Сказки Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам как добрый наставник, учитель и друг — спутник всей нашей жизни, от рождения до старости.
С детства мы знакомимся с героями сказок Пушкина, позднее входят в нашу жизнь лирические строфы "Евгения Онегина" и чеканные созвучия "Медного всадника"…
Данная работа призвана рассмотреть систему образов героев, богатство и глубину содержания сказок Пушкина, их роль в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Содержание работы

1 Введение.
2 Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитание детей.
3 Биография Александра Сергеевича Пушкина.

Файлы: 1 файл

Реферат по литературоведению Сказки Пушкина.docx

— 121.64 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

                       

РЕФЕРАТ

по предмету:

« ЛИТЕРАТУРА С  ОСНОВАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ»

 

 

ТЕМА:

«Сказки Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

    1. Введение.
    2. Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитание детей.
    3. Биография Александра Сергеевича Пушкина.

 

Юность Пушкина.

 

Воспоминания в Царском  Селе.

 

История создания.

 

Экзамен.

 

Стихотворение: «Воспоминания в царском селе»

 

Судьба стихотворения.

 

Значение события.

 

Декабристы в жизни  А.С. Пушкина.

 

Александр Пушкин в Михайловском.

 

Под покровительством императора.

 

Дела амурные и болдинский период.

 

Творчество 30-х годов.

 

Кризис

 

Смерть поэта

 

    1. Анализ  « Сказки о золотом петушке».
    2. Сказки Пушкина.
    3. Воспитание сказками Пушкина
    4. Заключение
    5. Литература

 

Сказки Пушкина. Образы героев, богатство, глубина содержания.

 

    1. Введение

С каждым десятилетием всё  дальше от нас пушкинская эпоха, а  великий поэт всё более приближается к нам как добрый наставник, учитель  и друг — спутник всей нашей  жизни, от рождения до старости.

С детства мы знакомимся с героями сказок Пушкина, позднее  входят в нашу жизнь лирические строфы "Евгения Онегина" и чеканные созвучия "Медного всадника"… 

Данная работа призвана рассмотреть  систему образов героев, богатство  и глубину содержания сказок Пушкина, их роль в нравственно-эстетическом воспитании детей.

    1. Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей

В свое время Л.С. Выготский один из советских психологов, основатель культурно-исторической школы в психологии, сравнивал нашу нервную систему "...с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения".

Литература, в частности  сказка, во многом способствует "изживанию  эмоций", удовлетворению духовных потребностей личности.

Психологические истоки привязанности  детей к сказкам, удовлетворяющим  определенные потребности детского возраста, возможности "изживания эмоций". Бруно Беттельхайм, американский психолог и психиатр австрийского происхождения, утверждает: "Детям нужны сказки" (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Сказки вызывают у ребенка  напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное  воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом  не абстрактно. Он думает о собственной  защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Многие психологи и  педагоги отмечают, с каким упорством  дети требуют повторения сказки с  теми же деталями и подробностями, без  изменения малейших мелочей, даже интонации  при рассказывании. Дети в отношении  сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова  узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как  и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их "внешности" или "поведении" и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Вот и в сказке человек  может превратиться в животное или  в камень и наоборот. Тем достовернее  кажется малышу сказка.

Ребенку необходимо, чтобы  его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках  олицетворяют трудности, проблемы, которые  нужно преодолеть. Разрешение сказочных  конфликтов способствует преодолению  страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над  собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея — держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое  психологическое значение для детей  разного возраста, мальчиков и  девочек, поскольку облегчают смену  идентификаций в зависимости  от проблем, волнующих ребенка. Например, вначале ребенок, читая сказку братьев  Гримм, идентифицирует себя с Гретель, которую ведет Гензель, в дальнейшем подросшая девочка идентифицирует себя с Гретель, победившей ведьму.

