Шпаргалки по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.

Содержание работы

1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература )Шпоры).docx

— 186.96 Кб (Скачать файл)

В заключительных песнях немало чисто личных мотивов, связанных с семейной катастрофой, окончательным разрывом с английским аристократическим обществом, переживаниями  человека, навсегда покинувшего свой дом, человека, лишенного родины. Но главное все же — это аналитический характер, политицизм и актуальность путевых заметок, насыщенных раздумьями поэта, носящими не столько лирический, интимно-личный, сколько конкретно-социальный характер. Это последовательное утверждение реальности бытия в противовес фантастической стране поэтического вымысла. При этом предпочтение действительности отдается в силу ее богатства, красочности. В заключительных песнях поэмы происходит замещение героя личностью автора, слияние образа лирического героя и самого Байрона. Этот отказ от всякой условности в выражении чувств существенно влияет на всю атмосферу поэмы: она до предела насыщена страстностью переживаний, до болезненности личностным отношением ко всему изображаемому, лаконичностью и обнаженностью чувств. При этом сам автор, его судьба занимают в поэме относительно немного места. Но читатель живо ощущает его любящее и страдающее за людей сердце, его прямоту, его гордость и привязчивость, чистоту его помыслов и готовность к самопожертвованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Жанровое своеобразие романа  в стихах «Дон Жуан» Байрона. 

В последние  годы жизни Байрон работал над  своим самым крупным и значительным произведением — эпической поэмой «Дон Жуан» (Don Juan, 1818—1823). Завершить его поэт не успел - было написано шестнадцать песен; работа оборвалась на 16-й песне.

«Дон Жуан»  — многоплановое произведение, которое  содержит гневные инвективы и  сатирическое осмеяние, лирические отступления  и философские раздумья. А. С. Пушкин указывал на «удивительное шекспировское  разнообразие» «Дон Жуана».Поэма была задумана и выполнена как произведение эпическое, в котором дана панорама современной жизни.

Объективный эпический элемент в «Дон Жуане» усиливается по сравнению с «Чайльд-Гарольдом». Образ героя и образ автора теперь уже полностью отделены друг от друга. Приключения Дон Жуана существенно отличаются от паломничества романтического Чайльд-Гарольда. Если мечтатель Чайльд-Гарольд показан на фоне героических событий, то Дон Жуан обыкновенный человек, «на все готовый», изображен в обстоятельствах частной жизни. Поэтический рассказ в «Дон Жуане» построен на антитезах. Однако по сравнению с «Чайльд-Гарольдом» контрастность «Дон Жуана» зиждется на более глубоком и более конкретном проникновении в существо этических, политических, экономических сторон современного общества и выражается в форме противоречия между видимостью и сущностью.

В ряде глав поэмы Байрон опирается  на реальные факты, имеет в виду в  качестве прототипов реальных лиц. Так, характер донны Инесы, матери Дон Жуана, близок характеру жены Байрона. Действия Дон Жуана, оказавшегося в русской армии, повторяют в чем-то поступки герцога Ришелье, служившего в армии Суворова. В поэме высказано новое понимание соотношения личности и обстоятельств. «Люди — игрушка в руках, обстоятельств, хотя кажется, что обстоятельства — игрушка в руках людей».

Байрон отмечает, что в поэме «Дон Жуан» романтическое начало переосмысляется, и набирают силу новые реалистические тенденции.

В «Дон Жуане» Байрон делает следующий шаг к реализму, хотя поэма в целом остается романтическим произведением. Романтизм поэмы «Дон Жуан» — во всепроникающем лирическом чувстве; в дисгармоничности мироощущения; в пламенной страстности монологической речи; во всеобъемлющем характере иронии; в резких парадоксальных антитезах; во вселенском охвате бытия. Лиро-эпический строй поэмы основан на сочетании лиризма и сатиры. Байрон считал свою поэму «эпической сатирой» (epjc satire).

 «Дон Жуан» — сатира на современное общество, хотя время действия отнесено к периоду, предшествующему Французской буржуазной революции. Основу сюжета поэмы составляют приключения Дон Жуана.

Как и в  «Чайльд-Гарольде», в поэме «Дон Жуан» есть два самостоятельных центральных персонажа — герой и автор. Сюжетные перипетии касаются Дон Жуана — героя активного, но только в сфере своих личных интересов. Лирические отступления и философские медитации выражают общественную позицию автора, высказывающего революционные взгляды, но не имеющего возможности действовать. Байрон сознает общественную роль художественного творчества. С образом автора связано осмысление больших нравственных, социальных, политических проблем современности. В лирических отступлениях выражена вера в благотворные результаты духовной жизни человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Особенности романтического мировосприятия  У. Вордсворта.

