Символика цвета в лирике Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в лирике А.А. Блока.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме;
2) провести текстовый анализ стихотворений А. Блока;
3) исследовать цветовую палитру лирики А. Блока;
4) выявить и проанализировать основные цветовые символы в лирике А. Блока;
5) провести идейно-смысловой анализ цветописи в лирике А. Блока.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- структурно-семантический метод, позволяющий выявить функции и смысл тех или иных элементов структуры;
- метод описательной поэтики, позволяющий раскрыть художественно-эстетическое своеобразие писателя путем последовательного исследования текста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика значений цветовых символов………………………………5
1.1. Символ………………………………………………………………………. 5
1.2. Цветовая символика………………………………………………………… 9
1.3. Характеристика символических значений основных цветов…………… 11
Выводы………………………………………………………………………….. 15
2. Использование цвета в лирике А.А. Блока…………………………………. 16
2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком…. 16
2.2. Анализ цветописи в лирике А.Блока…………………………………...... 17
Выводы………………………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………...…………. ..28
Список использованной литературы………………………………………… ..30

Файлы: 1 файл

Символика цвета в лирике А.Блока.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2.  Цветовая символика

Проблема цветовой символики тесно связана с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика цвета играла особо важную роль в идейно-образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности, и верой в якобы магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные персонажи.

Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы и основана на цветовых ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же – символ силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его символом  страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет – это победа, торжество, признак веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции. Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета, возникшее в глубокой древности на основе ассоциаций, под влиянием производственных и бытовых обрядов, мифологических и религиозных взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том, как, в какой форме он подал эти символы [30].

Цвет может иметь коммуникативное значение, определяющее связь между элементами и предметами природы; символическое указывающее на явление, предмет или сущность, и выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции [ 31]. 

  Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. В связи с этим, целесообразно их подразделить на ассоциативные, позитивные и негативные.

Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной структуре, где занимает определенное  место, обусловленное композицией и идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения цвета зависит:

- от общего идейного замысла произведения;

- от общего цветового композиционного построения;

- от окружающих его цветов;

- от конкретной изобразительной структуры, формы, которой он принадлежит [30].

 

1.3. Характеристика символических значений основных цветов

Цвета используются в символике с древнейших времен. Значения цветов и ассоциации, которые они вызывают, сильно разнятся от культуры к культуре. Ниже приведены семь основных цветов и их наиболее частая символика —  в древности и в наши дни. 

Черный – ночь, смерть, раскаяние,  разложение, грех, зло и деструктивные силы, тишина и пустота. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, обозначает негативное начало. В китайской философии – это «Инь». В христианской церкви черный символизирует горе и оплакивание, а также скорбь. В средневековом искусстве он обозначал раскаяние. Черный являлся одним из пяти цветов, предписанных в 1200 году 176-м папой Иннокентием III (1198 – 1216 гг.) для обозначения времен года в христианском календаре; черный использовали в мессах по усопшим и на службах в Страстную пятницу – на одеждах, на покрывалах алтаря и других предметах, необходимых во время церковных служб. С недавних времен церковь стала учитывать национальные особенности (к примеру, черный в Японии обозначает радость), и использование черного цвета перестало быть обязательным [29, с. 418-419].

  Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину; также постоянство, преданность, правосудие, совершенство, также размышление и мир. Древние египтяне использовали синий для обозначения правды; этот цвет сопутствовал Зевсу (Юпитеру) и Гере (Юноне) —  греческим и римским божествам небес, которые, как верили, живут выше облаков.  Голубой символизирует доблесть и превосходство.

Синий также символизирует сомнение и депрессию. Такие выражения, как «чувствовать синий» и, более архаичное, «иметь синего дьявола», появились из речи рабочих, которые окрашивали ткани в индиго и были особенно подвержены меланхолии (хотя неизвестно точно, что их так угнетало –  синий цвет или монотонность процесса) [29, с. 420-423].

Зеленый – цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды (поскольку этот цвет символизирует наступление весны и обновление жизни), возрождения. Зеленый часто символизирует непрерывность и даже бессмертие, когда, к примеру, мы говорим «вечнозелёный». Представляющий собой смесь жёлтого и синего, зелёный является мистическим цветом, связь между природным и сверхъестественным. Зелёный означает избыток, процветание, стабильность; многие народы выбрали для своих денег зеленый цвет.

Зеленый – знак разложения и плесени. Озирис, бог умирающей и воскресающей природы, покровитель и судья мертвых, изображался зеленым. В фольклоре это цвет эльфов, отсюда – цвет непослушания и проказ.

 В христианских церквях зеленый  предписывался для богослужений  в период между Крещением и  Троицей. Зеленый является священным цветом в исламе [28, с.423-425].

Пурпурный означает власть, достоинство, славу, почет, величие, королевскую власть, мощь. Как комбинация красного и синего, символизирует союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, она представляла золото. У древних римлян и греков пурпурные тоги носили только императоры, цари, полководцы и судьи. С тех пор пурпурный цвет ассоциируется с троном и властью.

