МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
Отделение дошкольного образования
Кафедра дошкольного образования
Современные подходы к
работе по развитию речи
дошкольников через художественную
литературу.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель:
Мишина В.А.
студентка 3 курса
очного отделения
Руководитель:
Домрина Н.П
Работа допущена к защите:
Работа защищена:
«___»________ 200__г.
«___»________ 200__г.
Зав. кафедрой
с оценкой
_______________
________________
Магнитогорск 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
.1.1 Исследование проблемы развития речи
дошкольника в отечественной психолого
– педагогической литературе
1.2 Понятие связной речи и
ее значение для развития
личности ребенка
1.3. Современные подходы к развитию
связной речи старших дошкольников (ФГТ
и современные образ программы)
ГЛАВА 11 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧИ ПО ФГТ
2.1. Изучение практического опыта
ДОУ по организации работы
по ФГТ
2.2 Разработка перспективного
плана по образовательной области
«
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для ребенка хорошая связная
речь – залог успешного обучения
грамоте и развития. Кому не известно,
что дети с плохо развитой связной
речью нередко оказываются неуспевающими
по разным предметам. Речь – инструмент
развития высших отделов психики
человека. Обучая ребенка родной речи,
взрослые способствуют развитию его
интеллекта и высших эмоций, подготавливают
условия для успешного обучения
в школе. У ребенка старшего дошкольного
возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой
внятной, без нарушений звукопроизношения,
ведь в этом возрасте заканчивается
процесс овладения звуками. Возрастает
речевая активность: малыш не только
задает вопросы сам и отвечает
на поставленные вопросы взрослого,
но и охотно и подолгу рассказывает
о своих наблюдениях и впечатлениях.
Согласно определению А.М.Бородич -
"Связная речь - это смысловое
развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающих
общение и взаимопонимание людей".Не
все дети одинаково успешно овладевают
фонетической, лексической и грамматической
стороной. Но именно их взаимосвязь
является важнейшим условием формирования
связной речи. Основная задача речевого
развития ребенка дошкольного возраста
это овладение нормами и правилами
родного языка, определяемыми для
каждого возрастного этапа и
развития его коммуникативных способностей.
Заметим, что индивидуальные различия
речевого уровня у детей одного возраста
могут быть исключительно велики
При разработке проблем развития
речи дошкольников, совершенствования
содержания и методов обучения языку
в психолого-педагогическом аспекте
Ф.А.Сохин выделил три основных
направления: структурное (формирование
структурных уровней системы языка - фонетического,
лексического, грамматического);функциональное
(формирование навыков владения языком
в его коммуникативной функции - развитие
связной речи, речевого общения);когнитивное
(познавательное формирование способности
к элементарному осознанию языков и речевых
явлений).Что касается первого направления,
то было установлено, что наибольшая эффективность
в овладении языком достигается при условии,
если дети вовлекаются в активную речевую
работу.В исследованиях второго направления
авторы стремились найти наиболее четкие
критерии связности речи, чем просто ее
логичность, последовательность. В качестве
основных показателей связности было
принято умение ребенка структурно правильно
строить текст, используя при этом необходимые
средства связи между предложениями и
частями высказывания.Исследования третьего
направления были прямо нацелены на то,
чтобы сформировать у детей первоначальные
лингвистические представления, понимание
того, что такое слово, предложение, как
они строятся, из каких частей состоят.
Следует подчеркнуть, что осознание звукового
состава предложения подводит ребенка
к порогу овладения грамотой и главное
- закладывает основы нового отношения
к языку, сознательного оперирования им,
что является важной предпосылкой для
успешного школьного обучения.Практическая
проверка результатов исследований показала,
что работа с детьми по предлагаемой методике
приводит к крупным сдвигам в речевом
и общем умственном развитии дошкольников.
У ребенка формируется высокая культура
речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается
точность речи, ее выразительность и связность.
Дошкольники начинают уместно употреблять
средства художественной выразительности
в собственном речевом творчестве (при
сочинении загадок, сказок, стихов).Дети
даже без специального обучения с самого
раннего возраста проявляют большой интерес
к языковой действительности, создают
новые слова, ориентируясь как на смысловую,
так и на грамматическую сторону языка.
При стихийном речевом развитии лишь немногие
из них достигают высокого уровня, поэтому
необходимо целенаправленное обучение
речи и речевому общению. Центральной
задачей такого обучения является формирование
языковых обобщений и элементарного осознания
явлений языка и речи.Оно закладывает
у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает
творческий характер. Русские народные
сказки раскрывают перед детьми меткость
и выразительность языка, показывают,
как богата родная речь юмором, живыми
и образными выражениями. Поразительная
мощь языкового творчества русского народа
ни в чем не проявила себя с такой яркостью,
как в народных сказках. Присущая необычайная
простота, яркость, образность, особенность
повторно воспроизводить одни и те же
речевые
формы и образы заставляют
выдвигать сказки как фактор развития
связной речи детей первенствующего
значения. Русские народные сказки
способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка.
