Система образов в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью[14,37].
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу.
В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью», в этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России[9,115].
Драма «Гроза» является, несомненно, одним из лучших произведений Александра Николаевича Островского, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов». Очень четко и выразительно изображает Островский уголок «темного царства», где на наших глазах набирает силу противостояние между темнотой и невежеством с одной стороны и красотой и гармонией — с другой. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Внешне пока все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Обстановка сгущается к концу первого действия; даже природа, как в песне Кулигина, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой. Но еще раньше, при первом знакомстве с действующими лицами драмы, становится очевидной неизбежность конфликта двух противоборствующих сторон. Потому что и среди приверженцев старых порядков, и среди представителей нового поколения бросаются в глаза как истинно сильные, так и слабые характеры.
В начале работы мы рассмотрим историю написания драмы «Гроза», конфликт и его причину в произведении. Затем перейдем к подробному разбору системы образов.

Содержание работы

Вступление……………………………………………………………..3
1. История создания «Грозы»………………………………………...5
2. Конфликт и его причина в драме «Гроза»……………………….10
3. Система образов…………………………………………………...12
3.1 Символика имен в пьесе Островского «Гроза»…………..12
3.2 Расстановка действующих лиц в «Грозе»………………..14
3.2.1 Образ Дикого………………………………………...15
3.2.2 Образ Кабанихи……………………………………..18
3.2.3 Образ Кулигина……………………………………..20
3.2.4 Образ Бориса………………………………………...24
3.2.5 Образ Тихона………………………………………..25
3.2.6 Образ Варвары………………………………………27
3.2.7 Ваня Кудряш………………………………………...28
3.3 Катерина — главная героиня пьесы А. Н. Островского...29
3.3.1 Сила характера Катерины………………………….29
3.3.2 О народных устоях характера Катерины………….32
3.3.3 Сущность трагедии Катерины……………………39
3.4 Образ Грозы………………………………………………...43
Выводы…………………………………………………………...…...47
Список использованной литературы………………………………..49

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

         Министерство  образования и науки Украины

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого 
 
 
 

      Кафедра русского и общего языкознания 
 
 
 
 
 

  Система образов в пьесе А.Н. Островского «Гроза» 
 
 
 

                                     Курсовая работа

                                                           студентки 3-А курса

                   факультета русской филологии

                   специальность русский язык и 

                   литература

                                                           Научный руководитель:

                   Кандидат филологических наук,

                    доцент  
               
               
               
               

      Черкассы  ― 2008 

               Содержание: 

Вступление……………………………………………………………..3

1.  История создания «Грозы»………………………………………...5

2.  Конфликт и его причина в драме «Гроза»……………………….10

3.  Система образов…………………………………………………...12

     3.1 Символика имен в пьесе Островского «Гроза»…………..12

      3.2  Расстановка действующих лиц в «Грозе»………………..14

            3.2.1 Образ Дикого………………………………………...15

            3.2.2  Образ Кабанихи……………………………………..18

            3.2.3  Образ Кулигина……………………………………..20

            3.2.4 Образ Бориса………………………………………...24

            3.2.5  Образ Тихона………………………………………..25

            3.2.6  Образ Варвары………………………………………27

            3.2.7  Ваня Кудряш………………………………………...28

      3.3  Катерина — главная героиня пьесы А. Н. Островского...29

            3.3.1 Сила характера Катерины………………………….29

            3.3.2 О народных устоях характера Катерины………….32

            3.3.3   Сущность трагедии Катерины……………………39

      3.4 Образ Грозы………………………………………………...43

Выводы…………………………………………………………...…...47

Список  использованной литературы………………………………..49 
 
 
 

            Вступление

      А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью[14,37].

     Одним из шедевров Островского и всей русской  драматургии по праву считается «Гроза». Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу.

     В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью», в этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России[9,115].

     Драма «Гроза» является, несомненно, одним из лучших произведений Александра Николаевича Островского, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов». Очень четко и выразительно изображает Островский уголок «темного царства», где на наших глазах набирает силу противостояние между темнотой и невежеством с одной стороны и красотой и гармонией — с другой. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Внешне пока все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Обстановка сгущается к концу первого действия; даже природа, как в песне Кулигина, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой. Но еще раньше, при первом знакомстве с действующими лицами драмы, становится очевидной неизбежность конфликта двух противоборствующих сторон. Потому что и среди приверженцев старых порядков, и среди представителей нового поколения бросаются в глаза как истинно сильные, так и слабые характеры.

     В начале работы мы рассмотрим историю  написания драмы «Гроза», конфликт и его причину в произведении. Затем перейдем к подробному разбору  системы образов. 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

           1.  История создания «Грозы»

     Многие  крупнейшие произведения мировой литературы — при своем появлении —  подвергались цензурным запретам и  гонениям, становились полем острой полемики, ожесточенной идейной борьбы. Грибоедов не дожил до издания полного текста «Горя от ума», не видел свою комедию на сцене. Флобер — после выхода в свет «Госпожи Бовари» — был привлечен к суду за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов». Критические сражения вокруг большинства самых значительных русских романов (в особенности  романов Тургенева), драм, поэм и стихотворений девятнадцатого века представляли собою непримиримые столкновения прогрессивных и реакционных сил, борьбу за правду и реализм художественного творчества.

