Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 264.81 Кб (Скачать файл)

 

На грани сна и реальности читатель оказывается с первых строк романа. Генриху сниться прекрасный голубой цветок, но громкий разговор возвращает его в реальный мир. Реальность – Средневековье, которое Новалис наполняет светом и чел добротой. Генрих хочет найти цветок и отправляется с матерью и купцами в Аусбург (небольшое путешествие). Встреча с пленницей Зулеймой открывает Генрихуромантический Восток, с рудокопом – прирроду, подземные кладовые сокровищи останков доисторических животных, с отшельником – мир истории. В Аугсбурге поэт Клингсор вводит его в мир поэзии. Которая есть «основное свойство духа человеческого», благодаря дочери Клингсора он узнает любовь. Генрих чувствует то же, что и при видении цветка, они становятся женихом и невестой. В конце части утверждение победы поэзии над рассудительностью. 1 часть «Ожидание»ю

 

Во второй части «Свершение» Матильда утонула, Генрих в отчаянии. Но голос и призрак Матильды заставляет его вернуться к поэзии. Генрих начинает петь и горе в его душе заменяется светлой грустью. Девушка, похожая на Матильду, отводит его к старому врачу Сильвестру, с которым Генрих рассуждает о совести как могущественной силе, о слабости, как источнике зла, о единстве всех чувств в мире. Роман незавершен. Людвиг Тик записал канву сюжета романа – Генрих станет поэтом, откроет многоликость мира, который становиться метафоричным и волшебным., он найдет голубой цветок, сорвет его, и обыденность исчезнет, растворенная поэзией.

 

Голубой цветок – символ романтического идеала.

 

Гейдельбергский романтизм.

 

Время нашествия Наполеона на Германию, связан с пробуждением национального самосознания. Л. А. фон Арним, К. Бретано, </ajy Арним, братья Гримм, Клейст (стоит особняком, но по времени относят).

 

Сопоставительная характеристика романтического героя йенского и гейдельбергского романтизма.

 

В чем различие подхода Йенского и Гейдельбергского кружка в трактовке романтического героя? Мы помним, в центре литературного космоса йенских романтиков находился романтический гений. Это человек, который обладает иными качествами, по сравнению с просто честными бюргерами. Он иначе воспринимает мир, потому что у него есть иные чувства. Он не отличается от просто хороших людей большей степенью чувствования, как это было, скажем, в английском романтизме, а он обладает иными качествами чувства, у него есть иные способности постигать этот мир. Так что известная гордыня и надменность была присуща этому направлению, главой которого, центральной фигурой Йенского кружка был Новалис. Что же касается гейдельбергского романтизма, то гейдельбержцы выдвигают другой тезис, другое понимание центрального героя. Согласно формуле Алексанра фон Гумбольдта, назначение героя романтической литературы второго период - это раствориться в Духе Народном, и герои гейдельбергского романтизма никак не могут быть рассмотрены нами как романтические гении. Ну, скажем, наиболее типичные герои - персонажи сказок братьев Гриммов. Ведь согласитесь, какой-нибудь Ганс-дурачок вовсе не производит на нас впечатления романтического гения. Но в героях литературы гейдельбергского романтизма проявляются лучшие черты национального немецкого характера. Так что, если йенцы предполагают разделение мира на мир героев-музыкантов и мир героев-честных бюргеров, декларируют, во всяком случае, такое двоемирие, то гейдельбергский период смешивает романтического героя и жизнь народную.

 

Арним и Бретано – сборник народных песен и баллад «Волшебный рог мальчика», обработанные в стиле романтизма произведения фольклора, собранные по Германии. Лорелея - http://loralay.narod.ru/simple.html Тут есть немного текста и рассказ о том, как и че было с легендой.

 

Тут еще братья Гримм «Красная шапочка», например. Впервые собирали фольклор с научной точки зрения – вели точные записи, максимально сохраняли своеобразие фольклорной сказочности и язык устного повествования.

 

Берлинский романтизм

 

Или поздний немецкий романтизм. С сер сер 1818 по конец 1820. Гофман, ранняя поэзия Гейне.

 

Гофман, уж простите, сложен, ежели его не читать… Запутанный сюжет. «Золотой горшок», «Житейские воззрения кота Мурра».