В формировании связной речи
ярко выступает и взаимосвязь
речевого и эстетического аспектов.
Так, обучение пересказу фольклорных
и литературных произведений в целях
формирования умения строить связное
монологическое высказывание естественно
предусматривает ознакомление детей
с изобразительно-выразительными средствами
художественного текста (сравнения,
эпитеты, метафоры, синонимы). Связное
высказывание свидетельствует, насколько
ребенок владеет богатством родного
языка, его грамматическим строем, и
одновременно оно отражает уровень
умственного, эстетического, эмоционального
развития малыша.
Объект исследования:
процесс развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности
организации работы по развитию речи
по ФГТ.
Цель исследования:
Для достижения цели определены
задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по данной проблеме;
Исследование предполагает
комплексное использование таких
методов, как:
анализ психолого-педагогической
литературы;
анализ календарно - тематического
плана воспитателя;
эксперимент;
математическая обработка
данных;
графическая обработка данных.
Глава 1. Психолого
- педагогические основы развития связной
речи детей дошкольного возраста
1.1 Исследование проблемы
развития речи дошкольника в отечественной
психолого – педагогической литературе
Гуманизация и демократизация
сфер жизнедеятельности современного
общества не могли не отразиться
на структуризации дошкольного образования.
Появились вариативные программы обучения
и воспитания, где приоритетным направлением
стало умственное воспитание ребенка-дошкольника.
Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения
умеет читать, писать и считать, но при
этом у него отмечается низкий уровень
культуры речевого общения.
В настоящее время в языковой практике
прослеживается утрата лучших речевых
традиций, что влечет за собой и упадок
общей культуры.
В речевой деятельности это выражается
в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной
окраской, просторечных форм, вульгаризмов,
жаргонизмов. Владение богатством литературного
языка, умелое использование его изобразительных
средств в различных ситуациях общения
определяют уровень речевой компетенции
человека, являются показателями его общей
культуры. Культура речевого общения предполагает
не только умение правильно, выразительно
и точно говорить, но и умение слушать
и извлекать ту информацию, которую вложил
в свою речь говорящий.
Проблеме общения уделяется внимание
исследователей различных специальностей:
философов (А.С.Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т.
Михайлов и др.), языковедов-лингвистов
(К.Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов
(Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.П. Ерастов,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
Т.А. Репина, А.Р. Лурия, В.М. Соковнин,
Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре,
Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.Е. Кулачковская,
К.М.Левитан, В.Г.Нечаева, Л.А. Пеньковская,
А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева,
А.П. Усова и др.). Общение дошкольников
исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г.
Арушановой, В.В. Виноградова, Б.С. Волкова,
Н.В. Волковой, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой,
А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И Львовой,
А.Г. Рузской и др. Для нас особенно важны
следующие результаты этих исследований:
определены возможность обучения культуре
речевого общения на разных возрастных
этапах и его содержание; описаны лингвистические
основы изучения формул речевого этикета,
их грамматические, стилистические и структурные
особенности. Вместе с тем, при достаточно
подробной разработанности проблемы развития
культуры речевого общения детей дошкольного
возраста остается много нерешенных вопросов:
не рассмотрена зависимость между игровой
деятельностью детей и культурой речевого
общения ребенка; не определены цели и
содержание работы воспитателя по развитию
культуры речевого общения детей в игровой
форме обучения.Идея совершенствования
процесса нравственного воспитания неразрывно
связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического
опыта в системе разных видов деятельности
и, прежде всего, в том виде деятельности,
который является ведущим для данного
возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.). В дошкольной педагогике особое
значение придается ведущему виду деятельности
ребенка – игре как средству нравственного
воспитания и формирования культуры общения
(Р.Н. Жуковская, П.Г. Саморуков, А.П. Усова,
Д.Б. Эльконин и др.). В процессе игры, через
общение и взаимодействие со сверстниками
и взрослыми, происходит усвоение ребенком
социального опыта, системы социальных
связей и отношений. В процессе социализации
ребенок приобретает убеждения, общественно
одобряемые формы поведения, необходимые
ему для нормальной жизни в обществе. Сегодня,
когда игра эффективно применяется во
многих сферах даже взрослой жизни (в экономике,
политике, социологии, лингвистике, психотерапии),
перед родителями и педагогами стоит задача
в полном объеме и с большой функциональностью
корректно включить игровую деятельность
в современное образовательное пространство
семьи, школы и ДОУ. Именно в рамках игры
создаются наиболее благоприятные предпосылки
для формирования всех психических свойств
и качеств личности. Логичная продуманная
игра способствует выработке нужных моральных
качеств в соединении с качествами, относящимися
к физической, умственной, трудовой и другим
сторонам культуры. Включая игру в учебно-воспитательный
процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно
развивает в детях систему общечеловеческих
ценностей и культуру общения.. Отечественный
психолог А.Н. Леонтьев в своих работах
(«Психологической исследование речи»;
«Речевая деятельность») рассматривал
язык и речь, как частное использование
языка с точки зрения специфической деятельности
человека. В работах поднимаются вопросы
общения как деятельности, социального
смысла коммуникации, корректности и правомерности
использования такого термина как «речевая
деятельность».По словам Леонтьева А.Н.,
«С одной стороны язык есть продукт специфической,
адекватной ему деятельности; он - то, в
чем эта деятельность опредмечивается.
