Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать цветовую символику в лирике А.А. Блока.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме;
2) провести текстовый анализ стихотворений А. Блока;
3) исследовать цветовую палитру лирики А. Блока;
4) выявить и проанализировать основные цветовые символы в лирике А. Блока;
5) провести идейно-смысловой анализ цветописи в лирике А. Блока.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- структурно-семантический метод, позволяющий выявить функции и смысл тех или иных элементов структуры;
- метод описательной поэтики, позволяющий раскрыть художественно-эстетическое своеобразие писателя путем последовательного исследования текста.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика значений цветовых символов………………………………5
1.1. Символ………………………………………………………………………. 5
1.2. Цветовая символика………………………………………………………… 9
1.3. Характеристика символических значений основных цветов…………… 11
Выводы………………………………………………………………………….. 15
2. Использование цвета в лирике А.А. Блока…………………………………. 16
2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком…. 16
2.2. Анализ цветописи в лирике А.Блока…………………………………...... 17
Выводы………………………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………...…………. ..28
Список использованной литературы………………………………………… ..30
В близком смысле символику снега толковала и И. Секулич: «Сквозь снег увидел свое самое прекрасное национальное видение самый большой, самый чистый, самый ангельский провидец наших дней. Снегом покрыл убийц, преступников и безумцев, снегом приглушил ругань и гадкие слова, снегом причастил свое грешное отечество, в белой метелице слил Христа с красным знаменем» [ 3, с. 226-227].
3 декабря 1914 года закончено шестнадцатистрочное стихотворение, начатое еще двенадцать лет назад. Тогда, в 1902 году, А. Блок сочинил четыре строки, начиная их по-разному: «Я пронес мое белое знамя…», «Я не предал тайное знамя…», «Я не отдал белое знамя…». Теперь начало получилось таким:
Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой – одни у валов [1, с. 272].
Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Из лазурного чертога
Время тайне снизойти.
Белый, белый ангел Бога
Сеет розы на пути [1, с. 97].
Излюбленным приемом А. Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая смерть, белый стан, белая пристань:
Ты услышишь с белой пристани
Отдаленные рога [1, с. 213].
Белый цвет знамени здесь символизирует чистоту, одухотворенность, мистически-духовное начало, антитеза ему – черное, злое. Это потом уже под названием «Белое знамя» возникнет отделение черносотенного Союза русского народа (назвать черное белым — вечный демагогический прием), а во времена Гражданской войны блоковское «Белое знамя» станет звучать как противовес всему «красному». Белый флаг еще бывает знаком признания поражения, сдачи на милость победителя, но к данным стихам это отношения не имеет [26, с.45-47].
У А. Блока белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, – означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белизна становится ключевым понятием в его стихах, также как и у других символистов. Белый снег – это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у А. Блока всегда сопутствует красный.
В своей поэзии А. Блок наиболее часто употребляет красный цвет.
Есть стихотворения, в которых красный цвет пронизывает весь сюжет, организует его («Распушилась, раскачнулась...», «Я бежал и спотыкался...», «Пожар», «Обман», «В сыром ночном тумане...», «Светлый сон, ты не обманешь...», «Невидимка», «Город в красные пределы...» и др.)
Стихотворение «Город в красные пределы...» (1904 г.) посвящено ближайшему другу А. Блока Е. П. Иванову. В близком поэту кругу людей красный цвет воспринимался как символ тревоги, беспокойства. А. Блок рассчитывал именно на такое понимание своего стихотворения, стремясь передать в нем безумие и обреченность капиталистического города:
Город в красные пределы
Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Кровью солнца окатил.
Стены фабрик, стекла окон,
Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон –
Все закатом залито.
Блещут искристые гривы
Золотых, как жар, коней,
Мчатся бешеные дива
Жадных облачных грудей.
Красный дворник плещет ведра
С пьяно-алою водой,
Пляшут огненные бедра
Проститутки площадной,
И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык [1, с. 150].
Красный цвет у зрелого А. Блока почти всегда трагический, больной. Можно предположить, что трагическое восприятие красного цвета появляется у Блока после прочтения рассказа Леонида Андреева «Красный смех» (1904 г.), в этом же году поэт пишет стихотворение «Город в красные пределы...» [8].
