Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:11, творческая работа
История - неотъемлемая часть классической литературы прошлых столетий. Изменения в обществе, реформы, крестьянский вопрос и противостояние народов имели свое отражение в произведениях классиков. Каждый видел исторические события по-своему и каждый по-своему старался выразить это в своем творчестве, передать всю идею того исторического периода, который переживала страна. История - это, прежде всего, память народная. Память может быть в граните и бронзе, но есть и духовные памятники, отражающие важнейшие вехи народа.
Война 1812 года стала именно тем священным событием в истории России, которое было воспето в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.
Житийный рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо – татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.
Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смиренен, с другой, — мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.
Война 1242 года имела народный характер. Народ можно сравнить с осколками, разбросанными по территории Руси, но в момент опасность, они объединяются, становясь непобедимым и единым целом. У новгородцев война приняла также и религиозный характер. Дело шло о защите православия, на которое разом посягали враги, возбужденные благословением папы римского.
Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. изображена в традиционной стилистической манере воинских повестей: «Бе же тогда субота въсходящю солнцю, и съступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечнаго, яко же и озеру померзъшю двигнутися; и не бе видети леду: покры бо ся кровию».
Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лед побагровел от крови и местами трескался. Многие потонули. Потерявшие строй, немцы бежали, а русские с торжеством гнались за ними семь верст до Суболичского берега. Стоит отметить, что Александр Невский не обладал состраданием и в момент отступления противника «рубил их, гоня, как по воздуху». Сражение закончилось победой русской армии. Возвратился полководец со славной победой, ведя с собой много пленных, и вели босыми рядом с конями тех, кто называл себя «Божьими рыцарями».
В заключение всего выше написанного, хочется сказать о том, что войны 1812 и 1242 года имели общий национальный характер. Народ был един и полностью доверял своим полководцам, а они, в свою очередь никогда не сомневались в своем войске. Две войны в литературе нашли очень точное описание и являются духовными памятниками и своеобразной биографией тех исторических периодов, которые изложены в этих произведениях. Казалось бы, два разных периода, две разные войны, а общее есть. Это и народ, и религия, это и стремление к победе, и два великих полководца, которые своим умом, непосредственностью и великими нравственными и физическими силами, не позволили врагу поработить Россию. Это и понимание того, что именно народные массы играют основную роль в исходе битвы.