Ребенок легко входит в  непривычную для него сказочную  обстановку, мгновенно превращаясь  в Королевича, и вместе с тем  так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Малыш  интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что  это могло происходить и в  действительности. Так проявляется  двойственность литературных переживаний  ребенка: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок  хочет подражать окружающим его  сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В  сказке же все возможно. Маленький  мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребенка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант ее. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Однако мир сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных  желаний. Решающую роль играет здесь  мотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотив компенсации. Б. Беттельхайм рассказал следующий случай. Пятилетний мальчик, прослушав сказку о Гансе, победителе великанов, спросил маму, бывают ли великаны. Пока мама обдумывала утешительный ответ, он заключил: "Но ведь есть взрослые, а они все равно что великаны. Маленький хитрый мальчик может их перехитрить". Сказки дают ребенку уверенность, что в конце концов, он может одолеть великанов, а став взрослым, таким же великаном, сравняется с ним и силой.

У детей из-за их социально  зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что  обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной  потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны  героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации  и отождествления, с помощью которых  ребенок может косвенным путем  осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки. Дело в том, что детское видение  мира, образ мышления детей и психологическая  специфика сказок характеризуются  тесным родством в своем тяготении  к противоположностям, крайностям. Сказочные образы не амбивалентны, как это свойственно человеческим характерам в реальной жизни. Там  один брат глуп, другой умен, одна сестра трудолюбива и прилежна, другая ленива и т. п. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень  слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений детьми также преобладают  полярности, "белые" и "черные" тона. Вот почему "детям нужны  сказки", ведь в лучших своих образцах они, по словам В. А. Жуковского, нравственно  чисты и не оставляют после  себя "дурного, ненравственного впечатления". Благодаря сказкам у ребенка  вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников — "воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

Лучшие сказки социальны  по своей сути.

Другое дело, что ни один из жанров детской литературы не следует  возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знание реальности.

Исследователям еще предстоит  проанализировать социальные, психологические  и педагогические функции сказок, их культурологическую, этнографическую  и литературную сущность, ибо вопросы  эти решены пока лишь в первоначальном приближении.

Для педагогов же особо  значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Большое внимание этой работе уделял В. А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что "сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование".4

Творчество, в нашем случае "сказочное", базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой  элементами игровой деятельности заложит  более глубокие основы литературного  воспитания, облегчит ребенку переход  из детского сада в школу, создаст  фундамент для дальнейшего его  обучения и развития.

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются  самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод  или прибегает к сочетанию  разных методов в зависимости  от задач, которые он перед собой  ставит.

Рассмотрим основные методы работы с детьми (В. А. Запорожец, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, В. И. Лейбсон).

I. Целенаправленное наблюдение

1. Воспитатель, родители  могут совместно с детьми рассмотреть,  какими средствами сказочник  добивается соответствующего впечатления  (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические  пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.

2. Словесное рисование  детьми по прочтении текста  характеров героев, обстановки, "интерьера"  сказки.

3. Рисование детьми иллюстраций  к прочитанному тексту. Сопровождение  рассматривания готовых работ  словесными рассказами и пояснениями.  Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов (костюмы гнома, Бабы Яги, Водяного, Привидения не очень сложны. А уж "волшебные атрибуты": связка ключей, метла, колдовская книга — вообще изготовить легко). После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.

4. Подбор наиболее подходящей  музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный  пруд, лес, старинный замок и  т. д.) и характера действия.

II. Сравнение

1. Игра в сравнения ("Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?").

2. Сравнение иллюстраций  разных художников к одному  и тому же тексту.

3. Сравнение прочитанного  с целью актуализации читательского  опыта. Например, можно предложить  детям сравнить сказки О. Пройслера и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?

III. Узнавание и воспроизведение  стилистических особенностей

1. Узнавание автора по  стилю. Например, характерная особенность  сказок О. Пройслера — юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно так сказать, "реалистический". Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольких юмористических отрывков.

2. Узнавание детьми иллюстраций  к ранее прочитанной книге  или узнавание места в книге,  к которому относится показанная  иллюстрация, что дает возможность  почувствовать стиль автора, развивает  эстетическую память и актуализирует  прочитанное.

3. Драматизация. Разыгрывание  сценок из сказки, возможно, в  форме викторины. Зрители могут  отгадывать, какой это герой, из  какой сказки.

4. Литературный театр.  Синтетическая и свободная форма,  включающая драматизацию, выразительное  чтение, демонстрацию рисунков и  поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

IV. Эксперимент с художественным  образом

1. Рассказывание от имени  одного из героев произведения. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.

Информация о работе Сказки Пушкина