Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:52, реферат
С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам как добрый наставник, учитель и друг — спутник всей нашей жизни, от рождения до старости.
С детства мы знакомимся с героями сказок Пушкина, позднее входят в нашу жизнь лирические строфы "Евгения Онегина" и чеканные созвучия "Медного всадника"…
Данная работа призвана рассмотреть систему образов героев, богатство и глубину содержания сказок Пушкина, их роль в нравственно-эстетическом воспитании детей.
1 Введение.
2 Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитание детей.
3 Биография Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин никогда не принимал непосредственного участия в декабристском движении, однако в тайных организациях состояли и вели активную деятельность его друзья. Общение с декабристами внесло свою лепту в творчество поэта: один за одним появляются политические стихотворения «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня».
В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин заканчивает написание поэмы «Руслан и Людмила», начатое еще во время учебы в Лицее. Поэма вызвала неодобрение критиков, обвинивших поэта в снижении высокого канона жанра поэмы.
Политические произведения Александра Пушкина могли сказаться на дальнейшей судьбе поэта не лучшим образом – ему угрожала ссылка в Сибирь. Покровительство друзей: Глинки, Карамзина, Чаадаева – смягчило наказание, и ссылка была заменена переводом по службе в Екатеринослав.
Лето 1820 года ознаменовалось
поездкой А.С. Пушкина на Кавказ. Под
впечатлением от посещения этого
места поэтом была написана поэма
«Кавказский пленник» в 1822 году. Она
принесла Пушкину негласное звание
первого поэта в русской
Александр Пушкин в Михайловском
В 1823 году Пушкин начинает работать над «Евгением Онегиным» — романом в стихах. В этом же году происходит его перевод по службе в Одессу. А.С. Пушкин довольно популярен среди читателей в это время. Однако этот период отмечается также
Спустя год Александр Пушкин просит об отставке. Его направляют в имение Михайловское под надзор родителей. Здесь творческий талант Пушкина продолжает раскрываться: продолжается работа над «Евгением Онегиным», написан ряд стихотворений и поэма «Граф Нулин», обдумывается сюжет драмы «Борис Годунов».
Под покровительством императора.
В 1826 Пушкина вызывают на аудиенцию к Николаю I, который благоволил поэту и взял его под покровительство, освободив тем самым от какой-либо цензуры. Впрочем, несмотря на то, что по велению великого государя было прекращено несколько расследований, связанных с поэзией А.С. Пушкина, с 1827 года за поэтом был установлен негласный надзор полиции.
Дела амурные и болдинский период.
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин делает предложение руки и сердца Наталье Гончарово. Отец дарит Пушкину в качестве подарка на свадьбу деревню Кистенево, рядом с имением отца Болдино. Поэт едет в Болдино, чтобы вступить во владение, и остается здесь на целых три месяца из-за карантина по причине холеры.
Болдинская осень – так называется этот период в творчестве А.С. Пушкина. Это пик творчества поэта, во время которого было написано более 30 стихотворений, прозаические произведения, критические статьи, сказки.
18 февраля 1831 года в
Москве произошло венчание
Творчество 30-х годов.
В 30-х годах Александр Сергеевич Пушкин переходит к прозе. В 1832 году он начинает писать роман «Дубровский», а также собирает материал для романа о восстании Пугачева, работа над котором впоследствии вылилась в «Историю Пугачева».
Продолжает Пушкин писать и поэмы. «Пиковая дама», «Анджело», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — лучшие образцы произведений Пушкина этого времени.
После возвращения в Петербург Пушкин сталкивается с проблемой нехватки денег: книги не приносили того дохода, которого требовала жизнь поэта. А.С. Пушкин берет ссуду для погашения долгов в счет жалования на пять лет – однако и этого ему не хватает.
Кризис
В 1834 году Пушкин подает прошение об отставке, которое было удовлетворено. Отныне вся его жизнь зависела исключительно от довольно нестабильных доходов от опубликованных произведений. Проблемы с деньгами и жесткие нападки критиков, пророчащих закат таланта Пушкина, привели к творческому кризису поэта. Однако это время Александр Пушкин не проводит зря – он изучает исторические материалы времен Петра I, находится в поиске новых литературных форм. Поэт участвует в основании литературного журнала «Современник», в котором публикует свой роман «Капитанская дочка». Впрочем, среди широкого круга читателей «Современник» не нашел отклика ввиду новизны формата этого публицистического издания.
Смерть поэта
Зимой 1837 года между А.С. Пушкиным и Жоржем Дантесом произошел конфликт, приведший к дуэли 27 января 1837 года. На этой дуэли поэт был смертельно ранен и умер через два дня. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин у стен Святогорского монастыря, близ имения Михайловское.
4. Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам («Сказка о попе», «О медведихе», «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне» и «О золотом петушке»).
Ранние сказки Пушкина, а также поэмы на сказочные сюжеты («Бова», «Царь Никита и сорок его дочерей») вовсе лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству. В них мы не найдем ни выражения чувств и интересов народа, крестьянства, ни сознательного усвоения и переработки форм и приемов устного народного творчества. Пушкин в них лишь использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля и языка. Подобным образом использовали народное творчество почти все русские писатели XVIII и начала XIX в.
Устная народная поэзия сопровождала всю жизнь крестьянина, от рождения до смерти, от колыбельной песенки до похоронного причитания. Повсюду в народе пелись песни, рассказывались сказки. Пели ямщики в пути, песни звучали во время работы и в праздники, в хороводах и на свадьбах, пели и рассказывали на зимних посиделках. Весь быт народа, его страдания и радости, его борьба, его исторические воспоминания — все это получало выражение в народной поэзии, в песнях, былинах, сказках, преданиях, передававшихся от поколения к поколению, обновлявшихся или создававшихся впервые.
