Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.
1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по
В комедиях Шекспира утверждается гуманистическая программа в равенстве всех людей не зависимо от происхождения, положения в обществе. Идея равенства мужчины и женщины (женские образы привлекательнее мужских); идея веротерпимости. Шекспир впервые в европейской литературе нащупал ту пружину, которая управляет обществом – деньги, золото.
В комедиях основой содержания являются состязания в остроумии, изобретательные проделки. В них всегда торжествует любовь, основанная на союзе сердец, а не на материальном расчете. Ярко проявляется карнавальное начало. Проблема карнавала полно проанализирована Бахтиным, который определил карнавал как жизнь, организованную особым способом. Он говорит о превращении хаос в космос. Карнавалы основаны на переодевании, процессах увенчания и развенчания, шутовском плане. Все это роднит комедии Шекспира с античным карнавалом.
В шекспировской комедии есть глубоко драматические конфликты и даже трагические мотивы. В этом отношении характерна комедия «Венецианский купец». На фоне веселой карнавальной обстановки Венеции происходит острое столкновение между миром радости, доверия и благородства и миром корысти, алчности и жестокости.
13. Гуманистическая концепция
Крайность Гамлета — рефлексия, самоанализ, парализующий в человеке способность к действию. Он совершает много поступков на протяжении трагедии: он убивает Полония, Лаэрта, Клавдия, посылает на смерть Розенкранца и Гильденстерна, но так как он медлит со своей главной задачей — местью, создается впечатление его бездеятельности. Но Гамлет по натуре вовсе не пассивен и не безволен: он смело бросается вслед за духом отца, не колеблясь, убивает Полония, проявляет находчивость и мужество во время плавания в Англию. Дело не столько в натуре Гамлета, а в том особом положении, в которое он попадает.
Гамлет знает, что его долг — наказать зло, но представление о зле у него уже не соответствует прямолинейным законам родовой мести. Зло для него не сводится к преступлению Клавдия, которого он в конечном счете карает; зло разлито в окружающем мире, и Гамлет осознает, что одному человеку не по силам противостояние со всем миром. Этот внутренний конфликт приводит его к мысли о тщете жизни, о самоубийстве. Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим только личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием и вернул бы себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом и чувствующим себя ответчиком за всех. Гамлет поэтому должен бороться с неправдой всего мира, выступив в защиту всех угнетенных. "Век расшатался — и скверней всего,/ Что я рожден восстановить его" (акт I, сцена V)
Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека, и потому Гамлет отступает пред ней, уходя в свои размышления, погружаясь в глубины отчаяния. Однако Шекспир отнюдь не оправдывает бездеятельности героя, считает ее болезненным явлением. Именно в этом и заключается душевная трагедия Гамлета. Трагедия Гамлета – вариант трагедии долга (отомстить за смерть отца), которая оказывается трагедией ложно понятой ответственности за мироздание.
Гамлет — герой, рожденный духом
Возрождения, но его трагедия свидетельствует
о том, что на поздней своей
стадии идеология Возрождения
14.
Сюжетно-композиционные
Центральная сюжетная линия Гамлета отражается в своего рода зеркалах: линиях еще двух молодых героев, каждая из которых проливает новый свет на ситуацию Гамлета. Первая — это линия Лаэрта, который после смерти отца попадает в такое же положение, как Гамлет после явления Призрака. Лаэрт, по всеобщему мнению, "достойный юноша", он воспринимает уроки здравого смысла Полония и выступает носителем установленной морали; он мстит убийце своего отца, не гнушаясь сговором с Клавдием. Вторая — линия Фортинбраса; при том, что ему принадлежит небольшое место на сцене, значение его для пьесы очень велико. Фортинбрас — принц, занявший опустевший датский трон, наследственный трон Гамлета; это человек действия, решительный политик и военачальник, он реализовался после смерти своего отца, норвежского короля, именно в тех сферах, которые остаются недоступными Гамлету. Все характеристики Фортинбраса прямо противоположны характеристикам Лаэрта, и можно сказать, что образ Гамлета помещается между ними. Лаэрт и Фортинбрас — нормальные, обычные мстители, и контраст с ними дает читателю почувствовать исключительность поведения Гамлета, потому что трагедия изображает именно исключительное, великое, возвышенное.
