Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:38, курсовая работа
Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
.1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психолого – педагогической литературе
1.2 Понятие связной речи и ее значение для развития личности ребенка
1.3. Современные подходы к развитию связной речи старших дошкольников (ФГТ и современные образ программы)
ГЛАВА 11 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ФГТ
2.1. Изучение практического опыта ДОУ по организации работы по ФГТ
2.2 Разработка перспективного плана по образовательной области «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) понимание текста –
правильное формулирование
2) структурирование текста
- умение последовательно и
3) лексика – полнота
использования лексики
грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается
отдельно. Высшая оценка воспроизведения
текста 12 баллов (условно). 2 балла –
правильное воспроизведение; последовательное
и точное построение пересказа; использование
авторских слов и своих точных
словозамен;наличие разных типов
предложений, отсутствие грамматических
ошибок;полное отсутствие неоправданных
пауз; самостоятельное
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокоиу уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.Речь оценивается по следующим параметрам:
целостность - единство темы;
последовательность и структурное оформление;
связность – оценивается
путем анализа способов межфразовой
связи, подсчитывается количество предложений,
не связанных или формально
развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;
самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей .Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используются наблюдения за свободным общением детей. Обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умения вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.
Таблица 1 - Оценка коммуникативных умений детей
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений детей |
Оценка |
Уровень еч |
1 |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог |
3 |
высокий |
2 |
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопрсы, вступать в диалог |
2 |
средний |
3 |
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог |
1 |
Низкий |
Большое влияние на развитие связной речи оказывают русские народные сказки, которые рассматриваются в следующей главе.
Выводы по первой главе
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.
В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития умений связной речи и об эффективности методики обучения. В данном случае результаты выполнения контрольных заданий помогут воспитателю внести коррективы в содержание и методику обучения.
Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления сдвигов, произошедших под влиянием обучения, можно воспользоваться методикой анализа и оценки детских текстов, разработанной в педагогических исследованиях.