Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.
1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по
В эстетике романтизма большое место занимает возвышенное и прекрасное. Правда жизни для романтиков состояла в пересоздании реальности с помощью поэтической фантазии. Мощным средством воздействия на индивида и на все общество считалась поэзия. В поэтическом творчестве главными оказывались эмоциональная стихия и воображение. Полет фантазии требовал особых художественных средств. Отсюда - обращение к условным приемам: символу, аллегории, гротеску. Романтики считали воображение высшей формой познания. Для одних романтиков искусство - источник нравственного самоусовершенствования, для других - сила, побуждающая к революционному действию.
Романтики восторгались гением Шекспира, шекспировское воображение воспринималось ими как свобода творческой активности, как способность проникновения в мир человеческих страстей.
Романтический субъективизм состоял в том, что романтики отводили разуму подчиненное по отношению к чувству и интуиции место; разум признавался в той мере, в какой он помогал работе воображения.
Третьим общим критерием романтизма является обращение к внутреннему миру человека, к раскрытию его чувств, дум и переживаний. Отвергая враждебную социальную действительность, романтики уходили в субъективный мир личных переживаний, открывали нравственные ценности в душе человека.Для романтиков характерно обращение к природе, в которой они ищут гармонию и красоту, обращение к народному творчеству. Общество и мир воспринимаются ими как нечто универсальное. Интерес к индивидуальному в человеке сочетается со стремлением к универсальному. Внимание к личному как бы уравнивает душевный мир человека с универсальным миром общества и вселенной. Среди многообразных жанров романтической литературы выдающееся место занимает лиро-эпическая, философско-символическая поэма, которая отличается выражением гражданской позиции автора, накалом субъективных авторских чувств, полемичностью. Английский романтизм
В английском романтизме было три основных течения:
«лейкисты» (поэты «озерной школы») - Вордсворт, Колридж, Саути;
революционные романтики - Байрон и Шелли;
лондонские романтики - Ките, Лэм, Хэзлитт, Хант.
28.
Тематическое содержание
В стихах Роберта Бернса (1759—1796) Творчество Бернса, шотландского крестьянина, глубоко уходит своими корнями в национальную почву Шотландии. В его произведениях живет вольнолюбивый дух шотландского народа.Однако в целом поэзия Бернса развивает принципы просветительского реализма, соединяя их с фольклорной традицией.
Стихотворное наследие Бернса отличается жанровым многообразием. Поэт создавал дружеские послания, застольные песни, гражданские стихи, поэмы, эпиграммы, любовные песни. Его стихи основывались на фольклорных жанрах народной песни, баллады, предания. В лаконичной и простой форме поэт передал большие чувства и глубокие мысли; в его поэзии раскрылись душа народа, достоинство труженика, его мечта о свободной и счастливой жизни.
Герои стихотворений Бернса — простые люди: пахарь, кузнец, угольщик, пастух, солдат. В своих стихах Берне часто рассказывает о себе, о том, что он трудится на земле — косит, пашет, боронит. Труд не спасает его от нужды и забот, но он не впадает в тоску и меланхолию. Автобиографические стихи Бернса оптимистичны. Бернс гордился своим крестьянским происхождением, трудовой жизнью пахаря и поэта.
Лирические песни Роберта Бернса отличаются жизнелюбием, прославлением любви, дружбы, счастья. Лучшие нравственные качества, утверждаемые поэтом, неотделимы от любви к родине,к ее полям и лесам, к ее трудовым людям.Берне восхищается красотой девушки-крестьянки в стихотворении «Босая девушка»(О Mally's Meek, Mally's Sweet).
Во многих стихах Бернса раскрывается тема дружбы. В стихотворении «Джон Андерсон»(John Anderson, My Jo, 1789) поэт славит дружбу, которая помогает прожить большую и трудную жизнь.
Берне верит в нравственные силы народа. О неистребимости народного духа, о бессмертии народа написано стихотворение-аллегория «Джон Ячменное Зерно» (John Barleycorn, 1776).
Лирика Бернса патриотична. Горячим чувством любви к родной Шотландии проникнуто стихотворение «В горах мое сердце» (My Heart's in the Highlands, 1790). В стихотворении «Брюс — шотландцам»(Scots, wha hae wi'Wallace Bled. Bruce's Address to His Army, 1794)Берне воспевает героику патриотической борьбы. Обращаясь к героическому прошлому с целью дать пример доблести для своих современников, Бернc предваряет тематику, характерную для революционного романтизма.
