Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 264.81 Кб (Скачать файл)

 

 Французский романтизм  развивался неравномерно в разных видах искусства Начало литературного романтизма датировался концом XVIII в Принято считать, что романтизм возник как реакция на Просвещение, хотя существовали прямые подтверждения того, что полного разрыва между просветителями и романтиками во Франции не было.

 

 Периодизация романтизма  во французской литературе определялась  как историческими предпосылками, так и хронологии эстетического  развития, эволюцией литературного  процесса

 

1795-1815 гг - период вступления  в литературу первых романтиков, возникновения романтического движения, основателями которого были Жермена  де Сталь и Франсуа Рене  де Шатобриан Так возникло 2 школы в раннем французском романтизм мы - школа де Сталь и школа Шатобриана.

 

 Школа де Сталь и  ее последователи пытались победить  рационализм, но, в отличие от  школы Шатобриана, которая просветительской  вере в первенство Разума противопоставляла  христианско-католическую духовность, на первый план выдвигали описание  индивидуальных чувств Де Сталь требовала, чтобы чувством предоставлять не общечеловеческих черт, а национального колорита (как пример, \"Ромео и Джульетта\" у Шекспирау Шекспіра).

 

 Первые романтики - прежде  всего философы и политические  деятели, поэтому теоретические  вопросы и эстетика французского  романтизма изначально формировались  в связи с постановкой общефилософских вопросов . В основу своей эстетики романтики положили  антитезу которую В.Гюго определил как способность видеть две стороны предмета или явления Действительно, французские писатели данной эпохи любили совмещать противоположности: добро и зло, трагическое и комическое, высокое и низкое, материальне и идеальное, реальное и фантастическое, жизнь и смерть .

 

 Антитеза лежала и в основе деления всего искусства на классическое и романтическое впервые предложенного Жермена де Сталь в трактате \"О Германии\", который стал манифестом французских романтиков классической литературы, которая опиралась на греко-римскую античность; романтическая литература развивалась в северных странах и ориентировалась на Средневековья, христианство и народных традиций.

 

 

 Однако, на первом этапе развития романтики еще не противопоставляли себя классицистов в полном смысле Характерно, что романтизм на этом этапе развивался только в прозаических жанрах.

 

 Важным достижением  первых романтиков стало открытие \"частного человека\" (по аналогии  с \"естественного человека\" просветителей) Интерес к его внутреннему  миру дал импульс развитию психологизма, специфических мнением выражением которого становится раскрытие понятия \"меланхолия\" Первым это понятие ввел Шатобриан, позже его разрабатывали Ж.Санд и Мюссе.

 

1815-1827 гг - время возникновения  широкого романтического движения, в котором формировались течения, школы, группировки, кружки; появление  романтической поэзия (Ламартин, де  Виньи, ВГюго), исторического романтического  романа (ВГюго, где Он ньи), первых  романтических драм Следует помнить, что романтический движение еще не был объединен общим художественным методом, в его основе лежала единство художественного мировозрения. Поэтому кроме романтических течений (лирико-философская (Ламартин), историко-живописная (Гюго)) появилась и течение реалистического направления, во главе которой встал Ф.Стендаль .Иначе сложились отношения с классицистами , которые в большей степени сотрудничали с романтиками.

 

1827-1835 гг - в это время романтизм полностью приобретает черты направления (т.е. романтики объединились единственным художественным методом), и это направление стало ведущим во французской литературе Начало этого этапа ознаменован появлением главного эстетического манифеста французских романтиков - \"Предисловия к\" Кромвеля \"ВГюго Выдающийся поэт стал во главе наиболее влиятельного литературного объединения романтиков -\" Сенакль \"В литературу при шли Мюссе и ЖСанд, а с ними - утвердилась психологическая течение Романтизм одержал победу над классицизмом в области драм.

 

1835-1843 гг - в это время от романтизма выделилась течение реалистической ориентации во главе с Стендалем, поэтому этот период называли \"периодом междуцарствия\", когда в литературе господствовало 2 направления .Но они не о оттесняли друг друга, даже недостаточно были дифференцированы Различия романтизма и реализма проявилось прежде всего в решении вопроса о влиянии обстоятельств и общества на формирование человека, отстаивали реалисты и отрицали романтики Происходил взаимовлияние романтизма и критического реализма, что было положительным (усиление социальных мотивов в творчестве ЖСанд в начале 40-х гг) Выбрав близкие эстетические позиции, Стендаль, Бальзак, Мериме, Беранже стали первыми представителями критического реализма.

 

1843-1848 гг - кризис романтизма Манифестом позднего романтизма стал трактат ВГюго \"ВШекспир\" Успешно развивалась лишь романтическая течение, связана с утопическим социализмом (ЖСанд, Сент-Бев, Гюго и др.), особой популярностью пользовались также романы - фельетоны Дюма.