Блок был потрясен андреевским «Красным смехом», ведь и он тоже чувствовал безумие страшного мира, его антигуманное начало. В январе 1905 года в письме к Сергею Соловьеву А. Блок писал: «Читая «Красный смех» Андреева, захотел пойти к нему и спросить, когда всех нас перережут. Близился к сумасшествию...» [9, с. 115].
Мысль о визгливых звуках, врывающихся чужеродной нотой в «мировой оркестр» и разрушающих гармонию жизни и мечты, варьируется во многих стихах и высказываниях А. Блока – вплоть до послеоктябрьского периода.
Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался А. Блоком как антиэстетический звук – режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека. 27 февраля 1907 года он писал по поводу тех произведений Л. Андреева, которые были рождены крайним отчаянием «Каждая его фраза – безобразный визг, как от пилы, когда он слабый человек, и звериный рев, когда он творец и художник. Меня эти визги и вопли проникают всего, от них я застываю и переселяюсь в них, так что перестаю чувствовать живую душу и становлюсь жестоким и ненавидящим всех, кто не с нами...» [9, с.118].
Истинно же философический взгляд на жизнь не обходит вниманием и политическую реальность как важную часть бытия наряду с вопросами жизни и смерти, любви и ненависти, веры и неверия. А для художника революционный цвет — одна из красок потенциального спектра (не всегда красная, у А. Блока – «лиловые миры первой революции») [26].
В эволюции символики красного цвета у А. Блока наблюдается явление, обратное тому, которое характерно для блоковской поэтики и ее символики в целом.
А. Блоком используется красный цвет в портретных зарисовках:
Лазурью бледной месяц плыл
Изогнутым перстом.
У всех, к кому я приходил,
Был алый рот крестом.
...Им смутно помнились шаги,
Падений тайный страх,
И плыли красные круги
В измученных глазах [1, с. 183].
Цветовые образы, с участием красного, играют существенную роль в трагическом решении темы города («Невидимка»), гораздо реже используется в портретных зарисовках.
Эволюция символики красного цвета у А. Блока позволяет проследить, как поэт углублял и расширял систему поэтических образов. Среди них образы, в создании которых использован красный цвет и его оттенки, играют решающую роль для понимания творчества А. Блока, эволюции его мировоззрения.
Синий, как и красный, играет важную роль в поэтике А. Блока. Основная функция его – романтическая. А. Блок остался навсегда романтиком, и его «голубой цветок» не увял, оборачиваясь то голубым кораблем, то голубым сном, то голубой мечтой или синим туманом.
И когда предамся зною,
Голубой вечерний зной
В голубое голубою
Унесет меня волной ... [1, с.110].
Замечено, что в отличие от черного, «смертного» цвета, «падающего» на землю, – «лазурный естественно струится ввысь, он имеет крылья».
Не отсюда ли отсутствие «земного притяжения», полетность, сообщающая стихотворению характер светлой вершины флорентийского цикла? И не здесь ли, в этой крылатой голубизне на грани дня и ночи, уже таится ночное, темное флорентийских стихов, что так тревожно ищет выхода в набросках последнего стихотворения? И черновые наброски, и окончательный текст «голубоватым дымом ...» предшествовали беловой редакции стихотворения.
В использовании синего, голубого как поэтического образа преобладает символическое начало. Часто он передает ощущение зыбкости, нереальности, атмосферу сна: «И на сон навеваю мечты, и проходят они, голубые...» [8, с. 153].
Главное значение синего цвета – божественность, справедливость, но негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла, поэтому он становится цветом «сумерек, тайны, холода и печали»:
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла [1, с. 71].
Синий участвует в создании пейзажа всех времен года, может способствовать, например, передаче настроений:
Я с мятежными думами
Да с душою хмельной
Полон вешними шумами,
Залит синей водой [2, с. 330].
Так же синий цвет может быть и спутником печали, тревоги, томительных, болезненных ощущений:
В голубом морозном своде
Так приплюснут диск больной,
Заплевавший все в природе
Нестерпимой желтизной [1, с. 52].
