Сказки Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам как добрый наставник, учитель и друг — спутник всей нашей жизни, от рождения до старости.
С детства мы знакомимся с героями сказок Пушкина, позднее входят в нашу жизнь лирические строфы "Евгения Онегина" и чеканные созвучия "Медного всадника"…
Данная работа призвана рассмотреть систему образов героев, богатство и глубину содержания сказок Пушкина, их роль в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Содержание работы

1 Введение.
2 Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитание детей.
3 Биография Александра Сергеевича Пушкина.

Файлы: 1 файл

Реферат по литературоведению Сказки Пушкина.docx

— 121.64 Кб (Скачать файл)

2. Герои среди нас ("Хёрбе пришел к нам в гости", "Питер Пэн у нас дома" и т. п.). Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.

3. Домысливание судьбы  героя. Это задание предполагает  развитие идеи автора, домысливание  дальнейшей деятельности героя  в рамках тех обстоятельств,  которые описаны в книге. Если  предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то  здесь все рассчитано на детскую  фантазию, "вживание" в образ.

V. Оценка и суждение

1. Мой любимый герой.  Даже самые маленькие в состоянии,  вспомнив прослушанное, аргументированно доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.

2. Любимая сказка, любимый  автор. Умение выделить любимую  сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора — принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном ("О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?").

4. Беседа (индивидуальная  или коллективная) о литературных  героях. Задача беседы — развить художественные ассоциации ("На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?").

3. Беседа о жанре ("Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?").

6. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках (К. Паустовский, А. Платонов, В. Бианки, И. Токмакова, Р. Погодин, Э. Успенский) и зарубежных (X. К. Андерсен, А. Линдгрен, О. Пройслер, Д. Родари, Т. Янссон и др.). Рассказ о зарубежном сказочнике хорошо предварить рассказом о его стране. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой, и вместе с тем элементы новаторства. Можно сообщить о памятниках, посвященных сказочным героям и авторам сказок, и о памятных местах, связанных с их именами (памятники "Питер Пэн" в Лондоне, "Нильс Хольгерсон с дикими гусями" в Токио, "Дикие лебеди" в Оденсе, "Пиноккио" — в Коллоди, "Русалочка" и два памятника Андерсену в Копенгагене; Андерсенград под Санкт-Петербургом, Диснейленд в США, Дом-музей Андерсена в Оденсе, Дом-музей С. Лагерлёф в ее имении Морбакка, Пушкинские горы, Треблинка, где погиб Я. Корчак и т. д.).

7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод ("Какие  еще смешные книжки ты помнишь?"). Такую же беседу можно провести  о самой страшной, самой печальной  книжке — в любом случае  у ребенка развивается литературно-ассоциативное  мышление и возникает определенная  систематика прочитанного: по сходству  и различию героев, авторов, по  сходству полученных от книг  впечатлений. Наряду с этим  вырабатывается умение выделять  в книге конкретный эпизод.

Воспитатель может также  организовывать различные игры, викторины, "часы сказок", оформить "комнату" или "уголок" сказок. Об интересном опыте рассказывает санкт-петербургский библиотекарь М. Гамова (Дифференцированное руководство чтением детей. — Л., 1983. — С. 59). В ее библиотеке организовано "Бюро находок", в котором хранятся вещи сказочных героев, самостоятельно изготовленные детьми. С воспитанниками детских садов, приходящими на экскурсии в библиотеку, в "Бюро" проводятся викторины. Сразу же выяснилось, каких героев любят дети. Больше всего повезлоыы Незнайке и Буратино, так как в "Бюро" принесли множество голубых шапочек Незнайки, "золотых" ключиков и колпачков Буратино. Есть в "Бюро" и метла Бабы Яги, и корзиночка Красной Шапочки, и снежинка из "Снежной королевы".

Увлекательную игру "Строим музей сказок" придумали сотрудники Московского дома детской книги. Дети под руководством педагогов  сначала выбирали дом для музея, называя крестьянскую избу и царские  палаты, терем и пряничный домик, ледяной дворец, даже рукавичку и  пустой горшок. Важно было, чтобы  каждый ребенок, предлагая что-то, знал, из какой это сказки. Затем ребята определяли, что будет расти вокруг музея (репка, цветик-семицветик, аленький цветочек, тюльпаны, розы и т. д.), какие водоемы будут в саду (молочная речка с кисельными берегами, море-океан, ручей с живой и мертвой водой), какие волшебные существа там поселятся (Курочка Ряба, Змей Горыныч, Конек-Горбунок, три поросенка). Потом дети украшали музей, подбирали портреты героев зеркала (по сказкам "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролла, "Снежная королева" X. К. Андерсена, "Сказка о мертвой царевне..." А. Пушкина); волшебные предметы для витрин (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, волшебная лампа, музыкальная табакерка). Назначали дети и дежурных по музею — маленьких волшебных человечков (эльфы, Карлсон, Буратино, Белоснежка, Нильс, Чиполлино, Дюймовочка и др.), даже задумывались, чем будут кормить хранителей музея (молодильные яблоки, репка, каша из топора, нектар, роса, хлеб, пирожок). Так дети приобщались к творчеству.

Каждую сказку можно обыграть многократно. Особенности художественного  текста, уровень развития детей подскажут, как играть, во что и какие задачи при этом решать. Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая. Нельзя ждать от нее  немедленного результата. Л. С. Выготский  писал: "Искусство есть скорее организация  нашего поведения на будущее, установка  вперед, требование, которое, может  быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что  лежит за ней.

