Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать цветовую символику в лирике А.А. Блока.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме;
2) провести текстовый анализ стихотворений А. Блока;
3) исследовать цветовую палитру лирики А. Блока;
4) выявить и проанализировать основные цветовые символы в лирике А. Блока;
5) провести идейно-смысловой анализ цветописи в лирике А. Блока.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- структурно-семантический метод, позволяющий выявить функции и смысл тех или иных элементов структуры;
- метод описательной поэтики, позволяющий раскрыть художественно-эстетическое своеобразие писателя путем последовательного исследования текста.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика значений цветовых символов………………………………5
1.1. Символ………………………………………………………………………. 5
1.2. Цветовая символика………………………………………………………… 9
1.3. Характеристика символических значений основных цветов…………… 11
Выводы………………………………………………………………………….. 15
2. Использование цвета в лирике А.А. Блока…………………………………. 16
2.1. Выявление основных цветовых символов, используемых А. Блоком…. 16
2.2. Анализ цветописи в лирике А.Блока…………………………………...... 17
Выводы………………………………………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………...…………. ..28
Список использованной литературы………………………………………… ..30
Желтый как символ смерти, тления становится основой стихотворения «Не презирайте, бога ради...» и определяет его композиционную завершенность:
Когда-нибудь мои потомки,
Сажая вешние цветы,
Найдут в земле костей обломки
И песен желтые листы [1, с. 399].
Желтый в ряду других поэтических образов становится одной из форм художественного познания и идейно-эстетического отражения действительности. Символика желтого цвета прошла путь от традиционно устоявшейся в литературе формы передачи настроений угасания, печали до способа активного критического вторжения в действительность с позиций гражданственности.
Выводы
В поэзии А. А. Блока цветовая символика имеет очень большое значение. Главные цвета для А. Блока – белый и красный.
Рассмотрев некоторые цвета, используемые поэтом, можно сказать, что:
1) Белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, – означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белизна становится ключевым понятием в его стихах, также как и у других символистов. Белый снег – это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у Блока всегда сопутствует красный.
2) Цветовые образы, с участием красного, играют существенную роль в трагическом решении темы города («Невидимка»), гораздо реже используется в портретных зарисовках.
Эволюция символики красного цвета у А. Блока позволяет проследить, как поэт углублял и расширял систему поэтических образов. Среди них образы, в создании которых использован красный цвет и его оттенки, играют решающую роль для понимания творчества А. Блока, эволюции его мировоззрения.
3) Синий цвет в поэтике А. Блока, несмотря на разнообразие оттенков его значений, в основном всегда выполняет функцию высокой поэтизации, романтизации образа; он неизменно сообщает образу неповторимую взволнованность, страстность, активно участвует в философском и эстетическом осмыслении поэтом окружающего мира.
4) Смысловая и стилистическая палитра чёрного цвета необычно широка у А. Блока; в «Итальянских стихах» и записях этого периода – от прямых значений просто цвета – через промежуточные непрямые значения – к черному воздуху, черному небу, с их грозным, неистовым, безысходным трагизмом.
5) Желтый цвет в творчестве А. Блока используется очень редко. Желтый в ряду других поэтических образов становится одной из форм художественного познания и идейно-эстетического отражения действительности. Чаще всего цвет второстепенен, на первое место выступает настроение; как правило, это грусть, вызванная увяданием, старением.
Заключение
Цветовая символика является основной чертой поэтической модели мира, созданной А. Блоком.
Поэтические образы А. Блока нельзя рассматривать как простые отражения реальных объектов или как обычные метафоры и метонимии. Его образы всегда сохраняют как конкретный, так и абстрактный смысл, т. е. являются символами.
В процессе работы нами были проанализированы работы исследователей творчества А. Блока (Долгополов Л.К. «Александр Блок. Личность и творчество»; Жирмунский В.М. «Статьи об А.А. Блоке // Теория литературы. Поэтика. Стилистика»; Максимов Д.Е. «Поэзия и проза А. Блока»; Минц З.Г. «Поэтика Александра Блока» и т.д.).
Проанализировав основные цветовые символы в лирике Александра Блока, можно сделать вывод, что все стихотворения поэта насыщены цветом. А. Блок – поэт-символист. И для создания своих символов он постоянно использует цвет. Каждый цвет – определенный символ у А. Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает свой собственный, неповторимый образ-символ. Вот что означают основные, используемые А. Блоком цвета:
- красный – тревога, трагедия;
- белый – смерть, пустота, изначальность;
- синий – непорочность, первозданность;
- чёрный – тайна, страх, страдание;
- серый – безысходность;
- зеленый – волшебство.