В христианских церквях пурпур обозначает отпущение грехов, покаяние, скорбь и оплакивание; его надевают во время «великого поста», для церемоний, связанных с «крестными муками», и в «Эмбер дейз» («Эмбер дейз» —  дни  поста и молитвы в англиканской церкви – по три дня четыре раза в год –  прим. перевод), особые дни поста и умеренности. В геральдике пурпурный цвет, называемый «пурпур», обозначается на черно-белых изображениях диагональными линиями от верхнего правого края до нижнего левого [29, с. 423-427].

Красный – наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу, революцию, силу, анархию, смерть, мужество, а также здоровье и возмужалость. Красный –  это цвет жизни.

Как цвет, символизирующий кровь, красный часто использовался для военных целей на протяжении многих столетий.

В средневековом христианском искусстве красный является как цветом милосердия, так и любви, в частности божественной любви. Красный служит цветом богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресения и в День святого креста (14 сентября), в который отмечается явление Креста Константину. В день Святой Троицы этот цвет служит олицетворением Святого Духа, который спустился с небес подобно языкам пламени. Также он напоминает о мучениках, которые пролили кровь за свою веру. Выражение «красный день календаря» происходит от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами. Красный обозначает также стыд и бесчестие [29, с. 427-430].

Розовый – скорее близок к белому, чем к красному. Это – телесный цвет, цвет чувственности, и, согласно авторитетам пищевой промышленности, – один из цветов, вызывающих наибольший аппетит. Во время второй мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником [29, с. 431].

Белый – символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость, а, поскольку он «не скрывает другого цвета», невинность и правду. Белая магия – это магия, использующая свою силу для добра, часто – для лечения, или против зла и черной магии. Белый цвет чаще всего ассоциируется с набожностью и религиозными обрядами.

Белый флаг означает сдачу, перемирие, а в более широком значении –  мир и добрую волю. Этот обычай, как полагают, идет из древнейших времен, когда, чтобы продемонстрировать мирные намерения и таким образом избежать нападения, несли белый свиток или его символическое представление – белую материю на шесте. Также белый означает слепоту и абсолютную тишину. Вместе с красным он может символизировать смерть; даже в наши дни у персонала больниц существует суеверие, что белые и красные цветы, принесенные в больничные покои, приносят несчастье, поскольку красный означает кровь, а белый – саван [29, с. 431-433].

Желтый – цвет Солнца и лета; в алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. В связи с «солнечными» ассоциациями (свет, тепло, мощь) и как цвет, наиболее близкий к золоту, самому почитаемому металлу, желтый часто символизирует славу и божественную власть. В греческой мифологии желтый является атрибутом Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя Земли и Небес.

Но желтый имеет и противоположную трактовку, как цвет предательства, ревности, трусливости и лжи. Желтый также – цвет болезни  [29, с. 431-436].

 

 

 

 

 

Выводы

Символ – способность художественного образа соединять предметное значение со множеством переносных смыслов.  Рассмотрено  развитие понятия символа Лосевым А.Ф.  Лотман Ю.М. определяет символ как знак, значением которого является некоторый знак другого ряда или другого языка.

Значение символа невозможно втиснуть в какие-то рамки и вообще передать словами, многое в символике за прошедшие века стало традиционным и образовало своего рода  международный язык, выходящий за рамки обычной коммуникации.

Символ – это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам и применяющий его человек.

Проблема цветовой символики тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. Цвет сам по себе не может быть символом.

В главе описаны семь основных цветов и их наиболее частая символика – черный, синий, зелёный, красный, белый, желтый, пурпурный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование цвета  в лирике А.А. Блока

 

2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком

Стихотворения А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. В своей поэзии он использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций. Колоризм в поэзии Блока обусловлен, с одной стороны, реальным миром и, с другой – миром символов.

В поэзии А. Блока цветовая символика имеет очень большое значение. Каждый цвет – определенный символ у А. Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ. Главные цвета для А. Блока – белый и красный. Рассмотрим же традиционные значения этих цветов, и то, какой смысл они обретают в творчестве поэта. Белый цвет относится к ахроматическим (неокрашенный) и нейтральным, это традиционный символ чистоты, невинности, святости. Белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален. Уже в древности белый цвет выделяли особо – вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов.

Цвета в поэзии используют не только для выражения мыслей, но и чувств и эмоций. Кроме того, по палитре используемых цветов можно лучше понять самого поэта, его мировоззрение, характер. Несмотря на это, большинство поэтов используют вместо света и цвета абстракции.

В своей статье «Краски и слова» Александр Блок о таких писал, что они «отупели к зрительным восприятиям». Но также он был уверен, что через несколько лет появится поэт, который «привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками» [32].

 

2.2 Анализ цветописи в  лирике А. Блока

Белый цвет характерен для мира А. Блока. Прилагательное «белый» сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.

С образом Иисуса Христа у Блока связана символика белого цвета и снега:

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос [1, с. 365].

В заметке ??? для Ю.П. Анненкова писал: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе: белое пятно впереди, белое как снег, и оно маячит впереди, полу мерещится — неотвязно; и там же бьется красный флаг, тоже маячит в темноте» [???]. А в письме Анненкову от 12 августа 1918 г. КТО? замечал: «Если бы из левого верхнего угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом, – это была бы исчерпывающая обложка» [???].

Информация о работе Символика цвета в лирике Блока