 

Гейне.

 

Центральным произведением в творчестве Гейне стала "Книга песен", печатавшаяся на протяжении нескольких лет как отдельные циклы и стихотворные сборники. Впоследствии эти произведения были объединены автором в единый свод (1827). Сам Гейне в юности определил эстетические ориентиры "Страданий юности" первого цикла "Книги песен". Ранние произведения находятся под влиянием готического "страшного" жанра, наиболее ярко представленного в романтической литературе "Ночными рассказами" Э. Т. А. Гофмана, кроме того, поэзия Гейне испытывает сильное воздействие фольклорной традиции. В дальнейшем влияние готической образности будет утрачено, и напротив все большее значение приобретет народный дух. Гейне составлял свою книгу, используя лучшие из своих стихотворений. Особенное внимание поэт уделял структуре сборника расположение стихотворений в нем не случайно, каждый цикл идейно и тематически связан с другими. Каждое стихотворение, конечно, имеет свой смысл, но смысл этот меняется, если увидеть читаемое произведение в контексте книги в целом. История любви, которая, как кажется поначалу, лежит в основе сборника, перерастает в историю нравов бюргерского общества, в их сатирическую критику.

 

В первом цикле "Книге песен" "Страдания юности" ощущается сильное влияние романтической традиции. И на уровне образов (таинственные, мистические персонажи, сны, адские силы, ожившие мертвецы) и на уровне приемов (аффектированные контрасты, романтическое двоемирие) противостояние поэтического и буржуазного мировосприятия) словно бы помещает творчество Гейне в контекст предыдущей литературной эпохи. Но надо заметить, что в "Книге песен" сохраняется внешняя атрибутика романтизма, без веры в состоятельность романтической идеи. Немецкие романтики не воображали несуществующее. Мистическая философия немецкого романтизма предполагала не создание нового, иллюзорного мира в творчестве, а вдумчивое, прочувствованное отношение к существующему миру. В основе романтического миросозерцания лежит мистическая идея наблюдения бесконечного в конечном. Романтики видят мир скованным конечными очертаниями предметов, но достаточно лишь пристально вглядеться в любой предмет камень, лист дерева, узор на крыльях бабочки, чтобы увидеть движение вечной и бесконечной материи, почувствовать дыхание божества. В немецкой романтической эстетике (в отличие, скажем, от английского романтизма) слабо развита категория воображения. Романтик настаивает, что виденные им чудеса не являются иллюзией, заново сконструированным миром, а представляют собой заново увиденный мир. Стихотворение, которое наглядно показывает сходства и отличия позиции Гейне по сравнению с романтиками, "Разговор на Падерборнском лугу". В этом стихотворении противопоставлены два героя: один мечтатель, фантазер, другой филистер. Герои романтизма от Вакенродера до Гофмана так или иначе могут быть рассмотрены в тех категориях, которые обозначил Гофман в "Житейских воззрениях кота Мурра" "музыкант" и "просто хороший человек". "Просто хороший человек" вовсе не является отрицательным героем напротив того, во многих случаях он вызывает не меньшую, а то и большую симпатию автора и читателя, чем герой "музыкант". У Гейне "просто хороший человек" трансформируется в образ мещанина, филистера ограниченного, грубого, глупого, прожорливого. Прием, при помощи которого Гейне достигает остро сатирического эффекта, физиологический перегиб. Стихотворение "Разговор на Падерборнском лугу" построено на гротескном контрасте образов: музыка, пасторальный пейзаж, образ любимой девушки и свиное хрюканье, гогот гусей, навязчивые и грубые звуки села. Люди, живущие исключительно материальными проблемами, становятся предметом ядовитой насмешки Гейне на протяжении всего его жизненного пути. Герой "музыкант" у Гейне, однако, не пассивный созерцатель мира это активный деятель, обладающий способностью к фантазии и острому восприятию действительности. В финале "Разговора..." лирический герой подтверждает, что многое в его картине мира вызвано мечтательностью и фантазией, присущими ему, но насмешки филистера не могут разрушить того мира, который создан в его душе. Герой Гейне видит несовершенство мира, но стремится не уйти от него, а жить, преодолевая это несовершенство, в борьбе с ним. Материальный мир оказывается тоже важен для Гейне без любви к нему невозможна истинная, человечная духовность.

