем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на триста лет позже, чем его предшественник. Оба они внесли неоценимый вклад в развитие национального театра Англии, и творчество каждого из них стало известно далеко за пределами их родины. Замечательный мастер сатиры, Шоу избирает основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью смех. Это оружие служило ему безотказно. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», - эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха, громко звучащего с подмостков сцены вот уже целое столетие.

Характерная особенность Шоу заключалась в том, что занятия искусством он никогда не отделял от присущего ему интереса к общественно-политической жизни своего времени. Он посещает собрания социал-демократов, принимает участие в диспутах, настойчиво вырабатывая в себе навыки оратора, с увлечением и глубоким интересом читает «Капитал» Маркса – труд, который, по его собственным словам, явился для него откровением. Романы Шоу свидетельствовали о присущем ему мастерстве драматурга, которое еще ждало случая для своего выявления. В романах оно сказалось в отчетливо выраженной склонности к диалогизированной форме, в блестяще построенных диалогах, которым во всех без исключения произведениях Шоу принадлежит основное место.

Шоу стремится показать многообразие форм человеческой деятельности, противопоставляя широко понимаемый им долг и ответственность узко эгоистическим побуждениям и слепой чувственности. Пуританство Шоу связано с героическими пуританским традициями эпохи английской революции, эпохи Кромвеля и Мильтона.

 

25. Евгений Каменькович поставил «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Три года назад в БДТ эту пьесу ставил Темур Чхеидзе, она идет в новосибирском «Старом доме», по ее мотивам в 1986 году сделал фильм Александр Сокуров - словом, из серьезных пьес Шоу («Пигмалион» в счет не идет) «Дом, где разбиваются сердца» в России пользуется наибольшей популярностью. Во многом это объясняется авторским определением жанра: Шоу назвал историю про странный дом капитана Шотовера «фантазией в русском стиле на английские темы».

Любя и всячески пропагандируя пьесы Чехова у себя на родине, Шоу не понимал в них одной простой вещи: к России и к своим героям Чехов относится как к больным, а на больных не кричат (эту замечательную фразу я нашел в «Записях и выписках» Гаспарова). Сам же Шоу орал на Англию изо всех сил, зычно и неутомимо. На время первой мировой войны он честно сделал перерыв. «Вы не можете вести войну с войной и со своим соседом одновременно. Война не терпит яростного бича комедии. /.../ Говорить правду несовместимо с защитой государства», - пишет он в том же предисловии. Два первых действия «Дома» написаны в 1913 году; третье, самое короткое, - в 1917-м; пьеса опубликована в 1919-м. Вот это и впрямь похоже на «русский стиль», но только это, и ничто больше.

Между Шоу и Стоппардом общего куда больше, но разница меж ними важнее, чем сходство. Меж ними, если вспомнить присказку моего дворового детства, вот какая разница: один дерется, а другой дразнится.

Отблески авторской серьезности можно уловить в актерской игре. На «серьез», как мне кажется, внутренне нацелены Карэн Бадалов, играющий старого капитана Шотовера, Наталия Курдюбова (миссис Гесиона), молодая Наталья Мартынова (Элли Дэн): то, что они делают, содержательно, а игра Курдюбовой - актрисы умной, цепкой, замечательно использующей природную резкость жеста, - попросту превосходна. Стихией спектакля тем не менее остается интеллигентное баловство с чужими проблемами. То есть предчувствие общей гибели, составляющее главный смысл пьесы («Одно из двух: или из тьмы выйдет какое-то новое существо на смену нам, как мы пришли на смену животным, или небосвод с грохотом обрушится и уничтожит нас»), современного человека очень тревожит, но безнадежно устарел способ выражения, которым пользуется Шоу. В этом и проблема: стареют не мысли и чувства, стареют техники. Когда-нибудь устареет и красивая, модная техника интеллигентного баловства - поскорее бы!

 

 

 

