Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать цветовую символику в лирике А.А. Блока.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме;
2) провести текстовый анализ стихотворений А. Блока;
3) исследовать цветовую палитру лирики А. Блока;
4) выявить и проанализировать основные цветовые символы в лирике А. Блока;
5) провести идейно-смысловой анализ цветописи в лирике А. Блока.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- структурно-семантический метод, позволяющий выявить функции и смысл тех или иных элементов структуры;
- метод описательной поэтики, позволяющий раскрыть художественно-эстетическое своеобразие писателя путем последовательного исследования текста.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика значений цветовых символов………………………………5
1.1. Символ………………………………………………………………………. 5
1.2. Цветовая символика………………………………………………………… 9
1.3. Характеристика символических значений основных цветов…………… 11
Выводы………………………………………………………………………….. 15
2. Использование цвета в лирике А.А. Блока…………………………………. 16
2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком…. 16
2.2. Анализ цветописи в лирике А.Блока…………………………………...... 17
Выводы………………………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………...…………. ..28
Список использованной литературы………………………………………… ..30
1.2. Цветовая символика
Проблема цветовой символики тесно связана с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.
В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика цвета играла особо важную роль в идейно-образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности, и верой в якобы магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные персонажи.
Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы и основана на цветовых ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же – символ силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его символом страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет – это победа, торжество, признак веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции. Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета, возникшее в глубокой древности на основе ассоциаций, под влиянием производственных и бытовых обрядов, мифологических и религиозных взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том, как, в какой форме он подал эти символы [30].
Цвет может иметь коммуникативное значение, определяющее связь между элементами и предметами природы; символическое указывающее на явление, предмет или сущность, и выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции [ 31].
Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. В связи с этим, целесообразно их подразделить на ассоциативные, позитивные и негативные.
Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной структуре, где занимает определенное место, обусловленное композицией и идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения цвета зависит:
- от общего идейного замысла произведения;
- от общего цветового композиционного построения;
- от окружающих его цветов;
- от конкретной изобразительной структуры, формы, которой он принадлежит [30].
1.3. Характеристика символических значений основных цветов
Цвета используются в символике с древнейших времен. Значения цветов и ассоциации, которые они вызывают, сильно разнятся от культуры к культуре. Ниже приведены семь основных цветов и их наиболее частая символика — в древности и в наши дни.
Черный – ночь, смерть, раскаяние, разложение, грех, зло и деструктивные силы, тишина и пустота. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, обозначает негативное начало. В китайской философии – это «Инь». В христианской церкви черный символизирует горе и оплакивание, а также скорбь. В средневековом искусстве он обозначал раскаяние. Черный являлся одним из пяти цветов, предписанных в 1200 году 176-м папой Иннокентием III (1198 – 1216 гг.) для обозначения времен года в христианском календаре; черный использовали в мессах по усопшим и на службах в Страстную пятницу – на одеждах, на покрывалах алтаря и других предметах, необходимых во время церковных служб. С недавних времен церковь стала учитывать национальные особенности (к примеру, черный в Японии обозначает радость), и использование черного цвета перестало быть обязательным [29, с. 418-419].
Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину; также постоянство, преданность, правосудие, совершенство, также размышление и мир. Древние египтяне использовали синий для обозначения правды; этот цвет сопутствовал Зевсу (Юпитеру) и Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, которые, как верили, живут выше облаков. Голубой символизирует доблесть и превосходство.
Синий также символизирует сомнение и депрессию. Такие выражения, как «чувствовать синий» и, более архаичное, «иметь синего дьявола», появились из речи рабочих, которые окрашивали ткани в индиго и были особенно подвержены меланхолии (хотя неизвестно точно, что их так угнетало – синий цвет или монотонность процесса) [29, с. 420-423].
Зеленый – цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды (поскольку этот цвет символизирует наступление весны и обновление жизни), возрождения. Зеленый часто символизирует непрерывность и даже бессмертие, когда, к примеру, мы говорим «вечнозелёный». Представляющий собой смесь жёлтого и синего, зелёный является мистическим цветом, связь между природным и сверхъестественным. Зелёный означает избыток, процветание, стабильность; многие народы выбрали для своих денег зеленый цвет.
Зеленый – знак разложения и плесени. Озирис, бог умирающей и воскресающей природы, покровитель и судья мертвых, изображался зеленым. В фольклоре это цвет эльфов, отсюда – цвет непослушания и проказ.
В христианских церквях
Пурпурный означает власть, достоинство, славу, почет, величие, королевскую власть, мощь. Как комбинация красного и синего, символизирует союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, она представляла золото. У древних римлян и греков пурпурные тоги носили только императоры, цари, полководцы и судьи. С тех пор пурпурный цвет ассоциируется с троном и властью.
