Символика цвета в лирике Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в лирике А.А. Блока.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме;
2) провести текстовый анализ стихотворений А. Блока;
3) исследовать цветовую палитру лирики А. Блока;
4) выявить и проанализировать основные цветовые символы в лирике А. Блока;
5) провести идейно-смысловой анализ цветописи в лирике А. Блока.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- структурно-семантический метод, позволяющий выявить функции и смысл тех или иных элементов структуры;
- метод описательной поэтики, позволяющий раскрыть художественно-эстетическое своеобразие писателя путем последовательного исследования текста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика значений цветовых символов………………………………5
1.1. Символ………………………………………………………………………. 5
1.2. Цветовая символика………………………………………………………… 9
1.3. Характеристика символических значений основных цветов…………… 11
Выводы………………………………………………………………………….. 15
2. Использование цвета в лирике А.А. Блока…………………………………. 16
2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком…. 16
2.2. Анализ цветописи в лирике А.Блока…………………………………...... 17
Выводы………………………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………...…………. ..28
Список использованной литературы………………………………………… ..30

Файлы: 1 файл

Символика цвета в лирике А.Блока.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика значений цветовых символов………………………………5

1.1. Символ………………………………………………………………………. 5

1.2. Цветовая символика………………………………………………………… 9

1.3. Характеристика символических  значений основных цветов…………… 11

Выводы………………………………………………………………………….. 15

2. Использование цвета в лирике  А.А. Блока…………………………………. 16

2.1. Выявление основных цветовых  символов, используемых А. Блоком….  16

2.2. Анализ цветописи в лирике А.Блока…………………………………......  17

Выводы………………………………………………………………………….. 26

Заключение………………………………………………………...…………. ..28

Список использованной литературы………………………………………… ..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Александр Александрович Блок  – классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Его творчество  многообразно, разносторонне. Его стихи, продолжая лучшие традиции поэзии XIX века  (философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы),  содержат немало новаторских черт. «Блок, - писал Валерий Брюсов, - как-то сразу создал свой стиль, во многом самобытный, но не замкнулся в нем и в каждой своей новой книге ищет новых путей для своего творчества. Большой мастер стиха, хотя и не стремящийся во что бы то ни стало к новым формам, он во всех своих созданиях остается красивым и завлекательным» [11, с.443].

Александр Блок – поэт, потрясенно воспринимающий мир. В его стихах перед читателем открывается богатейший мир души поэта, трагически переживающей несовершенство окружающей жизни, отрицающей все низкое, пошлое, «страшное» и стремящейся к утверждению прекрасных, высоких идеалов.  Образная система в его произведениях очень сложна, через все этапы творчества проходит ряд сквозных образов, однако они не статичны, в каждом новом произведении они приобретают новое качество, а нередко и новый, смысл, который, однако, нельзя постигнуть, не обратившись к его истокам в прежних произведениях.

Поэзии А. Блока посвящено немало научных работ как биографического, так и исследовательского характера (Новиков В.И. «А.Блок», Минц З.Г. «Поэтика Александра Блока», Долгополов Л.К. «Александр Блок. Личность и творчество», Архангельская Ю.В. «О формировании символа в стихах А. Блока») и др. Достаточно полно изучены его поэтика, творческая эволюция., однако цветовая символика его произведений освещен все еще недостаточно.

Написаны сотни книг и статей о значении цвета в самых разных областях наших знаний и, в то же время, до странности мало обращали до сих пор внимания на цвет в литературе. Хотя, наверное, странность эту можно понять. Образные впечатления, сюжетная динамика, эмоциональная ткань повествования обычно вытесняют при чтении литературных произведений впечатления красочные [33].

А. Блок – бесспорно, самый яркий представитель символизма в русской литературе. В своей поэзии Блок использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций. Цвет в создании подобных символов играет важнейшую роль.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что исследование цветового оформления Александром Блоком своих произведений неисчерпаема и требует более подробного рассмотрения.

Объектом нашего исследования являются лирические произведения А. Блока.

Предметом работы  является рассмотрение особенностей функционирования цвета в лирике А. Блока.

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в лирике А.А. Блока.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1) собрать и систематизировать  литературно-критический материал  по теме;

2) провести текстовый анализ  стихотворений А. Блока;

3) исследовать цветовую палитру  лирики А. Блока;

4) выявить и проанализировать основные цветовые символы в лирике А. Блока;

5) провести идейно-смысловой анализ  цветописи в лирике А. Блока.

    При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- структурно-семантический метод, позволяющий выявить функции и смысл тех или иных элементов структуры;

- метод описательной поэтики, позволяющий раскрыть художественно-эстетическое своеобразие писателя путем последовательного исследования текста.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в курсе школьного преподавания литературы, на уроках по изучению творчества А. Блока, на занятиях школьного факультатива по литературе.

Новизна работы состоит в том, что выявлены некоторые особенности использования цветовой символики в лирике А. Блока, которые позволяют расширить представление о многогранности авторской индивидуальности поэта.

         Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, состоящего из 33 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

1. Характеристика значений цветовых символов.

 

1.1. Символ

Символ – (греч. symbolon – знак, опознавательная примета) способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов. Понятие символа было разработано в философии неоплатонизма (III – VI вв. н. э.) и в средневековом христианском богословии, испытавшем воздействие неоплатонизма. 

Изучение символа рассмотрено в работах  Лосева А.Ф. «Проблема символа и реалистическое искусство», Лотмана Ю.М. «Символ в системе культуры», Юнга К.Г. « Архетип и символ» и т.д.