Поэтому искусство можно  назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его  действием и исполнением лежит  всегда более или менее продолжительный промежуток времени".

    1. Биография Александра Сергеевича Пушкина

 
Александр Сергеевич  Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. На формирование мировоззрения юного Пушкина большое значение оказала бабушка Мария Алексеевна (Ганнибал), в селе у которой будущий поэт отдыхал каждое лето.

Юность Пушкина

В 1811 году А.С. Пушкин поступил учиться в Царскосельский Лицей. Здесь он провел 6 лет жизни, коренным образом повлиявших на становление  его поэтического таланта. Уже в  эти годы начинается литературная деятельность молодого Пушкина. В 16 лет он прочел в присутствии Державина стихотворение  «Воспоминание в Царском Селе». Во время учебы в Лицее Александр  Сергеевич Пушкин состоял в литературном сообществе «Арзамас».

 

Воспоминания  в Царском Селе

 «Воспоминания в Царском  Селе» («Навис покров угрюмой  нощи…») — стихотворение 14-летнего Пушкина, известное не столько своим содержанием, сколько одобрением Гавриилы Державина.

Стихотворение несет черты как элегии, так и оды. Лирический герой созерцает памятники Царского Села: Чесменскую колонну в память о победе русского флота над турками в 1770 году, обелиск в честь победы армии Румянцева над турками при Кагуле в 1770 году — и вспоминает славных полководцев екатерининской эпохи, их победы и поэтов, которые их воспевали.

Затем герой думает о новом  веке, новой военной грозе, потрясшей  Россию: вторжение Наполеона в Россию, неотвратимое движение всесокрушающей французской армии, на пути которой встает русская, битва при Бородино, сгоревшая Москва, изгнание французов и покорение Парижа, причем вместо мщенья за Москву Россия несет Франции и всей Европе мир. Стихотворение заканчивается обращением к поэту нового времени — «скальду России» Жуковскому — с призывом воспеть новые победы.

В стихотворении отчетливо  заявлена высокая роль поэта в  обществе: каждой эпохе нужны не только полководцы и ратники, но и  поэты, которые вдохновляют героев на подвиги.

История создания

«Воспоминания в Царском  Селе» были написаны в октябре — ноябре 1814 года для чтения на публичном экзамене при переходе с младшего трехлетнего курса Царскосельского лицея на старший. Когда стало известно, что на экзамене будет присутствовать Державин, учитель словесности Галич предложил 15-летнему Пушкину, уже регулярно публиковавшему свою лирику, написать достойное такого события стихотворение. За несколько дней до экзамена министр просвещения Алексей Разумовский потребовал, чтобы при нем провели «репетицию». Тогда-то Пушкин впервые продекламировал «Воспоминания в Царском Селе».

Экзамен

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (20 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин.


 

 

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ  В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Воспоминаньями смущенный, 
       Исполнен сладкою тоской, 
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный 
       Вхожу с поникшею главой. 
Так отрок библии, безумный расточитель, 
До капли истощив раскаянья фиал, 
Увидев наконец родимую обитель, 
       Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных, 
       В бесплодном вихре суеты, 
О, много расточил сокровищ я сердечных 
       За недоступные мечты, 
И долго я блуждал, и часто, утомленный, 
Раскаяньем горя, предчувствуя беды, 
Я думал о тебе, предел благословенный, 
       Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый, 
       Когда средь вас возник лицей, 
И слышу наших игр я снова шум игривый 
       И вижу вновь семью друзей. 
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, 
Мечтанья смутные в груди моей тая, 
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, 
       Поэтом забываюсь я.

 

 

Позднее он вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания  в Царском Селе», стоя в двух шагах  от Державина. Я не в силах описать  состояния души моей: когда дошел  я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а  сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

На последовавшем за экзаменом  парадном обеде Разумовский, довольный  впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Судьба стихотворения

По просьбе Державина  Пушкин послал ему список «Воспоминаний в Царском Селе», второй список попал в руки дяди молодого поэта Василия Львовича и через него стал известен многим поэтам и писателям того времени. В том же 1815 году «Воспоминания в Царском Селе» были опубликованы в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей», став первым стихотворением, напечатанным с полной подписью поэта. Подготавливая в 1819 году к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы). В 1825 году стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге его не оказалось. Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823).В 1829 году Пушкин написал одноименное стихотворение: «Воспоминания в Царском Селе» («Воспоминаньями смущенный…»). Эти два стихотворения часто путают.

Значение события

Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего  лицеиста в свои преемники, произвела  большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической  передачи творческой эстафеты от первого  поэта XVIII века первому поэту XIX века.

Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал свое знаменитое:

Старик Державин нас заметил, 
И, в гроб сходя, благословил.

Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.

В 1816 году поэзия А.С. Пушкина  претерпевает изменений, «взрослеет». Любимый жанр лирики Пушкина этого  периода – элегия.

В 1817 году Александр Пушкин заканчивает учебу в Лицее  и поступает служить в Коллегию иностранных дел. Поэт присоединяется к литературно-театральному сообществу «Зеленая лампа», а также продолжает оставаться членом «Арзамаса».

Декабристы в  жизни А.С. Пушкина

Информация о работе Сказки Пушкина