С другой стороны он - объективная основа
речевой деятельности индивида» .Доказывая,
что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьев
приводит следующие факты, доказывающие
данное обстоятельство: «Будучи психологическим
действием, речевое действие должно обладать
и всеми характеристиками, присущими любому
действию. Речевое действие, таким образом,
определяется общей структурой деятельности
и тем местом, которое оно занимает в деятельности
вообще и по отношению к другим речевым
действиям в частности.Д.Н.Узнадзе в работе
«Внутренняя форма языка» также рассматривал
проблему развития речи. В частности, он
анализировал проблемы объяснения языковых
явлений, рассмотренные в трудах Гумбольта
и Гуссерля. В работе рассматривается
проблема языка и речи в свете теории установки,
а также вопрос об усвоении языкового
материала. Так, по словам Д.Н.Узнадзе:
«Процесс преобразования самого субъекта
как целого свою реализацию находит в
развитии и уточнении языковой установки
субъекта.Таким же образом, как развивается
предметное действие, подчеркивал Д. Б.
Эльконин, происходит и формирование речи.
Слово в раннем возрасте выступает для
ребенка как орудие, которое, однако, он
использует гораздо чаще, чем любое другое
орудие. Именно потому, что слово в этом
возрасте выступает как орудие, происходит
чрезвычайно интенсивное развитие речи.
Ребенок практически за два-три года овладевает
родным языком, а в двуязычной среде и
двумя. Подобно овладению любым другим
орудием, слово дифференцируется, насыщается
предметным значением и, благодаря переносу
в другие ситуации, отрывается от предмета
и обобщается. Велика роль изображения
и игрушек в этом процессе. Л. С. Выготский
писал о том, что силой одной вещи необходимо
похитить имя у другой. Это и происходит
в изобразительной деятельности и игре.
К настоящему времени известны следующие
основные тенденции в развитии речи ребенка
раннего возраста.Пассивная речь в развитии
опережает активную. Запас пассивной речи
влияет на обогащение активного словаря.
Сначала ребенок понимает слова-указания,
затем он начинает понимать слова-названия,
позднее наступает понимание инструкций
и поручений, наконец, понимание рассказов,
то есть понимание контекстной речи.В
раннем возрасте развиваются функции
речи, происходит переход от индикативной
(указательной) к номинативной (обозначающей)
функции речи По словам Д Б. Эльконина,
называние одним и тем же словом разных
предметов и есть та операция, которая
создает возможность обозначения. Освобождение
слова от предмета в результате его переноса
на другие предметы и изображения делает
его носителем предметного содержания.Интенсивное
развитие речи в раннем возрасте свидетельствует
о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина,
надо рассматривать не как функцию, а как
особый предмет, которым ребенок овладевает
так же, как он овладевает другими орудиями
(ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи
- это "веточка" в развитии самостоятельной
предметной деятельности.Л.С.Выготский
выделял доречевые формы наглядно-действенного
интеллекта, так как имеются аффективнее,
доинтеллектуальные формы тех звуковых
реакций, которые еще не несут интеллектуальных
функций. Такую функцию слова, когда оно
указывает на отдельные предметы или замещает
их, Выготский назвал функцией значения.
Под значением понимал следующее: слово
не ограничивается указанием на отдельный
предмет, вместе с тем, оно вводит данный
предмет в систему связей и отношений,
анализирует и обобщает его.Исследователи
изучения соотношения речи и мышления
у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали,
что все психические процессы у ребенка
(мышление восприятие, память, внимание,
воображение, целенаправленное поведение)
развиваются с прямым участием речи.Таким
образом опыты, проведенные Выготским
показали, что значение слов развивается.
Путь значения может быть представлен
следующим образом: от диффузного к наглядному,
далее к категориальному.В своей работе
(«Психологические особенности детей
преддошкольного и дошкольного возраста»)
В.С.Мухина подчеркивает: «Формирование
активной речи служит основой для всего
психического развития ребенка».При помощи
речи люди имеют возможность общаться
с окружающими, получают новую информацию.У
детей первых лет жизни речь оказывает
важное влияние на развитие ощущений и
восприятий, способствует формированию
мышления. Благодаря речи развиваются
представления об окружающем мире, совершенствуется
память.По мере развития лексико-грамматической
стороны речи ребенок овладевает такими
интеллектуальными операциями, как сравнение,
анализ и синтез. Становление и развитие
речевой деятельности приводит к формированию
обобщающей функции речи.Формирование
такой функции речи, как регулирующая,
тесно связано с развитием целенаправленного
поведения, с развитием внутренней речи
и возможности программированной интеллектуальной
деятельности Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова,
Т.Р.Филичева.Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко
показали, что речь имеет чрезвычайно
существенное значение для развития восприятия
Без языка, например, выделение фигуры
из фона было бы задержано. В предметной
деятельности происходит развитие восприятия.