Помимо этого:
- голубой цвет у А. Блока говорит о чем-то недостижимом;
- синий – крушение идеала, измену;
- фиолетовый же и (более светлый) лиловый сигнализируют у А. Блока обычно о демоническом, дьявольском начале;
- жёлтый цвет символизирует роскошь, праздность и пошлость повседневности;
- зеленый цвет в творчестве А. Блока имеет – помимо некоторых положительных и нейтральных значений – большей частью отрицательный (отпугивающий, диссонирующий) характер, он может сопровождать тему.
После 1904 года цвета в творчестве А. Блока становятся всё темнее. Светлые оттенки синего («голубой» и «лазурный») и красного («розовый») исчезают.
Частота упоминаний черного цвета нарастает, но белого остается относительно устойчивой. Символика белого цвета меняется.
Красный цвет воплощает противостояние телесного и духовного (Зверя и Бога), непримиримость которого резко обозначилась на рубеже веков и нашла свое разрешение в противостоянии духовной жизни. Существенным в структуре цветового поэтического сознания А. Блока является значение красного цвета как символа действенного сущностного человеческого начала: в этот цвет «окрашена» линия лирического героя, осознающего судьбу человека и его предназначение в мире.
Белый цвет в цветовой поэтической модели мира, символизируя судьбу человека, выступает в значении синтеза «я» и «не я», определяет характер взаимоотношений личности с миром, символическим разрешением которых он является.
Роль цвета в его поэзии – живое движение красок, ими создается атмосфера красочности.
Проанализировав стихотворения А. Блока и работы ученых (А. Блок. «Собрание сочинений» В 8 т.; Авраменко А.П. «Блок и русские поэты XIX века»; «Блок в воспоминаниях современников. Т. 1 – 2» и т.д.), можно сделать вывод, что тема исследования цветового оформления Александром Блоком своих произведений неисчерпаема, требует более подробного рассмотрения с членением ее на подтемы для получения более полного научного результата.
Список использованной литературы
1. А. Блок. Собрание сочинений. В 8 т. – М.: Гослитиздат, 1976.
2. Авраменко А.П. Блок и русские поэты XIX века. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Александр Блок: Новые материалы и исследования: В 5 кн. / Отв. Ред. И.С. Зильберштейн, Л.М. Розенблюм. – М.: Наука, 1987.
4. Архангельская Ю.В. О формировании символа в стихах А. Блока. // Русская речь. – 1990. – №6.
5. Берберова Н. Александр Блок и его время: Биография. Пер. с фр. – М.: Изд-во Независимая Газета, 1999.
6. Блок А. Избранное. – М.: 1989.
7. Блок А. Интеллигенция и революция. – М., 1918.
8. Блок Александр. Исследования и материалы / научное издание / отв. ред. Ю.К. Герасимов. – Л.: Наука, 1991.
9. Блок в воспоминаниях современников. Т. 1 – 2. – М.,1980.
10. Брюсов В. Ремесло поэта. – М., 1981.
11. Брюсов В. Александр Блок // Брюсов В. Собр. соч.В 7-т. Т.VI. – М., 1975.
12. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. – М.: Наука, 1976.
13. Громов П.А. А. Блок. Его предшественники и современники. – М., 1966.
14. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд, исп. И доп. – Л.: Наука, 1980.
15. Егорова Л.П. Александр Блок // История русской литературы XX века. Первая половина. – Ставрополь, 2004; Лавров А.В. Этюды о Блоке. – СПб., 2000.
16. Жирмунский В.М. Статьи об А.А. Блоке // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.: Литературное наследство. 1977. Т. 92.
17. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
18. Кузьмина Н.А. Традиционная поэтическая фразеология в лирике Блока // Русская речь. – 1976. – №4.
19. Купер Дж. Энциклопедия символов/ Сборник статей. – М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век».
20. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П., 2006.
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992.
22. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1981.
23. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л.: Советский писатель, 1975.
24. Минц З.Г. Блок и русский символизм. – М.: Наука, 1980.
25. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб: Искусство-СПб., 1999.
26. Новиков В.И. А.Блок. – М.: Молодая гвардия, 2010.
27. Соловьёв Б.И. Поэт и его подвиг. – М.: Советская Россия, 1978.
28. Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг. – М.: Советская Россия, 1978.
29. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – М.: Вече, АСТ, 1997.
30. Литературный глоссарий. URL: www.bukinistu.ru (дата обращения: 26.11.13).
31. Энциклопедия символов. URL: www.symbolizm.ru (дата обращения: 26.11.13).
32. А. Блок «Краски и слова» URL: www.lib.ru (дата обращения 30.11.13).
33. C. Соловьев «Цвет, число и русская словесность».URL: www.jegorob.narod.ru (дата обращения 14.12.13).