26. Герберт Джордж Уэллс (1866—1946) 
Английский писатель и общественный деятель, доктор биологии Герберт Джордж Уэллс (1866—1946) вошел в историю мировой литературы как автор научно-фантастических романов («Машина времени», «Остров доктора Моро», «Война миров» и др.). Не менее известен он и как мастер социальной сатиры в ряде социально-бытовых и утопических романов («Тоне-Бенге», «Люди как боги» и др.). Оставив человечеству сто томов прозы, философских, исторических и социологических работ, социально-политических прогнозов, статей о вооружении и национализме, детских книг и книгу памятную для нас — «Россия во мгле», Уэллс для миллионов читателей во всем мире является, прежде всего, автором шедевра — романа «The Invisible Man» — «Человек-невидимка» (1897).  
Критики-физики утверждали, что невидимка был обречен на слепоту, в нем были бы видны отмершие клетки организма, кислоты, шлаки, электрические вспышки в головном мозге и пр.  
Критики-филологи проводили параллели со сказочными персонажами; отмечали, что Уэллс развил в своем романе тему метаморфоз, описанных Р. Стивенсоном в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»; вспоминали 40-летней давности рассказ американского писателя Ф.-Дж. О'Брайана «Кем оно было?» о некоем невидимом существе.  
У критиков тема заимствований стара как мир. Но если учесть, что «Ромео и Джульетту» писали и до Шекспира, а «Фауста» до Гёте, а написали их все-таки У. Шекспир и И.В. Гете, то и «Человека-невидимку», уникального в своей неповторимости, создали не предшественники, а Г. Уэллс.  
Однако критики критиками, а читатели читателями. Не прошло и года, как критики вынуждены были прислушаться к восторженному мнению публики и коллег Уэллса по цеху (Дж. Конрад, например, назвал его «реалистом фантастики», а Г. Джеймс восхищался тем, что он обладал «чарами» — даром завораживать читателей) и начать восторгаться подобно неискушенной в дискурсе публике.  
«У Герберта Уэллса увидеть — значит поверить, но здесь мы верим даже в невидимое», — заметил один из них. С этого времени Уэллс завоевал звание «писателя, умеющего мыслить».  
В 29 лет он стал классиком — и в первую очередь именно за «Человека-невидимку». Писатель, как никто другой умевший сочетать в своем творчестве безупречную логику и яркую фантазию, нравился всем — и «физикам» и «лирикам». По словам автора знаменитой антиутопии «Мы» Е. Замятина, «мифы Уэллса логичны, как математические уравнения». 
После Уэллса тема невидимки превратилась в дойную корову фантастов, даже великих (Дж. Честертон, престарелый Ж. Верн, Х. Гернсбек, Р. Бредбери). Однако же скажи сегодня: — Невидимка… — и тут же добавят: — Уэллса. 
На русский язык роман перевел Д. Вайс. 
«Человек-невидимка» неоднократно был экранизирован за рубежом. В СССР одноименный фильм снял в 1984 г. режиссер А. Захаров.

27. Проблема искусства и морали в творчестве Дж.Голсуорси («Сага о Форсайтах»)

Произведение Голсуорси «Сага о Форсайтах» повествует о жизни Англии в период буржуазии. Причем, это произведение рассказывает всю правду о буржуазной Англии. Сам автор тепло отзывается о трудолюбивых людях, осуждает несправедливость существовавшего тогда общественного порядка, с волнение обращается к теме классовых различий. Центральной темой в сборнике романов является тема собственности. Буржуазная Англия – это страна, полная собственников, взгляды которых соответствуют их классу. Главный принцип саги – это упадок сильного буржуазного общества и разрушение его прочности. Форсайт – это тот кто является собственником, не выражает свои чувства и лишен способности к отвлеченному мышлению. Форсайты любят показывать свою сплоченность. Форсайты – это здравомыслящие и скучные люди, которые не являются ни творцами, ни созидателями. Зато они пытаются завладеть то что создано другими людьми.  Форсайты и искусство – несовместимые понятия, потому что среди  форсайтов есть люди разных профессий, но среди них нет творцов прекрасного. Они всего лишь посредники, которые видят в искусстве выгоду. Соме как герой, обладает способностью видеть и чувствовать красоту, но он хочет сделать ее своей собственностью. Форсайты не стремятся в будущее, предпочитая прошлое. Их пугают перемены. Даже само название произведения «сага» не говорит о том, что форсайты являются положительными героями, поскольку сага означает произведение о героях, совершающих добро, а форсайты ни к чему героическому не хотят стремиться к героическому. Форсайты ничего не понимают в искусстве, а лишь желают приобрести его как свою собственность. У них нет понятия о прекрасном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Трагическая судьба художника в романе Дж. Лондона «Мартин Иден».

«Мартин Иден» - это грустная история о жизни одного человека, его духовном росте, надеждах и разочарованиях. Идея романа – событие, которое изменило жизнь главного героя. Он приходит в дом к богатым людям, где влюбляется в их дочь. Его любовь к ней доходит до поклонения. Однако, когда у него заканчиваются средства к существованию, Мартин уходит в море и решает стать писателем. Когда он становится известным и его произведения появляются везде, но с минимальными гонорарами, родители его возлюбленной категорически против свадьбы своей дочери с ним, поскольку их принцип – деньги.

Внутренняя тема – одиночество, потому что творческий человек не находит понимания среди окружающих. Когда Мартин обретает успех и пользуется популярностью среди тех, кто читает его творения, он понимает что слава – явление временное, и что все похвалы со стороны общества – это стадное чувство. Когда Мартин был бедным и неизвестным, он буквально излучал энергию и был готов творить. Когда он стал богатым и знаменитым, его творчество словно куда-то исчезло. Он хотел стать знаменитым, но известность «ударила» по его творческому подходу. И в то же время его бывшая возлюбленная, которая отвергла его, приходит к нему, будучи уже с деньгами. Но Иден уже не тот, что был раньше. И не желает отношений. Он разочарован в богатых людях, которые не знают о таком понятии как мораль и справедливость. Он становится одиноким. Мартин Иден не принимался обществом до тех пор, пока не попробовал на себе жизнь богатого и знаменитого. Никто не хотел признавать его таким, какой он есть. И это вполне оправдано, ведь внутренний мир творческого человека очень сложно понять тем, кто отличается от него. Уставший от общественных порядков,  в которых существуют только стадные инстинкты и деньги, Мартин заканчивает свою жизнь трагически. 

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литература"