Никакое развитие предметных действий
невозможно без ориентации на отдельные
признаки предмета Важно выделение в предмете
свойств, которые ориентируют предметные
действия Происходит выделение пространственных
отношений между предметами, что также
важно для осуществления предметных действий.Большинство
авторов обращают внимание на связь между
речевой недостаточностью и особенностью
психического развития ребенка. Е.М. Мастюкова
утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием
речи, наряду с патологией формирования
всех ее сторон, могут отмечаться отклонения
в его психическом развитии, темп его психического
развития может замедлиться, развитие
гностических мыслительных процессов,
эмоционально волевой сферы, характера,
а иногда и личности в целом может проходить
аномально».Следовательно, речь играет
огромную роль в психическом развитии
ребенка.«Речь является средством общения
людей и формой человеческого мышления»
- отмечает М.Ф. Фомичева.К.И. Чуковский
много и плодотворно занимался вопросом
детского словотворчества. В частности,
его основные выводы и многочисленные
примеры по данному вопросу были изложены
в известной книге «От двух до пяти». Автор
считал неологизмы своеобразным явлением
детской речи. Он называл их синтетическими
или скрещенными словами. Чуковский отмечает
как характерную черту детского словотворчества
стремление детей выразить в речи действие,
движение, это отражается, по его мнению,
в многочисленных образованиях «детских
глаголов». Некоторые из них в качестве
примера приведены в книге: «часы часикают»;
«отскорлупай мне яйцо».Чуковский полагает,
что дети образуют глагольные формы потому,
что глаголов, существующих в языке, им
недостаточно. Словотворчество, по Чуковскому,
- это проявление высокого лингвистического
мастерства и одаренности ребенка.Рассмотрение
элементов, дающих исходный материал для
синтетического слова (то есть «образующих»),
показывает, что все они без исключения
содержат общие языковые элементы. Возникновение
самого синтетического слова можно понять
следующим образом: когда в первом образующем
слове произносится элемент, общий у него
со вторым словом, происходит переключение
на этот общий элемент второго образующего
слова и дальше присоединяется остающаяся
часть второго образующего слова. В результате
происходит формирование новой когнитивной
структуры, состоящей из общего компонента
и соответствующих частей первого и второго
образующего слов. Таким путем создаются
новые цепочки звуковых последовательностей
и возникает новое «синтетическое» слово.Словотворчество
ребенка состоит не только в конструировании
новых сочетаний языковых элементов. В
детских неологизмах отражается также
еще один продуктивный компонент: образуя
новые по сочетанию элементов слова, ребенок
придает исходному слову новую грамматическую
категорию. Это явление отражается в особого
рода неологизмах, не отличающихся по
форме от слов взрослых, но обладающих
оригинальной отнесенностью слова и обобщенной
грамматической категорией.Известный
белорусский психолог, доктор психологических
наук, профессор также посвящал работы
вопросам развития речи. Так, в книге «Беседы
о тайнах психики» (1990) он рассматривает
вопрос о соотношении и взаимосвязи понятий
«речь» и «личность». Психолог приходит
к выводу о том, что «речь не столько скрывает
истинное лицо человека, сколько демонстрирует
его, порой вопреки воли говорящего».Таким
образом, проблема развития речи у детей
глубоко изучена и широко представлена
в отечественной педагогике и психологии,
что подчеркивает важность изучения вопроса
о дальнейшем развитии вопроса речевого
развития дошкольников на современном
этапе.
1. 2 ПОНЯТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЕЕ
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА.
Под связной речью понимают смысловое
развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание. Связность,
считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность
речевого оформления мысли говорящего
или пишущего с точки зрения ее
понятности для слушателя или
читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы
общей психологии. – М., 1989. – С.468).
Следовательно, основной характеристикой
связной речи является ее понятность
для собеседника.
Связная речь – это такая речь,
которая отражает все существенные
стороны своего предметного содержания.
Речь может быть несвязной по двум
причинам: либо потому, что эти связи
не осознаны и не представлены в
мысли говорящего, либо эти связи
не выявлены надлежащим образом в
его речи.В методике термин «связная
речь» употребляется в нескольких
значениях: 1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности,
текст, высказывание; 3) название раздела
работы по развитию речи. Как синонимические
используются термины «высказывание»,
«текст». Высказывание – это и
речевая деятельность, и результат
этой деятельности: определенное речевое
произведение, большее, чем предложение.
Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская,
М. Р. Львов и другие). Связная речь
– это единое смысловое и структурное
целое, включающее связанные между
собой и тематически объединенные,
законченные отрезки.Основная функция
связной речи – коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных
формах – диалоге и монологе.