Уильям Вордсворт (1770—1850) родился на севере Англии, в  Камберленде, краю озер. Учился он в  местной школе и в Кембриджском университете. После поездок по стране и путешествия на континент (прежде всего во Францию) Вордсворт вернулся в родные края и поселился здесь  вместе с друзьями-поэтами. Отсюда и  наименование «лейкистов» — «озерников».

Вордсворт в своем творчестве выступал против просветительской философии, но тем не менее в его взглядах сохраняется просветительская идея естественного человека и природного равенства людей. Вордсворт наследует руссоистский идеал природы, веру в ее доброе начало. Вслед за Бернсом Вордсворт открыл возвышенное и прекрасное в душе простого человека. Поэма Вордсворта «Вина и скорбь, или Происшествия в Солсберийской степи» (Guilt and Sorrow, or Incidents upon Salisbury Plain, 1794) посвящена тяжелому положению бедняков, которое становится еще более суровым в годы войны. Сюжет поэмы —горькая история жизни бывшего матроса и вдовы солдата.

В 1798 г. выходит  анонимное издание «Лирических баллад» (Lyrical Ballads) Вордсворта и Колриджа. Поэты выступали против каких-либо литературных правил.Предисловие, написанное Вордсвортом ко второму изданию «Лирических баллад» (1800), явилось манифестом английского романтизма. Сам поэт считал его систематическим изложением теоретических принципов своей поэзии. Он говорит о необходимости выбирать происшествия обыденной жизни и изображать их в свете поэтического воображения, которое обычное рисует в необычном аспекте. В обыденных ситуациях нужно улавливать то, что соответствует основным законам природы. Предметом поэзии должна стать сельская жизнь; ибо в простой и скромной жизни с большей непосредственностью проявляются человеческие страсти, жизнь сердца.Цель поэзии — непосредственное выражение сильных чувств. Поэт обладает чувствительностью и глубиной мысли. Именно чувство, выраженное поэтом, придает значимость тем или иным действиям и ситуациям. Вордсворт хочет просто и естественно говорить о человеческих чувствах, поэтому он отвергает классицистский прием персонификации абстрактных идей. Вордсворт пишет о необходимых условиях поэзии. Это — наблюдение и описание, чувствительность, размышление, воображение, фантазия, вымысел, оценка. Воображение призвано возбуждать и поддерживать вечное в человеческой природе, оно раскрывает и выражает внутренние свойства человека.

Сельскую  жизнь поэт противопоставляет городской; человечность он видит только в сельских жителях и упорно отстраняется от всего нового, что несет с собой  социальное развитие; поэт все больше ограничивает себя вниманием к «пасторальному» прошлому и к своим субъективным переживаниям.

Вордсворт идеализирует пассивное отношение  к жизни. В стихотворении «Замечание и ответ» (Expostulation and Reply, 1798) Мэтью спрашивает своего друга Уильяма, почему он целый день сидит в одиночестве, ничего не делая. Уильям отвечает, что от личной воли ничего не зависит; поведение человека определяется какими-то могущественными силами, которым следует покоряться, ибо смысл жизни — в мудрой пассивности.

В стихотворении «Перемена образа жизни» (The Tables Turned, 1798) содержится призыв к другу бросить занятия науками и искусством, оставить книжное знание и обратиться к природе, ибо мудрость жизни в том, чтобы следовать природе, которая может и должна стать единственным учителем человека. Стихийная жизнь на лоне природы противопоставляется интеллекту, который, по мнению лирического героя, разрушает красоту естественных форм, все запутывает и иссушает. Особенно характерно в этом отношении стихотворение «Мальчик-идиот» (The Idiot Boy, 1798).

Тема любви  в целом не характерна для поэтического наследия Вордсворта, который старался избегать слишком сильных индивидуальных чувств и страстей, считая идеалом самоотречение и покой. Ей посвящен только лирический цикл о Люси, но и здесь главным оказывается поэтизация жизни природы. Поэтический цикл о Люси (Lucy poems), — это поэтический рассказ лирического героя о власти любви. Романтическая любовь загадочна; это — страсть, исполненная тайны. Герой стремится к любимой, которой уже нет в живых. О смерти Люси он догадывается по знамению в природе: свет луны погас. Люси — воплощение красоты природы, ее смерть — это слияние с природой. Образ Люси — это образ далекой родины, покоторой томится лирический герой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Фантастический и сверхъестественный  характер лирики С. Кольриджа. 

Для поэзии Колриджа (1772 - 1834) характерен фантастический элемент, страшное и сверхъестественное. Отношение к жизни у Колриджа более пассивное, чем у Вордсворта. Вордсворт изображал перемены в жизни, движение к новому состоянию, хотя все его симпатии относились к прошлому; Колридж мог только оплакивать то горестное, что видел в прошлом и настоящем.В эстетических взглядах Колриджа важнейшую роль играет концепция воображения. В статьях о Шекспире он определяет воображение как способность поэта соединять, синтезировать различные элементы; уравновешивать или примирять противоположные и противоречащие друг другу качества. Воображение — это «чувство наслаждения музыкальностью творения и способность производить такое наслаждение».