          Бурно встречали современники новые произведения, ставшие впоследствии классикой. Сложная и противоречивая борьба развернулась и вокруг «Грозы» Островского. После авторских чтений новой драмы, ее первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками, стоящими на разных идейных позициях, между новаторами и ретроградами. Необычность и сложность полемики вокруг «Грозы» заключалась в том, что во взглядах на эту драму разошлись не только идейные и эстетические противники, но передовые художники и критики. «Гроза» оценивалась очень высоко людьми борющихся идейных лагерей.

        «Гроза» впервые увидела свет  не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера в  Малом театре, а 2 декабря —  в Александринском. Напечатана  драма была в первом номере журнала «Библиотека для чтения» следующего, 1860 года, а в марте того же года вышла отдельным изданием. Можно с уверенностью сказать, что русский театр знал не много таких событий, как первые постановки Грозы». Сохранились свидетельства триумфального зрительского успеха спектаклей в Москве и Петербурге.  Откровением была новая драма и для артистов. «Александр Николаевич Островский, — вспоминает первая Кабаниха на русской сцене Н. В. Рыкалова, — большой друг нашего театра и, как только написал свою пьесу «Грозу» и наметил исполнителей, вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя,  предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку» [1,37]. 

        Александр Николаевич Островский  не был революционным демократом, в своих сочинениях и общественной  деятельности он не затрагивал  непосредственно политических вопросов, словно бы вообще чурался политики. Путь его в течение первого десятилетия литературной работы достаточно противоречив. Открыв и безжалостно осудив в комедии «Свои люди — сочтемся!» новый в литературе мир, в котором за купцами-толстосумами, их выкормышами и жертвами виделось все «темное царство» России, драматург затем — в так называемых «славянофильских» пьесах — ищет положительные идеал, и им созданы образы крутых нравом, но совестливых купцов. Но проходит всего какой-нибудь год, и появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые произнесено слово «самодур». Затем — убийственно правдивое изображение коррупции и карьеризма в «Доходном месте», резко-антикрепостническая «Воспитанница» и поэтическая «Гроза» — первая и, пожалуй, единственная в русской драматургии трагедия современной жизни, в которой с огромной силой прозвучал голос в защиту свободы человека[17,39].

          Очевидно, что «самое решительное  произведение» Островского не  случайно, не по писательской  прихоти появилось на переломе пятидесятых — шестидесятых годов, в пору, когда общественная атмосфера в стране  накалилась до предела, когда сама жизнь неотвратимо требовала решительных перемен. «Гроза» прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не могущей более терпеть гнет и неволю.

         «Гроза» была написана быстро: начата в июле и окончена 9 октября 1859 года. А складывалась, созревала в сознании и воображении художника, видимо, много лет...

         Есть писатели, у которых отчетливо  различима или во всяком случае, легко угадывается логика их  творчества, закономерность перехода от одного сочинения к другому. У Островского это не так: если в жизни драматурга, в его наблюдениях и встречах в пору, предшествующую рождению «Грозы», ясно видны ее истоки, то на фоне литературных опытов Островского тех лет, в окружении тогдашних его пьес, «Гроза» оказалась неожиданностью, бурным рывком к вершине искусства[10,226].

         25 сентября 1857 года в письме к  Некрасову Островский сообщает  о намерении написать несколько  пьес под общим названием «Ночи  на Волге», одну из которых собирается дать совсем быстро и прислать к ноябрю.

          Как известно, писатель не осуществил  своего замысла, а «к ноябрю»  (точнее, 2 декабря 1857 года) послал  в «Современник» комедию «Не  сошлись характерами». Но если  не появились «Ночи на Волге», то Волга — не только как географическое место действия, но как мир русской жизни и поэтический образ — властно вошла в драматическое искусство Островского.

          Писатель и раньше бывал на  Волге — в Костроме, в Нижнем  Новгороде, а в 1856 году он — в ряду других литераторов — участвовал в известной «Литературной экспедиции», снаряженной морским министерством, дабы провести исследования «быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством». На долю Островского выпало верховье Волги — от истоков до Нижнего.

        Сохранились прямые результаты  этой экспедиции — очерк Островского,  напечатанный в «Морском сборнике»,  дневниковые записи «Путешествия  по Волге от истоков до Нижнего  Новгорода». А главное — время,  проведенное драматургом в волжских городах — от апреля до августа 1856 и в 1857 году необычайно расширило  его представления о русской действительности‚ обогатило наблюдениями, возбудило и активизировало фантазию.

        Один из участников экспедиции, знаток народного быта С. В.  Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы». И на первом месте здесь «Гроза». «…Наружно красивый Торжок, — продолжал Максимов, — ревниво оберегавший свою новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил А. Н. Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою   Варварой и художественно изящною Катериной. На городском бульваре и на улицах по вечерам наш автор видал еще стройных новоторок в бархатных (теперь исчезнувших) шубейках рядком и обок с своими «предметами» — добрыми молодцами, с которыми обычай разрешал открыто миловаться и целоваться» [2,165-166].

      Поездка по Волге обогатила Островского знаниями нравов и людских характеров, поразила жестоким драматизмом действительности, раскрыла не только ужасы жизни, но и красоту человека, величие и поэзию природы. Конечно, все это образовало идейный и поэтический мир «Грозы», в который нам предстоит войти. 

   
 
 
 
 
 
 
 

         2.  Конфликт и его причина в драме «Гроза» 

     «Гроза» была задумана как комедия, что явствует из первой, черновой рукописи пьесы. Однако в ходе работы жанр изменился: на первой странице другого варианта рукописи мы видим, как слово «комедия» поправлено на  «драму».

Информация о работе Система образов в пьесе А.Н. Островского «Гроза»