Каждая из этих форм имеет свои особенности,
которые определяют характер методики
их формирования.В лингвистической
и психологической литературе диалогическая
и монологическая речь рассматриваются
в плане их противопоставления. Они
отличаются по своей коммуникативной
направленности, лингвистической и
психологической природе.Диалогическая
речь представляет собой особенно яркое
проявление коммуникативной функции
языка. Ученые называют диалог первичной
естественной формой языкового общения,
классической формой речевого общения.
Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника
с прослушиванием и последующим
говорением другого. Важно, что в
диалоге собеседники всегда знают,
о чем идет речь, и не нуждаются
в развертывании мысли и высказывания.
Устная диалогическая речь протекает
в конкретной ситуации и сопровождается
жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и
языковое оформление диалога. Речь в
нем может быть неполной, сокращенной,
иногда фрагментарной. Для диалога
характерны: разговорная лексика
и фразеология; краткость, недоговоренность,
обрывистость; простые и сложные
бессоюзные предложения; кратковременное
предварительное обдумывание. Связность
диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Диалогическая речь отличается непроизвольностью,
реактивностью. Очень важно отметить,
что для диалога типично использование
шаблонов и клише, речевых стереотипов,
устойчивых формул общения, привычных,
часто употребляемых и как
бы прикрепленных к определенным
бытовым положениям и темам разговора
(Л. П. Якубинский). Речевые клише
облегчают ведение диалога.Монологическая
речь – связное, логически последовательное
высказывание, протекающее относительно
долго во времени, не рассчитанное на
немедленную реакцию слушателей.
Она имеет несравненно более
сложное строение, выражает мысль
одного человека, которая неизвестна
слушателям. Поэтому высказывание содержит
более полную формулировку информации,
оно более развернуто. В монологе
необходимы внутренняя подготовка, более
длительное предварительное обдумывание
высказывания, сосредоточение мысли
на главном. Здесь тоже важны неречевые
средства (жесты, мимика, интонация), умение
говорить эмоционально, живо, выразительно,
но они занимают подчиненное место.
Для монолога характерны: литературная
лексика; развернутость высказывания,
законченность, логическая завершенность;
синтаксическая оформленность (развернутая
система связующих элементов); связность
монолога обеспечивается одним говорящим.Эти
две формы речи отличаются и мотивами.
Монологическая речь стимулируется
внутренними мотивами, и ее содержание
и языковые средства выбирает сам
говорящий. Диалогическая речь стимулируется
не только внутренними, но и внешними
мотивами (ситуация, в которой происходит
диалог, реплики собеседника).Следовательно,
монологическая речь является более
сложным, произвольным, более организованным
видом речи и поэтому требует
специального речевого воспитания (Л.
В. Щерба, А. А. Леонтьев).Несмотря на существенные
различия, диалог и монолог взаимосвязаны
друг с другом. В процессе общения
монологическая речь органически вплетается
в диалогическую, а монолог может
приобретать диалогические свойства.
Часто общение протекает в
форме диалога с монологическими
вставками, когда наряду с короткими
репликами употребляются более
развернутые высказывания, состоящие
из нескольких предложений и содержащие
различную информацию (сообщение, дополнение
или уточнение сказанного). Л. П. Якубинский,
один из первых исследователей диалога
в нашей стране, отмечал, что крайние
случаи диалога и монолога связаны
между собой рядом промежуточных
форм. Одной из последних является
беседа, отличающаяся от простого разговора
более медленным темпом обмена репликами,
большим их объемом, а также обдуманностью,
произвольностью речи. Такую беседу
называют в отличие от спонтанного
(неподготовленного) разговора подготовленным
диалогом.Взаимосвязь диалогической
и монологической речи особенно важно
учитывать в методике обучения детей
родному языку. Очевидно, что навыки
и умения диалогической речи являются
основой овладения монологом. В
ходе обучения диалогической речи создаются
предпосылки для овладения повествованием,
описанием. Этому помогает и связность
диалога: последовательность реплик, обусловленная
темой разговора, логико-смысловая
связь отдельных высказываний между
собой. В раннем детстве формирование
диалогической речи предшествует становлению
монологической, а в дальнейшем работа
по развитию этих двух форм речи протекает
параллельно.Ряд ученых считают, что
хотя овладение элементарной диалогической
речью первично по отношению к
монологической и подготавливает к
ней, качество диалогической речи в
ее зрелой развернутой форме во многом
зависит от владения монологической
речью. Таким образом, обучение элементарной
диалогической речи должно подводить
к овладению связным монологическим
высказыванием и потому, чтобы
последнее могло быть как можно
раньше включено в развернутый диалог
и обогащало бы беседу, придавая
ей естественный, связный характер.Связная
речь может быть ситуативной и
контекстной. Ситуативная речь связана
с конкретной наглядной ситуацией
и не отражает полностью содержания
мысли в речевых формах. Она
понятна только при учете той
ситуации, о которой рассказывается.
Говорящий широко использует жесты,
мимику, указательные местоимения. В
контекстной речи в отличие от
ситуативной ее содержание понятно
из самого контекста. Сложность контекстной
речи состоит в том, что здесь
требуется построение высказывания
без учета конкретной ситуации, с
опорой только на языковые средства.В
большинстве случаев ситуативная
речь имеет характер разговора, а
контекстная речь – характер монолога.
Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин,
неправильно отождествлять диалогическую
речь с ситуативной, а контекстную
– с монологической. И монологическая
речь может иметь ситуативный
характер.Важным в связи с обсуждением
сущности связной речи является уяснение
понятия «разговорная речь». Дети дошкольного
возраста овладевают прежде всего разговорным
стилем речи, который характерен, главным
образом, для диалогической речи.
Монологическая речь разговорного стиля
встречается редко, она ближе
к книжно-литературному стилю.В
педагогической литературе чаще подчеркивается
особая роль связной монологической
речи. Но не менее важно овладение
диалогической формой общения, поскольку
в широком понимании «диалогические
отношения. это почти универсальное
явление, пронизывающее всю человеческую
речь и все отношения и проявления
человеческой жизни» (М. М. Бахтин).Развитие
обеих форм связной речи играет ведущую
роль в процессе речевого развития
ребенка и занимает центральное
место в общей системе работы
по развитию речи в детском саду.
Обучение связной речи можно рассматривать
и как цель, и как средство практического
овладения языком. Освоение разных
сторон речи является необходимым условием
развития связной речи, и в то
же время развитие связной речи способствует
самостоятельному использованию ребенком
отдельных слов и синтаксических
конструкций. Связная речь вбирает
в себя все достижения ребенка
в овладении родным языком, его
звуковым строем, словарным составом,
грамматическим строем.Психологи подчеркивают,
что в связной речи отчетливо
выступает тесная связь речевого
и умственного воспитания детей.
Ребенок учится мыслить, учась говорить,
но он также и совершенствует речь,
учась мыслить (Ф. А. Сохин).Связная
речь выполняет важнейшие социальные
функции: помогает ребенку устанавливать
связи с окружающими людьми, определяет
и регулирует нормы поведения
в обществе, что является решающим
условием для развития его личности.Обучение
связной речи оказывает влияние
и на эстетическое воспитание: пересказы
литературных произведений, самостоятельные
детские сочинения развивают
образность и выразительность речи,
обогащают художественно-речевой
опыт детей.
Таким образом, под связной
речью понимают смысловое развернутое
высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание.
1.3 Современные подходы
к развитию связной речи старших дошкольников
(ФГТ и современные образ программы)
Современная система отечественного
дошкольного образования строится
на принципах динамизма, вариативности
организационных форм, гибкого реагирования
на потребности общества и личности,
характеризуется возникновением и
развитием новых видов воспитательно-образовательных
учреждений для детей, разнообразием
педагогических услуг.Тенденция перехода
к вариативности образования
представлена в самом широком
смысле. Разнообразные типы и виды
дошкольных образовательных учреждений,
группы кратковременного содержания,
дополнительные образовательные услуги
(студии, секции, клубы) ориентированны
на потребности семьи и интересы
общества. Вариативные образовательные
программы обеспечивают дифференциацию
и индивидуализацию педагогического
процесса, личностно-ориентированное
обучение и воспитание. Смирнова Е.
О., Гударева О. В. Игра и произвольность
у современных дошкольников // Вопросы
психологии. 2004. № 1.Воспитательно-образовательная
работа с детьми, в связи с вариативностью
педагогического процесса, его форм
и содержания, должна базироваться
одновременно на двух принципах:1. Планирование,
направленное на усвоение детьми содержания
программы (стратегия педагогического
процесса).2. Педагогическая импровизация,
посредством которой взрослый варьирует
содержание, формы и методы в каждой
конкретной ситуации взаимодействия с
ребенком (тактика педагогического
процесса).Вариативность педагогического
процесса способствует развитию другой
важнейшей тенденции обновления
содержания образования - переходу на
личностно ориентированное взаимодействие
педагога с детьми, важнейшим аспектом
реализации которого является осуществление
индивидуального подхода. Индивидуализация
воспитания и обучения рассматривается
в этой связи как принятие неповторимости
и уникальности личности каждого
ребенка, поддержка его индивидуальных
потребностей и интересов, ориентация
педагогического процесса на своеобразие
его особенностей и потенциальных
возможностей. В соответствии с этим
воспитательно-образовательная работа
с дошкольниками должна строиться
на основе дифференцированной вариативной
программы, обеспечивающей индивидуальную
траекторию развития каждого ребенка.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические
труды. М., 1989.С точки зрения культурно-исторической
психологии, необходим совсем другой
подход к образованию вообще и
к построению преемственности между
дошкольным и начальным школьным
образованием в частности. Здесь
мы имеем дело с принципиально
другой моделью организации дошкольного
образования. Этот подход называют иногда
личностно-ориентированным или ориентированным
на ребенка, и, поскольку нацелен
на возрастосообразное развитие каждого
ребенка, обеспечивает развивающий
тип образования, которое строится
по своим законам для каждого
возраста.Развивающее образование
учитывает как возрастные, так
и индивидуальные особенности, интересы
и склонности каждого ребенка
и опирается на освоение ребенком
культурно-выработанных средств деятельности,
разные виды которой становятся ведущими
в разные возрастные периоды развития
ребенка. Таким образом, представление
о законах развития ребенка в
каждом возрастном периоде также
основано на том, какие средства адекватны
для того или иного возраста.Специфика
образования в дошкольном возрасте.Принцип
самоценности каждого возраста дает представление
о том, что подразумевается под спецификой
образования в дошкольном возрасте. Попытка
наполнения образования в дошкольном
возрасте школьным содержанием в начале
ХХI века вызывает тем большее недоумение,
что еще в прошлом столетии отечественные
и зарубежные ученые убедительно показали
недопустимость и неэффективность искусственного
ускорения развития ребенка. Однако важно,
не подменяя задачи дошкольного возраста
школьными, в то же время не занижать возможности
ребенка-дошкольника, избегая как искусственной
акселерации, так и искусственного замедления
его развития. Итак, чтобы создать развивающую
возрастосообразную дошкольную образовательную
программу, необходимо точно знать:1) основные
задачи развития в этом возрасте;2) реальные
возможности и интересы ребенка дошкольного
возраста. Юдина Е. Г. Общение и деятельность
в дошкольном и младшем школьном возрасте
// Педагогика: педагогические теории,
системы, технологии. М., 2002.Классические
психологические исследования и исследования
последних лет дают ответ на первый вопрос.