Колридж тяготел к фантастическому и сверхъестественному. В аллегорическом стихотворении «Ворон» (The Raven, 1797) воплощена идея возмездия за совершенное зло. Однако здесь выражено и сомнение в плодотворности каких-либо решительных действий, революционных изменений. Всякое действие чревато противодействием, насилие влечет за собой возмездие. Стихотворение стилизовано под рождественскую сказку, рассказанную школьником своим маленьким братьям и сестрам.

 

Ведущая поэтическая мысль Кольриджа  — о постоянном присутствии в  жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Тайна врывается в нормальное течение жизни внезапно, как это происходит в «Поэме о старом моряке» (The Rime of the Ancient Mariner, 1798): повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком — старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд». под покровом обычного открывается фантастическое, которое, в свою очередь, неожиданно оборачивается обычным, а затем опять фантастическим. Это наиболее характерное произведение Колриджа. В нем раскрывается гуманистическая мысль о необходимости преодоления одиночества и установления человеческих отношений, основанных на любви и добре. Здесь же развивается и христианская идея о том, что страдание делает человека мудрым, а покаяние искупает грехи.

Для романтического искусства Колриджа характерна незаконченная поэма «Кристабель» (Christabel, 1797—1800, опубл. 1816).Средневековый замок, лунная ночь, бой часов, происшествие, исполненное тайны, — таков фон, на котором раскрываются противоречивые чувства и переживания героев — старого барона Леолайна, его дочери Кристабель, Джеральдины. Сюжет поэмы обрывается на завязке действия, но уже в самой завязке раскрывается трагическое одиночество Кристабель, столкнувшейся с жестоким непостоянством окружающих ее людей.

Потусторонние мистические видения переданы поэтом во фрагменте «Кубла Хан, или Видение во сне» (Kubla Khan: or A Vision in a Dream, 1798). Ода «Спокойствие» (Ode to Tranquillity, 1801) знаменует отход Колриджа от общественной борьбы и уход в свой внутренний мир. Поэт предпочитает спокойствие славе. Спокойствие чуждо интригам и яростному расколу, оно способствует работе мысли и развитию чувств. Деятельность современного человека представляется поэту диким, неестественным ремеслом кровопролития и обмана.

О кризисе  в духовном развитии Колриджа свидетельствует ода «Уныние» (Dejection, 1802). В ней утверждается мысль о том, что окружающий мир холоден и мертв; только душа человека излучает свет, только в ней звучит прелестная музыка жизни.Колридж объявляет самоценной душу человека, противопоставляя ее внешнему миру. Поэт признается в том что творческая сила его воображения иссякает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. В. Скотт — создатель жанра  исторического романа.

Творчество  Вальтера Скотта (1771 - 1832) — важный этап в развитии литературного процесса в Англии, отразивший переход от романтизма к реализму. Исследователи отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального.

В мировую  литературу Вальтер Скотт вошел  как создатель исторического романа. Писатель жил на рубеже XVIII и XIX вв., в ту переломную эпоху, когда феодальные отношения сменялись буржуазными.

Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским  осмыслением событий прошлого и  блестящим художественным мастерством  романиста

Скотт-романист заставляет размышлять над событиями  истории; знакомя с прошлым, он помогает понять настоящее; обращаясь к старине, он ставит вопросы, связанные с современностью, поднимает проблемы общественной нравственности, cправедливости.

Прошлое родины вызывало живой интерес у  Скотта. Он начинает собирать памятники  шотландского фольклора, записывает баллады  и песни, посещает места исторических событий, систематически изучает историю  Шотландии, Англии и других европейских  стран.

Народное  творчество вдохновило Скотта на создание романтических баллад. В 1802 г. Скотт  опубликовал два тома шотландских  народных песен, собирать которые он начал с ранней юности - «Песни шотландской границы» (Minstrelsy of the Scottish Border). Вслед за этими сборниками появились поэмы Скотта — «Песнь последнего менестреля» (The Lay of the Last Minstrel, 1805), «Мармион» (Marmion, 1808), «Дева озера» (The Lady of the Lake, 1810), «Рокби» (Rokeby, 1813), посвященные средневековью. Уже первая из поэм имела необыкновенный успех и сделала автора знаменитым. В «Песни последнего менестреля», как и в других поэмах Скотта, реальность сочетается с фантастикой, черты и факты истории переплетаются с вымыслом. Описания средневековых замков, шотландский пейзаж, картины охоты и сказочные приключения .В своих романах Вальтер Скотт обращался к значительным историческим событиям. Он показал столкновение социальных сил в различные эпохи. Скотт более глубоко, чем какой-либо писатель до него, раскрыл роль социальных конфликтов в истории человечества.

Информация о работе Шпаргалки по "Зарубежной литературе"