Развитие сюжета в трагедии во многом определяется притворным безумием принца. В чем смысл мнимо безумных действий и высказываний Гамлета? Чтобы действовать в безумном мире Клавдия, Гамлет вынужден надеть маску безумия. В этой роли ему не надо лицемерить и лгать, он говорит горькую правду. Маска безумия соответствует душевному разладу принца, импульсивности его действий, безумной смелости в борьбе за истину в условиях тирании Клавдия.
Большую роль в сюжете играет трагическая случайность. В финале трагедии дано скопление случайностей - герои, участвующие в поединке, меняются рапирами, бокал с отравленным напитком попадает не тому, кому предназначался, и т.д. Трагический исход приближается с неумолимой неизбежностью. Но наступает он в неожиданной форме и в непредвиденное время. Неразумность общественного устройства спутывает и разумные, и безрассудные планы и вызывает трагическую неотвратимость «случайных кар, негаданных убийств».
Прием анахронизма – по форме действие происходит в средние века, но чувствуется атмосфера ренессанса.
Шекспир — величайший поэт в истории английского языка и величайший его реформатор; слово у Шекспира свежо и емко, и в "Гамлете" поражает стилевое богатство пьесы. В основном она написана белым стихом, но в ряде сцен персонажи говорят прозой. Особенно тонко пользуется Шекспир метафорами для создания общей атмосферы трагедии. Критики отмечают присутствие в пьесе трех групп лейтмотивов. Во-первых, это образы болезни, язвы, точащей здоровый организм, — речи всех действующих лиц содержат образы гниения, разложения, распада, работающие на создание темы смерти. Во-вторых, образы женского разврата, блуда, непостоянной Фортуны, подкрепляющие проходящую через трагедию тему женской неверности и одновременно указывающие на основную философскую проблему трагедии, — контраст между видимостью и истинной сущностью явления. В-третьих, это многочисленные образы оружия и военной техники, связанные с войной и насилием, — они подчеркивают в трагедии действенную сторону характера Гамлета. Весь арсенал художественных средств трагедии использован для создания ее многочисленных образов, для воплощения основного трагического конфликта — одиночества гуманистической личности среди пустыни общества, в котором нет места справедливости, разуму, достоинству.
15.
Тематическое содержание
Сонеты Шекспира - это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, о своих противоречивых чувствах; это - страстный монолог, гневно обличающий лицемерие и жестокость, царившие в обществе, и противопоставляющий им непреходящие духовные ценности - дружбу, любовь, искусство. В сонетах раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя, живо откликающегося на проблемы своего времени. Поэт возвеличивает духовную красоту человека и вместе с тем изображает трагизм жизни в условиях того времени. Художественное совершенство в выражении глубоких философских идей неотделимо от сжатой, лаконичной формы сонета. Центральный образ сборника – темноволосая красавица, жестокая и вероломная, в которую влюблен также друг поэта. После большой внутренней борьбы это соперничество оканчивается в душе Шекспира дружбой. Возлюбленная поэта и чувства к ней обрисованы реалистически. Он обличает ее черствость, проклинает ее за то, что она сделала рабом не только его, но и его друга, называет свою страсть «уродливым недугом», сознает все физические и моральные недостатки и все же не может покинуть ее.
В других сонетах Шекспир восхваляет благородство своего друга, дает ему добрые советы, с грустью говорит о пренебрежении, которым окружено в обществе его ремесло актера, негодует на царящую вокруг него неправду.
Среди сонетов,
в которых высказываются важней
Средствами языка и стиля великолепно передана вся сила переживаний взволнованного героя. Величию человека, который благодаря своим духовным поискам и неустанному творческому горению способен обрести бессмертие, посвящен 146-й сонет.
Сонеты Шекспира музыкальны. Весь образный строй его стихов близок музыке.
Поэтический образ у Шекспира близок также образу живописному. В словесном искусстве сонета поэт опирается на открытый художниками Ренессанса закон перспективы. 24-й сонет начинается словами: Мой глаз гравером стал и образ твой Запечатлел в моей груди правдиво. С тех пор служу я рамою живой, А лучшее в искусстве - перспектива.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
Творчество Бенджамина (Бена) Джонсона (1572 - 1637) явилось своеобразным итогом в истории драматургии английского Ренессанса. Знаток античности, он выделялся среди драматургов своего времени большой ученостью.