Основное достижение дошкольного возраста
- это развитие базиса личностной культуры
ребенка, его эмоциональное благополучие,
развитие индивидуальных способностей
и склонностей, развитие его самостоятельности,
инициативы, творческих возможностей,
произвольности, любознательности, ответственности,
коммуникативной и интеллектуальной компетентности.
Эти и другие качества личности ребенка
позволяют ему вступить в следующий - младший
школьный - возраст заинтересованным и
мотивированным к познанию, минуя стрессы
и сокрушительные разочарования переходного
периода. Что касается реальных возможностей
и интересов ребенка-дошкольника, то они
варьируют в зависимости от индивидуальных
склонностей ребенка, которые необходимо
учитывать, однако имеют при этом и возрастную
специфику. Эта специфика определяется
тем фактом, что основной (в терминах отечественной
психологической теории деятельности
- ведущей) деятельностью ребенка-дошкольника
является игра. Этот факт, с одной стороны,
хорошо известен педагогам, а с другой,
имеет специфическую интерпретацию в
современном образовании.В дошкольной
игре имеет смысл выделить два вида: игру
как форму обучения и свободную игру детей.
Надо сказать, что, с точки зрения развития
ребенка и его действительного (а не искусственного
насильственного) обучения, трудно отдать
приоритет какому-либо из этих двух видов.
Свободная игра (свободная для ребенка,
но не для педагога, который должен ее
искусно организовать, оставив свободной),
конечно, как минимум, не менее важна, чем
игровые формы обучения. Давно известно,
что именно в контексте свободной игры
детей появляются и получают дальнейшее
развитие все основные достижения дошкольного
возраста - воображение и творчество ребенка,
принятие им правила, которое затем даст
ему возможность владеть собой.Именно
свободная игра развивает общение детей
между собой и дает им навыки коммуникации
- обсуждения, разрешения и профилактики
конфликтов, умение договариваться и многое
другое. В детской игре получают развитие
способности к саморегуляции и метакогнитивные
способности ребенка (которые являются
предпосылками развития рефлексии). И,
возможно, самое важное: дети любят играть.
Развивающая программа дошкольного образования
не может не учитывать важности свободной
игры. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.,
1999.Важность игры в развитии детей младшего
возраста давно доказана; в частности,
в русле культурно-исторической психологии
было проведено множество исследований,
посвященных этой проблеме. Тем не менее,
в современном образовании, в контексте
первого из описанных нами подходов детская
игра часто воспринимается как нечто несерьезное,
имеющее смысл лишь по «остаточному принципу»,
когда остается время от занятий. При таком
подходе времени, разумеется, не остается.
Это одна из самых серьезных проблем современных
национальных систем образования детей
младшего возраста многих стран. Взрослые
смотрят на детскую игру как на отдых или
развлечение, не понимая, что если ребенка
лишить возможности играть, это нанесет
непоправимый вред развитию его личностных
и интеллектуальных способностей. Мы сталкиваемся
с ситуацией, когда давно доказанный, многократно
подтвержденный в прошлом веке фундаментальный
закон развития детей этого возраста в
наши дни даже не столько отрицается, сколько
просто игнорируется.Эта тенденция типична
как для отечественного образования, так
и за рубежом, однако в российском дошкольном
образовании она имеет свои специфические
особенности.В отечественной педагогике
сильный акцент обычно делается именно
на игровых формах и методах обучения
детей, а не на свободной игре. Уже из сказанного
ясно, что дети действительно учатся, играя,
однако для развивающей программы очень
важно, чтобы играл именно ребенок, а не
педагог. Важно при этом, чтобы это была
именно игра, а не ее имитация, когда игровая
форма используется педагогами как заклинание.