 

 Поражение революции 1848 года знаменовала конец истории  романтизма как литературного  направления Противоположность  взглядов романтиков и реалистов  стала очевидной В этот период с новой силой прозвучали романтические идеи, выдвинутые в начале века о значении в литературе авторского начала, активной писательской позиции.

 

 К 1870 году романтическая течение окончательно пала, на ее основе возникли символизм и неоромантизм

 

 Художественный системе французского романтизма присущи существенные различия: не получила развитие фольклорно-народная течение.

 Виктор Гюго - единственный в Европе, кто остался верен романтическом направления до конца жизни, тогда, как в целом романтическое движение во французской литературе иссяк уже в 40-50 годах 19 в, а в немецкой лет литературу в 20-е годы Он один из многих, кто не проклял Французскую революцию, идеи революции вообще, кто сохранил веру и оптимизм в возможность разумного развития и творческого потенциала человека и человечеств, а именно благодаря Виктору Гюго французский романтизм воспринимался как наиболее социально ориентированный, насыщенный социальными идеями: сочувствие к бедным и обездоленным, требование социальной справедливости, тод и как английский романтизм, по крайней мере в творчестве Байрона и Шелли, своим главным пафосом сделал величие человеческого духа и творческую силу борьбы видел скорее в личном порыве человека, чем в общественном составлении .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 27. Эволюция тематики и проблематики

 

      Как правило, анализ любого текста начинается  с определения тематики и проблематики, таким образом, справедливо в  первую очередь проследить как  эволюционизирует тематика в  творчестве писателя. Уже при  рассмотрении этих двух литературных  категорий наблюдается эволюция  творческой мысли писателя, напрямую  связанная с эволюцией политических  убеждений. Так от вечной тематики  и проблематики автор приходит  к конкретно-историческому изображению  событий.

 

В творчестве Гюго тема и проблема всегда связана с образом народа. И в связи с трансформацией тематического уровня произведений трансформируется и образ народа, а точнее автор подходит к изображению народа с разных сторон.

 

Если в романе «Девяносто третий год» ярко обрисована историко-политическая жизнь народа и конкретных его представителей, то в «Соборе Парижской богоматери» автор скорее рисует картину нравственной, духовной жизни народа, которая развертывается на фоне грандиозных картин истории.       Таким образом, в романе «Собор Парижской богоматери»,  автора больше волнует нравственная сторона жизни народа, а в связи с этим на первый план выходит не конкретно-историческая проблематика, а вечная – проблема уродливого и прекрасного, воплощенная в образе Квазимодо, проблема чистой и непорочной любви и человеческих страданий. «Собор Парижской богоматери»- это скорее не повествование об исторических событиях, как уже было сказано, а изображение истории нравов пятнадцатого века. Но это, тем не менее, исторический роман и он не лишен социального подтекста. «Кому не придет в голову,— писал  Достоевский,— что Квазимодо есть олицетворение угнетенного и презираемого средневекового народа... в котором просыпается, наконец, любовь и жажда справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых бесконечных сил своих».

 

В произведении «Девяносто третий год»  народ – это сила, которая творит революцию, а, значит, творит историю, из чего следует, что на первый план выходит событийная сторона. Автор привлекает все силы символики, метафоры и гиперболизации, чтобы показать всю мощь силы народной. Так, в первой части романа «В море» завязывается символическая борьба человека и пушки, грозящей гибелью всему кораблю. «На одной стороне - сила, на другой душа. Битва происходила в полумраке…но, казалось, что у пушки тоже была душа; правда душа, исполненная ненависти и злобы», - пишет Гюго, говоря метафорическим языком о проснувшейся силе народной, которая будет вершить историю. Народ океан, грозный для коронованных владык,— сквозной образ, проходящий через все творчество Гюго. В этом романе народ и каждый отдельно взятый из народа человек живет не частной жизнью, а проживает историческую судьбу, будучи вовлечен в описываемые события: «Ни малейших признаков упадка духа в народе. И угрюмая радость оттого, что раз навсегда свергнуты троны. Лавиной шли добровольцы, предлагавшие родине свою жизнь». Описываемые события поистине приобретают эпический, исторический размах. Но самая примечательная особенность романа заключается в том, что при зарисовке этих исторически-масштабных событий — войн, революции и решения ею громадной важности политических и идеологических задач — художник ни на одну минуту не упускает из виду индивидуально-человеческой драмы, которая развертывается на фоне этих событий. Здесь мы видим соединение высокого эпоса и интимной лирики. Об этом говорят первые же эпизоды “Девяносто третьего года” — встреча парижского батальона “Красный колпак” с несчастной крестьянкой, вдовой, матерью, прячущейся с детьми в чаще вандейских лесов, диалог между нею и сержантом Радубом (“Кто ты?.. Какой партии ты сочувствуешь?.. Ты синяя? Белая? С кем ты?” — “С детьми...”), и слеза сурового воина революции, и его предложение усыновить сирот, сделав их детьми батальона. Как увязать материнство, детство, любовь, милосердие с грозной поступью революции, очищающей землю во имя сияющего будущего? Такова важнейшая проблема, которую ставит Гюго в своем романе. Так конкретно-исторические проблемы переплетаются с сугубо индивидуальными.