Лосев А.Ф. развивает понятие символа как конструктивного принципа возможных проявлений отдельной единичности или как общей направленности объединённых в «единораздельную цельность» различных и противостоящих друг другу единичностей. В символе достигается «субстанциональное тождество бесконечного ряда вещей, охваченных одной моделью», т.е. А.Ф. Лосев определяет символ, исходя из его структуры как сопряжение означающего и означаемого, в которой отождествляется то, что по своему непосредственному содержанию не имеет ничего общего между собой. Существом тождества, по А.Ф. Лосеву, оказывается различие. Исследователь говорит об отсутствии у символа непосредственной связи и содержательного равенства с символизируемым, так что в сущность символа не входит похожесть.

По мнению Ю.М. Лотмана слово «символ» – одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Выражение «символическое значение» широко употребляется как простой синоним знаковости. 

По другой классификационной основе символ определяется как знак, значением которого является некоторый знак другого ряда или другого языка. Этому определению противостоит традиция истолкования символа как некоторого знакового выражения высшей и абсолютной незнаковой сущности. 

«Символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты. Единство основного набора доминирующих символов и длительность их культурной жизни в значительной мере определяют национальные и ареальные границы культур.

Символ выступает как бы конденсатором всех принципов знаковости и одновременно выводит за пределы знаковости. В равной мере он посредник между синхронией текста и памятью культуры. Роль его – роль семиотического конденсатора» [21, с. 191-199].

В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее еще Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.

Значение символа невозможно втиснуть в какие-то рамки и вообще передать словами, многое в символике за прошедшие века стало традиционным и образовало своего рода  международный язык, выходящий за рамки обычной коммуникации.

Символ – это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам и применяющий его человек. Как сказал Колридж, «символ всегда участвует в реальности, которой сообщает постижимость и, заявляя  о целом, сам покоится в том единстве, представителем которого является. Символ возникает не из одного источника, а может приспосабливаться, отвечая на запросы разных эпох,  религий, культов и цивилизаций» [19, с. 5-7].

Цитируете Колриджа, а в сносках под 19 номером – Купер !!!

Символ отличается от аллегории, несмотря на их внешнее сходство. Аллегория  – однозначное иносказание, этот рационалистичный образ достаточно просто поддаётся расшифровке. Не случайно аллегория широко распространена в таком назидательном и рационалистичном жанре, как басня. Аллегории  – отличительная особенность классицизма. Связь между предметным планом и планом иносказательным в аллегории неглубока. Так, в басне власть может быть представлена в аллегорических образах царской птицы орла и царского зверя льва. В отличие от аллегории символ многозначен, его предметный план неразрывно связан с переносными значениями. Если орёл в басне – это аллегория царской власти, то Медный всадник, статуя Петра I работы скульптора Э.М. Фальконе, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833 г.) – это символ. Это и воплощение власти, государства в их противопоставлении обыкновенному, заурядному человеку, и подобие языческого божества («кумир», «горделивый истукан»), и дух-гений Санкт-Петербурга, и, наконец, сам Пётр I, как бы оживший в своём бронзовом изображении. Прекрасная Дама в сборнике А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.) и героиня в стихотворении «Незнакомка» (1906 г.) – не просто персонажи (хотя прототипом Прекрасной Дамы была невеста, а затем жена поэта Л.Д. Менделеева-Блок), но и воплощение религиозно-мистических и философских идей. Прекрасная Дама – символ мистических религиозно-философских представлений о Софии, душе мира и вечной женственности. Образ-символ Незнакомки указывает на эти же смыслы, но на сей раз в их двойственной оценке; в отличие от светлой Прекрасной Дамы, Незнакомка двойственна, она причастна и божественному миру, и тёмному, демоническому. Это воплощение вечной женственности, способной обмануть, возможно, падшей. Значения символа с трудом переводимы на логический, понятийный язык. В нём дана иерархия, «лестница» смыслов. Так, вечная женственность, составляющая содержание женских образов-символов в поэзии В. С. Соловьёва и А.А. Блока, – сама есть символ некоего мистического начала мира. 

Символы часто восходят к мифологическим образам. Часто авторы создают на основе существующих мифологий или религиозных и философских учений собственные мифы. Это мифотворчество характерно для символизма, символисты провозгласили, что в их творчестве символ впервые становится доминирующим поэтическим средством изображения и преображения мира. Однако символ – неотъемлемая особенность литературы разных эпох. 

В истории литературы известны случаи, когда художественные образы, по-видимому не задуманные их создателями как символические, в восприятии читателей позднейшего времени становились символами. Так, Татьяна Ларина из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» стала восприниматься как символ русской души и идеального женского начала. А образ Дон-Кихота из романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» М. Сервантеса стал символом безрассудной, но возвышенной мечтательности, не считающейся с обыденной, прозаической жизнью [20, с.115-117].

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые  писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они и стремятся [30].

Объединяя различные пласты реальности в единое целое, символ создаёт собственную сложную многоплановую структуру, своеобразную смысловую перспективу, объяснение и понимание которой требует от интерпретатора работы с кодами различного уровня. Поэтому символ в литературе имеет не одно, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой ёмкостью.

Нередко можно встретить толкование символа как иносказания, т.е. аллегории. Такое объяснение слишком поверхностное, и, мало того, оно не даёт чёткого определения символу и смешивает два понятие воедино, не дифференцируя и не разводя их качественных индивидуальных особенностей.

  Таким образом, под символом мы будем понимать образ, взятый в аспекте своей знаковости; он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Художественная задача символа в литературе заключается в том, что влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринимать идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснять их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать «проводником» к нему. 

Информация о работе Символика цвета в лирике Блока