 

Второй цикл "Лирическое интермеццо" примиряет лирического героя с жизнью. Тоска по утраченной возлюбленной сменяется светлой печалью. Взгляд Гейне на мир это взгляд в высшей степени жизнелюбивого человека. Если жизнь несовершенна, это не значит, что ее не стоит прожить. Стихотворения третьего, наиболее объемного цикла "Возвращение на родину" представляют нам лирического героя словно бы уже возмужавшим, он пережил страдания жизни, но память о них не умерла. Однако то, что ранило впечатлительного юношу, вызывает в зрелом человеке насмешку. Над любовной темой начинает преобладать критический анализ достижений буржуазной морали. Гейне не отказывает себе в наслаждении отыскивать затаившиеся крохи немецкого филистерства в незыблемых авторитетах (например Шеллинг, Гегель).

 

Последний цикл сборника "Северное море" написан свободным стихом. Гейне при помощи верлибра стремился передать своеобразный, сбитый ритм волн прибоя. Необычность избранной стихотворной формы (новой для немецкой литературы) вызвала восхищение читающей публики с той поры, с благословения Гейне, верлибр вошел в немецкую поэзию. Аналитическое начало "Книги песен" усиливается в последнем цикле. Герой стремится слиться с природой вдали от напрасных страданий и умствований. Однако, природа у него понимается не в пантеистическом смысле, как у романтиков, она объективна, материальна и одухотворена настолько, насколько одухотворяет ее фантазия поэта. В "Северном море" герою Гейне открывается радость жить полными чувствами здорового и счастливого человека. Сам Гейне называл себя "последним романтическим принцем" своей "неромантической эпохи". Действительно, поэзия Гейне связана генетическими узами с романтической традицией. Но, в отличие от романтиков, Гейне сохраняет веру в здоровый, "дневной" взгляд на мир, веру в счастливое предназначение человека

 

Вопрос 4. 3.Йенский романтизм. Художественные принципы: теория романа, фрагмента, принцип мифологической типизации, роль творческой интуиции. Иенский романтизм складывался в атмосфере передовых общественно-политических идей, которые выдвинула и стремилась осуществить революция конца XVIII в. во Франции, и он не мог не испытывать их плодотворного влияния. В Иенском унив-те братья Ш., Фихте, Новалис, Людовик Тик – центр идеологической оппозиции. Им чужда была вера в осуществление передовых идеалов Французской революции в будущем. Они не были ни реакционерами, ни реставраторами средневековых отношений, но их поиски справедливого внебуржуазного идеала становились ретроспективными и нередко выражались в идеализации далекого прошлого, как правило, средневековья, которое они все же стремились соотнести с современным общественным развитием (утопия Новалиса). При этом в утопическом идеале иенцев акцент ставился не на общественной, а на эстетической стороне.

 

^ Йенский кружок (1796–1802). Первое европейское романтическое  объединение, “идеал романтического  симпозиума” (Н. Берковский). Основные  участники: братья А. В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Новалис, Ф. В. Шеллинг, Ф. Д. Шлейермахер. Выработка теории романтизма  и ее практическое воплощение. Издание журнала “Атеней” (1797–1800). Отсутствие больших трактатов-манифестов. Фрагментарный стиль мышления. Фридрих  Шлегель (1772–1829) как главный теоретик  иенской школы. “Критические (ликейские) фрагменты” и “Атенейские фрагменты”. Универсальность – главная характеристика  “романтической поэзии”. Концепция  романтической иронии не только  как способа возвыситься над  убожеством мещанской жизни, но  как проявления высшей духовной  деятельности человека, важнейшего  средства художественного познания. 216 фрагмент: “три ведущие тенденции”  своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете “Годы  учения Вильгельма Мейстера”). Апология  романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию  универсальности искусства. “Люцинда”  Ф. Шлегеля как проблемно-философский  роман. Идеальная любовь – сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос  свершения, переживания достигнутого  идеала. Автобиографизм. Критическое  отношение современников к роману. Жанровый универсализм Людвига  Тика (1773–1853). “Белокурый Экберт” (1796) как образец раннеромантической  новеллы-сказки. Цикл комедий (“Кот  в сапогах” и другие, 1797–1800) –  пример романтической иронии  до выработки Шлегелем теории. “Странствия Франца Штернбальда” (1798) – первый романтический роман  о художнике, жанровый эталон  для последующих произведений  в этом роде. Творчество Новалиса (настоящее имя Фридрих фон  Гарденберг) (1772–1801). Теоретические  “Фрагменты”, философия “магического  идеализма”. Любовь к Софии фон  Кюн. Автобиографизм “Гимнов к  ночи” и их метафизический  смысл. “Генрих фон Офтердинген” (1801 – незаконч.) как самый характерный  раннеромантический роман. История  становления поэта. Символика “голубого  цветка”. Значение образов восточной  девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы.