Дошкольная программа, ориентированная
на развитие детей, обычно касается того,
как организовать свободную игру и обучение
детей в игровой форме. Мануйленко З. В.
Развитие произвольного поведения у детей
дошкольного возраста.Находясь в обществе
сверстников в предметно насыщенной среде,
ребенок легко выбирает себе род занятий,
партнеров и обнаруживает способность
к порождению и воплощению разнообразных,
сменяющих друг друга замыслов. Способность
ребенка к фантазии, воображению особенно
ярко проявляется в ролевой и режиссерской
игре, которая к концу дошкольного периода
характеризуется наличием оригинального
замысла, гибкостью развертывания сюжетной
линии сообразно условиям и обстоятельствам.
Творческие способности детей также проявляются
в рисовании, придумывании сказок, танцах,
пении. Дети любят фантазировать вслух,
играть звуками и словами. Эта способность
тесно связана с развитием речи и свидетельствует
о возникновении внутреннего плана действия,
развитии функции воображения и становлении
произвольности предметного действия.
Рубцов В. В. Основы социально-генетической
психологии. М.-Воронеж, 2006.Особым объектом
освоения становятся для ребенка собственное
тело и телесные движения; детские движения
приобретают произвольный характер.Волевое
начало в действиях ребенка проявляется
в продуктивной деятельности, де он обнаруживает
способность достигать цели, где он обнаруживает
способность достигать цели, стараться
сделать продукт качественно, переделывать,
если не получилось. Произвольность также
проявляется в социальном поведении: ребенок
может выполнять инструкцию педагога,
следовать установленным правилам.В дошкольном
детстве получают развитие познавательные
способности ребенка. Он проявляет широкую
любознательность, задает вопросы, касающиеся
близких и далеких предметов и явлений,
интересуется причинно-следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей. Любит
наблюдать, экспериментировать, собирать
разнообразные коллекции. Проявляет интерес
к познавательной литературе, к символическим
языкам, графическим схемам, пытается
самостоятельно пользоваться ими.Одновременно
с развитием этих качеств повышается компетентность
ребенка в разных видах деятельности и
в сфере отношений. Компетентность ребенка
проявляется не только в том, что он обладает
знаниями, умениями, но и в том, что способен
принимать на ее основе решениями (Денякина
Л.М.).Современное дошкольное образование.Жизнь
и время диктуют свои правила. Оглядываясь
назад, можно констатировать тот факт,
что сегодня дошкольное образование уже
не то, каким оно было даже пять лет назад:
сегодня маленькому ребенку и его семье
нужен несколько иной детский сад, в котором
преобладают все те же ценности -- доброта,
любовь, бережное отношение к душе ребенка,
-- но само содержание деятельности уже
другое, его нет смысла рассматривать
с позиции «хуже» или «лучше», чем то, что
было, оно просто другое.Современное дошкольное
образование, -- это прежде всего:
-- современные детские
сады, построенные по новым типовым
проектам или реконструированные
в соответствии с современными
требованиями, где могут быть
организованы доступные формы
получения дошкольного образования,
присмотра и ухода для детей
от 2 месяцев до 7 лет;
-- новые формы дошкольного
образования, отвечающие социальным
запросам разных слоев населения;
-- новые подходы к экономическому
обеспечению, нормативно-правовому
регулированию развития системы
дошкольного образования;
-- современная инфраструктура
дошкольных учреждений; школьных
учреждений;
-- общественно-государственная
система управления качеством
дошкольного образования; многоуровневая
система подготовки и повышения
квалификации педагогов дошкольных
образовательных учреждений; высокий
приоритет профессии воспитателя.
Современное дошкольное образование
-- это открытая социально-педагогическая
система предоставления образовательных
и иных услуг дошкольного образования.
С 1 сентября 2010 года в соответствии
с приказом Минобрнауки РФ № 655 от
23 ноября 2009 г. вводятся Федеральные
государственные требования (введение
ФГТ) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Эти требования имеют статус, аналогичный
Федеральному государственному образовательному
стандарту, который был принят для
начальной школы. Новый нормативный
документ - «Федеральные государственные
требования к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования» определяет
основу образовательной программы
российского детского сада и выдвигает
в качестве основной цели педагогической
работы - развитие каждого ребенка.
ФГТ содержат требования к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и требования
к разделам обязательной части основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования. ФГТ должны
стать и составной частью системы
подготовки и переподготовки кадров,
а также повышения квалификации.
Кондаков А.М. Современные концепции
дошкольного образования. М. - 2010.
Программа дополнительного
профессионального образования (72 часа)
разработана в соответствии с
Концепцией законопроекта о дошкольном
образовании:
* Федеральными государственными
требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования;
* Концептуальными основами
организации образовательного процесса
с детьми старшего дошкольного
возраста (5 - 7 лет) для построения
непрерывного содержания дошкольного
и начального общего образования;