Роберт Бернс создавал и сатирические произведения, проникнутые стихией народного смеха. В антиклерикальной сатире«Молитва святоши Вилли» (Holy Willie's Prayer, 1785) поэт высмеивает пресвитерианских священников.
Поэзия Бернса отличается народным юмором. В поэме-кантате«Веселые нищие» (The Jolly Beggars; 1785) юмор подчас обретает сатирическую остроту. Насмешливая песня клоуна метит и в чиновника, и в священника.
Многие стихи Бернса основаны на противопоставлении богатства и бедности. Те, кто стоят у власти и стремятся к наживе,духовно бедны. Простой люд, крестьяне, стократ богаче в своей духовной жизни, чем лорды, живущие в роскоши и безделье.В песне «Честная бедность» (Is there, for Honest Poverty, 1775)поэт говорит о социалььном неравенстве в обществе. Одни укрываются тряпьем, а другие одеты в шелка; одни трудятся, а другие получают награды. Поэт утверждает идею человеческого достоинства.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
Ранним, ярким и в то же время недостаточно признанным явлением английского романтизма оказалось творчество Уильяма Блейка (1757—1827).В каждой песчинке Блейк стремился усмотреть отражение духовной сущности. Поэзия и вся деятельность Блейка — протест против ведущей традиции британского мышления, эмпиризма.
Эпоха Песен Невинности
"Песни Невинности" — цикл стихотворений, объединенных системой сквозных образов и символов, стихотворений светлых, радостных, проникнутых традиционными идеями христианства. Вера в милосердие Господа, в божественную защиту — одна из основных тем цикла. "Невинность" — это прежде всего инстинктивная, неосмысленная вера в Бога и, как следствие, близость к Богу. Ребенок, да и любой человек, пребывающий в этом состоянии, наделен особого рода "божественным видением", то есть причастностью к тайнам мира. Эта способность, по Блейку, и есть высшая мудрость.
Однако реальная земная жизнь — юдоль не только радости, но и скорби, поэтому "Песни Невинности" полны равно и радости, и страдания. Душа радуется, ибо хранит память о Вечности, но плоть обречена страдать. "Песни Невинности" описывают и веселье, и горе, но все же светлые мотивы преобладают в образном строе цикла, поскольку речь в нем идет о счастливом и беспечальном "состоянии души человеческой", о божественной защите, об одухотворенности земного мира.
Эпоха Песен Опыта
"Песни Опыта" появились в виде поэтического цикла в 1794 году. В отличие от "Песен Невинности" они никогда не гравировались отдельно, что лишний раз доказывает зависимое положение второго цикла. Коренное изменение философских взглядов натолкнуло Блейка на мысль о создании ряда "сатирических" стихов (слово "сатира" употреблено здесь достаточно условно, имеется в виду развенчание автором своих же более ранних взглядов).
Если ранние взгляды Блейка можно условно определить как "христианские", его новую концепцию с той же долей условности можно назвать "натуралистической". Раньше внимание поэта почти полностью было сосредоточено на внеземном существовании души. Теперь же Блейк коренным образом меняет точку зрения и переносит свое внимание именно на земную реальность. Земные скорби не вызывают у него более мысли о воздаянии в будущем, скорее протест: В "Песнях Опыта", безусловно, содержится достаточно едкая, "сатирическая" насмешка над светлым, лучезарным – и абсолютно неправдоподобным – миром "Песен Невинности",
Манифестом
натуралистических взглядов Блейка
стала его книга "
30.
Эволюция и трансформация
Известнейшая из поэм Байрона - «Паломничество Чайльд Гарольда».
Все четыре песни объединены одним героем. Образ Чайльд Гарольда вошел в мировую литературу как образ совсем нового героя, которого до тех пор не знала литература. В нем воплощены характерные черты просвещенной части молодого поколения, эпохи романтизма.
