Система образов в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью[14,37].
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу.
В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью», в этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России[9,115].
Драма «Гроза» является, несомненно, одним из лучших произведений Александра Николаевича Островского, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов». Очень четко и выразительно изображает Островский уголок «темного царства», где на наших глазах набирает силу противостояние между темнотой и невежеством с одной стороны и красотой и гармонией — с другой. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Внешне пока все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Обстановка сгущается к концу первого действия; даже природа, как в песне Кулигина, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой. Но еще раньше, при первом знакомстве с действующими лицами драмы, становится очевидной неизбежность конфликта двух противоборствующих сторон. Потому что и среди приверженцев старых порядков, и среди представителей нового поколения бросаются в глаза как истинно сильные, так и слабые характеры.
В начале работы мы рассмотрим историю написания драмы «Гроза», конфликт и его причину в произведении. Затем перейдем к подробному разбору системы образов.

Содержание работы

Вступление……………………………………………………………..3
1. История создания «Грозы»………………………………………...5
2. Конфликт и его причина в драме «Гроза»……………………….10
3. Система образов…………………………………………………...12
3.1 Символика имен в пьесе Островского «Гроза»…………..12
3.2 Расстановка действующих лиц в «Грозе»………………..14
3.2.1 Образ Дикого………………………………………...15
3.2.2 Образ Кабанихи……………………………………..18
3.2.3 Образ Кулигина……………………………………..20
3.2.4 Образ Бориса………………………………………...24
3.2.5 Образ Тихона………………………………………..25
3.2.6 Образ Варвары………………………………………27
3.2.7 Ваня Кудряш………………………………………...28
3.3 Катерина — главная героиня пьесы А. Н. Островского...29
3.3.1 Сила характера Катерины………………………….29
3.3.2 О народных устоях характера Катерины………….32
3.3.3 Сущность трагедии Катерины……………………39
3.4 Образ Грозы………………………………………………...43
Выводы…………………………………………………………...…...47
Список использованной литературы………………………………..49

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

          Список использованной литературы 

1. «Театр», 1909, № 528, 148с.

2. С.В. Максимов. Литературная экспедиция. – «А.Н. Островский в

     воспоминаниях  современников». М., «Художественная  литература», 1966, 268с.

3. А. Анастасьев. – «Гроза» Островского».  М., «Художественная

       литература», 1975, 250с.

4.  А. Н. Островский. Дневники и письма. М. – Л., «Academia»,

      1937, 165с.

6.   Н. А. Добролюбов. Собр. соч. в 9-ти томах, т. 6, 560с.

7.   «А. Н. Островский в русской критике». М., Гослитиздат, 1948,

       298с.

8.  Григорьев А. Литературная критика. М., 1967, 489с.

9.  « А. Н. Островский в воспоминаниях современников». М.,

       «Художественная литература», 1966, 470с.

10.  Е. Г. Холодов. Мастерство Островского. М., «Искусство», 1963,

     580с.

11.  Ю. Оснос. В мире драмы. Статьи. М., «Советский писатель»,

      1971,340с.                                                                                                          12. Луначарский А. В. Собр. соч. в 8томах.-М., 1963, - т. 1, 390с.

13.  А.И. Журавлёва, В.Н. Некрасов. Театр А.Н. Островского. – М.:

       Просвещение, 1986, 569с.        

14.  В.Лакшин. Александр Николаевич Островский. – М.: 1976,

     265с.

15.  В.П. Медведев. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении.

       – Л.,1971, 367с.

16.  А.И.  Ревякин. Драматургия А.Н. Островского.  – М., 1973, 435с.        

17.  А.И.  Ревякин. Искусство драматургии  А.Н. Островского. – М.,

    1974, 335с.  
 

Информация о работе Система образов в пьесе А.Н. Островского «Гроза»