 

    Таким образом, из выше сказанного следует, что  В. Гюго остается верен и вечной  и  конкретно-исторической тематике, однако, роль каждой из них  в произведениях различна, что  объясняется эволюцией мировоззренческих  и творческих взглядов писателя.

Заключение.Итак, мы видим, что вместе с политическими убеждениями эволюционизировало и творчество  писателя, что отразилось на всех уровнях текста. Чем больше В. Гюго увлекали революционные идеи, тем больше он уделелял внимание изображению современных ему событий, тем большее значение приобретала для него историческая конкретика. Выдумка и фантазия превратилась в историческую объективность, на смену вымышленным героям пришли известные всему миру своей общественной деятельностью исторические лица, и каждый клочок французской земли стал полон дыхания революции. Но, оставаясь до конца своего творческого пути верным методу романтизма, писатель сохранял и глубокий психологизм. В каждой исторической проблеме он видел и проблемы нравственного, морального характера. В этом, пожалуй, и проявлялась статичность творчества писателя, он всегда в своих произведениях выражал веру в человеческий абсолют, в силу добра.

 

       В противоположность  натуралистическому описанию, соразмерному  с действительными масштабами  событий и не отрывающемуся  от повседневных фактов и явлений, Гюго в споем описании выделяет  значительное, внушительное и грандиозное, обозначающее не только видимое, но и спрятанную за ним духовную сущность вещей. Из описания Гюго всегда вытекают далеко идущие выводы, порою целые философские концепции.

 

Таковы особенности художественно-романтического воссоздания мира в творчестве Гюго, с помощью которых он ярко выражает свою гуманистическую оценку событий и привлекает сердца людей к обездоленным против богачей и аристократов, к народным массам и революции против тирании, к милосердию и духовному величию против жестокости, подлости и низости всякого рода.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 28. . Образ Парижа в романе В. Гюго «Отверженные»

 Действие романов В.Гюго  происходит в Париже, который, как  и Петербург Достоевского, становится  действующим лицом его романов. Париж – город с большой  историей, переживший за свое  существование немало перемен. Его  образ, со своими социальными  контрастами, нравственными законами  давно уже привлекал внимание  писателей. Однако на фоне всех  этих писателей образ Парижа, обрисованный Виктором Гюго, является  более эмоциональным, более понятным  и узнаваемым. Что знает средний  человек о трущобах парижского  дна, о кабаках вдоль Сены, где причаливают контрабандисты? Ничего. А революционный Париж для человека более-менее образованного (хотя бы в пределах школьной программы) сразу напомнит о отважном Гавроше, герое романа «Отверженные», чей образ уже давно стал назывным.

 В романе «Отверженные»  Гюго рисует Париж бедноты, жалких  и мрачных трущоб. Именно в  этом романе появляется историческая  символика Парижа XIX века – баррикады, ведь за 81 год Франция пережила 5 революций. Автор изображает судьбу  бедняков, их долю, одинаково несчастную  и при диктатуре Наполеона, и  при Бурбонах, и при Июльской монархии.

 «Отверженные» — многотомная  и многоплановая беллетристическая  панорама жизни всех слоев  французского общества первой  половины XIX века. Здесь и каскад  реальных или придуманных событий, и переплетение жанров и даже  стилей, когда сквозь реализм  высокой пробы нередко просматривается  романтизм или натурализм, а спокойное  и величавое течение авторской  мысли постоянно скатывается  к детективу.

 

 Гюго посвящает целые  разделы (именуемые книгами) своего  грандиозного творения описанию  истории городской канализации, где блуждают герои романа  после разгрома восстания. Причем  и там он эпичен, так, в числе  прочего, он упоминает, что труп  Марата был сброшен в канализацию  завернутым в простыню и клок  этой простыни много лет спустя  нашли на крюке, торчащем в  стене тоннеля. Он использовал  отчеты своего друга, Эммануэля  Брунсау - инспектора, командированного  Наполеоном для создания карты  канализации. Брунсау отлично справился  с работой: он не только составил  подробную карту, но и написал  детальный труд с описанием  всех находок - от ювелирных украшений  до скелета орангутанга, сбежавшего  из городского зоопарка.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литературы первой половины 19 века"