Писатели XVIII и начала XIX в. с детства были окружены этой стихией народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное творчество. Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие. Но из всего богатого и разнообразного моря народной поэзии дворянскими писателями того времени воспроизводились почти исключительно темы и сюжеты, не затрагивающие социальных противоречий крепостной действительности: лирические любовные песни и волшебные сказки.
Переход Пушкина в середине 20-х гг. к реализму сопровождался у него глубоким интересом к народу. Юношеский лирические сетования на судьбу крепостного крестьянина («Увижу ли, друзья, народ неугнетенный?»), романтический горькие жалобы на отсутствие революционных настроений в народе («Паситесь, мирные народы! // Вас не пробудит чести клич») заменяются теперь пристальным и проницательным изучением народа, его жизни и потребностей, его «души». Этому изучению содействовало пребывание поэта в ссылке в Михайловском в самом тесном общении с крестьянами, и дворовыми. В отличие от декабристов Пушкин старается подойти ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом творчестве. И Пушкин принимается внимательно изучать народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, заставляет свою няню снова рассказывать ее сказки, знакомые ему еще с детства, — теперь он по-иному их воспринимает, ищет в них выражения «народного духа», вознаграждая тем «недостатки проклятого своего воспитания».
Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремится проникнуть в нее, творчески овладеть ее содержанием и формой, научиться самому создавать такие же песни и сказки, какие создавали безыменные народные поэты. И это ему удалось настолько, что до недавнего времени некоторые из его произведений в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») исследователи принимали за записи подлинно народных песен. В отличие от всех предшественников, Пушкин в своих «подражаниях» касается, прежде всего, социальных и политических тем народной жизни. Он пишет три «Песни о Стеньке Разине», «единственном поэтическом лице русской истории», как назвал его Пушкин в одном письме. Серьезные социальные темы затрагивает он и в своих сказках.
Своего рода ступенью к народным сказкам были у Пушкина две баллады на народные сюжеты: о девушке, публично разоблачившей злодеев разбойников («Жених», 1825), и о страшном возмездии мужику, из трусости нарушившему свои нравственный долг («Утопленник», 1828).
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной. Эти сказки впервые вводили в литературу подлинную, не приноровленную к интересам дворянского читателя народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения героев или любовные переживания «красной девицы» и «доброго молодца». В пушкинских сказках затрагивается социальная тема (о жадном попе и батраке, наказавшем его, о мужике, которого тем больше угнетают, чем больше благ доставляет он своим угнетателям), говорится л о моральных идеалах народа («Сказка о мертвой царевне») и т. п.
Самым существенным отступлением пушкинских сказок от типа народной сказки была стихотворная форма, которую придал поэт этому прозаическому народному жанру, подобно тому, как в «Евгении Онегине» он превратил традиционный прозаический жанр романа в «роман в стихах».
Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля. Сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» — стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя. Мы не найдем в этих сказках ни одного слова, ни одного оборота, чуждого подлинно народной поэзии.
Остальные три сказки («О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более «литературно» — литературным, равномерным стихом (четырехстопный хорей с парными рифмами); Пушкин употребляет в них иной раз чисто литературные поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, то или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т. п.).
В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии — песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или королевича Елисея — к солнцу, месяцу и ветру, напоминающие плач Ярославны из «Слова о полку Игореве».
Сказки Пушкина — не простое переложение в стихи подлинных сказок, а сложный по своему составу жанр. Пушкин выступает в них и как реконструктор испорченной в устной народной передаче народной сказки, и как равноправный участник в ее создании.
Но понятые в их значении современниками, недооцененные позднейшей критикой, сказки Пушкина были приняты народом. Одна из сказок Пушкина («О рыбаке и рыбке») была записана со слов народного сказителя, как чисто народная сказку.
«Сказка о золотом петушке» - последняя
из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт
написал её в 1834 году, в период глубоких
раздумий над судьбой Отечества. Композиция
сказки очень похожа на композицию «Легенды
об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство
с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её
создание. Главное действующее лицо сказки-царь
Дадон - отказывается выполнить требование
звездочёта, который подарил ему золотого
петушка, и сам же погибает от этого подарка.
В легенде Ирвинга правитель тоже отказывается
выполнить требования астролога и подвергается
жестокому наказанию. Но в нашей сказке
Шамаханская царица создана заклинаниями
скопца, а в легенде Ирвинга христианская
невольница появляется в независимости
от астролога. Сказка Пушкина написана
в его неповторимом стиле: он неопределённо
обозначает время и место действия, частое
повторение слов в начале строк, возвращение
к рассказу через какой-то промежуток
времени («год, другой проходит…»).
Золотой петушок появляется, чтобы помочь
царю и первое время исправно помогает
ему предотвратить нападения врагов. Он
стережёт границы царства, и соседи не
смеют воевать с Дадоном.
Шамаханская царица появляется стараниями
колдуна, играет роль приманки для царя
и его сыновей, и как только скопец умирает,
она исчезает, будто её и не было.
Петушок в этой сказке играет роль палача.
Он - как бомба замедленного действия,
активированная в момент дарения его царю
и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской
царицей въехал в город. Петушок - такое
же творение колдуна, как и девица. На самом
деле, он - не во благо царю, а во вред и
исполняет последнюю волю скопца, убивая
царя.
Золотой петушок вначале расценивается
как дорогой подарок, некое средство от
беспокойства воинственных соседей. Но
это создание из золота не принесло царю
ничего хорошего, оправдывая пословицу:
«Не всё золото, что блестит».