Законченным воплощением символа является один из персонажей пьесы «Незнакомка» по имени Голубой, который на вопрос Незнакомки «Ты можешь сказать мне земные слова? От чего ты весь в голубом?» отвечает: «Я слишком долго в небо смотрел: оттого – голубые глаза и плащ» [7, с. 85].
Синий встречается как составная часть сложных эпитетов, обозначающих многочисленные оттенки цвета вплоть до синэстетического звонко-синий: сине-черная, иссиня-черный, сине-голубая, мутно-голубой, нежно-синяя, бледно-синий, жгуче-синий, дымно-синий.
Синий цвет в поэтике А. Блока, несмотря на разнообразие оттенков его значений, в основном всегда выполняет функцию высокой поэтизации, романтизации образа; он неизменно сообщает образу неповторимую взволнованность, страстность, активно участвует в философском и эстетическом осмыслении поэтом окружающего мира. Стилистическая многозначность и смысловая емкость синего цвета в поэтической системе А. Блока позволяет говорить о нем как об одной из характерных особенностей блоковской поэтики.
Употребление эпитета «черный» в контекстах, связанных с утратой и страданием, опирается на традиционную символику черного цвета как цвета скорби. Например, вот как говорится о думе, которая терзает поэта:
И проникало в тишину
Моей души, уже безумной,
И залила мою весну
Волною черной и бесшумной.
(Я медленно сходил с ума…)
Или о тяжелом, гнетущем душу чувстве:
Надо мной небосвод уже низок
Черный сон тяготеет в груди [1, с. 137].
Черный цвет воспринимается чаще всего негативно – это символ зла, в противоположность белому – цвету добра. Он символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость. Древние индусы связывали черный цвет с состоянием угнетенности. Это цвет темноты, печали, смерти, скорби, траура.
В ночь, когда правда Флоренции явлена,
В ночь. [???].
Образ ночи, тьмы, рожденный драматизмом флорентийских впечатлений, возникает исподволь, не сразу, и не сразу в звучном многоцветье цикла начинает доминировать черный цвет. Его смысловая и стилистическая палитра необычно широка у А. Блока; в «Итальянских стихах» и записях этого периода – от прямых значений просто цвета – через промежуточные непрямые значения – к черному воздуху, черному небу, с их грозным, неистовым, безысходным трагизмом [3, с. 155].
Зеленый цвет не характерен для поэзии А. Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна.
Сочетание эпитета «зеленый» с существительным «звезда» достаточно нетрадиционно и в стихотворениях А. Блока создает атмосферу волшебства, яркости:
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну.
Свирель запела на мосту…
Зеленой звездою
С востока блесну [1, с. 160].
По сравнению с другими цветами, желтый цвет в творчестве А. Блока используется очень редко.
Желтый цвет впервые встречается в одном из самых проникновенно-грустных юношеских стихотворений «Медлительной чредой нисходит день осенний...». Желтый в этом стихотворении – это ключевой образ, создающий определенное настроение, связанное с темой осени как угасания:
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист –
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна [1, с. 34].
Чаще всего цвет второстепенен, на первое место выступает настроение; как правило, это грусть, вызванная увяданием, старением, быстротечностью жизни:
Помните день безотрадный и серый,
Лист пожелтевший во мраке зачах... [1, с. 406].
От этого исходного рубежа – настроения печали, тоски – возникает широкая амплитуда чувств: и в сторону нагнетания уныния вплоть до отчаяния, безысходности и неизбежности трагического конца. Желтый цвет связывается с близким Блоку трагическим решением темы юности:
Воспоминанья величаво,
Как тучи, обняли закат,
Нагромоздили груду башен,
Воздвигли стены, города,
Где небосклон был желт и страшен,
И грозен в юные года [1, с. 336].
Желтый встречается в гармоническом сочетании с другими цветами: «Зеленый, желтый, синий, красный – вся ночь в лучах...»; «Зарево белое, желтое, красное...» [1, с. 136].
Реалистичен желтый цвет и в пейзаже родины, неярком, осеннем, печальном: «Желтой глины скудные пласты» [1, с. 75]; «Над скудной глиной желтого обрыва в степи грустят стога...». Это и осенние «желтые листочки». [6, с. 324]