 

Вопрос 5. Гейдельбергский романтизм. Заслуги немецких романтиков в собирании и обработке произведений устного народного творчества. «Волшебный рог мальчика» А. фон Арнима и К. Брентано.

 

Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806–1808), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812–1814) братьев Я. И В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении – мифологической школы.Главное сочинение Брентано и Арнима - это сборник народной поэзии "Волшебный рог мальчика". Важное для немецкой литературы. По преимуществу это не были песни собственно народные, на две трети это сборник стилизации, попытка освоиться с народным языком, подражать немецкому фольклору. По сути дела, это был первый внимательный взгляд на фольклор, первая попытка освоиться с народным творчеством как с искусством, воспринять его как литературу. Обращение гейдельбержцев к народной культуре не случайно. Они болезненно переживают утрату самостоятельности, и, утратив политическую, стремятся не утратить духовную.

 

Преследуя общую цель, члены гейд. кружка стояли на разных позициях. Арним отстаивает просветительский подход к фольклору: существует некая внеисторическая субстанция – «народный дух», присутствующий в разной мере в древних и новых произведениях, в поэзии народной и авторской. Поэтическая обработка песен представляется Арниму правомерной, т.к. это дает возможность приблизить их к уровню современного сознания, живому языку. Братья Гримм были сторонниками научной точности, сохранения народных произведений в их оригинальном виде.

 

Клеменс Брентано (1778-1842), страстный приверженец иенских романтиков, ученик Шлегеля и Тика. провел реформу немецкого стиха, которая урезала общественное содержание и философскую насыщенность поэзии, но сделала поэзию демократичнее и доступнее, усилив её национальное содержание. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального протеста, лишь в очень немногих песнях можно обнаружить подобные интонации. Напротив, составители утверждают феодальную мораль и законность: всякого, кто отваживается на протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара. При знакомстве со сборником явно бросается в глаза обилие духовных песен. Песни солдатские, песни с военной тематикой соперничают по своему количеству с духовными песнями, что в какой-то мере отражало и характер исторического положения Германии тех периодов и вместе с тем ее современную военно-политическую ситуацию. Особенно это касается военных песен, в которых явственно звучат патриотические интонации («Песня битвы»). Однако в иных военных песнях идеализируется откровенный военный разбой («Старый ландскнехт»).

 

Вопрос 6. Фридрих Шлегель (1772–1829) как главный теоретик иенской школы. “Критические (ликейские) фрагменты” и “Атенейские фрагменты”. Универсальность – главная характеристика “романтической поэзии”. Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством мещанской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: “три ведущие тенденции” своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете “Годы учения Вильгельма Мейстера”).

 

 

1799 – «Люцинда» Ф. Шлегеля  – проблемно-философский роман. Воплощение идей и принципов  романтизма; роман об идеальной  любви и семье. Идеальная любовь  – сотворчество, тождество жизни  и поэзии. Любовь против внутреннего  раскола, разорванного сознания, против  двоемирия. Любви подчинена философия. Развитие своеобразной "религия  любви", вызвал со стороны буржуазной  публики обвинения в аморализме  и безнравственности. Но на самом  деле Шлегель трактовал сексуальную  любовь как средство к очищению  и духовности, придавая ей религиозное  значение. Роман представляет собой  письма к монахине Люцинде, в  которых Шлегель описывает два  необходимых ритуала в его "религии любви": очищение, осуществляемое посредством исповеди, и духовное очищение, достигаемое посредством половой любви.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"