В христианских церквях пурпур обозначает отпущение грехов, покаяние, скорбь и оплакивание; его надевают во время «великого поста», для церемоний, связанных с «крестными муками», и в «Эмбер дейз» («Эмбер дейз» — дни поста и молитвы в англиканской церкви – по три дня четыре раза в год – прим. перевод), особые дни поста и умеренности. В геральдике пурпурный цвет, называемый «пурпур», обозначается на черно-белых изображениях диагональными линиями от верхнего правого края до нижнего левого [29, с. 423-427].
Красный – наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу, революцию, силу, анархию, смерть, мужество, а также здоровье и возмужалость. Красный – это цвет жизни.
Как цвет, символизирующий кровь, красный часто использовался для военных целей на протяжении многих столетий.
В средневековом христианском искусстве красный является как цветом милосердия, так и любви, в частности божественной любви. Красный служит цветом богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресения и в День святого креста (14 сентября), в который отмечается явление Креста Константину. В день Святой Троицы этот цвет служит олицетворением Святого Духа, который спустился с небес подобно языкам пламени. Также он напоминает о мучениках, которые пролили кровь за свою веру. Выражение «красный день календаря» происходит от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами. Красный обозначает также стыд и бесчестие [29, с. 427-430].
Розовый – скорее близок к белому, чем к красному. Это – телесный цвет, цвет чувственности, и, согласно авторитетам пищевой промышленности, – один из цветов, вызывающих наибольший аппетит. Во время второй мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником [29, с. 431].
Белый – символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость, а, поскольку он «не скрывает другого цвета», невинность и правду. Белая магия – это магия, использующая свою силу для добра, часто – для лечения, или против зла и черной магии. Белый цвет чаще всего ассоциируется с набожностью и религиозными обрядами.
Белый флаг означает сдачу, перемирие, а в более широком значении – мир и добрую волю. Этот обычай, как полагают, идет из древнейших времен, когда, чтобы продемонстрировать мирные намерения и таким образом избежать нападения, несли белый свиток или его символическое представление – белую материю на шесте. Также белый означает слепоту и абсолютную тишину. Вместе с красным он может символизировать смерть; даже в наши дни у персонала больниц существует суеверие, что белые и красные цветы, принесенные в больничные покои, приносят несчастье, поскольку красный означает кровь, а белый – саван [29, с. 431-433].
Желтый – цвет Солнца и лета; в алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. В связи с «солнечными» ассоциациями (свет, тепло, мощь) и как цвет, наиболее близкий к золоту, самому почитаемому металлу, желтый часто символизирует славу и божественную власть. В греческой мифологии желтый является атрибутом Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя Земли и Небес.
Но желтый имеет и противоположную трактовку, как цвет предательства, ревности, трусливости и лжи. Желтый также – цвет болезни [29, с. 431-436].
Выводы
Символ – способность художественного образа
Значение символа невозможно втиснуть в какие-то рамки и вообще передать словами, многое в символике за прошедшие века стало традиционным и образовало своего рода международный язык, выходящий за рамки обычной коммуникации.
Символ – это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам и применяющий его человек.
Проблема цветовой символики тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. Цвет сам по себе не может быть символом.
В главе описаны семь основных цветов и их наиболее частая символика – черный, синий, зелёный, красный, белый, желтый, пурпурный.
2. Использование цвета в лирике А.А. Блока
2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком
Стихотворения А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. В своей поэзии он использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций. Колоризм в поэзии Блока обусловлен, с одной стороны, реальным миром и, с другой – миром символов.
В поэзии А. Блока цветовая символика имеет очень большое значение. Каждый цвет – определенный символ у А. Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ. Главные цвета для А. Блока – белый и красный. Рассмотрим же традиционные значения этих цветов, и то, какой смысл они обретают в творчестве поэта. Белый цвет относится к ахроматическим (неокрашенный) и нейтральным, это традиционный символ чистоты, невинности, святости. Белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален. Уже в древности белый цвет выделяли особо – вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов.
Цвета в поэзии используют не только для выражения мыслей, но и чувств и эмоций. Кроме того, по палитре используемых цветов можно лучше понять самого поэта, его мировоззрение, характер. Несмотря на это, большинство поэтов используют вместо света и цвета абстракции.
В своей статье «Краски и слова» Александр Блок о таких писал, что они «отупели к зрительным восприятиям». Но также он был уверен, что через несколько лет появится поэт, который «привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками» [32].
2.2 Анализ цветописи в лирике А. Блока
Белый цвет характерен для мира А. Блока. Прилагательное «белый» сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.
С образом Иисуса Христа у Блока связана символика белого цвета и снега:
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос [1, с. 365].
В заметке ??? для Ю.П. Анненкова писал: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе: белое пятно впереди, белое как снег, и оно маячит впереди, полу мерещится — неотвязно; и там же бьется красный флаг, тоже маячит в темноте» [???]. А в письме Анненкову от 12 августа 1918 г. КТО? замечал: «Если бы из левого верхнего угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом, – это была бы исчерпывающая обложка» [???].