Чайльд-Гарольд — юноша весьма знатного происхождения, потомок рода, снискавшего себе «славу и почет в гражданстве и на бранном поле». Предыстория героя являет нам фигуру малосимпатичную. Отдаваясь «низменным соблазнам», наполняя жизнь «праздными развлечениями», юноша живет, не зная ни забот, ни сильных чувств, ни стойких привязанностей. В итоге мотылькового, бездумного существования:
И все же Чайльд-Гарольд не только кутила и ловелас. В нем живет сердце, жаждущее поэзии, готовое открыться истинной красоте и — в новых обстоятельствах — способное ощутить благородство лучших движений человеческой души.
В Испании Гарольд уже не тот светский денди, которым он описан в начале поэмы. Большая драма испанского народа, вынужденного выбирать между «покорностью или могилой», наполняет его тревогой, а сердце злостью. В конце первой песни - это пасмурный, разочарованный в мире человек. Его обременяет весь порядок жизни аристократического общества, он не находит содержания ни в земной, ни в загробной жизни, он мечется и страдает. Такого героя ни английская, ни вообще европейская литература еще не знала.
Однако уже во втором разделе, оказавшись в горах Албании, Гарольд, хотя, я и раньше, без желаний, без забот, но уже подвергается благотворному влиянию, величественной природы этой страны и ее народа - гордых, смелых и вольнолюбивый албанских горцев. У героя все более чаще оказываются чуткость, искреннее благородство, все более меньше в нем неудовлетворенности и тоски. Душа мизантропа Гарольда начинает будто выздоравливать.
Гарольд одобряет стремление испанцев к свободе, отдает должное их мужеству, но везде остается лишь посторонним наблюдателем.
Чайльд Гарольд - это искренний, глубокий, хотя и очень противоречивый человек, который находился в своей аристократической среде, бежит от нее, страстно ищет новых идеалов. Этот образ в скором время стало воплощением «байронического» героя в литературе многих стран Европы в эпоху романтизма.
31.
Место и роль образа автора
в поэме Д. Байрона «
В характере Чайльд-Гарольда отразились в равной мере как индивидуалистические устремления поэта, так и сомнения Байрона в жизненности и действенности индивидуализма. Поэт принимал романтическое одиночество героя как протест против норм и правил жизни его круга, с которым вынужден был порвать и сам Байрон, но в то же время эгоцентризм и жизненная замкнутость Чайльд-Гарольда оказывались в конечном счете объектом критики поэта. Разочарование во всех проявлениях жизни, хладное безразличие к миру, в огромной степени свойственные герою, совершенно чужды живой и страстной натуре Байрона. Нарочитая небрежность в обращении автора с Гарольдом заставляет понимать, что герой поэмы всего лишь один из ее значимых элементов, но отнюдь не главный ни в смысловом, ни тем более в композиционном отношении.
В итоге мы как бы видим мир с двух точек зрения: автор рассказывает нам обо всем широко, свободно, детализированно, оснащая повествование философским, историческим, бытовым комментарием, сопровождая его изъявлением многообразных чувств, как бы вовлекает читателя в дружественный диалог; герой поэмы характеризует увиденное им исключительно состоянием своей души — в зависимости от характера событий, пробудившихся воспоминаний, открывающихся его взору пейзажей Чайльд-Гарольд переживает различные чувства, углубляет эмоциональную окраску изображаемого.Нередко «сердца стон врывается в строфу повествования», поэт отвлекается от темы, обращаясь к предметам, совершенно не связанным с сюжетом внешними признаками. Тяжелая, подлинная правда действительно оказывается основным предметом изображения в поэме .
Трагическая обреченность усилий, направленных к добру,— вот первопричина скорби Байрона. Общая антимилитаристическая направленность поэмы предельно очевидна: война представляется поэту тягчайшим из несчастий человечества, тысячелетиями губящим народы.
В то же время следует сказать, что, невзирая на огромное сочувствие автора, жизнь и борьба народов — это как бы внешний мир для Байрона. Поэт как бы занимает «независимое» положение между лирическим героем поэмы Чайльд-Гарольдом и народными массами, населяющими поэму. Причины горестей народа Байрон вслед за выдающимися философами-просветителями усматривает в некоторых категориях нравственного порядка, неразрывно слитых с общественными установлениями. Так, темнота, глупость, жестокость, жадность, трусость в сочетании с дурными законами и обычаями оказываются первоосновой всеобщих бедствий.