В творчестве Бена Джонсона нашел выражение как художественная система предклассицизм.
В английскую литературу Бен Джонсон вошел как создатель комедии нравов. В отличие от лирико-романтической, фантастической шекспировской комедии Бена Джонсона носили бытовой сатирический характер. Если у Шекспира характеры даны в развитии, то у Бена Джонсона они статичны. Бен Джонсон отступает от шекспировского принципа многогранности, разносторонности в изображении человека, от раскрытия неповторимой человеческой индивидуальности. Новое в характерологии пьес Бена Джонсона заключается в том, что в персонаже подчеркивается прежде всего общая, основная, определяющая черта. У каждого героя пьес Бена Джонсона свой «юмор», свой нрав, и к этому сводится весь его облик.
«Вольпоне»
Комедия «Вольпоне» (1605) - сатира на пороки буржуазного общества. Власть золота развращает общество, люди утрачивают свои человеческие качества. Отсюда и сатирический прием сравнения с животными. Комедийные персонажи здесь носят значащие имена: Вольпоне -большой лис, Моска - муха, Вольтере - коршун, Корбаччо -старый ворон, Корвино - вороненок.
«Варфоломеевская ярмарка»
В комедии
«Варфоломеевская ярмарка» (1614) представлена
в миниатюре современная
Бен Джонсон придерживался принципа строгого жанрового деления. В этом он также подготовил эстетику классицизма. Наряду с сатирическими комедиями Бен Джонсон создавал тираноборческие трагедии на темы из римской истории -«Падение Сеяна» (1603), «Заговор Каталины» (1611). В трагедиях Бен Джонсон следовал точным историческим фактам. Его трагедии отличаются подчеркнутой политической темой, которая раскрывается, в отличие от шекспировского принципа художественной объективности и поэтической многогранности, часто в форме публицистических деклараций и прозаических ученых рассуждений. Бен Джонсон отошел от героического трагизма и свободной композиции шекспировских трагедий, придерживался строгих жанровых форм.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
Джон Мильтон, крупнейший английский поэт XVII в., с большой художественной силой отразил события английской буржуазной революции и настроения народных масс. Как поэт, публицист и мыслитель Мильтон сложился под воздействием культуры эпохи Возрождения и бурной общественно-политической борьбы своего времени.
Поэма «Потерянный рай» - это эпос пуританской революции, прозвучавший смелым вызовом реакции: в восстании мятежного Сатаны против могущества Бога отражен острый конфликт современной поэту эпохи. Пуританские взгляды Мильтона вступают в противоречие с его убеждениями революционера. Религиозные взгляды требовали подчинения «божественной воле», убеждения революционера звали на борьбу с деспотизмом.
Весьма характерно, что основным героем поэмы становится не Бог, который «один царит, как деспот, в небесах», а восстающий против него Сатана, предпочитающий оказаться в аду, «чем быть слугою в небе». Свободолюбие Сатаны противопоставлено деспотизму небесного владыки. Лишаясь блаженства небесной жизни, Сатана обретает свободу, и это для него дороже всего. В изображении Бога и Сатаны Мильтон расставил все акценты таким образом, что, как заметил Шелли, «не дал своему богу никакого нравственного превосходства над своим дьяволом».
Поэма «Потерянный рай» написана белым стихом и состоит из двенадцати книг (частей).
В ней рассказывается о поражении мятежных ангелов, поднявшихся под предводительством Сатаны против Бога, об их изгнании с небес в преисподнюю. В образах Адама и Евы воплощены представления Мильтона об идеальных мужчине и женщине. В их изображении Мильтон выходит за пределы пуританских представлений о добродетели. Его Адам и Ева напоминают образы, созданные гуманистами Возрождения. Адам - воплощение силы, мужества и красоты, Ева - женского совершенства и обаяния. Им свойственно стремление к знанию, к жизни, исполненной любви и деятельности. Мильтон, мыслитель-гуманист, был убежден в пользе знания и не смог примирить библейскую легенду со своим отношением к знанию: для него оно — не грех, а благо, хотя за него и приходится иногда платить дорогой ценой.